Здавалка
Главная | Обратная связь

Общество как система



 

Системный подход – обязательное свойство любого научного исследования и любого ответственного, продуманного действия. Системный подход – развитие идеи о соотношении целого и части. Известно, что нет абсолютно простых тел (все состоят из частей), с другой стороны, нет абсолютно изолированных предметов (все часть чего-то). Все можно рассматривать либо как «целое», либо как «часть». В системном подходе «целое» рассматривается как система, а «часть» – как элемент.

Система (от греч. sуstema – составленное из частей, соединенное) – это множество элементов, находящихся во взаимосвязи друг с другом, образующих относительно автономный объект.

Для анализа устойчивых связей между элементами системы используются понятия «структура» (от лат. structura – расположение, порядок).

Для выявления роли отдельного элемента в системе служит понятие «функция» (от лат. functio – исполнение, совершение)

Принципы системного подхода:

1) рассмотрение всего как «нечто», состоящего из элементов; причем это «нечто» не сводится к сумме элементов. Система – больше, чем простая сумма ее элементов;

2) рассмотрение всего как части чего-либо, как элемента системы и установление того, какие функции и характеристики приобретает рассматриваемый объект, будучи элементом какой-либо системы;

3) рассмотрение объектов как носителей нескольких систем. Например, отдельный человек, индивид может рассматриваться как биологическая система-организм и как социальная система-личность.

4) рассмотрение объекта как элемента многих систем. Например, отдельный человек является элементом различных систем – студенческая группа, семья, компания, страна, город, политическая партия и т. д.

Системный подход всегда был присущ социологии. О. Конт и Г. Спенсер рассматривали общество как «целое», состоящее из частей, как некий организм, где отдельные элементы приобретали свои качества, благодаря нахождению в рамках «целого» и выполнению там определенной роли. Э. Дюркгейм стремился всякий социальный факт рассматривать не изолировано, а как элемент «целого», через те функции, которые этот факт выполняет в целом. Он рассматривал общество как надындивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных представлениях. П. Сорокин считал общество надорганической системой бытия. По М. Веберу, общество – это взаимодействие людей, являющееся продуктом социальных, т. е. ориентированных на других людей, действий. С точки зрения основоположника материалистической социологии К. Маркса, общество – это исторически развивающаяся совокупность отношений межу людьми, складывающихся в процессе их совместной деятельности, «ансамбль человеческих отношений».

Очевидно, что во всех этих определениях в той или иной степени отражено восприятие общества как целостной системы элементов, находящихся в тесной взаимосвязи. Такой подход к обществу называется системным. Наиболее емко и образно выразил системное понимание общества Т. Парсонс. По его мнению, общество – это такой тип социальной системы, который обладает наивысшей степенью самодостаточности относительно своей среды. Самодостаточность же, в свою очередь, означает стабильность отношений взаимообмена с окружающими системами и способность контролировать этот взаимообмен в интересах своего функционирования.

Основная задача системного подхода в исследовании общества – объединение различных знаний по поводу общества в целостную систему, которая могла бы стать теорией общества. И это понятно – ведь только при таком условии снимается главная проблема рассмотрения общества как суммы индивидов. Уловить, проанализировать устойчиво-повторяющееся, типичное в жизни общества, отвлекаясь при этом от жизнедеятельности конкретных людей, помогает именно метод системного анализа.

Социологическая теория в общественных системах выделяет два вида, две ипостаси их бытия – социетальную и социальную.

Понятие социетальное используется для характеристики общества в целом. Социетальная система – это экономическая, социальная, политическая, духовная (идеологическая) подсистемы общества, каждая из которых обладает определенной структурой, т. е. совокупностью особым образом связанных элементов, и выполняет определенную функцию: экономическую – функцию материального производства; социальную – социализации; политическую – социального управления; идеологическую – духовного производства.

Вместе с тем, общество можно характеризовать не только с точки зрения того, что социальное есть подсистема общества, «отвечающая» за соответствующую «обработку» человеческого материала, но и под углом зрения того, что человек является главным системообразующим элементом общественной жизни. Система называется социальной, если в число ее элементов входят люди. Социальная система – это определенное целостное образование, основными элементами которого являются люди, связи между ними, нормы, которыми они руководствуются в своей деятельности.

С точки зрения системного подхода социальная система – это целостное образование, формируемое состояниями и процессами социального взаимодействия между действующими субъектами.

Под социальным действием (взаимодействием) в социологии понимается осознанное действие человека, обычно вызываемое его потребностями, находящееся в связи с действиями других людей, сориентированное и (или) воздействующее на их поведение и, в свою очередь, испытывающее влияние поведения других.

Основными элементами социальной системы являются люди, социальные общности и институты, находящиеся в определенной (социальной) связи, взаимодействии и отношениях.

Существенными чертами любой системы, в том числе социальной, являются целостность и взаимосвязанность (интеграция) всех элементов ее структуры. Первое понятие фиксирует объективную форму существования явления, т. е. его существования как целого, а второе – процесс и механизм объединения его частей.

Целое (и на это обратили внимание еще древнегреческие философы) «большие суммы входящих в него частей». Это означает, что каждое целое обладает новыми качествами, которые механически несводимы к сумме его элементов, обнаруживают некий «интегральный эффект». Эти новые качества, присущие явлению как целому, обычно обозначаются как системные, или интегральные, качества.

Социальные системы более сложны, чем системы технического и биологического порядка, т. к. их основной элемент (человек) обладает значительной свободой в выборе того или иного варианта деятельности. Сложность социальных систем делает их изменения плохо предсказуемыми и сами системы трудно управляемыми.

Социальные системы бывают:

а) гомогенными (однородными), состоящими только из людей, норм, связей между людьми;

б) гетерогенными (разнородными), состоящими не только из людей, но и элементов иной природы (социотехническая система – человек в сочетании с техникой, искусственной материальной средой – предприятие, лечебное учреждение и т. д., социоэкологическая – человек и окружающая природа).

Основными видами социальных систем являются: общество, социальный институт, социальная организация, социальная общность, личность.

В обыденной жизни понятие «общество» интерпретируется и применяется достаточно широко и произвольно.

Так, например, любители коллективного проведения досуга говорят о проведенном времени в обществе. Ряд общественных организаций называют себя обществом (книголюбов, литераторов, художников, музыкантов и т. п.). Многие трудовые коллективы также носят название обществ (АО, ЗАО, ООО и другие).

Вместе с тем термин общество применяют и более широко, отожествляя с такими понятиями, как: «народ», «государство», «страна», «человеческая цивилизация».

В социологии понятие «общество» имеет более широкое, универсальное значение, чем в быту. Как отмечал немецкий социолог и философ Г. Зиммель, общество имеет смысл только в том случае, если, так или иначе, противопоставляется простой сумме отдельных людей.

Общество предстает как некая идеальная модель социального организма, которому присущи определенные свойства, качества и законы развития: деление на группы, слои, взаимодействие между отдельными индивидами и группами и т. п. Так, согласно американскому социологу Э. Шилзу, понятие «общество» в строгом научном значении отвечает следующим признакам:

1) общество – это такое объединение, которое не является частью какой-либо крупной системы (общества);

2) браки в нем заключаются между представителями данного объединения;

3) оно пополняется преимущественно за счет детей тех людей, которые уже являются его признанными представителями;

4) это объединение имеет территорию, которую считают своей собственной;

5) у него есть собственное название и собственная история;

6) оно обладает собственной системой управления;

7) такое объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида;

8) его сплачивает общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил, нравов), которую называют культурой.

В определении Марша общество характеризуют следующие признаки:

1) постоянная территория, установленная государственными или иными границами, рубежами;

2) пополнение общества происходит главным образом благодаря деторождению, миграция при этом играет второстепенную роль;

3) развитая культура;

4) политическая независимость – общество не является элементом другой системы.

Таким образом, любое общество в любой период времени характеризуется перечисленными выше признаками. Во втором значении общество предстает в конкретной исторической форме определенной общности, сообщества, народа, государства, региона, страны.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.