Здавалка
Главная | Обратная связь

Представления о переживании в психологии



 

Истоки анализа проблематики переживания восходят к интроспективной психологии, классической психологии сознания, где под «переживанием» понималось любое испытываемое субъектом эмоционально окрашенное состояние и явление действительности, непосредственно представленное в сознании и выступающее как событие его собственной жизни. Изучение переживаний стало основой развития Лейпцигской школы психологии, вошедшей в историю науки как «Школа комплексных переживаний» Ф. Крюгера. На основании классической немецкой философии и немецкого романтизма этой школой развивалась особая идея, о необходимости восстановления внутренней целостности личности, и необходимости самопознания с помощью вчувствования в поток собственных переживаний.

Переживание есть реальность, которая не может быть определена с помощью освоения, но простирается до неразличимых глубин, которыми обладает человек. Переживание внешнего бытия или внешнего мира существует для человека таким же образом, как и то, что им не понято, а лишь ему доступно.

Переживание одновременно содержит в качестве реальности структурную взаимосвязь жизни; пространственно-временную локализацию, исходящую из настоящего, и далее; а в ней – структурную взаимосвязь, в соответствии с которой продолжает действовать заключенное в ней целеполагание.

Если мы вспоминаем о переживаниях, то заключенный в них способ воздействия на настоящее отличается (по своей динамике) от полностью прошедших переживаний. В первом случае возникает чувство как таковое, в другом – представление о чувствах и т.д., и с настоящего времени существует лишь чувство представлений о чувствах.

Традиционно под переживанием в психологии понимается психическое явление, связанное с противоречивым, преимущественно с эмоциональным, отражением того или иного явления, предмета, внутреннего состояния и выступающее как непосредственная данность. Р.С. Немов рассматривает переживание как ощущение, сопровождаемое эмоциями. Ф.Е. Василюк (1986) пишет, что «переживание в психологии понимается как непосредственная внутренняя субъективная данность психического явления в отличие от его содержания «модальности»» [51, с.17].

Л.И. Божович (1995), отмечала, что нужда, не отраженная в соответствующем переживании, не становится побудителем поведения. Ф.В. Бассин (1969) говорил о значащих переживаниях для интеграции понятий «смысл» и «переживание». Фактически здесь идет речь о смысловом эмоциональном отражении.

К.Г. Юнг рассматривает переживания как нередуцируемые феномены душевной жизни, имеющие самостоятельную ценность. В.Франкл (1990) указывает на то, что «наивысший смысл каждого данного момента человеческого существования определяется просто интенсивностью его переживания и не зависит от какого бы то ни было действия» [197, с.173].

А.Маслоу в характеристике самоактуализирующегося человека в качестве одной из характеристик выделяет вершинные или пиковые переживания (peak experience) – состояние сильного возбуждения или, напротив, умиротворения. Такое состояние часто сопровождается ощущением силы и уверенности, чувством, что нет ничего такого, что нельзя выполнить.

А.Н. Леонтьев (1981) отмечал, что то, как я переживаю данный предмет в действительности, определено содержанием моего отношения к этому предмету – содержанием моей деятельности, осуществляющей это отношение. Переживание выступает в каждом конкретном акте человеческой деятельности. Таким образом, автор отождествляет переживание и состояние личности.

Кроме того, А.Н. Леонтьев (1981), указывает, что переживание является действительно той призмой, через которую преломляется для человека ситуация, но оно, как всякое переживание, само является неустойчивым и трансформирующимся под влиянием своего противоречия с объективными свойствами данной ситуации, которые реально выступают в деятельности субъекта.

Идеи А.Н. Леонтьева в отношении переживания нашли свое отражение в работах Ф.Е. Василюка [51], который по словам В.П. Зинченко, вводит категорию «переживание» в концептуальный аппарат психологической теории деятельности. «Переживание рассматривается в книге не как отблеск в сознании человека тех или иных его состояний, не как особая форма созерцания, а как особая форма деятельности, направленная на установление душевного равновесия, утраченной осмысленности существования, словом, – на «производство смысла»» [51, с.5].

Переживание «является именно деятельностью, т.е. самостоятельным процессом, соотносящим субъекта с миром и решающим его реальные жизненные проблемы, а не особой психической «функцией», стоящей в одном ряду с памятью, восприятием, мышлением, воображением или эмоциями. Эти «функции» вместе с внешними предметными действиями включаются в реализацию переживания точно так же, как и в реализацию всякой человеческой деятельности, но значение как интрапсихических, так и поведенческих процессов, участвующих в осуществлении переживания, может быть выяснено только исходя из общей задачи и направления переживания, из проводимой им целостной работы по преобразованию психологического мира, которая одна способна в ситуации невозможности адекватной внешней деятельности разрешить ситуацию» [51, с.28].

Однако, переживание не возникает само собой. Оно возникает только у человека и только благодаря тому, что он обладает психикой. Переживание – это, прежде всего, атрибут психического, а не некая самостоятельная деятельность, решающая жизненные проблемы человека. Далее остается непонятным, как в случае депривации внешней деятельности в ситуации невозможности переживание-деятельность решает проблему. Получается какое-то безличное переживание.

Ф.Е. Василюк отмечает, что исследования переживания – деятельности осуществляются в теориях психологической защиты, психологической компенсации, совладающего поведения [51].

Л.С. Выготский (2003), отмечал, что переживание не удавалось идентифицировать с аффектом или каким-либо другим эмоциональным состоянием. Среди психологических представлений о переживании, обладающих в перспективе значительным потенциалом для осуществления синтеза психологических и мировоззренческих направлений исследований переживания, можно выделить позицию Л.С. Выготского и С.Л. Рубинштейна.

В работе Л.С. Выготского (2003) переживание выступает как единица изучения личности и среды в их единстве. Переживание понимается в качестве внутреннего отношения человека к тому или иному моменту действительности. Всякое переживание есть переживание чего-либо; всякое переживание индивидуально. Переживание возникает в системе «организм-среда», оно есть что-то, находящееся между личностью и средой, означающее отношение личности к среде, показывающее, чем данный момент среды является для личности. Переживание является определяющим с точки зрения того, как тот или иной момент среды влияет на развитие человека.

Можно предположить, что в переживании будет отражаться отношение человека к конфликту, что в свою очередь будет одним из факторов его успешного разрешения.

Л.С. Выготским (2003), проанализирован процесс постепенного развития переживаний на протяжении детства. Он отмечает, что в раннем возрасте ребенок непосредственно переживает все, что с ним происходит, но при этом не знает собственных переживаний. Существенной чертой кризиса семи лет становится начало дифференциации внутренней и внешней стороны личности ребенка. Между переживанием и непосредственным поступком вклинивается некоторый интеллектуальный момент. В каждом переживании, в каждом его проявлении возникает некоторый интеллектуальный момент и аффективное образование. Ребенок начинает понимать свои переживания, у него возникает осмысленная ориентировка в них, переживания приобретают смысл [56].

С.Л. Рубинштейн (1997) указывал на то, что переживание – это, прежде всего, психический факт как кусок собственной жизни личности в плоти и крови его; это специфическое проявление его индивидуальной жизни: переживанием оно становится по мере того, как индивид становится личностью. Переживание определяется контекстом жизни человека, который в сознании человека выступает как связь целей и мотивов; они определяют смысл пережитого, как чего-то с человеком происшедшего. Когда говорится о том, что какое-нибудь психическое явление было пережито или переживается человеком, это означает, что оно в своей, потому неповторимой, индивидуальности вошло как определяющий момент в индивидуальную историю данной личности и сыграло в ней какую-то роль [177].

Таким образом, переживание является чем-то чисто субъективным, поскольку оно: во-первых, обычно является переживанием чего-то, что существует вне, и независимо от сознания человека – объективно, во-вторых, его специфический личностный аспект означает не выпадение из объективного плана, а включение его в определенный объективный план (определенный жизненный контекст), соотнесенный с личностью.

Переживанием в специфическом, подчеркнутом смысле слова, согласно С.Л. Рубинштейну (1997), можно обозначить психическое явление, которое стало событием внутренней жизни личности. Переживания человека – это субъективная сторона его реальной жизни, субъективный аспект жизненного пути личности.

Переживание тесным образом связано с деятельностью человека, каждым его действием. С.Л. Рубинштейн (1997) отмечал, что всякое действие человека исходит из тех или иных мотивов и направляется на определенную цель; оно разрешает ту или иную задачу и выражает определенное отношение человека к окружающему. Оно вбирает в себя, таким образом, всю работу сознания и всю полноту непосредственного переживания. Каждое самое простое человеческое действие – реальное физическое действие человека – является неизбежно вместе с тем и каким-то психологическим актом, более или менее насыщенным переживанием, выражающим отношение действующего к другим людям, к окружающим. При обособлении переживания от действия и всего того, что составляет его внутреннее содержание – мотивов и целей, ради которых человек действует, задач, которые его действия определяют, отношения человека к обстоятельствам, из которых рождаются его действия, оно прекращает свое существование.

Переживание рождается из поступков, в которых завязываются и развязываются отношения между людьми, - как и самые поступки, особенно такие, которые становятся существенными обстоятельствами в жизни человека, рождаются из переживаний. Переживание – и результат, и предпосылка действия, внешнего или внутреннего. Взаимопроникая и питая друг друга, они образуют подлинное единство, две друг в друга взаимопереходящие стороны единого целого – жизни и деятельности человека [97, с.48].

Заслуживают внимания представления о переживании, встречающиеся в работах М.К. Мамардашвили. Основное переживание человека, согласно автору, заключается в том, что человек завязывает историю актом. «…это несомненное переживание мы испытываем всегда как граничное переживание, посредством которого оказываемся перед невозможностью возможного или перед возможной невозможностью [143, с.287-288]. Автор пишет, что «есть определенные состояния, определенные точки нашей жизни, находясь в которых мы совершаем какие-то духовно-экзистенциальные акты» [143, с.336]. Исходя из этого, считаем, что в качестве таких точек выступают различные жизненные ситуации. Переживание выступает как духовно-экзистенциальный акт.

Переживание как психологический феномен изначально представляет собой комплекс относительно независимых и самостоятельных процессов:

● это отражение, проживание, деятельность, отношение, эмоциональное состояние;

● оно может являться следствием деятельности;

● может выступать событием внутренней жизни, «призмой», через которую преломляется ситуация;

● в переживании кристаллизована прошлая деятельность человека.

В следующей части учебного пособия очертим тот круг явлений, ту реальность, которую охватывает собой слово «переживание» в русском языке.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.