Здавалка
Главная | Обратная связь

Лекция 11. Понятие, предмет и источники права промышленной собственности



Термины «право промышленной собственности» и «патентное право» часто употребляют в качестве синонимов, что не отвечает действительности, так как далеко не все объекты промышленной собственности подлежат патентованию.

«К промышленной собственности относятся исключительные права на нематериальные блага, являющиеся результатом творческой деятельности людей. Эти блага используются в производственной деятельности не только в области промышленности, но и в других отраслях народного хозяйства (строительстве, сельском хозяйстве, торговле, оказании услуг). Они воплощаются в конструкциях, новых веществах, способах производственной деятельности и иных объектах материального мира»[9].

Предметом регулирования права промышленной собственности являются отношения, возникающие в связи с созданием и использованием изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, с охраной нераскрытой информации, в том числе секретов производства (ноу-хау), средств индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ и услуг (фирменных наименований, товарных знаков и знаков обслуживания, географических указаний), и отношения, возникающие в связи с недобросовестной конкуренцией.

Отношения, связанные с созданием и использованием объектов права промышленной собственности, регулируются национальным законодательством Республики Беларусь и международными конвенциями и соглашениями.

К основным национальным источникам правового регулирования мы отнесем:

· Гражданский кодекс Республики Беларусь, который определяет предмет регулирования, состав законодательства о праве промышленной собственности и содержит общие положения правового регулирования отдельных объектов;

· Закон Республики Беларусь «О патентах на изобретения, полезные модели, промышленные образцы» устанавливает условия патентоспособности, права авторов и иных правообладателей, порядок получения патента, способы использования и ограничения использования изобретений, полезных моделей и промышленных образцов;

· Закон Республики Беларусь «О правовой охране топологий интегральных микросхем»;

· Закон Республики Беларусь «О патентах на сорта растений»;

· Закон Республики Беларусь «О товарных знаках и знаках обслуживания».

Кроме вышеуказанных, действует большое количество других законов и подзаконных нормативно-правовых актов, содержащих нормы права промышленной собственности.

Среди международных источников отметим:

Парижская конвенция по охране промышленной собственности от 20 марта 1883г. Принятая в 1883г. группой ведущих индустриальных государств, Конвенция имела целью разрешение двух проблем. Первой была проблема дискриминации. В некоторых странах иностранцам было затруднительно или даже невозможно получить патент. Вторая проблема касалась вопросов приоритета. Подать патентную заявку одновременно во всех странах было делом трудным и дорогостоящим. Однако, изобретатель, который медлил с подачей заявки, рисковал обнаружить, что другой человек в другой стране опередил его, обратившись со своей заявкой или предварительно опубликовав результаты своей работы. Первое, что было предложено, – это введение требования национального режима, по которому во всех странах – участницах Конвенции устанавливался единый режим охраны прав для заявителей без выставления условий о месте жительства или наличии предприятия в стране, где испрашивается охрана. Второй момент, включенный в Конвенцию, – срок приоритета в один год. Это означает, что когда патентная заявка подана автором в одной из стран с установлением даты ее подачи, сроки заявок этого автора, поданных в других странах–участницах Конвенции, будут исчисляться с момента первой подачи.

В Парижскую конвенцию вошел также и ряд менее существенных положений. В соответствии с Конвенцией патенты получали так называемую национальную независимость, это означает, что патент, полученный в одной стране, независим от судьбы патентов, полученных на это же изобретение в других странах.

Последние изменения, внесенные в Парижскую конвенцию, имели целью сбалансировать интересы стран, экспортирующих интеллектуальную собственность (в основном это более развитые страны), и стран, ее импортирующих. Сделать это предполагалось путем введения при определенных условиях обязательного лицензирования и изъятия патентов, о чем подробнее мы будем говорить ниже.

Договор о патентной кооперации (РСТ) от 19 июня 1970 г. был разработан с целью унификации и упрощения формальностей, связанных с подачей патентной заявки. Договор помогает частично преодолеть проблему множественности подаваемых заявок. Так же, как и Парижская конвенция, РСТ был подписан почти всеми странами. В соответствии с этим Договором заявки на охрану изобретений в любом из договаривающихся государств могут оформляться как международные заявки либо в Международном союзе патентной кооперации, либо в национальном патентном ведомстве страны. Заявитель может указать перечень стран, в которых он хотел бы иметь для своей международной заявки режим охраны национального уровня. Все страны – участницы настоящего Договора соглашаются с таким видом оформления заявки. Унификация формуляра патентной заявки в значительной степени сокращает расходы на международное патентование.

После подачи международная заявка проходит процедуру международного поиска, которая осуществляется через одну из ведущих патентных служб, например через службы в США, Японии, Австралии, Российской Федерации. В результате поиска составляется список ссылок на патенты и публикации, которые могут иметь значение при решении вопроса о том, является ли изобретение новым и соответствует ли оно изобретательскому уровню. Патентная служба, осуществившая поиск, представляет по установленной форме отчет о международном поиске, копия которого направляется заявителю. Если результаты международного поиска неблагоприятны, заявитель может отозвать международную заявку и сэкономить на расходах по оплате многочисленных заявок в национальные патентные органы разных стран. Заявитель может продолжить оформление своей международной заявки, и в таком случае Международное бюро (которое является подразделением Всемирной организации интеллектуальной собственности) публикует международную заявку и Отчет о международном поиске и передает их в уполномоченные патентные службы. С начала процедуры оформления международной заявки в распоряжении заявителя будет двадцать месяцев для оплаты пошлин в национальных бюро и для предоставления им (если потребуется) переводов.

Кроме того, в соответствии с РСТ заявитель может получить заключение международной предварительной экспертизы, выдаваемое компетентным национальным патентным органом. Патентные службы отдельных государств, уполномоченные на рассмотрение международных заявок, могут полагаться на отчеты о международном поиске и на заключения международной предварительной экспертизы.

Кроме того, Республика Беларусь является участником:

· Евразийской патентной конвенции от 9 сентября 1994 г.;

· Соглашения о мерах по охране промышленной собственности и создании Межгосударственного совета по вопросам охраны промышленной собственности. Совершено в г. Москве
12 марта 1993 г.;

· Найробского договора об охране олимпийского символа (1981 г.);

· Ниццкого соглашения о Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков от 15 июля 1957 г.;

· Страсбургского соглашения о Международной патентной классификации от 24 марта 1971 г.;

· Локарнского соглашения об учреждении Международной классификации промышленных образцов от 8 октября 1968 г. с поправками, принятыми в 1979 г.

Контрольные вопросы к теме №3

1. Понятие права промышленной собственности.

2. Соотношение понятий «промышленная собственность» и «право промышленной собственности».

3. Источники права промышленной собственности.

4. Международный поиск и международная предварительная экспертиза согласно Договору РСТ.

5. Основные положения Парижской конвенции.








©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.