Защита права собственности на культурные ценности: национальное законодательство и международные соглашения
Национальное законодательство. Основным законом в этой области является закон РФ от 15.04.1993 г. №4801-4 «О вывозе и ввозе культурных ценностей»[4]. Постановлением Правительства РФ от 6.06.2007 г. № 354 утверждено «Положение о Федеральной службе понадзору в сфере массовых коммуникаций связи и охраны культурного наследия (Росохранкультура)»[5]. Закон ставит своей целью сохранение культурного наследия народов Российской Федерации, защиту культурных ценностей от незаконного вывоза, ввоза и передачи права собственности на них. Он призван также способствовать развитию международного культурного сотрудничества, взаимному ознакомлению народов России и других стран с культурными ценностями друг друга. Закон устанавливает приоритет международных договоров. Осуществление внешнеэкономической деятельности, относящейся к культурным ценностям, допускается только при наличии разрешения, выдаваемого в порядке, установленном Правительством РФ. Форма сделок в отношении культурных ценностей должна быть письменной под страхом недействительности (ст.45). Росохранкультура осуществляет государственный контроль за вывозом из Российской Федерации и ввозом на ее территорию культурных ценностей и в этих целях: обеспечивает экспертизу культурных ценностей, заявленных к вывозу и временному вывозу, а также при их возврате после временного вывоза; принимает решения о возможности вывоза или временного вывоза культурных ценностей из Российской Федерации, выдает юридическим и физическим лицам свидетельства на право соответствующего вывоза; заключает договоры о возврате вывозимых культурных ценностей с лицами, ходатайствующими об их временном вывозе и т.д. Важной функцией Росохранкультуры является контроль над соблюдением законодательства Российской Федерации в отношении культурных ценностей, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой и находящихся на территории РФ, их сохранностью. Эти вопросы урегулированы в ФЗ от 15 апреля 1998 г. «О культурных ценностях, перемещённых в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации[6]. В Законе 1993 г. регулируется вывоз из России и ввоз на её территорию культурных ценностей.Предусмотрены две категории культурных ценностей. К первой категории отнесены те, которые вообще не подлежат вывозу (ст.9). К ним относятся: · движимые предметы, отнесенные в соответствии с действующим законодательством к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, независимо от времени их создания; · культурные ценности, постоянно хранящиеся в государственных и муниципальных музеях, архивах, библиотеках, других государственных хранилищах культурных ценностей Российской Федерации. · культурные ценности, созданные более 100 лет назад, если иное не предусмотрено Законом РФ 1993 г.[7] Запрет на вывоз культурных ценностей по иным основаниям не допускается. Ко второй категории отнесены ценности, вывоз которых возможен. Решение о возможности их вывоза принимается на основе обязательной экспертизы. При принятии решения о возможности вывоза культурных ценностей соответствующим государственным органом выдается свидетельство на право вывоза культурных ценностей. Свидетельство на право вывоза культурных ценностей является основанием для пропуска указанных ценностей через таможенную и государственную границу Российской Федерации. Вывоз культурных ценностей без указанного свидетельства запрещается.[8] Министерством культуры РФ утверждён Перечень культурных ценностей, вывоз которых осуществляется на основании свидетельств на право вывоза культурных ценностей с территории Российской Федерации и форма справки, подтверждающей, что на вывоз указанных в ней предметов такого свидетельства не требуется. Ввозимые культурные ценности подлежат таможенному контролю и специальной регистрации. В соответствии с международными договорами РФ или в связи с запросами компетентных органов стран ввоз культурных ценностей, на которые объявлен розыск, запрещается. Такие ценности подлежат задержанию с целью их последующего возвращения законным владельцам. Вывоз осуществляется только законным собственником либо лицом, уполномоченным на то собственником в установленном законом порядке. Государство вправе разрешить вывоз культурных ценностей, не подлежащих вывозу, если их владельцами заключен договор о передаче в дар государственным музеям, архивам, библиотекам предметов из своей коллекции, имеющих особое культурное, историческое или иное значение, либо иной договор о передаче данных предметов (ст.37). Государство вправе купить культурную ценность, заявленную к вывозу, по цене, назначенной собственником при подаче заявления на право вывоза культурной ценности (ст.38). В случае вывоза культурной ценности её автором преимущественное право государства на приобретение не применяется. Споры, связанные с осуществлением преимущественного права государства, решаются в судебном порядке. Автор независимо от того, выезжает он за пределы РФ временно или на постоянное место жительства, имеет право вывезти созданные им культурные ценности в любом количестве в порядке, установленном законом (ст.40). Временный вывоз культурных ценностей осуществляется музеями, архивами, библиотеками, другими юридическими лицами, а также гражданами в следующих случаях: · для организации выставок; · для осуществления реставрационных работ; · в связи с театральной, концертной, иной артистической деятельностью; · в иных необходимых случаях. Закон устанавливает разрешительный порядок такого вывоза. При этом требуются коммерческое страхование либо государственные гарантии принимающей стороны финансового покрытия всех рисков и гарантии государственных органов страны назначения в отношении сохранности и возврата. Требование возврата обеспечивается залогом ценностей с оставлением предмета залога у залогодателя. Культурные ценности, возвращённые в РФ, подлежат обязательной экспертизе. Временный ввоз культурных ценностей в РФ подлежат таможенному контролю и регистрации. Предоставление государственных гарантий охраны осуществляется в каждом отдельном случае в соответствии с международными договорами РФ или Постановлениями Правительства РФ на условиях соблюдения взаимности (ст.35). Истребование незаконно вывезенных культурных ценностей из незаконного владения. Если ценности похищены и вывезены за пределы РФ, государство обязано принять меры по истребованию их из незаконного владения в соответствии с нормами международного права. В случае, если собственник предъявляет иск об истребовании культурных ценностей из незаконного владения в суды иностранных государств в соответствии с правом этих государств, РФ оказывает им содействие в возвращении этих ценностей в Россию. Ценности освобождаются от таможенных и иных сборов (ст.42). Виндикация культурной ценности от добросовестного приобретателя имеет некоторые особенности. Добросовестный приобретатель незаконно ввезённых в РФ похищенных или утерянных культурных ценностей получает справедливую компенсацию при возврате ценностей законному собственнику, если требование об их возврате предъявляется государством – участником международного соглашения, предусматривающего такую выплату, или если такая выплата представляется на началах взаимности (ст.43). Иски о возврате ввезённых культурных ценностей из незаконного владения освобождаются от уплаты госпошлины. От добросовестного приобретателя ценности истребуются в случае, если они были похищены у собственника либо выбыли из его владения иным путём помимо его воли. Если собственником является государственный музей, архив, библиотека, иное государственное хранилище, какое-либо возмещение не выплачивается. Право собственности и приобретательская давность. Физическое или юридическое лицо, не являющееся собственником культурных ценностей, но добросовестно и открыто владеющее ею как собственной не менее 20 лет, приобретает право собственности на эту культурную ценность (ст.43). В международной практике определение права, подлежащего применению к отношениям по возникновению права собственности в силу приобретательской давности, имеет нередко решающее значение при решении споров о культурных ценностях. В соответствии с п.3 ст.1206 ГК это право определяется по праву страны, где это имущество находилось в момент окончания срока приобретательной давности. В ряде стран установлены такие же правила. В РФ установлен особый режим в отношении перемещённых культурных ценностей. ФЗ от 15 апреля 1998 г. «О культурных ценностях, перемещённых в Союз СССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации»[9]. ФЗ вводит понятие компенсаторной реституции (ст.4). Компенсаторная реституция– это вид международно-правовой ответственности. Субъекттакой ответственности – государство агрессор. Содержание ответственности – обязанность компенсировать причинённый ущерб потерпевшему государству. Формы ответственности: 1) передача потерпевшему государству или 2) изъятие потерпевшим государством в свою пользу предметов того же рода, что и разграбленные и незаконно вывезенные государством агрессором с территории потерпевшего государства. Условие применения компенсаторной реституции - если осуществление ответственности данного государства в форме обычной реституции невозможно. Все ввезённые в СССР ценности в осуществление его права на компенсаторную реституцию, являются достоянием РФ и находятся в федеральной собственности за изъятиями, установленными законом (ст.6). Конституционный Суд в своём постановлении от 20 июля 1999 г.[10] постановил, что компенсаторная реституция не может осуществляться за счёт собственности жертв нацистских режимов. Законом предусмотрена система возможного предъявления претензий о возвращении перемещённых ценностей только правительствами соответствующих государств только Правительству РФ. По мнению Конституционного Суда это не исключает судебный порядок установления и защиты права собственности на конкретные перемещённые ценности, находящиеся на территории РФ, для лиц, которым принадлежат культурные ценности, обозначенные в законе как собственность заинтересованных государств. Закон 1998 г предусматривает возможность заключения международных договоров по вопросам возвращения и равноценного обмена перемещённых ценностей на те, которые находятся за пределами России. Международные договоры. К числу наиболее важных международных соглашений об охране культурных ценностей относятся: 1) Гаагская конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, Исполнительный регламент Конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, Протокол к конвенции, подписанные 14 мая 1954 г. Второй протокол к Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 г. (Гаага , 26 марта 1999 г.) 2) Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (17-я сессия Генеральной конференции ЮНЕСКО, 16 ноября 1972 г.) 3) Конвенция о мерах направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности (16-я сессия Генеральной конференции ЮНЕСКО, 14 ноября 1970 г.) 4) Конвенция УНИДРУА о похищенных или незаконно вывезенных культурных ценностях, подписанная в Риме 24 июня 1995 г. 5) Конвенция об охране подводного культурного наследия (31-я сессия Генеральной конференции ЮНЕСКО, Париж, 6 ноября 2001 г.) 6) Устав международного исследовательского центра по сохранению и реставрации культурных ценностей (Римского центра) подписанный 5 декабря 1956 г. Наряду с многосторонними конвенциями имеются и региональные соглашения. Между странами СНГ были заключены Соглашение о сотрудничестве в области культуры от 15 мая 1992 г., Соглашение о вывозе и ввозе культурных ценностей от 28 сентября 2001 г.[11] По вопросам культурного сотрудничества РФ заключила многочисленные двусторонние договоры. Так, в договоре о дружбе и сотрудничестве между Россией и Италией от 14 октября 1994 г. предусматривается оказание взаимной помощи в деле сохранении и использования культурного и художественного достояния. Стороны, как сказано в Договоре, «исходят из того, что похищенные или незаконно вывезенные произведения искусства, находящиеся на их территории, должны быть возвращены другой стороне»[12]. В соглашении между правительствами России и Японии о культурных связях от 5 мая 2000 г. говорится о создании благоприятных условий для пользования библиотеками и музеями, архивами и другими учреждениями культуры, о проведении выставок, о поощрении сотрудничества и связей в области охраны культурных ценностей[13]. В соответствии с соглашением между Российской Федерацией и Тунисом о культурном и научном сотрудничестве от 26 марта 1999 г. стороны должны принимать необходимые меры по предотвращению незаконного перемещения культурных ценностей обеих стран, осуществлять обмен информацией, а также принимать меры по их возвращение в страну происхождения[14]. Примеры. 1.Судьба картин К. Малевича (приобретательная давность). Богуславский М.М. Культурные ценности в международном обороте: правовые аспекты. М., 2005. С.195, 398-401. Весной и летом 1927 г. в Германии проводилась выставка, на которую известный художник К. Малевич привёз свои картины, наброски и др. Перед возвращением в Ленинград Малевич оставил свои произведения в Германии своему другу, архитектору Г., исходя из того, что через несколько лет будет проводиться другая выставка. В 1935 г. художник скончался. Впоследствии Г. неоднократно пытался связаться с семьёй Малевича, но безрезультатно. В 1951 г. Г. посетил директор Стеделик музея в Амстердаме. Осенью 1956 г. тяжело больной Г. продал музею в Нидерландах хранившийся у него «Фонд Малевича». Музей не сообщал о своём приобретении общественности, однако после истечения приобретательной давности объявил об этом и в дальнейшем включил эти произведения в свою экспозицию, став тем самым одним из наиболее известных обладателей произведений Малевича.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|