Здавалка
Главная | Обратная связь

ГЛАВА 5 СОЦИОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИЗМА Г. ТАРДА (1843-1904).



 

Жан Габриэль Тард - крупнейший французский философ и социолог, юрист по обра­зо­ванию. Оппонент своего со­отечествен­ника Э. Дюркгейма (1858-1917). Относительно Э. Дюркгейма - то он явно или неявно, ос­нователем позитивистской, структуралист­ской традиции в французской философии, а вот Г. Тарду не совсем по­везло. Хотя, у Ж. Де­лёза, в его работе «Различие и по­вторение» (1969) была попытка применить терми­ноло­гию Г. Тарда, идейная «под­кладка» этой книги Ж. Делёза, состоит из философии Г. Тарда (особенно это проясняет термины Делёза – «дифферен­циация» и «диффересиа­ция»). Но сделал это не совсем удачно. Ибо Г. Тард не встраивается не в структурали­стскую, ни в постмодернистскую традицию философст­вования, хотя, как не парадок­сально, он встраивается в ту и дру­гую одновременно.

Его главные сочинения: «Законы подражания» (1890, рус. изд. 1892), «Социальная ло­гика» (1895, рус. изд. 1901), «Всеобщее противостояние» (1897), «Социальные за­коны» (1898), рус. изд. 1901). Также он автор работ: «Личность и толпа», «Происхождение се­мьи и собственности», «Реформа поли­тической экономии». Важны для понимания его философии «Социоло­гические этюды». Он созда­тель даже философской утопии, кото­рую изложил в работе «Отрывки из истории будущего».

Главный тезис его философии: «Общество – это подражание – таков основной элемен­тарный общественный процесс» (Тард Г. Законы подражания.. Спб., 1892. С.149). на основе этой идеи он хотел построить «интерпсихологию», которую он отличал от соци­альной психологии. Интерпсихология, по мнению Г. тарда, это не только психология взаимотношений (т.е. социальная психология), но и «междумозговые отношения», ко­торые не имеют отношения к социальным формам коммуникации.

Тард считает и старается убедить, «… что социальный организм, по существу своему подражательный и что подражание играет в обществах роль, аналогичную с наследст­венностью в физиологических организмах или с волнообразным колебанием в мертвых телах. Если это так, то придется затем допустить, что известное человеческое изобрете­ние, дающее толчок новому роду подражания, например изобретение пороха, ветряных мельниц, телеграфа Морзе и т.п., представляет для социальной науки то же, что для биологии образование нового животного или растительного вида, что для фи­зики появ­ление, наряду с электричеством, светом и т.д. нового рода движения, или для химии – образование нового тела» (Тард Г. Законы подражания.. Спб., 1892. С.11)

В этом он видит и возмжность социальной науки, ибо «..кажущаяся бессвязность исто­рических фактов не говорит собственно ничего против основной правильности явлений социального мира и против возможности социальной науки, так как факты эти в дейст­вительности вполне разложимы на ряд разного рода копируемых образцов, перепле­тающихся между собой, причем это самое сплетение подлежит также копировке..» (Тард Г. Законы подражания.. Спб., 1892. С.11).

Тем более, что не стоит так акцентировать внимание на многообразии социальных фак­тов, ибо «…собрание исторических фактов не покажется нам более бессвязным, чем коллекция типичных животных или таблица химических элементов» (Тард Г. Законы подражания.. Спб., 1892. С.12)

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.