Здавалка
Главная | Обратная связь

Общественно опасные последствия



Общественно опасные (преступные) последствия — это негативные изменения общественных отношений, взятых под охрану уголовным законом, наступившие в результате совершения преступления. Таким образом, преступные последствия непосредственносвязаны с объектом преступления. В этом проявляется их дуалистичная природа: являясь признаком объективной стороны преступления, преступные последствия выражаются в нарушенииобъекта посягательства.

Рассматриваемый признак объективной стороны характеризуется двумя специфическими признаками: во-первых, им выступает вред, причиненный объекту преступления; во-вторых, преступным последствием является не любой вред, а лишь тот, что указан в диспозиции уголовно-правовой нормы.

Преступное последствие — объективное выражение общественной опасности деяния, оно присуще любому преступлению. В преступном последствии реализуется та общественная опасность действия или бездействия, из-за которого оно запрещено уголовным законом. Это не означает, конечно, что тяжесть преступления заключается лишь в его последствии. Как уже указывалось, его общественная опасность зависит от места, времени, обстановки, формы и вида вины, личности виновного и ряда других обстоятельств.

Не все общественно опасные последствия равнозначны. Одни из них характеризуют конкретный состав преступления, другие — нет; первые входят в основание уголовной ответственности, вторые находятся за пределами состава преступления. В связи с этим необходимо вьщелять основные последствия и дополнительные.

Основное последствие входит в состав преступления и указано в диспозиции уголовно-правовой нормы. Именно для его предотвращения установлена уголовная ответственность.

Дополнительное (факультативное) последствие — это такого вида вред, который по характеру и степени общественной опасности не достигает уровня последствий, указанных в законе. Оно наступает не во всех случаях. Так, при нарушении правил безопасности движения и эксплуатации, например, железнодорожного транспорта может причиняться средней тяжести вред здоровью пассажиров, но может этого и не быть. Наступление вреда такой тяжести рассматривается как дополнительное последствие.

Выделение рассматриваемых последствий имеет практическое значение. Во-первых, в случае их наступления не требуется квалификация по совокупности, поскольку они охватываются составом преступления; во-вторых, наличие дополнительных по- следствий имеет значение для назначения наказания. Если в одном случае кроме указанных в ст. 263 УК РФ был причинен легкий вред здоровью, в другом — таких последствий не было, то при одинаковой квалификации эта разница должна учитываться при определении меры наказания.

В теории уголовного права преступные последствия принято классифицировать и по другим основаниям. Так, выделяются простые и сложные последствия. Деление общественно опасных последствий на такие виды обусловлено спецификой объекта посягательства. Первые из них присущи преступлениям с простым составом, когда наличествует лишь один объект, которому и причиняется вред; вторые - преступлениям со сложным составом, имеющим два и более непосредственных объекта, терпящих урон от совершенного посягательства.

По характеру все общественно опасные последствия классифицируются на материальные и нематериальные. В свою очередь материальные объединяют два вида последствий: а) имущественный вред; б) физический вред.

Имущественный вред может проявляться как в виде реального ущерба, так и упущенной выгоды. Рассматриваемый вид общественно опасного последствия наиболее характерен для преступлений в сфере экономики, хотя он встречается и в преступлениях другого вида. Все формы хищения влекут причинение реального ущерба, а причинение имущественного ущерба собственнику или иному владельцу имущества путем обмана или злоупотребления доверием при отсутствии признаков хищения (ст. 165 УК РФ) —упущенную выгоду. Имущественный вред характеризуется количественными параметрами, он может быть оценен в денежном выражении.

Физический вред — это вред, причиняемый в результате совершения общественно опасного действия или бездействия жизни или здоровью человека. Он охватывает смерть потерпевшего, небольшой, средней тяжести и тяжкий вред здоровью. Смерть как последствие преступления предусмотрена не только при совершении убийства (ст. 105 — 108 УК РФ), но и при причинении смерти по неосторожности (ст. 109 УК РФ), а также в ряде других составов (например, ст. 277, 295, 317 УК РФ). В некоторых случаях этот вид последствия выступает в качестве квалифицирующего признака (например, ч. 4 ст. 111, ч. 3 ст. 123, ч. 3 ст. 126, ч. 3 ст. 131,ч. 2 ст. 143,ч. Зет. 152, ч. Зет. 205, ч. 2 ст. 263 и др.).

Вред здоровью, так же как и смерть потерпевшего, может характеризовать основной состав преступления. Так, тяжким вредом здоровью признается причинение вреда здоровью, опасного для жизни человека, или повлекшего за собой потерю зрения, речи, слуха либо какого-либо органа или утрату органом его функций, прерывание беременности, психическое расстройство, заболевание наркоманией либо токсикоманией, или выразившегося в неизгладимом обезображивании лица, или вызвавшего значительную стойкую утрату общей трудоспособности не менее чем на одну треть или заведомо для виновного полную утрату профессиональной трудоспособности (ст. 111 УК РФ); вредом здоровью средней тяжести - причинение вреда здоровью, не опасного для жизни человека и не повлекшего последствий, указанных в ст. 111 УК РФ, но вызвавшего длительное расстройство здоровья или значительную стойкую утрату общей трудоспособности менее чем на одну треть (ст. 112 УК РФ); легким вредом здоровью — причинение вреда здоровью, вызвавшего кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности (ст. 115 УК РФ). Тяжкий и средней тяжести вред здоровью в некоторых составах выступают квалифицирующими признаками (например, ч. 3 ст. 131, ч. 3 ст. 162, ч. 3 ст. 163 УК РФ и др.).

Нематериальные последствия также подразделяются на два вида: а) имеющие личностный характер и б) не относящиеся к личности. К первому виду относится моральный вред, а также вред, причиняемый конституционным правам и свободам граждан (так, в ст. 140 УК РФ в качестве последствий указаны права и законные интересы граждан; аналогичные последствия названы в ст. 201 и 285 УК РФ и…

Второй вид рассматриваемых последствий не относится к личности и представляет из себя идеологический, политический, организационный вред. Эти последствия характерны для преступлений, совершаемых в сфере экономической деятельности (гл. 22 УК РФ), а также преступлений, направленных против государственной власти (раздел X УК РФ), против мира и безопасности человечества (раздел XXII УК РФ).

В некоторых случаях общественно опасное последствие может носить комплексный характер. Иными словами, одно действие или бездействие порождает разные по своей сути преступные последствия. Так, преступление, предусмотренное ст. 136 УК РФ, в связи с нарушением равенства прав и свобод человека и гражданина в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям способно причинить потерпевшему имущественный ущерб, моральный вред, существенно ограничить его политические и иные предусмотренные Конституцией РФ права.

Общественно опасные последствия присущи преступлению всегда, беспоследственных преступлений нет и быть не может. Однако законодатель иногда их не указывает в статьях Особенной части УК РФ. Но независимо от этого установление (определение характера и размера (объема) наступившего вреда) последствий обязательно в ходе расследования и судебного рассмотрения уголовного дела. Для констатации же в содеянном наличия состава преступления, иначе говоря, для квалификации преступления не всегда требуется учитывать последствия.

Как уже указывалось, в зависимости от того, включены или нет общественно опасные последствия в конструкцию объективной стороны преступления, выделяются материальные и формаль-ные составы (их сущность и значение рассмотрены ранее). В преступлениях с материальным составом преступные последствия входят в число обязательных признаков объективной стороны. Оконченными такие преступления считаются с момента наступления указанных в законе последствий (например, для квалификации преступления по ст. 167 УК РФ необходимо, чтобы уничтожение или повреждение чужого имущества повлекло причинение значительного ущерба).

Объективная сторона преступлений с формальным составом не включает в себя общественно опасные последствия. В этом случае оконченным преступление считается с момента выполнения деяния (действия или бездействия), указанного в законе.

Законодательный прием конструирования указанных составов обусловлен спецификой некоторых видов последствий. Так, некоторые из них просто не поддаются определению, отвечающему уголовно-правовым требованиям (например, при клевете, оскорблении, изнасиловании, нарушении неприкосновенности жилища и т. д.), применительно к некоторым преступлениям учитывается очевидность причинения вреда общественным отношениям, охраняемым уголовным законом (например, при шпионаже, взяточничестве, воспрепятствовании осуществлению правосудия и производству предварительного расследования, привлечении заведомо невиновного к уголовной ответственности, незаконном освобождении от уголовной ответственности, незаконном задержании, заключении под стражу или содержании под стражей, дезертирстве и др.), в других случаях законодатель поступает таким образом исходя из общественной опасности преступления и желания приблизить момент окончания посягательства к первоначальному акту преступного поведения (разбой, бандитизм и др.).

При описании общественно опасных последствий законодатель обычно использует одно из двух правил: а) в самом тексте закона конкретно указывает характер и объем (размер) последствия; б) использует оценочные понятия.

В первом случае в уголовно-правовой норме называется конкретно определенное последствие. Это делается либо в диспозиции, либо в примечании к статье Особенной части УК РФ. По такому принципу сформулированы, например, все составы преступлений, посягающих на жизнь и здоровье, абсолютноебольшинство преступлений против собственности и др.

Во втором случае закон содержит лишь самую общую характеристику общественно опасных последствий, т. е. для их описания используются оценочные понятия, например: ≪вред правам и законным интересам граждан≫ (ст. 136, 137, 140 УК РФ); ≪значительный ущерб≫ (ст. 167 УК РФ); ≪крупный ущерб≫ (ч. 2 ст. 169 УК РФ) и др. Во многих случаях их содержание раскрывается в постановлениях Пленума Верховного Суда РФ по конкретным делам. По ряду преступлений определение преступных последствий, выраженных в законе оценочным понятием, входит в компетенцию суда.

В некоторых статьях Особенной части УК РФ содержится указание не на фактическое причинение вреда, а возможность наступления общественно опасных последствий. Такие преступления в теории называются деликтами создания конкретной опасности, а составы преступлений — составами реальной опасности. Например, ответственность за нарушение правил безопасности при размещении, проектировании, строительстве и эксплуатации объектов атомной энергетики наступает только в том случае, если это могло повлечь смерть человека или радиоактивное заражение окружающей среды (ст. 215 УК РФ). Аналогичным образом сформулированы диспозиции и ряда других уголовно-правовых норм (ст. 205, 2151, 217, 247 УК РФ).

Появление возможности наступления последствий обусловливается совершением общественно опасного деяния, оно порождается им и характеризуется вредными изменениями объекта посягательства. Поэтому она и признается особым видом последствия: с одной стороны, последствия, указанные в законе, фактически еще не наступили, однако, с другой стороны, общественные отношения, поставленные под охрану Уголовного кодекса, уже претерпели изменения. С учетом особенностей преступления дальнейшее развитие причинно-следственной зависимости для законодателя безразлично: она может быть прервана в результате вмешательства каких-либо обстоятельств; ее развитие может пойти по другому пути; факторы, не зависящие от воли виновного, могут исключить переход возможности в действительность.

Однако надо иметь в виду, что состав подобного преступления будет налицо лишь в том случае, если будет создана реальная (а не абстрактная) опасность причинения вреда. Реальная возможность наступления общественно опасных последствий — не субъективное предположение, а представляет собой объективную категорию, выражающуюся в создании преступным поведением лица такой ситуации, когда действие или бездействие закономерно может повлечь указанные в уголовно-правовой норме последствия. Возможность развития причинной связи при таких обстоятельствах должна быть установлена путем анализа всех обстоятельств дела.

 

§ 3. ПРЕСТУПНОЕ ПОСЛЕДСТВИЕ

Преступное (общественно опасное) последствие1 - это такой признак объективной стороны, который отражает произошедшие в объекте уголовно-правовой охраны негативные изменения, предусмотренные диспозицией статьи Особенной части. Любое преступление причиняет ущерб правоохраняемым интересам. Однако в качестве обязательного признака объективной стороны состава преступления последствие выступает только тогда, когда это специально установлено законом. По характеру причиненного вреда последствия делятся на материальные и нематериальные.

К материальным последствиям относят:

1) физический вред, т.е. причинение ущерба жизни или здоровью человека, который в свою очередь может быть в виде:

а) смерти человека ( ст. 105; ч. 3 ст. 230, ч. 2 и ч. 3 ст. 264 УК и т.д.);

б) тяжкого вреда здоровью (ст. 111, ч. 1 ст. 143 УК и др.);

в) средней тяжести вреда здоровью (ст. 112, ч. 1 ст. 263 УК и др.);

г) легкого вреда здоровью (ст. 115 УК);

2) имущественный вред, который состоит в прямом уменьшении фондов собственника или законного владельца либо в их неувеличении, когда оно должно было произойти, - в непоступлении должного и подразделяется на:

а) значительный вред или ущерб в значительном, размере (п. "г" ч. 2 ст. 158, ч. 1 ст. 200 УК и др.);

б) вред в крупном размере или крупный ущерб (п. "б" ч. 3 ст. 158, ст. 193 УК и др.);

в) вред в особо крупном размере (ч. 2 ст. 198, п. "г" ч. 2 ст. 199 УК и др.).

Нематериальный вред заключается в причинении ущерба всем другим правоохраняемым интересам. Он может быть:

1) экологическим, например, существенный вред животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству (ч. 1 ст. 250 УК), загрязнение или иное изменение природных свойств воздуха (ч. 1 ст. 251 УК);

2) политическим (ущерб внешней безопасности в составе государственной измены - ст. 275 УК);

3) вредом правам и законным интересам граждан (ч. 1 ст. 136, ст. 137 УК и др.);

4) вредом правам и законным интересам организаций, охраняемым законом интересам общества или государства (ч. 1 ст. 201, ч. 1 ст. 285 УК и др.);

5) информационным вредом (уничтожение, блокирование, модификация либо копирование информации, нарушение работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети - ч. 1 ст. 272 УК) и др.

Иногда законодатель объединяет в одном последствии несколько однородных или даже разнородных последствий. Так, в качестве последствия экологических преступлений часто используется понятие "вред здоровью человека". По разъяснению Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. "О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения", этот вред объемлет все возможные виды вреда здоровью человека, включая тяжкий1. Особо квалифицирующим признаком злоупотребления должностными полномочиями выступают тяжкие последствия, понятие которых дается в постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г. Это: аварии, длительная остановка транспорта или производственного процесса, дезорганизация работы учреждения, предприятия, срыв выполнения народнохозяйственных заданий, нанесение государству материального ущерба в особо крупных размерах, причинение смерти или тяжкого вреда здоровью хотя бы одному человеку и т.п.

Понятие вреда не всегда формулируется в законе точно и конкретно, потому что в результате совершения отдельных преступлений одновременно возможно и реально наступление сразу нескольких разновидностей ущерба. В этих случаях законодатель употребляет для описания последствий так называемые оценочные признаки. Это является одним из приемов законодательной техники: крупный ущерб, тяжкие последствия, существенный вред и т.д.

В уголовно-правовой науке последствия подразделяют также на реально наступившие и те, в отношении которых существует реальная угроза их наступления. Преступления с такой угрозой называют деликтами формальной опасности или деликтами создания опасности. К ним можно отнести, например: ч. 1 ст. 215 УК (нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики, если это могло повлечь смерть человека или радиоактивное заражение окружающей среды), ч. 1 ст. 217 УК (нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах, если это могло повлечь смерть человека или иные тяжкие последствия), ч. 1 ст. 247 УК (нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов, если оно создало угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде) и др. Специфика таких преступлений состоит в том, что для наличия оконченного состава не требуется, чтобы указанные в законе последствия наступили. Однако отнести данные составы преступления к числу формальных уже нельзя. Требуется установить, что, во-первых, имеет место реальная угроза наступления последствий и, во-вторых, последствий совершенно определенных, точно указанных в законе. Реальность угрозы означает, что последствия не наступили только потому, что они были вовремя предотвращены.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.