Здавалка
Главная | Обратная связь

РАЗНЫЕ АСПЕКТЫ ТВОРЧЕСТВА



 

1.ПУБЛИКА

 

Габриэль Тард считает, что общественное мнение – это есть в некотором смысле тоже самое, что мысль для человеческого тела. Он противник смешивания понятие «толпа» и «публика». Толпа – это стихийная организация людей «здесь и сейчас», которая пред­ставляет собой некое психофизиологическое образование; публика же – это организо­ванное определенным убеждением, разнесенное и по времени и месту образование. Общественное мнение организовано, в этой организации большое значение имеет пе­чатное слово.

Публика – это не­давнее образование, он считает, что оно стало образовываться только при Людовике XIV, но стало распространенным общественным явлением только с XVIII века. Именно то­гда стали выходить газеты, да и книгопечата­ние приобрело мас­совый характер: «Общественное мнение… это – кратковременная и более или менее логичная группа суждений, отвечающих на поставленные в данное время вопросы и воспроизведенных во множестве экземпляров среди личностей одной и той же страны, одного и того же времени, одного и того же общества» (Тард Г. Лич­ность и толпа. Спб.,1903. С.53)

Тем не менее, хотя общественное мнение сильно, но оно есть неустойчивое образова­ние. Вот что он пишет далее: «Как ни велика важность общественного мнения, не сле­дует все же пре­увеличивать его роль, несмотря на крайности, каких оно достигло. По­пробуем охватить мыс­ленно границы его области. Его не должно смешивать с двумя другими сторонами социального духа, одновременно питающими его и ограничиваю­щими, постоянно оспаривающими пределы его распространения. Одна из них Преда­ние (так переведено, но надо было бы перевести как «традиция» или «обычай» – С.Г.), этот сгущенный и содержательный экстракт из того, что было общественным мнением людей, сошедших теперь в могилу, это наследство необходимых и благоде­тельных предрассудков, часто тягостных для живых. Другая будет то, что я позволю себе для краткости назвать Разумом в собирательном смысле. Под этим я разумею лич­ные, бо­лее или менее основательные, а еще чаще неосновательные мнения избранных мысля­щих лю­дей, уединившихся от других, выделившихся из общего потока с целью его на­правлять или ог­раждать. Сначала жрецы, затем философы, ученые, законоведы, или же соборы, университеты, суды поочередно или одновременно являются воплощением этого противодействующего и на­правляющего разума, резко отличаю­щеюся как от страстных и стадных влечений толпы, так и от тех вековых причин и на­чал, что заложены в глубине их сердца. Мне кажется, можно при­ба­вить к этому списку также и парламенты, палаты представителей народа и сенаты. В самом деле, разве члены их из­бираются не для того именно, чтобы рассуждать обо всем с полною не­зави­симостью мысли и служить для обуздания общественных течений? Но действитель­ность здесь пока еще слишком далеко от идеала.

Гораздо раньше, чем появится общественное мнение, сознаваемое, как таковое, личности, со­ставляющие известный народ, сознают, что они имеют общие предания, и сознательно подчиняются требованиям того, что представляется им высшей мудро­стью. Таким образом, из этих трех разветвлений общественного духа позже всех разви­вается, но, начиная с известного момента, всего быстрее растет общественное мнение. И растет оно* на счет двух остальных частей. Его периодически повторяющимся напа­дениям не может противостоять никакое на­циональное учреждение; пред его требова­ниями и угрозами дрожит и немеет всякий индивидуальный разум» (Тард Г. Личность и толпа. Очерки по социальной психологии. Спб.,1903. С.50-51)

Все эти три силы: традиция, разум, общественное мнение, по Тарду имеют разные ис­точники и следствия: «Все они вместе, но в различной мере и очень неодинаковым об­разом содействуют определению ценности вещей, так что эта ценность бывает совер­шенно различной, смотря по тому, оказывается ли она преимущественно делом привычки, делом моды, или же делом размышления» (Тард Г. Личность и толпа. Очерки по социальной психологии. Спб.,1903. С.51)

В этом играет большую роль газета. Книга и газета – это вещи разные: «Книга проис­ходит из речи, из монолога и прежде всего из поэмы, из песни. Книга стихотвор­ная предшествовала книге прозаической; книга священная явилась раньше светской. Про­исхождение книги связано с лирической поэзией и с религией. Происхождение же га­зеты – чисто светское, мирское, обыденное. Она происходит из частного письма, ко­то­рому в свою очередь предшествовал простой разговор» (Тард Г. Личность и толпа. Очерки по социальной психологии. Спб.,1903. С.123). Именно газета, а не книга фор­мирует общественное мнение.

 

«Существовала ли публика в средние века? Нет, но тогда существовали ярмарки, па­ломничества, шумные сборища, которые охватывались страстями, благочестивыми или воинственными, гневом, паникой. Появление публики стало возможным лишь после первого распространения книгопечатания в XVI столетии. Передача силы на расстоя­ние ничто в сравнении с передачей на расстояние мысли, этой несомненной, по преимуществу социальной, силы. Тогда – и это было глубокое, полное неисчислимых последствий нововведение – ежедневное и одновременное чтение Библии, изданной первый раз в миллионах экземпляров, постепенно создало в объединенной массе чита­телей самосознание нового отделенного от церкви социального тела. Но эта нарож­дающаяся публика сама была лишь особого рода церковью, с которой она почти слива­лась, и слабость протестантства заключалась именно в том, что оно явилось одновре­менно и церковью, и публикой – двумя агрегатами различной природы, подчиняю­щимся разным началам» (Тард Г. Социальные этюды. СПб., 1902. С.87)

 

2. ПРЕСТУПНИК И ПРЕСТУПЛЕНИЕ

 

Тард также известен работами: «Сравнительная преступность» (1886), «Философия на­казания» (1890). Его концепция довольно убога, он следует распространенной тогда точки зрения, что внешность определяет преступника.. Преступник, к примеру, по его мнению, чаще брюнет, сильно волосат и редко имеет бороду. Воры часто курносы, убийцы- с кривыми носами.

 

«Все, что есть гениального, оказывается индивидуальным, даже и в деле преступлений. Ни в каком случае не преступная толпа, не артель или шайка * мошенников и злодеев изобретает новый способ убийства и воровства; это делает преемственный ряд гени­альных убийц и воров, доведших искусство убивать или грабить своего ближнего до нынешней степени совершенства» (Тард Г. Личность и толпа. Очерки по социальной психологии. Спб.,1903. С.130)

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Тард Г. Сущность искусства. Спб., 1835. (404926)

2. Тард Г. Законы подражания.. Спб., 1892 Изд. Ф.Павленкова (10234, 124409, 92301, 95041, 84659)

3. Тард Г. Личность и толпа. Спб., 1903 (92300, 124403,124404)

4. Тард Г. Общественное мнение и толпа. М., 1902. (92302, 124406, 124405, 124407)

5. Тард Г. Отрывки из истории будущего. М.,1906. (84907)

6. Тард Г. Реформа политической экономии.. Спб., 1899. (1839224)

7. Тард Г. Социальные этюды. Спб., 1902. (1138537)

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.