Здавалка
Главная | Обратная связь

И. Лицензирование товарного знака



Введение

 

В отношении лицензирования товарного знака возникает несколько важных вопросов юридического характера. Действующее в отдельных странах законодательство по вопросам лицензирования товарных знаков создавалось на базе различных философских воззрений нескольких школ права. В соответствии с одними взглядами, задача товарного знака - гарантировать потребителю качество товара с тем, чтобы выработать у него доверие к определенной марке. В соответствии с другими взглядами, товарный знак - это указатель имени производителя, который объясняет потребителю, на кого он может жаловаться, когда не удовлетворен качеством товара. Поэтому согласно первой позиции, если обладатель прав на товарный знак разрешает его использование и при этом не контролирует качество товара, он бросает свой товарный знак на произвол судьбы. И вопрос здесь фактически только один: контроль качества товара.

По второй позиции, как правило, требуется обязательная регистрация лицензии на использование товарного знака. Тогда теоретически потребитель может узнать, на кого жаловаться в случае неудовлетворительного качества товара. Поскольку первая позиция, как представляется, основана на более реалистичном предположении о поведении потребителя (когда он просто полагается на качество марки товара), она превалирует над второй позицией, основанной на менее реалистичном предположении о том, что потребитель будет выискивать в реестрах нового обладателя права на лицензионный продукт.

Есть и другие совсем не похожие на указанные, причины, по которым в разных странах требуется регистрация лицензий на товарные знаки. Например, это могут быть подозрения относительно того, что лицензионные пошлины, отчисляемые обладателю прав на товарный знак, служат (когда лицензия не зарегистрирована) способом ухода от валютного контроля и от уплаты подоходного налога. Это могут быть опасения, что лицензии, содержащие ограничительные условия, могут вступить в противоречие с антимонопольным законодательством. Обладатель прав на товарный знак должен внимательно отнестись к соблюдению требований законодательства во всех тех странах, где по лицензии на его товарный знак производится продукция. Вопросом чести в деловой практике является осуществление контроле качества производимого товара с данным товарным знаком, вне зависимости от того, требуют этого положения законодательства или нет. Кроме того, очень важно в тех странах, где требуется обязательная регистрация лицензий на использование товарного знака, соблюдать все Необходимые формальности, какими бы неразумными они ни казались-, чтобы не утратить охрану своего товарного знака. Поскольку лицензионное использование товарного знака служит указателем на имя производителя и гарантией качества, принудительное лицензирование представляется неприемлемым, потому что товарный знак не сможет выполнять все указанные функции. По этому поводу в ст. 21 Соглашения ТРИПС указывается, что «не разрешается принудительное лицензирование товарных знаков».

Распоряжение товарным знаком согласно действующему российскому законодательству охватывает собой уступку товарного знака (ст. 25 Закона РФ о товарных знаках) и предоставление лицензии на использование товарного знака (ст. 26).

Уступка товарного знака означает передачу прав на товарный знак его владельцем другому юридическому или физическому лицу в отношении всех или части товаров, для которых он зарегистрирован. Подобная передача прав может осуществляться как на возмезд-ных, так и на безвозмездных началах и производится на основании гражданско-правового договора. В силу данного договора, владелец товарного знака отказывается от дальнейшего его использования и передает все права на знак приобретателю, который, в cbojo очередь принимает на себя все права и обязанности владельца товарного знака и предоставляет отчуждателю встречное удовлетворение, если оно предусмотрено договором. На практике уступка товарного знака обычно обусловлена предстоящей ликвидацией иди изменением профиля деятельности владельца товарного знака Либо увязана с уступкой прав на иные объекты промышленно и собственности, например на изобретения или промышленные образцы.

Действующее законодательство содержит лишь одно, но существенное ограничение для совершения подобных договоров. Согласно ч. 2 ст. 25 Закона РФ о товарных знаках уступка товарного знака не допускается, если она может явиться причиной введения в заблуждение потребителей относительно товара или его изготовителя. Хотя указанное ограничение достаточно неопределенно и в принципе позволяет блокировать почти любой договор об уступке товарного знака, его наличие в законе представляется вполне оправданным из-за необходимости охраны прав потребителей, в частности ограждения их от некачественных товаров. Поэтому, например, если в результате уступки товарного знака, который ассоциировался у потребителей с высоким качеством товаров определенного вида, им начинает маркироваться заведомо низкокачественная продукция, такой договор как вводящий потребителей в заблуждение может быть признан недействительным.

Наряду с уступкой товарного знака его владелец может предоставить право на использование товарного знака другому лицу по лицензионному договору. В отличие от договора об уступке товарного знака лицензионный договор предполагает предоставление лицензиату права на использование товарного знака на оговоренный в договоре срок. При этом сам владелец (лицензиар) сохраняет право на знак и несет все обязанности его владельца. Напротив, на лицензиата каких-либо дополнительных обременении, кроме обязанностей, принятых им на себя по лицензионному договору, обычно не возлагается.

Условия лицензионного договора определяются в целом самими сторонами. В частности, они сами решают вопрос о том, приобретает ли лицензиат исключительное право на пользование товарным знаком или нет, самостоятельно определяют размер и порядок уплаты вознаграждения, устанавливают срок действия договора и т.п. Однако законом введено два взаимосвязанных обязательных условия: лицензионный договор должен предусматривать, что качество товаров лицензиата будет не ниже качества товаров лицензиара и что лицензиар будет осуществлять контроль за выполнением этого условия. Указанные требования представляют собой известную гарантию для потребителей, ориентирующихся на уже известный товарный знак. В случае если маркируемые лицензиатом товары будут худшего качества, лицензиар не только вправе, но и обязан запретить дальнейшую маркировку товара переданным по договору знаком. Вопрос о досрочном прекращении лицензионного договора по данному основанию может быть поставлен и другими заинтересованными лицами, в частности государственными органами или общественными организациями по защите прав потребителей.

Закон предъявляет особые требования к форме договоров об уступке товарного знака и передаче права на его использование. Указанные договоры должны совершаться в письменной форме и регистрироваться в Патентном ведомстве РФ. Порядок регистрации определен Правилами регистрации договоров об уступке товарного знака и лицензионных договоров о предоставлении права на использование товарного знака, утвержденными Роспатентом 26 сентября 1995 г. В дальнейшем обязательной регистрации в Патентном ведомстве подлежат изменения, вносимые в уже заключенные договоры. Незарегистрированные договоры об уступке права на товарный знак или о предоставлении права на его использование, а также внесенные в них изменения считаются недействительными. За регистрацию договоров и изменений в них Патентным ведомством взимается пошлина, которая по соглашению сторон может быть уплачена любым из участников договора.

Франчайзинг

 

Франчайзинг - это, как правило, такая форма лицензии на использование товарного знака, которая сопровождается оказанием помощи со стороны обладателя товарного знака (франчайзера) лицу, владеющему предприятием, которое осуществляет свою деятельность на условиях заключенного с франчайзером договора (яркий пример - предприятия быстрого питания). Лицензионные франчайзинговые договоры несколько отличаются от других договоров о лицензировании товарного знака и в их отношении имеются важные вопросы правового характера. Эти договоры носят, как правило, более детализированный характер, уточняя все аспекты взаимоотношений между сторонами. К сожалению, существует множество «хитроумных» мошеннических схем франчайзинга, по которым франчайзер получает деньги по договору, рисуя несбыточные картины баснословных доходов. Поэтому действующие во многих странах законы и различные подзаконные акты, регулирующие соблюдение правил честного ведения бизнеса, направлены на то, чтобы строго соблюдались все обязательства, взятые на себя франчайзером в отношении будущего франчайзи. Вторая проблема связана с тем, что инвестиции, вкладываемые в новое предприятие, служат, главным образом, поддержанию доброй воли франчайзера, а отнюдь не поддержке самого предприятия. По этой причине в ряде стран действует ограничение на право франчайзера отказывать в продлении срока действия договора, несмотря на то, что такое ограничение идет вразрез с общими принципами свободного рынка.

В российском праве специальные правила о договоре франчайзинга, который официально именуется договором коммерческой концессии, появились относительно недавно, с принятием части второй Гражданского кодекса РФ.Эти правила разработаны с учетом мирового опыта правового регулирования того комплекса отношений, который возникает в связи с предоставлением одним предпринимателем (правообладателем) другому (пользователю) права выступать в обороте под коммерческим именем правообладателя. Для этого пользователю предоставляется возможность использовать в своей хозяйственной деятельности комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, и в первую очередь - прав на средства индивидуализации правообладателя, включая и право на товарный знак.

С учетом того, что договор коммерческой концессии создает реальную опасность введения третьих лиц, в особенности потребителей, в заблуждение относительно личности лица, продающего им товары или оказывающего услуги, закон уделяет особое внимание защите их законных интересов. Правила ГК, посвященные этим вопросам, носят императивный характер и не могут быть отменены или изменены соглашением сторон. Так, в соответствии с ч. 8 ст. 1032 ГК пользователь обязан информировать покупателей (заказчиков) наиболее очевидным для них способом о том, что он использует фирменное наименование и другие средства индивидуализации в силу договора коммерческой концессии. Конкретных форм такого информирования Кодекс не устанавливает, так как они зависят от характера и особенностей деятельности, осуществляемой пользователем. Но само указание на необходимость использования «наиболее очевидного» для потребителей способа информирования показывает, что на пользователя возлагается бремя ответственности за любое вольное или невольное введение потребителей в заблуждение по поводу прав на пользование фирмой.

Целям защиты интересов потребителей служит и ряд других правил, в частности о субсидиарной ответственности правообладателя по предъявленным к пользователю претензиям о качестве товаров (работ, услуг) (ст. 1034 ГК ), о праве и обязанности правообладателя контролировать качество товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) пользователем на основании договора коммерческой концессии (ст. 1031 ГК ), и др.

Договор коммерческой концессии может заключаться на любой оговоренный сторонами срок либо без указания срока. В связи с тем, что пользователи вкладывают собственные силы и средства в продвижение фирменных наименований правообладателей на рынке, за теми из них, кто надлежащим образом исполнял свои обязанности по договору, закрепляется преимущественное право на заключение договоров на новый срок на тех же условиях.

Особые требования предъявляются законом к форме заключения и прекращения договора коммерческой концессии. Согласно ст. 1028 ГК он должен быть заключен в письменной форме, причем при несоблюдении этого требования договор считается ничтожным. Помимо этого договор подлежит регистрации в органе, осуществившем государственную регистрацию правообладателя. Если правообладатель зарегистрирован в иностранном государстве, регистрация договора коммерческой концессии осуществляется органом, осуществившим государственную регистрацию пользователя.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.