Социальные революции и социальные реформы
В истории социологии были представлены самые разные механизмы (модели, формы) преобразования общества. Например, Г. Тард сформулировал закон подражания, в соответствии с которым именно «подражание» является основным механизмом социальных трансформаций. Однако наиболее употребляемыми терминами для описания механизмов преобразования общества являются понятия «революция», «реформа» и «эволюция». Эволюция (от лат. evolutio – развертывание) – в широком смысле есть синоним развитию, в узком – постепенное количественное изменение (увеличение, уменьшение). Революция(от лат. revolutio – поворот, переворот) – глубокое качественное изменение в развитии каких-либо явлений природы, общества или познания (геологическая революция, промышленная революция, НТР, культурная революция и т. п.). Революция означает перерыв постепенности, качественный скачок в развитии. Революция отличается от эволюции (постепенного развития какого-либо процесса), а также от реформ. Наиболее широко понятие революции применяется для характеристики общественного развития. Социальная революция– способ перехода от исторически изжившей себя эпохи к более прогрессивной; коренной качественный переворот во всей социальной структуре общества. Вопрос о роли революций в общественном развитии является предметом острой идеологической борьбы. Многие представители «социологии революции» утверждают, что революция как форма социального развития неэффективна и бесплодна, связана с колоссальными издержками и во всех отношениях уступает эволюционным формам развития (например, крайние негативные оценки в отношении революции высказывал П. Сорокин). Представители марксизма, наоборот, называют социальные революции «локомотивом истории». Они настаивают на том, что только в революционные эпохи совершается общественный прогресс. Таким образом, в марксизме всемерно подчеркивается прогрессивная роль социальных революций: 1) социальные революции разрешают многочисленные противоречия, медленно накапливающиеся в период эволюционного развития, открывают больший простор для прогресса производительных сил и общества в целом; 2) приводят к революционизирующемуся освобождению сил народа, поднимают народные массы на новую ступень активности и развития; 3) освобождают личность, стимулируют ее духовное и нравственное развитие, увеличивают степень ее свободы; 4) отбрасывают устаревшее, сохраняют из старого все прогрессивное, тем самым социальные революции являются прочной основой для успешного поступательного развития общества. В реальных процессах развития эволюция и революция одинаково являются необходимыми компонентами и образуют противоречивое единство. При описании социальной революции выделяются две наиболее характерные черты: 1) социальная революция как перерыв постепенности, как качественный переход к следующей ступени развития, как проявление творчества масс и революционных элит (марксистское учение о социальной революции как качественном скачке при переходе общества на более высокую ступень развития); 2) социальная революция как быстрые и масштабные преобразования в обществе (здесь революция противопоставляется реформам). Близко к понятию «социальная эволюция» понятие «социальная реформа» (от лат. reformo – преобразовываю). Социальная реформа –преобразование какой-либо стороны общественной жизни, не затрагивающей основ социальной системы. За счет «накоплений» (изменений) по типу реформ, может происходить и качественное изменение социальной системы, т. е. социальная революция. Но это будет социальная революция без насилия. В целом, реформистский путь развития, когда качественное преобразование системы происходит постепенно, предпочтительнее революционно-насильственного. Но насильственно-революционный путь изменений становится неизбежным, когда власть упускает шанс на постепенные реформистские преобразования, когда ее авторитет падает, и терпение масс иссякает. Тогда складывается революционная ситуация, когда низы не хотят, а верхи не могут жить по-старому (Ленин). ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|