Организационная культура как социально-экономическое пространство, влияющее на деятельность организации
Один из основных резервов повышения эффективности организации — организационная культура. Организационная культура (OK) — это комплекс ценностей, видений, ожиданий, верований, традиций и норм поведения, принимаемых большей частью членов организации. Принято выделять три уровня ОК (по Э. Шайну): 1. Поверхностный (то, что воспринимается человеческими чувствами). 2. Подповерхностный (верования и ценности, сознательно разделяемые членами организации). 3. Глубинный (скрытые, бессознательно принимаемые на веру предположения и атрибуты поведения). ОК имеет субъективные и объективные элементы. Субъективные элементы ОК: • истории об организации; • истории о лидерах; • организационные табу; • обряды и ритуалы; • язык общения; • лозунги и т.д. Объективные элементы ОК: • месторасположение организации; • дизайн помещений; • рабочие места; • оборудование и мебель; • удобства; • комнаты приема; • стоянки для автомобилей и т.д. ОК состоит из: • преобладающей культуры; • субкультур групп; • контркультур групп. Эти три составляющие усиливают или ослабляют культуру организации в целом. Преобладающая культура (по Came) состоит: • из разделяемых норм поведения; • единства в толкованиях; • материальных объектов; • разговорных выражений; • образцов поведения; • разделяемых чувств. Влияние ОК определяется: • масштабами атрибутов культуры; • степенью, в которой члены организации разделяют ее основные атрибуты; • ясности приоритетов атрибутов культуры (основные и второстепенные). Управление ОК предполагает: 1. Ее формирование. 2. Ее поддержание. 3. Ее изменение. ФОРМИРОВАНИЕ ОК. Для формирования ОК необходимо (Э. Шайну): • решить проблему внешней адаптации (выработка миссии и стратегии, целей, методов достижения целей, разработка системы контроля и воздействия на индивидов); • решить проблему внутренней интеграции (выбрать подходящие методы коммуникаций, критерии вхождения и выхода членов из групп, правильно распределить полномочия и власть, наладить личностные отношения, выработать систему награждений и наказаний, выработать идеологию и веру в успех дела). На формирование ОК влияют: • культура общества (народа), внутри которого организация функционирует; • культура представителей высшего звена управления организацией; • напористость руководства во внедрении новых норм поведения, идей, взглядов, идеологии. ОК поддерживается: • системой оценки и контроля за деятельностью членов организации; • способами реагирования на ситуации через установление ролей и обучение персонала; • кадровой работой (найм, обучение, переобучение, отбор, оценка деятельности, повышение квалификации и т.д.); • соблюдением ритуалов, обрядов, традиций. Изменение ОК и поведение членов организации может находиться в следующих соотношениях. • ОК может привести к изменению поведения членов организации (и наоборот). • ОК может не привести к изменению поведения членов организации. • Поведение членов организации может измениться без изменения ОК. • Может измениться поведение членов организации и ОК одновременно.
Факторы эффективности менеджмента Эффективность менеджмента - это управление деятельностью предприятия с минимальными издержками и максимальными результатами. В менеджменте выделяют экономическую и социальную эффективность. Результатом социальной эффективности является социальный эффект, который заключается в повышении удовлетворенности работников от выполняемой работы, улучшении условий труда, повышении благосостояния работников. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|