Здавалка
Главная | Обратная связь

Тема 10. Теория стилей управления



 

10.1. Стили управления: сущность, виды, факторы

Стиль управления (М. Мескон) - привычная манера поведения руководителя по отношению к подчинённым, чтобы оказать на них влияние и побудить к достижению целей организации. Общим в различных определениях стиля управления является трактовка его как способа воздействия руководителя на подчинённых.

Метод управления - совокупность способов и приёмов целенаправленного воздействия руководителя на подчинённых и коллективы, обеспечивающих координацию их действия.

Стиль управления, хотя в основе своей так же объективен, но всё жеопосредуется индивидуальными свойствами руководящего лица.

Субъективные факторы, определяющие стиль управления:

1. Принципы и установки, обуславливающие умение пользоваться властью.

2. Специфика психического склада руководителя (темперамент, характер).

3. Выбор форм и методов воздействия на подчинённых в конкретной ситуации.

4. Неповторимые личные качества, определяющие «управленческий почерк».

5. Индивидуальные особенности исполнения социальных ролей руководителя.

6. Уровень профессиональных знаний, интеллекта, культуры, характер поведения.

Они зависят от личности руководителя, а объективные факторы формируются под влиянием окружающей среды. Объективно стиль руководителя диктуется целью, которая определяет способ и характер его действий и достижению которой он должен подчинять свою волю.

Объективные слагаемые стиля управления:

1. Специфика системы, её цели и задачи, управленческой структуры.

2. Закономерности управления.

3. Специфика (функциональное назначение) сферы конкретной деятельности.

4. Производственная среда (технологический уровень производства, формы организации труда, обеспеченность материальными ресурсами).

5. Особенность руководимого коллектива (структура, уровень подготовки, характер взаимоотношений, социально-психологические черты исполнителей).

6. Уровень практики управления.

7. Способы и приёмы управления, используемые вышестоящим руководством.

Стиль выражает отношения, складывающиеся между руководителем и подчинённым. Сложность и разнообразие этих отношений предопределяют высокую вариантность конкретных стилей руководства, которые могут классифицироваться по различным признакам.

10.2. Классификация стилей управления: сущность, подходы, виды

Классификация (лат. Classic- разряд, facere- делать) - деление некоторого класса на виды, в соответствии с выбранными критериями. Обилие классификаций стиля управления в теории свидетельствует о сложности этого социального явления.

Подходы к определению стиля управления:

· подход с позиции личных качеств,

· поведенческий подход;

· ситуационный подход.

Подход с позиции личных качеств — согласно личностной теории лидерства (теории великих людей), лучшие из руководителей обладают определённым набором общих для всех личных качеств, и если бы эти качества могли быть выявлены, люди могли бы научиться воспитывать их в себе и тем самым становиться эффективными руководителями.

Основные качества руководителя: уровень интеллекта и знания, впечатляющая внешность, честность, здравый смысл, инициативность, социальное и экономическое образование, высокая степень уверенности в себе.

Поведенческий подход - эффективность определяется не личными качествами руководителя, а скорее его манерой поведения по отношению к подчинённым.

В поведенческом подходе выявляют два направления в стиле управления:

1. Первое - характеризуется минимальной степенью делегирования подчинённым своих полномочий, стремлением достичь целей, оказывая минимум доверия сотрудникам.

2. Второе - определяется стремлением лидера достичь целей путем создания деловой доверительной обстановки в коллективе.

В первом случае стиль находится в пределах от авторитарного до либерального, а во втором - от ориентированного на дело до ориентированного на человека.

Ситуационный подход - предполагает, что в эффективности руководства решающую роль могут сыграть ситуационные факторы, которые включают потребности и личные качества подчинённых, характер задания, требования и воздействия среды. Главной идеей ситуационного подхода было предположение, что поведение руководителя должно быть разным в различных ситуациях.

Изучение стилей связано с именем психолога К. Левина, который в 30 - е годы с группой сотрудников провёл в США серию экспериментов, в ходе которых выявил три, ставших классическими, стиля управления: авторитарный, демократический, нейтральный (или либеральный):

Авторитарный стиль управления - отличается чрезмерной централизацией власти, приверженностью к единоначалию, самовластным решением крупных и сравнительно мелких вопросов жизни коллектива, сознательным ограничением контактов с подчиненными.

Демократический стиль управления предполагает предоставление подчинённым самостоятельности, соразмерной их квалификации и выполняемым функциям. Он предполагает привлечение их к постановке целей, оценке работы, подготовки и принятия решений, создание необходимых для выполнения работы предпосылок. Со стороны руководителя важна справедливая оценка их усилий, уважение к людям и забота о них, поощрение инициативы и творческой активности, информирование подчинённых, умение считаться с их мнениями и советами.

Либеральный стиль управления(не вмешивающийся, попустительский). Отличается пассивностью, безынициативностью и постоянным ожиданием указаний сверху, нежеланием принимать на себя ответственность за решения и последствия, когда они неблагоприятны.

Р. Лайкерт и сотрудники Мичиганского университета, сравнивая группы с высокой производительностью труда и группы с низкой производительностью в различных организациях, пришли к выводу, что разницу в производительности может объяснить стиль лидерства. Аналогично теории «X» и «У» Дугласа МакГрегора, руководители группы с высокой и низкой производительностью классифицировались в пределах от одной крайности - сосредоточенные на работе (теория «X»), до другой - сосредоточенные на человеке (теория «У»).

Руководитель, сосредоточенный на работе (ориентированный на задачу) заботится о постановке задачи и разработке системы вознаграждений за рост производительности труда.

Руководитель, сосредоточенный на человекесосредотачивает внимание на повышении производительности труда путём налаживания человеческих отношений. Он делает упор на взаимопомощь, позволяет работникам максимально участвовать в принятии решений.

По мнению Тома Бойделла, основных стилей руководства семь (см. таблицу 3).

Таблица 3

Стили руководства

Наименование стиля Ситуация, в которой рекомендуется применение Искажения стиля руководства
Конфронтационный Утверждение собственных идей; желание выразить несогласие; предложение конкретных действий Проявление агрессивности, нетерпимости, высокомерия; самовлюблённость руководителя
Поддерживающий Оказание помощи и поддержки; выслушивание собеседника; желание быть терпимым к другим Излишняя мягкость, неконкретность и доверчивость; апатия и замкнутость;
Теоретический Аргументация с помощью ссылок на соответствующие теории; желание обобщить опыт; сдача экзамена и иные «контрольные» процедуры Излишнее теоретизирование; обращение к литературе и специалистам при решении любых проблем; убеждение, что «книжные» знания и мудрость являются синонимами
Практический Необходимость осуществления внезапных (внеплановых) действий; принятие очевидных и осуществимых решений Прагматизм, рационализм, склонность к импровизации; недооценка (игнорирование) предварительного анализа; неспособность к обобщениям
Планирующий Необходимость разработки прогнозов, программ и планов развития; определение целей организации и требуемых ресурсов; Создание планов, абсолютно оторванных от реальной жизни; увлечение анализом перспектив вместо решения повседневных проблем
Оценивающий Сравнение контрольных и реальных параметров развития организации; необходимость самооценки; определение трудового вклада подразделений и сотрудников «Зацикливание» на прошлых достижениях или неудачах; эйфория по поводу настоящего или будущего – «всё (будет) хорошо»
Интегрирующий Любые ситуации: сочетание теории и практики, прошлого и настоящего опыта, централизации и децентрализации, формального и неформального; диагностика, профилактика и урегулирование конфликтов Убеждение руководителя в незыблемости авторитета (харизмы), собственной непогрешимости и наличии оснований «править» людьми; пренебрежение руководителя к интересам сотрудников

 

Р. Лайкерт выделил четыре стиля управления: эксплуататорско-авторитарный. благожелательно- авторитарный, консультативно- демократический, групповой.

Эксплуататорско - авторитарный стиль управления. В организациях, где утвердился эксплуататорско - авторитарный стиль, подчиненные считают себя обиженными, потому что их мнения, опыт, знания руководителем игнорируются.

Благожелательно – авторитарный стиль управленияопределяется тем, что руководитель чувствует себя уверенно, к своим подчинённым относится снисходительно. Угрозы наказания хотя и присутствуют, но не преобладают.

Консультативно- демократический стиль управления. Руководитель доверяет подчинённым, стремится конструктивно использовать их идеи, консультируется с ними. Он внимательно выслушивает все точки зрения подчинённых, не отдавая предпочтения какой - либо, вырабатывает общую позицию и в её рамках свою точку зрения.

Групповой стиль управленияхарактеризуется тем, что руководитель действует как демократ, полностью доверяет своим подчинённым по всем вопросам. Такой метод руководства считается наиболее действенным.

Эффективный руководитель тот, кто сочетает в своём стиле двумерную модель поведения (т.е. проявляет должное внимание и к структуре и к подчинённым одновременно).

Роберт Блейк и Джейн Моутон, классифицируя стили, построили решётку (схему) менеджмента, включавшую в себя 5 основных стилей руководства. Вертикальная ось системы ранжирует «внимание к людям, заботу о человеке» по шкале от 1 до 9. Горизонтальная ось ранжирует «внимание к производству, заботу о производстве» также по шкале от 1 до 9 (рис. 10).

Стиль руководства определяется этими критериями. Средние и четыре крайних позиции описывают как:

 

 

1.9               9.9
                 
                 
                 
        5.5        
                 
                 
                 
1.1               9.1

 


Высокое

Внимание
к людям

Низкое







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.