Соотношение понятий «отношение», «установка» и «аттитюд»
Установка – готовность к действию. Первичная установка предваряет и определяет развертывание любых форм психической активности. Установка – это «устойчиво сформированная в результате переживания окружающей реальности и на основе страданий о ней, выступает как принципиальная направленность поведения, которая предполагает готовность к определенным действиям и реакциям» [42, с.477]. Отметим, что имеющееся у субъекта первоначальное отношение может с одной стороны, быть проявлением установки, а с другой само определять установку, отражаясь в предвосхищении будущей деятельности, межличностных взаимодействий и различных ситуаций общения. В установках находит отражение знак отношения человека (например, позитивное – негативное, гармоничное - дисгармоничное). «Чем больше положительных установок у человека, тем более гармоничен склад его характера, и наоборот, чем больше отрицательных установок, тем менее адекватно человек реагирует на окружение; нарушается общение, возникают проблемы и конфликты…» [42, с.477]. Наряду с установками отношения субъекта реализуются в его социальных стереотипах, под которыми понимается «устойчивое, категоричное и крайне упрощенное представление (мнение, суждение) о каком-либо явлении, группе, исторической личности распространенное в данной социальной среде» [42, с.524]. Таким образом, социальные стереотипы выступают как, своего рода, сумма обобщенных, индивидуально пережитых, а иногда и навязанных социальной группой (культурой и т.п.) отношений субъекта к чему-либо, кому-либо или самому себе. И, тем не менее, есть немало общего у этих двух фундаментальных понятий – отношение и аттитюд. Понятие аттитюд было введено в психологию У. Томасом и Ф. Знанецким, которые определили его как психологическое переживание значения, смысла, ценности социального объекта. Термины «социальная установка» и «аттитюд» в отечественной психологии утвердились во многом благодаря работам В.А. Ядова, для которого теория отношений стала основой его диспозиционной концепции личности. В Большой психологической энциклопедии аттитюд – это элемент системы основных установочных отношений личности. В социальной психологии аттитюд рассматривается как внутренняя эмоциональная ориентация, которая позволяет объяснить действия человека. Современное использование термина включает в себя несколько компонентов: ● познавательный (убеждение или мнение человека, которого он придерживается); ● эмоциональный (настрой или чувство относительно кого-либо, чего-либо или самого себя); ● оценочный (положительная или отрицательная оценка кого-либо, чего-либо или самого себя); ● поведенческий или когнитивный (предрасположенность к действию) [42 с.46-47]. В Большом психологическом словаре аттитюд – это предрасположенность (склонность) субъекта к совершению определенного социального поведения. Тем самым прослеживается прямая связь с понятием установка, как готовность к действию. Аттитюд имеет сложную структуру и включает в себя ряд компонентов: предрасположенность воспринимать, оценивать, осознавать, и как итог, действовать относительно данного социального объекта (явления). Иногда аттитюд понимается как эмоционально насыщенное представление (мнение) о чем-либо. В качестве представления в аттитюде обычно выступает стереотип (обобщенное представление), а эмоциональной составляющей является обобщенное чувство [43]. Таким образом, в структуре аттитюда выделяют три компонента: когнитивный, аффективный и поведенческий. Когнитивный компонент представляет собой осознание объекта, выражаемое в убеждении или мнении, нередко основанном на социальном стереотипе. Аффективный компонент – это эмоциональная оценка объекта, переживание симпатии или антипатии к нему, которое также может быть продиктовано существующими стереотипами. Поведенческий или конативный компонент отражает установку к действию. Функциями аттитюдов выступают: ● социально-приспособительная (утилитарная, адаптивная, инструментальная): человек действует в соответствии с определенными аттитюдами, потому что в данной среде ему это выгодно, приносит пользу; ● познавательная: аттитюды упрощают ориентацию человека в мире, позволяют легко категоризировать и оценивать происходящие события; ● экспрессивно-оценочная: проявляется во мнении и поведении, аттитюд способствует самовыражению личности; ● защитная функция: аттитюды предохраняют личность от внутренних конфликтов, поддерживают самооценку [43, с.45-46]. Сознательное отношение, «вырастая» из прошлого, ориентируется на перспективы будущего и реализуется в настоящем. Поэтому ни со стереотипом, ни с установкой его отождествлять нельзя. И в самом деле, стереотип и установка могут срабатывать на уровне автоматизма, а сознательные отношения, как указывает В.Н.Мясищев (2003) – предшествовать формированию конкретных стереотипов и установок. В этом смысле стереотипы и установки можно рассматривать как процессуальный план человеческих отношений. Аттитюды формируются в процессе накопления человеком своего индивидуального жизненного (социального) опыта. Процессы мотивации имеют гораздо меньшую роль в их возникновении, чем при формировании психологических отношений. Социальные установки, в отличие от психологических отношений, формируются применительно только к социально значимым объектам. Если в психологических отношениях ведущим являются эмоционально-чувственный и установочно-волевой компоненты, а также значение эмоциональных переживаний при анализе содержательной стороны отношения, то в структуре аттитюда более весома роль когнитивного и поведенческого компонентов. Несмотря на то, что эмоциональный компонент важен для изменения всей установки, он далеко не всегда реализуется в конкретной социальной деятельности. Знание об объекте, программа и план поведения всегда присутствуют в структуре установки. Социальные установки нередко заимствуются и некритически усваиваются под влиянием других людей, массовой культуры, средств информации, тогда как психологическое отношение формируется как значимое, лично пережитое, глубоко эмоциональное явление, возникающее из индивидуальных переживаний, состояний и чувств человека [124]. Аттитюд является видовой формой избирательного отношения, организующей отбор при восприятии и интерпретации социальной информации. Социальные установки выполняют важную функцию координации познавательной деятельности человека и повышения активности всех психических процессов. Будучи устойчивыми, структурированными компонентами сознания человека, они, наряду с интересами, потребностями и мотивами, становятся побудительной силой, направляющей и организующей многие виды социальной активности человека. Проявляясь в отношениях, установки выполняют следующиефункции: ● защитная функция – установки, защищающие человека от негативных чувств по отношению к самому себе, когда он проецирует негативные чувства на других людей; ● инструментальная функция – определенное отношение принимается человеком в случае, если оно помогает добиться признания, либо избежать неодобрения окружающих; ● функция познания – установки, помогающие упорядочивать окружающий мир в сравнительных терминах (типа «нравится – не нравиться») и позволяющие предсказывать некоторые события; ● оценочно-экспрессивная функция – установки, которые являются способом выразить свое отношение к тем предметам и явлениям, которые имеют для человека значение. Приведенные функции установок во многом совпадают с функциями аттитюдов, описанными в Большой психологической энциклопедии [42]. Таким образом, достаточно сложно провести четкую границу в содержательном различении этих понятий. Как отмечает В.Н.Куницына и соавторы, обе категории (отношение и аттитюд) имеют равные психологические права на существование в рамках современной психологической науки. Однако отношение является родовым понятием более обобщенным, включающим в себя многочисленные видовые понятия, среди которых важное место занимают установки как определенные формы избирательного отношения, организующие селекцию, отбор, восприятие и интерпретацию получаемой информации [124, с.271]. Проведенный теоретический анализ позволяет сказать следующее. И аттитюды, и установки находят свое отражение в отношениях личности. Отношение с одной стороны определяет установки и аттитюды, а с другой – само реализуется в них. В следующей части учебного пособия рассмотрим проблему отношений человека к человеку в философской мысли. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|