Правовые основы регулирования обращения с отходами
Образование отходов – одна из наиболее масштабных и сложных экологических проблем. Отходы являются побочным продуктом практически любой деятельности. Неэффективное обращение с отходами ведет не только к дальнейшему загрязнению окружающей среды, но и угрожает жизни и здоровью граждан, а также значительно наносит экономический ущерб. В этой связи возникают организационные, экономические, правовые вопросы, требующие научного, законодательного, практического анализа и решения. Поскольку организация безопасного обращения с отходами производства и потребления является объектом государственного регулирования, то важнейшую роль в механизме обращения с отходами играет право, которое должно установить четкий механизм правового регулирования в этой сфере. Нормативные правовые акты, принимаемые органами власти, создают правовую основу для деятельности по организации и контролю за состоянием окружающей среды, ограничению вредного воздействия отходов производства и потребления на природную среду и здоровье человека, а также стимулируют рациональное использование природных и материальных ресурсов [11, c. 526]. Ввиду исторических особенностей нашего государства, вопросы обращения с отходами производства и потребления довольно долгое время регулировались фрагментарно и на подзаконном, преимущественно ведомственном уровне. Правовое регулирование обращения с отходами началось в Беларуси в 1993 г., когда впервые появился Закон «Об отходах». В последующем этот закон изменялся и дополнялся, и в 2007 году была принята новая редакция закона, который стал называться Закон Республики Беларусь «Об обращении с отходами» [2]. В настоящее время в Республике Беларусь вопросу правового регулирования обращения с отходами посвящено достаточное количество нормативных правовых актов, основными среди которых являются: Конституция Республики Беларусь [1], Законы Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» [4] и «Об обращении с отходами» [2] и иные. Конституция Республики Беларусь гарантирует гражданам право на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением данного права, а так же право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, в том числе о состоянии окружающей среды [1]. Государственные органы, общественные объединения, должностные лица обязаны предоставить гражданину Республики Беларусь возможность ознакомиться с материалами, в том числе экологического характера, затрагивающими его права и законные интересы. Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды», устанавливая правовые основы охраны окружающей среды, природопользования, с целью обеспечения конституционных прав граждан на благоприятную для жизни и здоровья окружающую среду, наряду с иными, устанавливает и требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами. Согласно ст. 50 данного Закона «юридические лица и граждане, хозяйственная и иная деятельность которых связана с обращением с отходами, обязаны соблюдать требования в области охраны окружающей среды, а также санитарные, противопожарные и иные требования, установленные законодательством Республики Беларусь. Отношения, возникающие в процессе обращения с отходами, регулируются законодательством Республики Беларусь об обращении с отходами и иным законодательством Республики Беларусь» [4]. Как видим, норма статьи 50 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» является бланкетной и отсылает к законодательству об обращении с отходами. Положения Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» органично дополняют и конкретизируют нормы Закона Республики Беларусь «Об обращении с отходами». Это основной нормативный правовой акт, определяющий правовые основы обращения с отходами, направленные на уменьшение объемов образования отходов, предотвращение их вредного воздействия на окружающую среду, здоровье граждан, имущество, а также на максимальное вовлечение отходов в гражданский оборот в качестве вторичного сырья. Закон закрепляет основные принципы в области обращения с отходами; основы государственного регулирования и управления в области обращения с отходами; требования к обращению с отходами; обязанности юридических и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, осуществляющих обращение с отходами; четко регламентирует классификацию отходов по различным основаниям; предусматривает ответственность за нарушение законодательства об обращении с отходами [2]. В развитие положений Закона Республики Беларусь «Об обращении с отходами» в республике принят ряд нормативных правовых актов, направленных на реализацию экономического механизма стимулирования переработки различных видов отходов, внедрения малоотходных и ресурсосберегающих технологий производств, установлены льготы субъектам хозяйствования по уплате налогов при введении отходов в хозяйственный оборот, изготовлении продукции из вторичного сырья, осуществляется поддержка инвестиционных проектов на проведение мероприятий по вовлечению отходов в хозяйственный оборот и др [25]. Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что в Республике Беларусь созданы правовые основы деятельности в области обращения с отходами. В нормативных правовых актах в большей степени урегулированы вопросы обращения с отходами, и это, безусловно, следует оценивать как прогрессивный шаг в целях охраны окружающей среды и обеспечения конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду. Однако большинство из таких актов содержит нормы, связанные с порядком регулирования отходов производства. Но влияние отходов потребления в современном обществе на состояние окружающей среды не менее глобально, чем влияние отходов производства. Представляется необходимость дальнейшее развития законодательства в данной сфере. Правовое регулирование в области обращения с отходами должно быть направлено на уменьшение объемов образования отходов и предотвращение их вредного воздействия на окружающую среду, здоровье граждан, имущество, находящееся в собственности государства, имущество юридических и физических лиц. Особое внимание следует уделять анализу опыта зарубежных стран, широкому информированию о проблемах отходов, созданию жесткого экологического законодательства, заставляющего как предприятия, так и граждан заботиться о количестве и качестве производимых ими отходов [24]. Сбор отходов и их разделение по видам осуществляются производителями отходов либо уполномоченными ими юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими обращение с отходами. Если производитель отходов не выполнил требования по разделению отходов по видам, то их разделение по видам обязаны осуществить юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, к которым перешло право собственности или иное вещное право на эти отходы [14,с.141]. Перевозка отходов производится с использованием транспортных средств, обеспечивающих предотвращение вредного воздействия перевозимых отходов на окружающую среду, здоровье граждан, имущество, и осуществляется в соответствии с настоящим Законом, гражданским законодательством и законодательством о транспорте, а перевозка опасных отходов, классифицированных как опасные грузы, - в соответствии с законодательством о перевозке опасных грузов. Перевозка отходов производства допускается при наличии сопроводительного паспорта перевозки отходов производства, оформленного собственником перевозимых отходов производства [2]. Перевозить отходы производства можно только при наличии сопроводительного паспорта перевозки отходов производства, оформляемого собственником отходов производства по утвержденной Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь форме. Сопроводительные паспорта перевозки отходов производства подлежат регистрации в журнале регистрации сопроводительных паспортов перевозки отходов производства, форма которого утверждается Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь [2]. Существует несколько способов ликвидации или использования твердых отходов. Самый радикальный из них — не допускать образования отходов, выходящих за рамки применяемых технологий (природосберегающий тип производства). Однако такой способ в массовых масштабах будет применяться только в перспективе. К тому же он не решает проблему бытового мусора и отходов конечной продукции. Самым простым способом утилизации отходов, использующимся повсеместно, является их захоронение или складирование на соответствующих полигонах (свалках). Этот способ является наиболее дешевым, однако утилизируемые таким образом отходы десятки лет не подвергаются разложению, и, следовательно, проблема их уничтожения просто переносится во времени. Кроме того, при таком подходе безвозвратно теряются ресурсы, содержащиеся в отходах (бумага, картон, стеклобой, вторичные текстильные материалы и др.). В развитых в промышленном отношении странах применяются мусоросжигаюшие заводы. Положительная сторона данного процесса состоит в уничтожении мусора и выработке энергии при сжигании, отрицательная сторона заключается также в уничтожении мусора (т. е. ресурсов), загрязнении окружающей среды продуктами сгорания, образовании отходов в виде токсичной золы [6]. Приоритетным способом утилизации отходов является метод восстановления ресурсов, т.е. сбора, сортировки, подготовки отходов различных видов для последующей рециркуляции (повторного использования), В мире наиболее высокий уровень рециклирования наблюдается по таким ресурсам, как бумага, стекло, алюминий. Хранение и захоронение отходов допускаются только в санкционированных местах хранения отходов и санкционированных местах захоронения отходов. Санкционированные места хранения отходов производства и санкционированные места захоронения отходов производства определяются в разрешениях на хранение и захоронение отходов производства, выдаваемых Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь или его территориальными органами, а при временном хранении отходов производства в целях накопления количества отходов, необходимого для перевозки, указываются в инструкциях по обращению с отходами производства, в которых определяются периодичность вывоза отходов производства и допустимое количество накопления отходов производства. Нарушение периодичности вывоза отходов производства и превышение допустимого количества накопления отходов производства при временном хранении не допускаются. Разрешения на хранение и захоронение отходов производства получают собственники отходов производства либо уполномоченные ими юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие обращение с отходами [2]. Отходы в качестве вторичного сырья должны использоваться на объектах по использованию отходов в соответствии с техническими нормативными правовыми актами. Использование отходов с применением технологий, приводящих к образованию стойких органических загрязнителей, запрещается. Объекты по использованию отходов, введенные в эксплуатацию, подлежат регистрации в реестре объектов по использованию отходов в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь. Выдача разрешений регламентируется Постановлением 1104 Совмина Республики Беларусь и осуществляется территориальными органами Минприроды. Выдача разрешения на захоронение отходов производства осуществляется при условиях: - отсутствия на дату получения разрешения введенных в эксплуатацию объектов по использованию отходов, объектов обезвреживания отходов, принимающих отходы от сторонних организаций; - наличия объектов захоронения отходов с достаточной фактической мощностью для захоронения отходов [2].
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|