МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЦЕСКОГО ПОСОБИЯ ПО ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ
5.1. Настоящие рекомендации формируют единые требования к структуре, содержанию и оформлению учебно-методического пособия по практической подготовке студентов, реализуемой в ФГБОУ ВПО «ПВГУС» в рамках ФГОС ВПО (СПО), порядок их разработки и утверждения.
5.2. Данные Методические рекомендации обобщают результаты разработок в области реализации компетентностного подхода при создании программ практик в высшем (среднем) профессиональном образовании.
5.3. Данные Методические рекомендации адресованы профессорско-преподавательскому коллективу университета и призваны оказать методическую помощь при проектировании компетентностно-ориентированных программ практик в составе ООП, реализующих требования ФГОС ВПО (СПО).
5.4. Требования к структуре учебно-методического пособия При написании учебно-методического пособия по практической подготовке студентов утверждается следующая структура: 1. Титульный лист (Приложение 1). 2. Лист согласования (Приложение 2). 3. Рецензия (одна – внешнего (работодателя), вторая – внутреннего рецензента (преподавателя кафедры) (Приложение 3). 4. Содержание (Приложение 4). 5. Введение. 6. Общие положения: - цели и задачи практики; - место практики в структуре ООП; - нормативно-правовая база организации практической подготовки; - виды практики. 7. Организация и проведение каждого вида практики: - подготовительный этап; - проведение практики; - подведение итогов практики. 8. Права и обязанности студентов. 9. Аттестация практики: - требования к отчетной документации студента; - формы отчетности студентов по итогам прохождения практики; - критерии оценки студентов по результатам прохождения практики; - организация итогового собрания. 10. Программа практики: - цели и задачипрактики; - место и время проведения практики; - компетенции обучающегося формируемые в результате прохождения практики; - структура и содержание практики. 11. Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на практике. 12. Учебно-методическое и информационное обеспечение практики. 13. Материально-техническое обеспечение практики. 14. Приложения.
5.5. Требования к содержанию разделов учебно-методического пособия. 5.5.1. Титульный лист должен содержать (Приложение 1): - название ведомственного учреждения и название университета, действующие на момент написания УМП; -наименование кафедры; -согласование проректора по УМР для бакалавриата и специалитета, для магистратуры – проректора по УМР и проректора по ИиНИД; -утверждение УМП по практической подготовке осуществляет проректор по УРиКО; -название УМП; -наименование направления подготовки (специальности) и профиля (специализации).
5.5.2. Лист согласования содержит (Приложение 2): - наименование УМП; - наименование направления подготовки (специальности); - номер и дату приказа утверждения ФГОС по направлению подготовки (специальности); - дату и номер протокола утверждения УМП на заседании кафедры; - дату и номер протокола утверждения УМП на заседании НМС; - звание, должность, Ф.И.О. внешнего и внутреннего рецензента с подписями; - звание, должность, Ф.И.О. составителя УМП. Обязательным требованием является указание даты согласования УМП по практической подготовке.
5.5.3. УМП включает в себя две рецензии: одну внешнего рецензента (работодателя), вторую внутреннего (преподавателя кафедры) (Приложение 3). Рецензия на учебно-методическое пособие по практике оформляется согласно следующего плана: - краткое описание проблемы разработки УМП; - степень актуальности написания УМП; - наиболее важные аспекты, раскрытые автором; - рекомендации к использованию; - Ф.И.О. рецензента, место работы, должность, подпись и печать.
5.5.4. Раздел «Содержание» (Приложение 4) определяет логическую связь материала, изложенного в УМП. Для УМП по определенному направлению подготовки (специальности) необходимо включать только те виды практики, которые указаны в ФГОС конкретного направления подготовки (специальности).
5.5.5. В разделе «Введение» должны быть отражены актуальность, новизна, цели и задачи написания УМП по практической подготовке.
5.5.6. Раздел «Общие положения» описывает цели и задачи практики обучающихся конкретного уровня согласно ФГОС. При определении места каждого вида практики указываются модули, курсы, дисциплины ООП. Дается краткое описание логической и содержательно-методической взаимосвязи практики с другими частями ООП, на основании которых базируется практика (Приложение 5). Указываются виды проведения практики. В соответствии с ФГОС ВПО (СПО), учебная, производственная, преддипломная, научно-исследовательская, научно-педагогическая и др. Указываются нормативно правовые документы, на основании которых организуется практика в университете.
5.5.7. Раздел «Организация и проведение каждого вида практики» является унифицированным для УМП всех направлений подготовки (специальностей), текст которого представлен ниже. Проведение практики включает в себя 3 этапа: подготовительный этап, этап проведения практики и заключительный этап. Не позднее двух месяцев до начала практики ответственное лицо за организацию практической подготовки на кафедре проводит 1-ое организационное собрание со студентами, на котором информирует студентов о целях, задачах и содержании практики; сроках ее проведения; местах прохождения и видах деятельности; правах и обязанностях студентов. В течение месяца ответственное лицо за организацию практической подготовки и трудоустройства от кафедры проводит сбор гарантийных писем (Приложение 6), заявлений на содействие в нахождении места практики студентам (Приложение 7). В результате за 10 дней до начала практики лицо, ответственное за организацию практической подготовки на кафедре формирует проект приказа на практику (Приложение 8) и запускает его в электронный документооборот. Не позднее, чем за 1 день до начала практики ответственное лицо за организацию практической подготовки на кафедре совместно со специалистом ОМППиТ проводит второе организационное собрание со студентами, на котором представляет контактную информацию о предприятии. А также доводит информацию до сведения студентов: - требования по состоянию отчетной документации по практике; - сроки и порядок защиты отчета по практике. Студент обязан принимать участие в организационных собраниях, проводимых ответственным лицом за организацию практической подготовки на кафедре. Руководитель практики от предприятия: - распределяет студентов по рабочим местам на предприятии; - проводит со студентами обязательный инструктаж по охране труда и технике безопасности; - осуществляет контроль соблюдения сроков практики на предприятии; - обеспечивает строгое соответствие содержания прохождения практики программе; - контролирует выполнение практикантами правил внутреннего трудового распорядка предприятия; - оказывает методическую помощь студентам при выполнении ими программы практики. Итоговый этап включает в себя завершение оформление отчета. Отчет готовиться в течение всей практики и должен содержать сведения о конкретно выполненной работе в период ее прохождения. Для завершения отчета студенту выделяется два дня (во время практики). Оформленный отчет предоставляется руководителю практики от кафедры не позднее даты защиты отчета по практике, указанной в направлении (Приложение 9).
5.5.8. Раздел «Права и обязанности» студентов перечислены в разделе 9 «Права и обязанности студентов» настоящего Положения.
5.5.9. Раздел «Аттестация практики» заявлен разделе 10 настоящего положения: - требования к оформлению отчетной документации студентов формулирует каждая выпускающая кафедра самостоятельно; - формы отчетности студентов по итогам прохождения практики; - критерии оценки студентов по результатам прохождения практики обозначены в п.10 настоящего Положения; - требования к организации итогового собрания утверждены настоящим положением.
5.6. Программы каждого вида практики установленные ФГОС и утвержденные учебным планом университета оформляются согласно следующей структуры.
5.6.1. Цель практики должна быть сформулирована в соответствии с общими целями ФГОС ВПО (СПО) и направлена на закрепление и углубление теоретической подготовки обучающегося, приобретение им практических навыков и компетенций в сфере конкретной профессиональной деятельности (Приложение 8, 9 «Положение по разработке основной образовательной программы по направлению подготовки (специальности) № 61/07 от 28.04.2010г., утвержденного на заседании ученого совета университета (протокол от № 9 от 28.04.2010г).
5.6.2. Указываются конкретныезадачи практики, соотнесенные с видами и задачами профессиональной деятельности.
5.6.3. В разделе «Место и время проведения практической подготовки» указывается место проведения практики: организация, предприятие, фирма, образовательное и учебное заведение и т.д. Указывается продолжительность проведения практической подготовки (количество недель) и время ее проведения (семестр).
5.6.4. В разделе «Компетенции обучающегося формируемые в результате прохождения практической подготовки» указываются какие обучающийся должен приобрести практические навыки, умения, общекультурные и профессиональные компетенции (необходимо их перечислить согласно ФГОС ВПО (СПО), ООП). В результате прохождения данной практики обучающийся должен демонстрировать следующие результаты освоения компетенций: Знать_______________(номер, индекс компетенции) Уметь______________(номер, индекс компетенции) Владеть_______________(номер, индекс компетенции) В данном разделе рекомендуется сформировать ожидаемые результаты освоения компетенций во взаимосвязи с компетентностной моделью выпускника, т.е. для каждого ожидаемого результата обучения должно быть установлено соответствие с конкретной компетенцией.
5.6.5. Раздел «Структура и содержание практики» Общая трудоемкость практики составляет _____ зачетных единиц, _______ недель.
Во второй графе таблицы указываются этапы практики. Например: подготовительный этап, включающий инструктаж по технике безопасности, экспериментальный этап, обработка и анализ полученной информации, подготовка отчета по практике. Разделом практики может являться научно-исследовательская работа студентов. К видам работы на практике могут быть отнесены: ознакомительные лекции, инструктаж по технике безопасности, мероприятия по сбору, обработке и систематизации фактического и литературного материала, наблюдения, измерения и др., выполняемые как под руководством преподавателя, так и самостоятельно. В настоящем разделе необходимо привести контрольные вопросы и задания для проведения текущей аттестации по этапам практики, осваиваемым студентом самостоятельно. Обозначить индивидуальные задания.
5.6.6. Образовательные, научно-исследовательские и научно производственные технологии, используемые на практике. Указываются научно-исследовательские и научно-производственные технологии, которые может использовать обучающийся при выполнении различных видов работ на практике. Таким образом необходимо оформить все виды практики какие предполагает ООП направления подготовки (специальности).
5.6.7. В разделе «Учебно-методическое и информационное обеспечение практики» указывается основная и дополнительная литература по практике, программное обеспечение и Интернет-ресурсы, а также другое необходимое на различных этапах проведения практики учебно-методическое и информационное обеспечение для выполнения программы практики и написания отчета студентами. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|