Здавалка
Главная | Обратная связь

Модели развития межличностной конфликтной ситуации



 

В основу этого раздела положена позиция Н.В.Гришиной [63], в которой на наш взгляд, наиболее полно и содержательно дается описание возможностей развития конфликтной ситуации в межличностном взаимодействии. В основе представлений автора (подкрепленных результатами эмпирических исследований) лежат следующие положения.

1. Восприятие и интерпретация ситуации субъектом или субъектами, лежат в основе её определения как конфликтной, и «задают» выбор способа реагирования на ситуацию.

2. Конфликтное взаимодействие развивается на фоне определенного ситуационного контекста. Он включает в себя: либо конкурентный, либо кооперативный характер взаимодействия сторон; условия протекания конфликта; наличие «третьих» сил; прежний опыт взаимодействия сторон.

Н.В.Гришина, указывает на то, что прежний опыт отношений между взаимодействующими сторонами, является важнейшим фактором, определяющим тот или иной тип взаимодействия с партнером в конфликте. Опыт отношений может быть: позитивным, не преодоленным и негативным.

Позитивный опыт отношений характеризуется либо отсутствием серьезных разногласий, либо разногласия успешно преодолеваются. Этот опыт позволяет субъектам рассчитывать на то, что и в новой ситуации, при возникновении противоречий, они найдут конструктивное решение, удовлетворяющие обе стороны. При преодолении разногласий у субъектов актуализируется позитивная установка на достижение договоренностей. Основная цель – желание достичь взаимопонимания. Если субъектам надо договорится, понять друг друга и они допускают такую возможность, то мы испытываем к партнеру вполне позитивные и даже дружеские чувства. Зона разногласий будет ограничиваться тем конкретным предметом, который связан с данной ситуацией.

Не преодоленный опыт разногласий в отношениях. Он зафиксирован в укрепившихся у них представлениях, что они не всегда находят общий язык. Например: - «Мы разные люди». При преодолении разногласий у субъектов актуализируется неопределенная установка, связанная с отсутствием уверенности в возможности в возможности договориться. Имеет место желание разрешить возникающую проблему, но не обязательно при этом понимать друг друга или приходить к согласию. Партнер воспринимается просто как оппонент, к которому не испытывают ни дружеских, ни враждебных чувств, но при этом имеется необходимость вместе преодолеть возникшую проблему.

Тем не менее, новый предмет спора между субъектами может восприниматься как часть более широкого пространства несовпадения представлений. Тем самым зона их разногласий может субъективно расширяться, даже если её признание не носит явного, открытого характера. Это усиливает неуверенность субъектов в возможности легкого достижения договоренности.

Опыт негативного эмоционального взаимодействия. «В прежних конфликтных ситуациях субъекты не только не понимали друг друга, но это непонимание сопровождалось негативными эмоциями, неприязнью или враждебностью» [63, с.312]. При преодолении разногласий у субъектов актуализируются негативные эмоции, нежелание договариваться друг с другом. Целью, субъектов будет являться желание победить, доказать «свою правоту». Как указывает Н.В.Гришина «эмоциональное отношение участников конфликта к происходящему часто является симптомом того, что идет борьба «за прошлое»» [63, с.313]. В данном случае один из субъектов старается «победить», «взять вверх», то другой превращается в «противника».

Здесь, зона рассогласований между субъектами является фактически неопределенной, при этом нередко обнаруживается тенденция к её субъективному расширению. «Это означает, что участники конфликта подчас затрудняются четко определить, с чем они не согласны, однако склонны преувеличивать существующие разногласия» [63, с.314]. Такое положение, обусловлено тем, что отношения между оппонентами принимают форму взаимного неприятия, любой их контакт или предмет обсуждения может стать источником дополнительной напряженности.

Рассматривая межличностный конфликт, необходимо отметить, что не всегда в его основе лежат объективные причины. Конфликты могут быть обусловлены индивидуально-психологическими особенностями или конфликтностью, взаимодействующих субъектов. Об этом речь пойдет в следующей части.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.