ПСИХОЛОГИЗМ В ЭСТЕТИКЕ
ФЕХНЕР Г.Т. (1801-1887)
Психологический редукционизм
Психологическая эстетика
Фехнер называл свою «эстетикой снизу», что он под этим подразумевал «бессознательно», я думаю, он сам не знал. Главным критерием эстетической значимости предмета он считал чувство удовольствия. Выявлял он эстетичность чувства экспериментально. Толчком для экспериментальных исследований эстетического чувства явилось открытое А. Цейзингом значение «золотого сечения» - определенного пропорционального отношения, которое Цейзинг считал носителем эстетической ценности. Хотя эксперименты показали Фехнеру, что утверждение Цейзинга не имеет достаточных оснований, он он настаивал на необходимости продолжать экспериментальные исследования эстетических реакций.
ПСИХОЛОГИЯ ИСТОРИИ РЕНАН Э.(1823-1892) ФУЙЕ (ФУЛЬЕ) А. (1838-1912)
Альфред Фулье, автор следующих работ: «История философии», «Декарт», «Современная наука об обществе», «Темперамент и характер», «Философия Платона», «Конт и Кант», «Философия Сократа». Ослепнув, ушел в отставку в 1875 году. Продолжал работать, в чем ему активно помогал Ж.-М. Гюйо.
ХАРАКТЕР И НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ
Основой классификации характеров Фулье берет три способности души: ум, чувство и волю. В зависимости от этого он делит все характеры на интеллектуальные, эмоциональные и волевые. По его мнению, какова наследственность – таковы и способности. Например, он откуда-то вывел, что мозг талантливых людей на 100 граммов тяжелее. Он любитель «обмеривания черепов», к которому он постоянно обращается для обоснования своих мыслей. Он часто упоминает и Гобино. Хотя и на разделяет его точки зрения на то, что раса сильно влияет, он говорит и о других факторах: уме и воле: «Видеть в эволюции обществ лишь борьбу рас среди более или менее благоприятной географической, значит – замечать только одну сторону вопроса, наиболее примитивную, наиболее относящуюся к периоду чисто животной жизни; это значит вернуться в область зоологии и антропологии» (Фуллье А. Психология французского народа. Спб., 1899.С.42). Он считал, что за «сумерками богов» последуют «сумерки белых».
ПСИХИКА ИСТОРИИ
«Три главные причины, действующие на различных направлениях, формируют нацию, способствуют образованию * и поддержанию национального темперамента и характера: наследственность, закрепляющая расовые признаки; приспособление к физической среде; приспособление к моральной и социальной среде» (Фуллье А. Психология французского народа. Спб., 1899.С.20-22).
«..национальный характер тесно связан с темпераментом, в свою очередь обусловленным наследственной организацией и этническими особенностями не менее, чем географической средой» (Фуллье А. Психология французского народа. Спб., 1899.С.1) Злободневность этой темы была обусловлена войной между Францией и Германией в то время. Фуллье отождествление расы и этнической среды, но разделение и борьбу рас не отрицает. Видимо идеи Фуллье были написаны в противовес «пангерманистам».
«В национальном характере необходимо различать чувствительность, ум и волю. Чувствительность, насколько она объясняется физиологическими физиологическими причинами, зависит главным образом от наследственного строения и темперамента. Она играет огромную роль в жизни групп и индивидов. Не менее отличаются друг от друга различные науки и в умственном отношении. Существует национальная логика, каждый народ более или менее сознательно создает для себя свое собственное рассуждение о методе. Один отдает предпочтение наблюдению, как напр. англичане, другой – рассуждению, как напр. французы; одни любят дедукцию, другой – индукцию. У каждого народа существуют даже свои излюбленные заблуждения, свои логические погрешности, своя национальная софистика. Таким образом, мы обязаны своему народу не только известным числом установленных идей, но также и формами мысли, готовыми рамками, служащими для классификации идей; - готовыми категориями, к которым мы их относим и которые являются для нас априорными. Национальный язык, кристаллизующий идеи и методы мышления * навязывает эти формы каждому индивидууму и не позволяет ему выйти из общих рамок» (Фуллье А. Психология французского народа. Спб., 1899. С.17-18). Одним из типичных черт галлов подчеркивает А. Фулье – это говорливость и красноречие, шутливость и необязательность. Видимо эти «галльские черты» явно превалируют у постмодернистов.
Но он скептически относится к органицистским концепциям: «Нельзя рассматривать людей, живущих в обществе, как растений или животных, у которых преобладающее влияние имеют раса и физическая среда» (Фуллье А. Психология французского народа. Спб., 1899.С.47). Тем более он отрицательно относится к возможности предсказаний на основе каких-то заданных закономерностей развития общества: «..даже по отношению к целым народам с резко выраженным национальным характером, можно допустить лишь очень общие и неопределенные предсказания. Колесо истории никогда не возвращается; история не повторяется, прогресс наших обществ – «величественная драма», смысл которой мы можем достаточно понять, чтобы должным образом выполнить в ней свою роль, но развязку которой мы не в состоянии предугадать» (Фуллье А. Психология французского народа. Спб., 1899.С.59). И далее: «..два элемента в истории народов не поддаются вычислению: с одной стороны, индивидуальные и коллективные характеры, с другой, - непрерывное открытие универсальных законов. Как в субъективной, так и в объективной сфере имеет свое место непредвидимое, и социальная астрономия, основанная на априорном знании характеров, представляется химерической» (Фуллье А. Психология французского народа. Спб., 1899.С.60).
ГЮЙО Ж.М.(1854-1888)
Жан Мари Гюйо – ученик и помощник Фуйе, автор следующих работ: «Иррелигиозность будущего»
1.СОЦИОЛОГИЯ КАК ФИЛОСОФИЯ
Как свидетельствовал Альфред Фулье: «По мнению Гюйо, особенность девятнадцатого века, и преимущественно грядущих веков, по всей вероятности, будет заключаться в создании социальной науки, господствующей над всеми другими науками, которые казались раньше от нее независимыми: религиозной, метафизической, нравственной, наукой о воспитании и, наконец, эстетической» (Гюйо М. Искусство с социологической точки зрения. Спб., 1900. С.5) Для Гюйо метафизика является социологией, тезис общий для «новых» философов того времени. Этот тезис Гюйо обосновывает в своих работах, расширяя социологию на религию, эстетику, нравственность.
В частности позиция Гюйо была заложена в самом творчестве Бальзака и Золя – они также выражали тенденцию «социологизма». Гюйо писал: «Высшей задачей девятнадцатого века было, повидимому, стремление выдвинуть социальную сторону человеческого индивидуума и, вообще, одушевленного существа, на которое было слишком мало обращено внимание эгоистическим материализмом предыдущего столетия» (Гюйо М. Искусство с социологической точки зрения. Спб., 1900. С.29)
Литература «неуравновешенных» – М. Гюйо.
2. ОБЩЕСТВО КАК РЕЛИГИЯ
«На наш взгляд человек становится действительно религиозным тогда, когда он человеческому обществу, в котором живет, противопоставляет другое общество, более могущественное и более возвышенное, общество универсальное, общество, так сказать космическое» (Гюйо М. Иррелигиозность будущего. М., 1909. С.III). «..религия есть в фантастической и символической форме физическое, метафизическое и моральное толкование всего сущего по аналогии с человеческим обществом. Она есть, короче сказать, мифическое по форме, универсально-социологическое толкование мира» (Гюйо М. Иррелигиозность будущего. М.,1909. С.IV)
Он считал, что «мифическая» социология – это основа всех религий, «..религия есть универсальный социоморфизм» (Гюйо М. Иррелигиозность будущего. М., 1909. С.IV). По его мнению, «.. религия есть социология, понимаемая как физическое, метафизическое и моральное толкование всех вещей; она есть сведение всех естественных, а равно и сверхъестественных сил к некоторому человеческому типу, а их взаимных отношений – к отношениям социальным. Прогресс религии шел строго параллельно прогрессу социальных отношений, который сам доминировал и увлекал за собой прогресс внутренней моральности сознания» (Гюйо М. Иррелигиозность будущего. М.1909. С.70). Самое что важное, М. Гюйо иррелигиозность будущего – это высшая ступень развития самой религии.
«Религия не есть продукт каприза: она выражает то непреодолимое стремление человека, а иногда и животного, которое заставляет его уяснить себе все, что он видит вокруг, истолковать самому себе мир в его явлениях. Религия представляет собой нарождающееся научное познание и поэтому пыталась в первую голову решить чисто физические проблемы. Прежде чем стать наукой о потустороннем мире, метафизикой, религия была наукой о здешнем мире, существовавшей рядом с физикой, парафизикой» (Гюйо М. Иррелигиозность будущего. М.1909. С.43)
3. ЭТИКА И НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ
«Наследственные наклонности суть лишь веками аккумулированные привычки; дела и поступки наших предков до сих пор отражаются на нас и иногда разрушают наше внутреннее равновесие. Лекарством против таких капитализированных привычек может быть лишь живая деятельность, из которой, с течением времени, могут капитализироваться новые привычки, противоположные наследственным» (Гюйо М. Воспитание и наследственность. Спб., 1891. С.5)
ЛИТЕРАТУРА: 1. Фуллье А. Психология французского народа. Спб., 1899. (124611) 2. Фуллье Темперамент и характер. М.,1896. (95117) 3. Фуллье А. Характер рас и будущность белой расы. Одесса. 1895. (368205) 4. Фуллье А. История философии СПб., 1901. (92279). 5. Гюйо М. Иррелигиозность будущего. М., 1909. (468160) 6. Гюйо М. Искусство с социологической точки зрения. Спб., 1900. (400120) 7. Гюйо М. Происхождение идеи времени. Мораль Эпикура. Спб.,1899 (92043) 8. Гюйо М. Собрание сочинений т.1-5 1898-1095. 9. Ренан Э. Собрание сочинений. Т.1-12. 1902.
§5 ТЕОРИИ ВЫРОЖДЕНИЯ: КУЛЬТУРА И ПСИХИАТРИЯ
Французский врач Шарль Ласег (1816-1883) произнес в свое время: «Гениальность – это вид нервного расстройства». И эта фраза получила распространение. Эта фраза возникла в атмосфере определенной потери целеориентации европейского общества под конец XIX века. Получило распространение и концепция «теории вырождения» французского психиатра Бенедикта Огюстена Мореля (1809-1873), автора работы «Трактат о вырождении» (1857). В то время была популярна также «теория деградации», которая была выдвинута еще Шатобрианом и де Местром. Эта теория поддреживалась клерикалами, в частности английским архиепископом Уэтли. Смысл этой теории «вырождения» состоял в том ,что Адам и его потомки обладали высокой культурой, но одни народы пошли по пути прогресса, другие же – деградировали. Против этой теории выступал Э. Тейлор.
ЛОМБРОЗО Ч. (1835-1909)
Чезаре Ломброзо – знаменитый итальянский ученый и криминалист. Ранние работы посвящены анализу кретинизма, основанные, видимо, на самоанализе. В 1862 году возглавил кафедру психиатрии в Павийском университете и одновременно стал директором психиатрической клиники. Публику привлекла его концепция о врожденности преступления. Считал, что по внешности можно определить преступника. Эта концепция связана напрямую с концепцией «вырождения» О. Мореля. Его концепция была подвергнута критике криминалистами, но, тем не менее, она долго влияла на ментальность XIX века. Известен также своей концепцией об отождествлении помешательства и гениальности.
1. ГЕНИАЛЬНОСТЬ И ПОМЕШАТЕЛЬСТВО
Этой теме он посвятил работу «Гениальность и помешательство. Параллель между великими людьми и помешанными» (1863)
Ломброзо утверждает, что «…вследствие тех же причин, которые так часто вызывают сумасшествие, т.е. вследствие болезней и повреждений головы, самое обыкновенные люди превращаются в гениальных» (Ломброзо Ч. Гениальность и помешательство. М.,1995. С.21). Это утверждение спорно, хотя бы потому, что интеллектуальная деятельность предполагает огромное напряжение психики, не всякий может её выдержать. Тем более, что у гениальных людей, у которых наблюдались психические заболевания, как правило продуктивно работали в тот период, когда их психика была здоровой. В физиологическом отношении сходство гениальных людей с помешанными он видит в свойственных многим гениальным людям судоржных движений и странной мимики, плохой мускульной и половой деятельности, холодности к семье и общению.
«Не подлежит никакому сомнению, что между помешанными во время припадка и гениальным человеком, обдумывающим и создающим свое произведение, существует полнейшее сходство. Припомните латинскую пословицу: «Aut insanit homo, aut versus fecit» («или безумец, или стихоплет»)» (Ламброзо Ч. Гениальность и помешательство. М.,1995. С.24)
«Установив такое близкое соотношение между гениальными людьми и помешанными, природа как бы хотела указать нам на нашу обязанность снисходительно относиться к величайшему из человеческих бедствий – сумасшествию и в то же время дать нам предостережение, чтобы мы не слишком увлекались блестящими призраками гениев, многие из которых не только не поднимаются в заоблачные сферы, но, подобно сверкающим метеорам, вспыхнув однажды, падают очень низко и тонут в массе заблуждений» (Ламброзо Ч. Гениальность и помешательство. М.,1995. С.165)
Эта концепция была подвергнута критике, в частности, А. Анастази. Она утверждала, что случаи психических заболеваний среди гениальных людей встречаются реже, чем среди общей массы населения, в процентном отношении количество сумасшедших среди гениев не больше, чем среди всего населения. Просто они заметны и известны.
2. ПРОСТИТУЦИЯ
Этой в такой же степени «экстравагантной» теме, как и тема «гениальность и помешательство», Ч. Ломброзо посвятил работу «Женщина и проститутка» (1893), которая была написана совместно с г. Ферреро. Он производит сравнительный анализ сексуальных отношений между животными и людьми, отмечая родственность их отношений.
Типичные черты проституток: нравственное помешательство, отсутствие любви и почитания к родителям; отсутствие материнской любви; связь с преступностью; пьянство; крайняя жадность; отсутствие стыдливости; дурные наклонности; добрые порывы; тяга к татуировкам; проявления патологической религиозности (особенно в зрелом возрасте); привязанность к животным и т.д.
Эстетическая проституция
Религиозная проституция
Политическая проституция
3. ЖЕНСКАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ
Литература: 1. Александровский Ю. А. Глазами психиатра. М., 1985.
РИШЕ Ш. (1850-1935)
Шарль Рише известный физиолог, бактериолог и психолог, член национальной Академии медицины и Академии наук Франции (её президент впоследствии). Он высказался по поводу концепции Ч. Ломброзо в своем кратком, но содержательном очерке «Гениальность и помешательство», дополнив её существенными замечаниями. В частности, он критикует Ч. Ломброзо, что он говорит не только об ученых, а и общественных деятелях, которые, по его мнению, не обладают творческими способностями, что, конечно, не совсем верно, ибо творчество в области общественных форм то же предполагает мыслительные процессы.
«Само собой разумеется, что Лейбницев и Вольтеров надо искать не в домах для умалишенных, и что те несчастные обитатели этих больниц, которые посвящают все свое * время на создание нелепых и безумных произведений, не сделаются ни Шекспирами, ни Гюго» (Рише Ш. Гениальность и помешательство. Одесса. 1895. С.3-4)
«Свойство оригинальности необходимо для гения» (Рише Ш. Гениальность и помешательство. Одесса. 1895. С.5)
«Гений – это человек, который может сделать больше, лучше и иначе, чем его современники. Это, следовательно, существо анормальное, исключение» (Рише Ш. Гениальность и помешательство. Одесса. 1895. С.7)
«Все великие люди отличаются предвзятыми идеями, предрассудками, маниями, нравственными ненормальностями, какими-либо недостатками разума и пороками тела, по временам даже галлюцинациями и бредом наяву. Гордость, чувственность, легкая нравственная возбудимость, страх – все эти душевные настроения принимают у них иногда болезненно – предвзятые формы. В их могучем мозгу есть крупные психические недостатки, и если им удается скрыть их, то эти недостатки снова появляются у их потомков. Я ни за что не посоветовал выйти замуж за сына гениального человека. Пусть она лучше выходит за сына крепкого и невежественного крестьянина; для её детей она создаст этим лучшие условия здоровья» (Рише Ш. Гениальность и помешательство. Одесса. 1895. С.9)
«У великих изобретателей, как и у великих поэтов, идеи почти также произвольны, по временам странны и смешны; в домах умалишенных очень часто возникают удивительнейшие идеи; иногда не достает только лишь немногого, чтобы эти глупости обратились в гениальные изобретения» (Рише Ш. Гениальность и помешательство. Одесса. 1895. С.11) Но, с другой стороны, Рише подчеркивает, что есть существенное отличие от сумасшедших – это то, что «..великие люди обладают ясностью и широтой ума» (Рише Ш. Гениальность и помешательство. Одесса. 1895. С.12). Далее, гений обладает «живым и быстрым воображением», «критическим чутьем». Именно прежде «критическое чутьё» отличает гения от сумасшедшего: «.. во всяком гениальном творении можно заметить два совершенно различных элемента: с одной стороны, оригинальное и анормальное творчество, с другой стороны, критический дух. Умалишенные обладают оригинальным творчеством, но они не в состоянии исправлять его строгой критикой; обыкновенные люди обладают, может быть, некоторым критическим чутьем, но они не обладают способностью оригинального творчества. Благодаря этому они, как и сумасшедшие, но по другим причинам, не способны создать что-либо великое» (Рише Ш. Гениальность и помешательство. Одесса. 1895. С.13-14) Относительно «критического чутья» он приводит превосходный пример Дон-Кихота, у которого богатые ассоциации, но нет критичности к этим ассоциациям. А классический пример обыкновенного человека – это его слуга Санча Пансо. Он пишет по этому поводу: «Во всяком гениальном человеке должны одновременно жить обе души и Дон-Кихота и Санча Пансо: душа Дон-Кихота, -чтобы подвигаться вперед, чтобы сойти с проторенной дорожки, поступать иначе и лучше, чем толпа: душа Санча Пансо, - потому что эта глубокая оригинальность не приводит ни к чему, если не соединяется с здравым смыслом, способностью правильного суждения и сознанием действительности» (Рише Ш. Гениальность и помешательство. Одесса. 1895. С.24)
Заканчивает он свой очерк следующей фразой: «Гениальный человек представляет исключение, аномалию. В этом отношении его нужно поставить рядом с умалишенным; но умалишенный стоит ниже остального человечества, а гениальный человек – выше его» (Рише Ш. Гениальность и помешательство. Одесса. 1895. С.31)
Литература: 1. Рише Ш. Гениальность и помешательство. Одесса. 1895. (94967)
3. НОРДАУ М. (1849-1923)
Макс Нордау (подлинное имя – Симон Зюдфельд), родился в Пеште в еврейской семье, врач по образованию, практиковал в психиатрических клиниках В. Маньяна и Ж.М. Шарко. Очень популярный в свое время писатель, последователь учения Ч. Ломброзо. Основная его работа «Вырождение» (Т.1-2, 1892-1893). Кроме этого он автор работ «Условная ложь культурного человечества» (1883), «Парадоксы в поисках истины» (1885), «Современные французы» (1901). Автор многих романов («Болезнь века» (1888), «Битва трутней» (1897)) и пьес («Борьба миллионов» (1882), «Право любить» (1892), «Доктор Кон» (1898)). В России он пользовался большой популярностью, в Киеве в 1902 году вышло 12-ти томное собрание его сочинений.
ВЫРОЖДЕНИЕ
Он является убежденным сторонником «теории вырождения», трактует её крайне расширительно. Вот что он пишет по этому поводу: «Процесс вырождения распространяется не только на преступников, проституток, анархистов и умалишенных, но и на писателей и художников, и последние представляют в духовном, а по большей части и в физическом отношении характеристические черты, свойственные членам той же антропологической семьи, хотя и удовлетворяют болезненные свои наклонности не ножом или динамитом, а пером или кистью» (Нордау М. Вырождение. Современные французы. М.: Республика, 1995. С.21). Он далее отмечает, что некоторые современные ему представители в искусстве, которые прославляются как творцы «нового искусства», как раз являются типичными представителями этого «вырождения». К ним он относит символистов, Л. Н. Толстого, Р. Вагнера, Ш. Бодлера, Ф. Ницше и др., не обходит критикой и «реалистов» типа О. Бальзака и Э. Золя. Он отмечает, что «мода» на такого рода поэтов, писателей, музыкантов и философов, которые являются типичными психопатами, навеяно общим депрессивным умонастроением перед концом XIX века. У меня лично создается впечатление, что и сам Макс Нордау, как это не смешно, относится к этим выродившимся психопатам, ибо его оценки часто предвзяты, не совсем обоснованы, к тому же он явно страдает графоманией - его работы уж слишком многословны, выводы расплывчаты и неопределенны, отдают тенденциозностью. Тем не менее, он правильно подчеркивает, что многие представители духовной сферы человеческой деятельности отличаются экзальтированностью мышления, что, к сожалению, часто приводит не к улучшение, а к ухудшению качества продукта их деятельности – тех или иных форм символических конструктов, которые они предлагают обществу. Причины этого процесса «вырождения», который к концу XIX века проявился наиболее явно в творчестве вышеуказанных персон, он видит прежде всего, следую своему учителю Морелю, в отравлении6 в повышенном употреблении алкоголя, табака, опиума, в недоброкачественной пище, распространению венерических заболеваний. Также он отмечает, что пребывание в густонаселенных городах с их отравленной атмосферой и необходимостью находиться в постоянном нервном возбуждении ввиду скученности населения, - все это сказывается крайне неблагоприятно на человеческую психику. Еще он отмечает увеличение интенсивности труда, который не идет ни в какое сравнение с сезонным трудом крестьян. В связи с убыстрившимся темпом жизни организм человека испытывает излишние нагрузки, особенно умственные. Что крайне неблагоприятно сказывается на его психике. Во всем этом он абсолютно прав. А потому: «В цивилизованном мире господствует настроение, которое мы назвали «сумеречным» и которое выражается, между прочим, в разных странных модных эстетических теориях. Все эти новые течения: реализм или натурализм, декадентство, неомистицизм и разные его виды – признаки вырождения и истерии..» (С.48) Вот эти направления он и рассматривает, анализируя этих «новых гениев» культуры конца XIX века. Следует при этом заметить, что он не считает, что все гении – сумасшедшие. Среди них встречаются здоровые люди. Он, в частности, пишет, если у Гете, не было таланта, то он все равно остался бы нормальным человеком, но, если отобрать у Шопенгауэра его талант писателя, то он представлял бы из себя «антипатичного эксцентрика», который не мог бы быть терпим среди порядочных людей и место которого было бы прямо в доме для умалишенных, так как он, видимо, страдал манией преследования» (Нордау М. Вырождение. Современные французы. М.: Республика, 1995. С.37) Он не также, в отличие от Ч. Ломброзо, не считает, что гениальность, которая вызывается вырождением, содействует прогрессу человечества: «Люди, обладающие такой гениальностью, подкупают, ослепляют, к прискорбию,* производят нередко сильное впечатление, но оно всегда вредно. Это не замечается с первого взгляда, но постепенно обнаруживается. Если современники и ошибаются на этот счет, то история исправляет их ошибку. Люди эти также ведут человечество к новым целям, по новым, открытым ими путям. Но пути их приводят в пустыни или к пропастям. Они не путеводители, а блуждающие огни» (Нордау М. Вырождение. Современные французы. М.: Республика, 1995. С.37-38) Вот как он, к примеру, оценивает представителей литературного движения символизма во Франции. Его характеристика довольно резка, но во многом справедлива: «Символисты представляют собою замечательный пример той склонности психопатов составлять кучки, о которой мы выше упомянули. В то же время они обладают всеми другими свойствами, характеризующими выродившихся и слабоумных объектов: безграничным тщеславием и чрезмерно высоким мнением о себе, сильною восприимчивостью, неясностью и бессвязностью мысли, болтливостью (в психиатрии: логорея), полной неспособностью к серьезному, усидчивому труду. Некоторые из них окончили курс в средних учебных заведениях, другие же не получили и среднего образования. Все они были люди глубоко невежественные, и так как по слабости характера и по недостатку внимания не были способны к систематическому труду, то в силу известного психологического закона уверили самих себя, что презирают всякое положительное знание и считают занятием, достойным человека, только мечтание и отгадывание, т.е. «интуицию»» (Нордау М. Вырождение. Современные французы. М.: Республика, 1995. С.79) Вот что он пишет об основателе французского символизма Поле Верлене: «Ни в одном человеке не находим мы такого полного сочетания физических и психических признаков вырождения, как в нем; я не знаю ни одного писателя, на котором можно было бы проследить так отчетливо, черта за чертою, клиническую картину вырождения, как в нем: вся его наружность, его жизнь, его образ мыслей, мир его представлений, его способ выражения – все подходит под эту картину» (Нордау М. Вырождение. Современные французы. М.: Республика, 1995. С.91) Он пишет далее: «Мы видим отталкивающего выродившегося субъекта с ассиметрическим черепом и монгольским типом, страдающего неодолимыми влечениями бродягу и пьяницу, просидевшего в тюрьме за преступления против нравственности, слабоумного, впечатлительного мечтателя, который отчаянно борется со своими дурными наклонностями и по временам выражает свою скорбь в трогательных звуках, мистика, в туманном сознании которого вспыхивает представление о Боге и святых, и пустомелю, своею бессвязною речью, бессмысленными словами и кудреватыми образами подтверждающего, что у него в мозгу нет ни одной определенной мысли» (Нордау М. Вырождение. Современные французы. М.: Республика, 1995. С.96) Он анализирует также творчество Р. Вагнера, который для него он вообще уникальный материал для психиатрического исследования: «В одном Рихарде Вагнере соединено более психопатических элементов, чем во всех остальных вместе взятых, выродившихся субъектах, которых мы до сих пор изучали. Признаки вырождения у него так ясно выражены, что становится страшно за человека. Мания преследования, горделивое помешательство, мистицизм, туманная любовь к человечеству, анархизм, страсть к протесту и противоречию, графомания, бессвязность, непоследовательность, склонность к глупым остротам, эротомания, религиозный бред – всем этим проникнуты его писание, стремления и душевное состояние» (Нордау М. Вырождение. Современные французы. М.: Республика, 1995. С.125) Достается от М. Нордау и писателям-«реалистам». Оноре Бальзака он истинным реалистом не считает, хотя бы по тому, что он творил не наблюдая действительность, а запершись в своем кабинете. Но более всего достается Э. Золя. По мнению М. Нордау, его реализм есть не реализм, а смокование низменных человеческих чувств и извращенного эротизма, успех его произведений именно и был обеспечен этим. Реализм – это изображение жизни обычных людей, а не людей с паталогией, которые так любит изображать Э. Золя. По мнению М. Нордау, Э. Золя – это типичный «половой психопат»: «Он то и дело упивается картинами низшей половой жизни и вплетает их без всякой художественной надобности во все сцены своих романов. Картины противоестественного разврата, озверения, пассивизма и других извращенностей наполняют его сознание, и он не довольствуется тем, что сладострастно останавливается на подобных сценах, где участниками являются люди, но джае вводит в свои романы с такой целью животных (см. начало первой главы «Земли»)» (С. 306). Все это роднит его с вышеуказанными представителями психопатического творчества поэтов, музыкантов и писателей- это то, отмечаемое многими, а не только М. Нордау, что у такого рода писателей наблюдается крайняя тяга к смокованию сексуальных извращений, к садизму. У них явно выражен имморализм, а если и они тяготеют к «моралистике», то она приобретает у них какой-то «экзальтированный» характер, а не тот, который свойственен нормальным людям, руководствующимися в своей жизни определенными житейскими и общепринятыми нормами поведения. Это, в частности, ярко проявлено у Л. Толстого, которого М. Нордау также относит к «вырожденцам». Это относится прежде всего к его концепции «непротивления злу», а также утверждение о безнравственности общения с женщиной, - все это находится в разительном контрасте с реальным положением дел и со здравым смыслом.
АНАЛИЗ МИСТИЦИЗМА
Нордау считает, что мистицизм обусловлен тем, что мистик, как личность с выродившейся психикой ,не может сконцентрировать и организовать сознание: «Мистицизм.. вызывается наследственной или благоприобретенной слабостью воли, неспособностью подчинять ассоциацию идей вниманию, уяснить себе туманные представления, не мирящиеся с теми, на которое направлено внимание» (С. 59). Он еще выделяет вид мистицизма, которые вызван неспособностью воспринимать вообще впечатления от внешнего мира, такой мозг вообще неспособен выработать что-либо более менее определенное. Но такой мистический ум, особо не склонен к разного рода творчеству, он случается лишь у людей заурядных, в повседневной жизни.
Он совершенно верно утверждает, что человек сильного ума, только он может быть назван «глубоким», ибо путем упорядочения и определенности своего мышления он позволяет выработать прозрачное глубокое миросозерцание. Мистик же дает глубину темную. У истинного гения глубина мысли совпадет с ясностью. Его мыль тем ценна, что она «..освещает скрытые углы и наполняет даже пропасти потоком света. Мнимая же глубина мистика – не что иное, как мрак, который также производит впечатление глубины, потому что границы невидны. Мистик затемняет ясные очертания явлений. Он покрывает их голубою дымкою. Он мутит ясную воду и делает прозрачное непрозрачным, подобно тому как каракатица мутит морскую воду. Следовательно, тот, кто смотрит на мир глазами мистика, видит только волнующийся густой туман, в котором он может найти все, что угодно» (С.57)
«Мистицизм – обыкновенное состояние человека, а вовсе не какое-нибудь особенное настроение его духа. Сильный мозг, доводящий всякое представление до полной определенности, и сильная воля, поддерживающая напряженное внимание, встречаются редко. Туманная мечтательность, прихотливый разгул воображения не требуют напряжения, и поэтому их предпочитают простому наблюдению и разумным суждениям, немыслимым без затраты труда.» (С. 61)
Причина возникновения мистицизма М. Нордау видит в слове: «Слово – это великое средство развития человеческого мышления – представляет собою не одно лишь благодеяние. Оно вносит в сознание большинства людей гораздо больше мрака, чем света. Оно обогащает их память звуками, но не резко очерченными образами действительности» (С.62) Но слово не может быть заменителем реального опыта, хотя часто отождествляется с этим опытом. В этом и состоит ошибка: «Многие ошибочные представления о явлениях природы, большинство ложных научных гипотез и все метафизические системы объясняются тем, что люди в своих мыслях и суждениях смешивали с представлениями, возникшими из непосредственного наблюдения, и такие, которые были возбуждены словами, придавая им равное значение. Слова либо изобретались мистиками и были с самого начала не чем иным, как бредом их больного и слабого мозга, либо первоначально и выражали определенное и правильное представление, которое, однако, не было понято другими и подвергалось ложному толкованию или даже часто преднамеренному извращению» (С.62)
КРИТИКА МЕТАФИЗИКИ
Метафизику он оценивает негативно, предпочитая её научному исследованию, которое трудно и требует усилий, а метафизика же это поверхностное творчество дилетантов, которые не собираются себя утруждать этим научным исследованием: «Всякого рода метафизика облегчает себе задачу: она сочинит какую-нибудь побасенку и рассказывает ее вполне серьезно. Когда люди ей не верят, сочинители бранятся и угрожают; но они ничего не могут доказать, они не могут заставить людей принимать их фантасмагории за чистую монету. Это их, однако, не смущает: им ничего не стоит прибавлять к словам новые слова, к недоказанным положениям – новые недоказанные положения, воздвигать* на одном догмате новые догматы. Серьезный и нормальный ум, жаждущий и алчущий точного знания, не будет обращаться к метафизике: к ней обращаются только те, кого может удовлетворить убаюкивающая сказка старой няни» (Нордау М. Вырождение. Современные французы. М.: Республика, 1995. С.83-84) Вообще, по мнению М.Нордау: «Истин и верных объснений искать нечего. Но они являются поучительным свидетельством усилий общественного сознания найти требуемое разумом более или менее удачное объяснение бессознательной своей деятельности в данное время» (С.259) В этом отношении типичен анализ им творчества Ф. Ницше. Вот что он, в частности пишет о его произведениях: «Если читать произведения Ницше одно за другим, то с первой до последней страницы получается впечатление, как будто слышишь буйного помешанного, изрыгающего оглушительный поток слов со сверкающими глазами, дикими жестами и с пеной у рта, по временам раздражающегося безумным хохотом, непристойной бранью или проклятиями, сменяющимися вдруг головокружительной пляской, или накидывающегося с грозным видом и сжатыми кулаками на посетителя или воображаемого противника. Если этот бесконечный поток слов имеет какой-нибудь смысл, то в нем можно разве различить ряд повторяющихся галлюцинаций, вызываемых обманом чувств и болезненными органическими процессами. Там и сям всплывает ясная мысль, имеющая, как всегда у буйных помешанных, характер категорический, повелительный. Ницше не аргументирует. Когда ему кажется, что он может натолкнуться на возражение, он осмеивает его и резко декретирует: это ложь. Но он сам вечно противоречит своим диктаторским заявлениям. Сказав что-нибудь, он тот час же говорит противоположное, и притом с одинаковой страстностью, по большей части в той же книге, на одной и той же странице. Иногда он сам замечает это противоречие и тогда делает вид, будто потешался над читателями» (Нордау М. Вырождение. Современные французы. М.: Республика, 1995. С.259). Он далее подчеркивает, что «..мышление Ницше проявляет две характерные особенности, свойственные буйному помешательству: безусловное преобладание не стесняемой и не обуздываемой ни вниманием, ни логикой, ни суждением ассоциации идей и головокружительную быстроту процесса мышления» (С.282). Он совершенно верно отмечает следующий момент его творчества, что если отмести «мыльную пену» его поэтических длинных фраз, то в конечном счете мы получим лишь набор определенных банальных, всем известных положений, тем более среди которых встречаются давно устаревшие положения, опровергнутые современными Ницше научными исследованиями. При подробном рассмотрении философия Ницше – это «..собрание бессмысленных положений и фраз, к которым даже нельзя относиться серьезно, потому что они столь же эфемерны, как кольца дыма, которыми забавляется человек, курящей сигару» (Нордау М. Вырождение. Современные французы. М.: Республика, 1995. С.268) Иногда у самого М. Нордау прямо-таки «не выдерживают нервы», и он переходит на прямую брань в адрес Ф. Ницше: «Этот «оригинальный» и «смелый» мыслитель старается всучить своим читателям, подражая приемам торговцев, прибегающих к распродажам, самый залежалый товар в качестве совершенно нового. Наиболее сильные атаки он ведет против открытых дверей. У этого «одинокого», у этого «обитателя наивысших горных вершин» – дюжинный облик всех декадентов. Хотя он постоянно говорит с презрением о «стаде» и «стадном животном», но он сам не что иное, как банальнейшее стадное животное. Только стадо, к которому он принадлежит душой и телом, особенное стадо – это стадо паршивых овец» (Нордау М. Вырождение. Современные французы. М.: Республика, 1995. С.275) Во многом он прав, Ф. Ницше – это типичный сумасшедший, и когда М. Нордау писал эти строки, Ницше уже несколько лет находился на излечении у профессора Бинсвангера в Йене в качестве абсолютно неизлечимого пациента. Но такова уж реальность в такой же степени ненормальной человеческой культуры, человек вообще, с точки зрения природы, - это сошедшая с ума обезьяна. Поэтому как не возмущает упорядоченно философствующий ум нормального философа, тем не менее, надо выяснить - в чем причины успеха творчества Ф. Ницше, почему он периодически издается и по сей день. Хотя можно М. Нордау понять – не только у него не выдерживают от возмущения нервы при чтении «горячечных откровений» Ф. Ницше. Особенно «прорывает» М. Нордау, когда последователи Ницше объявляют его «тончайшим психофизиологом», т.е. покушаются на сферу его профессиональной деятельности. Здесь с ним можно согласиться, действительно, как можно считать его выдающимся «психофизиологом», когда Германия имела в то время выдающегося психолога и талантливого философа В. Вундта.
ТЕРАПИЯ КУЛЬТУРЫ
При допущении того, что если анализируемые им психопатические направления получат дальнейшее развитие, Нордау рисует безотрадную картину вырождения, которая, как не печально совпадает в некоторых моментах с современной культурой конца XX- начала XXI века. Он утверждает, что получит повсеместное распространение заведения по употреблению эфира, хлорала и гашиша. Всем известно повсеместное распространение наркотиков в наше время значительно более губительных, чем указывал М. Нордау. Он утверждает, в связи с извращенностью вкусов даже специальные учреждения по вдыханию из роскошных сосудов всякого рода нечистот и экскрементов – мы, собственно, в этой атмосфере уже и живем. Он пишет, что возникнет множество новых профессий: вспрыскивателей морфина и кокаина, «спутников, успокаивающих энергетическим поддакиванием лиц, страдающих манией сомнения». Первая «профессия» пока имеет нелегальный характер, но вторая уже есть – это целая стая «психоаналитиков». Далее он утверждает: «Половая психопатия в самых различных своих проявлениях до такой степени усилится и распространится, что надо будет подумать о соответственном пересмотре нравов и законодательства. Моды подвергнуться коренным изменениям. Мазохисты или пассивисты, из которых будет состоять большинство людей, будут* носить костюмы, напоминающие своим покроем и цветом женские. Женщины, желающие нравиться этого пошиба мужчинам, наоборот будут носить мужское платье, монокли, сапоги со шпорами, держать хлыст в руках и не иначе выходить на улицу, как с сигарою во рту. Число людей с извращенным половым чувством настолько увеличиться, что они образуют в палате депутатов отдельную партию и проведут закон, разрешающий лицам одного пола вступать в брак. Таким образом, садисты, нозои, некрофилы и т.п. получат возможность удовлетворять свои склонности законным образом» (С. 314-315) Тут мы как раз находимся на рубеже перехода к такому способу существования. В театрах, пишет М. Нордау, будут в основном даваться пьесы порнографического характера, пропагандирующие насилие и убийства. Возникнут разного рода спиритические общины, которые «будут содержать вместо священников пророков, заклинателей мертвецов, колдунов, гадальщиц, хиромантиков, астрологов и т.п.» (С.315). Родственные современности моменты в этих описаниях также видны. Интересно, что он пишет о книгах. Он пишет, что они выйдут из моды: «Они будут печататься не иначе как на черной, голубой или золотисто-желтой бумаге другой краской; текст будет состоять из бессвязных слов или слогов, даже просто букв или цифр с символическим значением, которое читатель будет угадывать, руководствуясь цветом бумаги и печати, форматом книги, величиною и родом шрифта. Писатели, добивающиеся популярности. Будут облегчать читателям труд отгадывания, поясняя текст символическими арабесками и пропитывая бумагу какими-нибудь духами. .. поэты, выпускающие в свет сочинения, состоящие из нескольких букв или просто разноцветных страниц без всякого содержания, будут возбуждать всеобщий восторг. Образуются целые общества для комментирования таких книг, и увлечение ими будет доходить до того, что комментаторы и их сторонники, отстаивая каждый свое толкование, будут вступать друг с другом в кровопролитный сражения» (С.315) Мы пока до этого не дошли, но, стараниями разного рода любителей философии М. Хайдеггера и разного рода «постмодернистов», уже недалеко от этого.
Он считает, что претензии этих новых направлений на какое-то прогрессивное явление несостоятельно, ибо истинный прогресс заключается не в инициации низших инстинктивных способностей, апологию бессознательного. Суть прогресса человеческого общества состоит в прямо обратном – в рационализации общества, в увеличении познаний об окружающем мире. Вот что он пишет в заключении: «Регресс, одичание – вот настоящий вклад, к которому стремится кучка, осмеливающаяся говорить о свободе и прогрессе. Она хочет быть представительницей будущего. Такова одна из главных претензий, одно из средств, при помощи которых она ловит в свои сети простаков. Но мы уже видели, что она представляет собой не будущее, а заглохшее, мифическое прошлое. Психопаты шамкают, а не говорят. Они испускают односложные звуки вместо того, чтобы пользоваться правильно построенной речью. Их картины напоминают рисунки пачкающих столы и стены детей. Их музыка похожа на музыку желтолицых Восточной Азии. Они смешивают все роды искусства и низводят её до первобытных форм. Во всем у них сквозит атавизм, а нам ведь известно, что атавизм – один из самых верных признаков вырождения» (Нордау М. Вырождение. Современные французы. М.: Республика, 1995. С.325)
ПСИХОДИАГНОСТИКА А.БИНЕ (1875-1911)
Под IQ подразумевается индекс скорости умственного развития. Он определяется отношением так называемого умственного возраста к хронологическому. ЕВГЕНИКА
Как не парадоксально, но исследования показали, что негрютиды по способности адаптации значительно опережают монголоидов и европеоидов: новорожденные младенцы уже держат голову и делают попытки ползать уже в первые сутки своей жизни, раньше на европеоидов на месяц (а монголоидов – на два) начинают ходить.
ГОБИНО ГАЛЬТОН Ф.
ЛАПУЖ Ж. В. (1854-1936)
Жорж Ваше Лапуж – социал-дарвинист, французский социолог. Один из идеологов расизма. Разделял человечество на две расы: доликокефалы (длинноголовые), брахикефалы (короткоголовые). Раса по Лапужу – основной фактор исторического развития. Развитие цивилизации, по Лапушу начинается тогда, когда во главе её становится представители арийской расы. Его идеи оказали непосредственное влияние на формирование фашистской идеологии.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|