Здавалка
Главная | Обратная связь

Переживание как атрибут психического



 

Особенностями переживания как атрибута психического выступают:

Принадлежность переживания человеку. Переживание поэтому выступает как процесс и как свойство конкретных людей, на нем обычно лежит печать чего-то особенно близкого им. Говоря словами С.Л. Рубинштейна, переживание субъекта – «кусок его собственной жизни в плоти и крови его [177].

Отношение его к независимому от психики объекту. Всякое переживание дифференцируется от других психических явлений и определяется как такое-то переживание благодаря тому, что оно является переживанием того-то; внутренняя его природа выявляется через его отношение к внешнему [177, 1999, с.10].

Обратимся к рассмотрению природы переживания. Понятие «physis» (греч. – природа) воспроизводит два основных смысла: сущее как таковое и внутренняя сущность предмета – природа сущего. В работе в качестве такого сущего выступает переживание.

Рассматривая природу переживания, будем придерживаться представлений об эмоционально-информационной природе субъективной реальности, разработанных Б.С. Шалютиным (1997). Опираясь на эту концепцию, будем рассматривать переживание противоречий (конфликтов) возникающих в отношениях между взаимодействующими субъектами.

Согласно этой позиции, переживание имеет эмоционально-информационную природу и первоначально связано с ориентационными процессами. Так, Э.Фромм писал, что человеку «надо иметь систему ориентации, позволяющую составить логичную картину мира, как условие последовательных действий» [199, с.97].

Под ориентацией понимаетсяпоиск определенного направления из бесконечного и безграничного континуума возможностей. Это процесс поиска решения той или иной проблемной ситуации при отсутствии готового ответа на некоторые ее воздействия.

Становление переживания как атрибута психического связано со становлением внутреннего ориентационного процесса. Функциональным и логическим началом ориентации (как и в простейших ее формах) является спонтанное, атрибутивное живому производство энергии. Эта энергия воплощается уже не в хаотический локомоторный процесс, а в столь же хаотический процесс построения нейрофизиологических моделей локомоторных актов – зародышей движения.

Однако каждая проективная модель, прежде чем стать реальным перемещением, сталкивается в рамках той же нервной системы с нейрофизиологическим информационным эквивалентом среды (фрагмента среды), в котором среда представлена как совокупность определенным образом расположенных относительно друг друга и разделенных пустотой препятствий. Нереализуемые в силу средовых обстоятельств направления движения блокируются на уровне моделей репрезентантами препятствий. Эта внутренняя блокировка, как и реальное внешнее столкновение, порождает энергетический выплеск, который, в свою очередь, воплощается в модель нового, уже иначе направленного, локомоторного акта. Таким образом, формируется внутренний ориентационный процесс, опосредующий взаимодействие организма с внешним миром (Б.С. Шалютин, 1997).

В рамках внутреннего ориентационного процесса вычленяются две стороны (два процесса):

Энергетический;

Информационный, включающий построение проективных моделей и соотнесение их с нейрофизиологическим репрезентантом среды.

Они взаимообусловливают друг друга: выплеск энергии порождает хаотичное моделирование, а блокировка модели порождает выплеск энергии.

Таким образом, переживание, в том числе и межличностных конфликтов можно определить как внутренний ориентационный процесс, сущностнаяспецификакоторогоопределяется следующими моментами:

Переживание есть протекающий внутри организма процесс, содержанием, которого выступает внешнее взаимодействие организма. В этом аспекте переживание может быть охарактеризовано, как интенциональное, как информационное, как моделирование внешнего взаимодействия;

Результат переживания не может быть просчитан и предопределен;

Наоснове указанного выше содержанием переживания выступают:

Эмоция, представляющая собой внутренний феномен энергетической стороны переживания. Эта сторона переживания связана с динамической сменой психических состояний и настроений человека;

Образы (восприятия) препятствий, возникающих на пути. Это когнитивная сторона переживания; это внутренний феномен информационной стороны переживания.

Существование (действие) образа состоит в том, что он инициирует дополнительный энергетический выброс организма, который должен обеспечить поиск. Элементарный сенсорный образ-восприятие есть репрезентант препятствия, взятый в его отношении к потоку высвобождающейся энергии, а развертывание этого отношения состоит в том, что репрезентант инициирует сверхнормативный выброс энергии, которая направляется на внутренний ориентационный поиск. Этот образ приобретает свою определенность внутри субъективной реальности. Эмоция есть энергия в ее отношении к процессу внутреннего моделирования. Кроме того, эмоция есть восприятие высвобождающейся энергии, функционирующей проективно-информационной системой организма.

Информационные и энергетические процессы через взаимное восприятие друг друга обретают специфические, качественные определенности эмоциональных и когнитивных, субъективных образований. Весь базисный уровень субъективной реальности формируется, выстраивается из единой эмоционально-информационной ткани.

Таким образом, в переживании конфликтов в межличностных отношениях выделяем:

Когнитивную составляющую – понимание, осознание конфликта, своей роли и роли оппонента в нем; осознание и понимание целей которые преследует каждый оппонент; перспектив развития конфликта, возможностей его конструктивного разрешения.

Эмотивную составляющую, проявляющуюся в изменении психического состояния и настроения оппонентов, определяющую чувственный тон отношений между ними.

Подводя итог сказанному, отметим, что в основе возникновения переживания лежат «диссиметрии», которые первоначально возникают в процессе ориентации организма; они служат своеобразным источником переживания. «В основе жизни лежат некоторые фундаментальные диссиметрии, и только они являются источником событий, явлений, которые сами могут располагаться симметрично, только уже случившись» [143, с.474]. В качестве таких диссиметрий могут выступать противоречия в отношениях между взаимодействующими людьми. Переживание конфликтов отражается на психическом состоянии и настроении взаимодействующих субъектов, об этом речь пойдет в следующей части учебного пособия.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.