Здавалка
Главная | Обратная связь

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЦЕСКОГО ПОСОБИЯ ПО ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ



5.1. Настоящие рекомендации формируют единые требования к структуре, содержанию и оформлению учебно-методического пособия по практической подготовке студентов, реализуемой в ФГБОУ ВПО «ПВГУС» в рамках ФГОС ВПО (СПО), порядок их разработки и утверждения.

 

5.2. Данные Методические рекомендации обобщают результаты разработок в области реализации компетентностного подхода при создании программ практик в высшем (среднем) профессиональном образовании.

 

5.3. Данные Методические рекомендации адресованы профессорско-преподавательскому коллективу университета и призваны оказать методическую помощь при проектировании компетентностно-ориентированных программ практик в составе ООП, реализующих требования ФГОС ВПО (СПО).

 

5.4. Требования к структуре учебно-методического пособия

При написании учебно-методического пособия по практической подготовке студентов утверждается следующая структура:

1. Титульный лист (Приложение 1).

2. Лист согласования (Приложение 2).

3. Рецензия (одна – внешнего (работодателя), вторая – внутреннего рецензента (преподавателя кафедры) (Приложение 3).

4. Содержание (Приложение 4).

5. Введение.

6. Общие положения:

- цели и задачи практики;

- место практики в структуре ООП;

- нормативно-правовая база организации практической подготовки;

- виды практики.

7. Организация и проведение каждого вида практики:

- подготовительный этап;

- проведение практики;

- подведение итогов практики.

8. Права и обязанности студентов.

9. Аттестация практики:

- требования к отчетной документации студента;

- формы отчетности студентов по итогам прохождения практики;

- критерии оценки студентов по результатам прохождения практики;

- организация итогового собрания.

10. Программа практики:

- цели и задачипрактики;

- место и время проведения практики;

- компетенции обучающегося формируемые в результате прохождения практики;

- структура и содержание практики.

11. Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на практике.

12. Учебно-методическое и информационное обеспечение практики.

13. Материально-техническое обеспечение практики.

14. Приложения.

 

5.5. Требования к содержанию разделов учебно-методического пособия.

5.5.1. Титульный лист должен содержать (Приложение 1):

- название ведомственного учреждения и название университета, действующие на момент написания УМП;

-наименование кафедры;

-согласование проректора по УМР для бакалавриата и специалитета, для магистратуры – проректора по УМР и проректора по ИиНИД;

-утверждение УМП по практической подготовке осуществляет проректор по УРиКО;

-название УМП;

-наименование направления подготовки (специальности) и профиля (специализации).

 

5.5.2. Лист согласования содержит (Приложение 2):

- наименование УМП;

- наименование направления подготовки (специальности);

- номер и дату приказа утверждения ФГОС по направлению подготовки (специальности);

- дату и номер протокола утверждения УМП на заседании кафедры;

- дату и номер протокола утверждения УМП на заседании НМС;

- звание, должность, Ф.И.О. внешнего и внутреннего рецензента с подписями;

- звание, должность, Ф.И.О. составителя УМП.

Обязательным требованием является указание даты согласования УМП по практической подготовке.

 

5.5.3. УМП включает в себя две рецензии: одну внешнего рецензента (работодателя), вторую внутреннего (преподавателя кафедры) (Приложение 3).

Рецензия на учебно-методическое пособие по практике оформляется согласно следующего плана:

- краткое описание проблемы разработки УМП;

- степень актуальности написания УМП;

- наиболее важные аспекты, раскрытые автором;

- рекомендации к использованию;

- Ф.И.О. рецензента, место работы, должность, подпись и печать.

 

5.5.4. Раздел «Содержание» (Приложение 4) определяет логическую связь материала, изложенного в УМП. Для УМП по определенному направлению подготовки (специальности) необходимо включать только те виды практики, которые указаны в ФГОС конкретного направления подготовки (специальности).

 

5.5.5. В разделе «Введение» должны быть отражены актуальность, новизна, цели и задачи написания УМП по практической подготовке.

 

5.5.6. Раздел «Общие положения» описывает цели и задачи практики обучающихся конкретного уровня согласно ФГОС.

При определении места каждого вида практики указываются модули, курсы, дисциплины ООП. Дается краткое описание логической и содержательно-методической взаимосвязи практики с другими частями ООП, на основании которых базируется практика (Приложение 5).

Указываются виды проведения практики. В соответствии с ФГОС ВПО (СПО), учебная, производственная, преддипломная, научно-исследовательская, научно-педагогическая и др.

Указываются нормативно правовые документы, на основании которых организуется практика в университете.

 

5.5.7. Раздел «Организация и проведение каждого вида практики» является унифицированным для УМП всех направлений подготовки (специальностей), текст которого представлен ниже.

Проведение практики включает в себя 3 этапа: подготовительный этап, этап проведения практики и заключительный этап.

Не позднее двух месяцев до начала практики ответственное лицо за организацию практической подготовки на кафедре проводит 1-ое организационное собрание со студентами, на котором информирует студентов о целях, задачах и содержании практики; сроках ее проведения; местах прохождения и видах деятельности; правах и обязанностях студентов.

В течение месяца ответственное лицо за организацию практической подготовки и трудоустройства от кафедры проводит сбор гарантийных писем (Приложение 6), заявлений на содействие в нахождении места практики студентам (Приложение 7). В результате за 10 дней до начала практики лицо, ответственное за организацию практической подготовки на кафедре формирует проект приказа на практику (Приложение 8) и запускает его в электронный документооборот.

Не позднее, чем за 1 день до начала практики ответственное лицо за организацию практической подготовки на кафедре совместно со специалистом ОМППиТ проводит второе организационное собрание со студентами, на котором представляет контактную информацию о предприятии. А также доводит информацию до сведения студентов:

- требования по состоянию отчетной документации по практике;

- сроки и порядок защиты отчета по практике.

Студент обязан принимать участие в организационных собраниях, проводимых ответственным лицом за организацию практической подготовки на кафедре.

Руководитель практики от предприятия:

- распределяет студентов по рабочим местам на предприятии;

- проводит со студентами обязательный инструктаж по охране труда и технике безопасности;

- осуществляет контроль соблюдения сроков практики на предприятии;

- обеспечивает строгое соответствие содержания прохождения практики программе;

- контролирует выполнение практикантами правил внутреннего трудового распорядка предприятия;

- оказывает методическую помощь студентам при выполнении ими программы практики.

Итоговый этап включает в себя завершение оформление отчета. Отчет готовиться в течение всей практики и должен содержать сведения о конкретно выполненной работе в период ее прохождения. Для завершения отчета студенту выделяется два дня (во время практики). Оформленный отчет предоставляется руководителю практики от кафедры не позднее даты защиты отчета по практике, указанной в направлении (Приложение 9).

 

5.5.8. Раздел «Права и обязанности» студентов перечислены в разделе 9 «Права и обязанности студентов» настоящего Положения.

 

5.5.9. Раздел «Аттестация практики» заявлен разделе 10 настоящего положения:

- требования к оформлению отчетной документации студентов формулирует каждая выпускающая кафедра самостоятельно;

- формы отчетности студентов по итогам прохождения практики;

- критерии оценки студентов по результатам прохождения практики обозначены в п.10 настоящего Положения;

- требования к организации итогового собрания утверждены настоящим положением.

 

5.6. Программы каждого вида практики установленные ФГОС и утвержденные учебным планом университета оформляются согласно следующей структуры.

 

5.6.1. Цель практики должна быть сформулирована в соответствии с общими целями ФГОС ВПО (СПО) и направлена на закрепление и углубление теоретической подготовки обучающегося, приобретение им практических навыков и компетенций в сфере конкретной профессиональной деятельности (Приложение 8, 9 «Положение по разработке основной образовательной программы по направлению подготовки (специальности) № 61/07 от 28.04.2010г., утвержденного на заседании ученого совета университета (протокол от № 9 от 28.04.2010г).

 

5.6.2. Указываются конкретныезадачи практики, соотнесенные с видами и задачами профессиональной деятельности.

 

5.6.3. В разделе «Место и время проведения практической подготовки» указывается место проведения практики: организация, предприятие, фирма, образовательное и учебное заведение и т.д. Указывается продолжительность проведения практической подготовки (количество недель) и время ее проведения (семестр).

 

5.6.4. В разделе «Компетенции обучающегося формируемые в результате прохождения практической подготовки» указываются какие обучающийся должен приобрести практические навыки, умения, общекультурные и профессиональные компетенции (необходимо их перечислить согласно ФГОС ВПО (СПО), ООП).

В результате прохождения данной практики обучающийся должен демонстрировать следующие результаты освоения компетенций:

Знать_______________(номер, индекс компетенции)

Уметь______________(номер, индекс компетенции)

Владеть_______________(номер, индекс компетенции)

В данном разделе рекомендуется сформировать ожидаемые результаты освоения компетенций во взаимосвязи с компетентностной моделью выпускника, т.е. для каждого ожидаемого результата обучения должно быть установлено соответствие с конкретной компетенцией.

 

5.6.5. Раздел «Структура и содержание практики»

Общая трудоемкость практики составляет _____ зачетных единиц, _______ недель.

 

№ п/п Этапы практики Виды работы на практике, включая самостоятельную работу студентов, и трудоемкость в часах Формы текущей аттестации
Аудиторная работа Работа на предприятии
с преп. самост. с рук. самост.
           
           
           
           
           
           
  ВСЕГО:          

 

Во второй графе таблицы указываются этапы практики. Например: подготовительный этап, включающий инструктаж по технике безопасности, экспериментальный этап, обработка и анализ полученной информации, подготовка отчета по практике.

Разделом практики может являться научно-исследовательская работа студентов. К видам работы на практике могут быть отнесены: ознакомительные лекции, инструктаж по технике безопасности, мероприятия по сбору, обработке и систематизации фактического и литературного материала, наблюдения, измерения и др., выполняемые как под руководством преподавателя, так и самостоятельно.

В настоящем разделе необходимо привести контрольные вопросы и задания для проведения текущей аттестации по этапам практики, осваиваемым студентом самостоятельно. Обозначить индивидуальные задания.

 

5.6.6. Образовательные, научно-исследовательские и научно производственные технологии, используемые на практике.

Указываются научно-исследовательские и научно-производственные технологии, которые может использовать обучающийся при выполнении различных видов работ на практике.

Таким образом необходимо оформить все виды практики какие предполагает ООП направления подготовки (специальности).

 

5.6.7. В разделе «Учебно-методическое и информационное обеспечение практики» указывается основная и дополнительная литература по практике, программное обеспечение и Интернет-ресурсы, а также другое необходимое на различных этапах проведения практики учебно-методическое и информационное обеспечение для выполнения программы практики и написания отчета студентами.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.