Товарные знаки и знаки обслуживания
Товарные знаки существовали в древнем мире. Еще 3000 лет назад индийские ремесленники имели обыкновение запечатлевать свои подписи на художественных творениях перед их отправкой в Иран. Позднее в употреблении находилось около тысячи различных римских гончарных клейм, включая фабричное клеймо FORTIS, которое стало настолько знаменитым, что его копировали и подделывали. Сфера использования товарных знаков возросла в условиях процветающей торговли средних веков. Сегодня товарные знаки (часто сокращенно обозначаемые TM на английском языке) используются повсеместно. Растущая значимость товарных знаков в коммерческой деятельности обусловлена усиливающейся конкуренцией между фирмами. Товарные знаки используются для того, чтобы облегчить потребителям идентификацию самих товаров и услуг, а также их качества и стоимости. Таким образом, товарный знак может рассматриваться как инструмент, используемый производителями для привлечения клиентов. Основными национальными источниками правового регулирования товарных знаков и знаков обслуживания являются Гражданский кодекс Республики Беларусь и Закон «О товарных знаках и знаках обслуживания». К важнейшим международным источникам отнесем Парижскую конвенцию и Мадридское соглашение о международной регистрации знаков. Парижской конвенцией вводится национальный режим охраны товарных знаков и правила их регистрации. Конвенция закрепляет правила о приоритетном сроке при регистрации знаков, составляющем 6 месяцев (п.1 ст.4), о независимости товарных знаков в различных странах Парижского союза (ст.6), о запрещении использования в качестве товарных знаков государственной символики, официальных названий и эмблем международных организаций (ст.6 ter), о допустимых основаниях отказа в регистрации товарных знаков (ст.6 quinquies). Однако сама Парижская конвенция не создает механизма международной охраны знаков, так как связывает предоставление охраны с их обязательной регистрацией в странах – членах Парижского союза. Исключение составляют лишь так называемые общеизвестные знаки, которым охрана обеспечивается независимо от регистрации. Соглашение о международной регистрации товарных знаков, было принято в 1891г. в Мадриде. В соответствии с Соглашением открылась возможность предоставления единого товарного знака для национальной и международной регистрации, который будет признаваться всеми странами-участницами, что в значительной степени поможет снизить стоимость затрат. Мадридское Соглашение в настоящее время является основным международным договором, направленным на преодоление принципа территориальности в охране товарных знаков. Сущность данного Соглашения состоит в том, что товарный знак, зарегистрированный в Международном бюро интеллектуальной собственности (г. Женева), получает в стране, участвующей в Соглашении, такую же охрану, как если бы он был заявлен там непосредственно (п.1 ст.4). Это означает, что Мадридское соглашение не создает единого правового режима товарного знака во всех странах-участницах, а лишь облегчает процедуру получения охраны сразу во многих странах, избавляя от необходимости регистрации товарного знака в каждой отдельной стране. С 1 апреля 1996 г. стало возможным получение единого охранного документа, действительного для всех государств – участников Соглашения. В соответствии с Законом Республики Беларусь «О товарных знаках и знаках обслуживания» товарный знак и знак обслуживания (далее – товарный знак) – это обозначение, способствующее отличию товаров или услуг одних юридических или физических лиц от однородных товаров или услуг других юридических или физических лиц. В качестве товарных знаков регистрируются обозначения, которые могут быть представлены в графической форме: словесные, включая имена собственные, буквенные, цифровые, изобразительные, сочетания цветов, объемные обозначения, включая форму товара или его упаковку, а также комбинации таких обозначений. Товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цветовом сочетании. Правовая охрана товарного знака в Республике Беларусь осуществляется на основании его регистрации в Национальном центре интеллектуальной собственности. Товарный знак может быть зарегистрирован на имя юридического или физического лица. На зарегистрированный товарный знак выдается свидетельство. Свидетельство удостоверяет приоритет товарного знака, исключительное право владельца на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве, и содержит изображение товарного знака. Товары или услуги указываются в соответствии с Международной классификацией товаров и услуг (МКТУ), утвержденной Ниццким Соглашением о международной классификации товаров и услуг в целях регистрации знаков 1973 г. Владелец товарного знака имеет исключительное право использовать товарный знак и распоряжаться им, а также право запрещать использование товарного знака другими лицами. Нарушением прав владельца товарного знака признаются несанкционированные изготовление, применение, ввоз, предложение к продаже, продажа и иное введение в гражданский оборот или хранение с этой целью товарного знака или товара, обозначенного этим знаком, или обозначения, сходного с ним до степени смешения, в отношении однородных товаров, а также неоднородных товаров, обозначенных товарным знаком, признанным общеизвестным в Республике Беларусь. Не допускается регистрация товарных знаков: · не имеющих признаков различия; · вошедших во всеобщее употребление как обозначение товаров определенного вида; · являющихся общепринятыми символами и терминами; · состоящих исключительно из знаков или указаний, используемых для обозначения вида, качества, количества, свойства, назначения, ценности товаров, а также места и времени их производства или сбыта; · представляющих собой форму товара или его упаковку, определяющиеся исключительно или главным образом сущностью или природой товара, необходимостью достижения технического результата, существенной ценностью товара. Обозначения, указанные выше, могут быть включены в товарный знак в качестве неохраняемых элементов, если они не занимают в нем доминирующего положения. Не допускается регистрация товарных знаков, состоящих только из обозначений, представляющих собой государственные гербы, флаги и эмблемы, официальные названия государств, флаги, эмблемы и сокращенные или полные наименования международных межправительственных организаций, официальные контрольные, гарантийные и пробирные клейма, награды и другие знаки отличия или сходных с ними до степени смешения. Такие обозначения могут быть включены как неохраняемые элементы в товарный знак, если на это имеется согласие соответствующего компетентного органа или их владельца. Кроме того, не допускается регистрация в качестве товарных знаков обозначений: · являющихся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара, места его происхождения или его изготовителя; · представляющих собой или содержащих указание места происхождения вин или крепких спиртных напитков, охраняемых в силу международных договоров Республики Беларусь, для обозначения вин или крепких спиртных напитков, не происходящих из данного места; · противоречащих публичному порядку, принципам гуманности и морали. Не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до их смешения с: · зарегистрированными или заявленными на регистрацию в Республике Беларусь на имя другого лица и обладающими более ранним приоритетом товарными знаками в отношении однородных товаров; · товарными знаками других лиц, охраняемыми в Республике Беларусь на основе международных договоров, в отношении однородных товаров; · товарными знаками других лиц, признанными общеизвестными в Республике Беларусь в установленном патентным органом порядке, в отношении любых товаров. Не регистрируются в качестве товарных знаков обозначения, воспроизводящие: · известные на территории Республики Беларусь в отношении однородных товаров фирменные наименования (или их части), принадлежащие другим лицам; · промышленные образцы, права на которые в Республике Беларусь принадлежат другим лицам, если промышленный образец обладает более ранним приоритетом по сравнению с заявленными на регистрацию товарными знаками; · наименования мест происхождения товаров, охраняемые в Республике Беларусь; · названия известных в Республике Беларусь произведений науки, литературы и искусства, цитаты или персонажи из них, произведения искусства или их фрагменты без согласия обладателя (обладателей) авторского права; · названия зарегистрированных в Республике Беларусь СМИ без разрешения их учредителей в отношении однородных товаров; · фамилии, имена, псевдонимы и производные от них, портреты известных в Республике Беларусь лиц без согласия таких лиц или их наследников; · знаки систем сертификации, охраняемые в установленном законодательством порядке. Заявка на регистрацию товарного знака подается юридическим или физическим лицом в патентный орган. Заявка может быть подана через патентного поверенного. Заявка должна содержать: · заявление о регистрации обозначения в качестве товарного знака с указанием заявителя, а также его места нахождения или места жительства; · заявляемое обозначение; · перечень товаров и услуг, для которых испрашивается регистрация. К заявке должны быть приложены: · документ, подтверждающий уплату пошлины в установленном размере; · документ, удостоверяющий полномочия патентного поверенного, если заявка подается через патентного поверенного; · положение о коллективном знаке, если заявка подается на коллективный знак. Приоритет товарного знака устанавливается по дате подачи заявки в патентный орган. Экспертиза заявки на регистрацию товарного знака осуществляется патентным органом и включает предварительную экспертизу и экспертизу заявленного обозначения. Срок проведения предварительной экспертизы составляет два месяца с даты подачи заявки в патентный орган. В ходе проведения предварительной экспертизы проверяются состав необходимых документов, правильность оформления заявки, уплата пошлины. По результатам предварительной экспертизы принимается решение о принятии заявки к рассмотрению или об отказе в принятии ее к рассмотрению. Экспертиза заявленного обозначения проводится по завершении предварительной экспертизы. В ходе экспертизы заявленного обозначения устанавливается приоритет товарного знака, если он не был установлен при проведении предварительной экспертизы, и проверяется соответствие заявленного обозначения требованиям, установленным законодательством. По результатам экспертизы принимается решение о регистрации товарного знака или об отказе в его регистрации. Регистрация товарного знака действует в течение десяти лет с даты подачи заявки в патентный орган. Срок действия регистрации может быть продлен по заявлению владельца, поданному в течение последнего года ее действия, каждый раз на десять лет. Владелец товарного знака может проставлять рядом с товарным знаком предупредительную маркировку в виде латинской буквы R или R в окружности либо словесных обозначений «товарный знак» или «зарегистрированный товарный знак», указывающую на то, что применяемое обозначение является товарным знаком, зарегистрированным в Республике Беларусь. Право на товарный знак может быть уступлено владельцем товарного знака по договору юридическому или физическому лицу в отношении всех или части товаров, для которых он зарегистрирован. Уступка права на товарный знак не допускается, если она может явиться причиной введения в заблуждение потребителя относительно товара или его изготовителя. Право на использование товарного знака может быть предоставлено владельцем товарного знака (лицензиаром) другому лицу (лицензиату) по лицензионному договору для всех или части товаров, в отношении которых зарегистрирован товарный знак. Лицензионный договор должен содержать условие о том, что качество товаров лицензиата будет не ниже качества товаров лицензиара и что лицензиар будет осуществлять контроль за выполнением этого условия. Договор об уступке права на товарный знак и лицензионный договор регистрируются в патентном органе и являются действительными для третьих лиц с даты их регистрации. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|