Ответственность за нарушение законодательства об обращении с отходами
Республика Беларусь уделяет повышенное внимание вопросам экологии и обращению с отходами. Во-первых, в законодательстве определен круг обязанностей, подлежащих выполнению каждым юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, осуществляющим деятельность на территории Беларуси. Во-вторых, за невыполнение (ненадлежащее выполнение) данных обязанностей предусмотрена административная и уголовная ответственность. Так, за нарушение требований законодательства об обращении с отходами установлена административная ответственность в виде наложения штрафа на индивидуальных предпринимателей в размере до 200 базовых величин, а на юридических лиц до 1000 базовых величин. [20] За невыполнение обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и использования отходов товаров и тары Указом предусмотрен штраф подлежащеий уплате [20]. Правонарушениями в области охраны окружающей среды являются: - нарушение нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды; - нарушение требований экологической безопасности; - нарушение правил безопасности при обращении с опасными химическими и иными веществами и отходами; - нарушение законодательства Республики Беларусь об отходах; - нарушение режима охраны и использования особо охраняемых природных территорий; - нарушение порядка использования земель и требований по их охране; - нарушение требований по использованию недр и гидроминеральных ресурсов; - загрязнение атмосферы, нарушение правил эксплуатации, а также неиспользование оборудования для очистки и контроля выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; - производство, выпуск в эксплуатацию или эксплуатация передвижных источников с превышением нормативов допустимых выбросов химических веществ; - нарушение законодательства Республики Беларусь об охране озонового слоя; - нарушение порядка использования охранных зон станций, постов и других гидрометеорологических объектов государственной сети наблюдений за состоянием окружающей среды и ее загрязнением; - загрязнение либо засорение вод, нарушение правил водопользования и др.[4] Законодательными актами Республики Беларусь могут быть предусмотрены и иные правонарушения в области охраны окружающей среды [20]. Юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, нарушившие законодательство об обращении с отходами, несут гражданско-правовую, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательными актами.[4] В республике внедрён принцип «расширенной ответственности производителя». Определён широкий перечень товаров (в частности, элементы питания, ртутьсодержащие лампы, шины, электрическая и электронная техника) и упаковки (пластмассовой, стеклянной, на основе бумаги и картона), в отношении производителей и импортёров которых реализуется принцип «расширенной ответственности производителя». Предусматриваются способы реализации расширенной ответственности производителя, которые включают создание производителями и импортёрами собственной системы сбора и использования отходов этих товаров или внесения производителями и импортёрами специальной платы на счёт ГУ «Оператор вторичных материальных ресурсов», который формирует специальный фонд. Средства фонда распределяются на различные цели: на финансирование программ в области обращения с отходами, на компенсацию субъектам хозяйствования расходов по сбору отходов. [24]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ На современном этапе развития человеческой цивилизации в эпоху глобализации продолжается углубление экологического кризиса, что проявляется в потере биологического разнообразия, процессах опустынивания, изменения климата, увеличения количества стихийных бедствий, загрязнении воздуха, вод и почв, причем данные тенденции неравномерно распределяются между развитыми и развивающимися странами. Следует выделить группу экологических последствий глобализации. В группу входят экологические последствия от захоронения химических, бактериологических и иных боеприпасов и опасных отходов в морях; последствия ведения боевых действий (экологических войн); загрязнение окружающей среды военными базами; испытание и уничтожение ядерного, химического и иного оружия массового поражения, и, как ответная реакция на последствия глобализации со стороны стран третьего мира - экологический терроризм. Организационно-правовым следствием данных процессов является формирование глобальных наднациональных экологических органов управления, которые следует подразделять на общие и отраслевые. Глубинные противоречия глобализации создают предпосылки для социальной и экологической катастрофы. Существование однополюсного мира и периодически происходящее вооруженное вмешательство стран НАТО в дела суверенных государств наряду с политическими, экономическими, гуманитарными последствиями имеет и ярко выраженную экологическую направленность. Отказ от подобной стратегии и переход к новой модели социальных отношений (концепции устойчивого развития), основанной на принципах плюрализма и сотрудничества, является необходимым условием обеспечения экологической безопасности в мировой масштабе. Осознание мировым сообществом указанных последствий процессов глобализации привело к принятию ряда международных документов, закрепляющих основные параметры концепции устойчивого развития и элементы права человека на благоприятную окружающую среду, являющегося ядром экологических прав человека (декларации конференций ООН в Стокгольме (1972 г.), Рио-де-Жанейро (1992 г.) и Йоханнесбурге (2002 г.)). В целом же, под экологическими правами человека и гражданина следует понимать признанные международным сообществом и закрепленные в национальном законодательстве неотъемлемые возможности индивида, позволяющие обеспечить его потребности в окружающей среде благоприятного качества как элементе устойчивого развития стран мира в интересах настоящего и будущего поколений людей. Экологические обязанности человека и гражданина - это вид и мера должного и необходимого поведения граждан, иностранных граждан, бипатридов и апатридов , определяемого через систему предписаний, стимулов и запретов в целях обеспечения благоприятного качества окружающей среды в интересах настоящего и будущего поколений людей. Следует различать «механизм реализации» и «механизм обеспечения» экологических прав человека. В состав последнего включается система гарантий экологических прав человека и гражданина, в рамках которой выделяются общесоциальные гарантии (экономические, политические, духовно-нравственные) и юридические гарантии. В рамках последней группы особое значение приобретают судебные гарантии, в том числе возможность защиты экологических прав в Европейском Суде по правам человека. Несмотря на то, что в Европейской конвенции не содержится упоминаний об экологических правах человека, их защита осуществляется опосредовано, через защиту иных прав и свобод. Для реализации экологических прав и обязанностей человека и гражданина большое значение имеет и повышение эффективности юридической ответственности за нарушение экологических прав и неисполнение экологических обязанностей человека и гражданина. В позитивном и ретроспективном аспектах под ней следует понимать одобряемую и поощряемую государством деятельность субъектов экологических правоотношений по соблюдению и исполнению эколого-правовых норм, направленных на обеспечение экологического правопорядка, а в случае их нарушения - обязанность претерпевать меры государственного принуждения, заключающиеся в ограничениях личного, организационного или имущественного характера.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|