Здавалка
Главная | Обратная связь

Социальный прогресс



Большинство социологических теорий XIX века испытали на себе влияние концепции социального прогресса. Представления о том, что изменения в мире происходят в определенном направлении, возникли еще в глубокой древности. При этом прогресс противопоставлялся регрессу – в том смысле, что прогрессивное движение характеризуется как переход от низшего к высшему, от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному. Были предприняты попытки найти лежащие в основе прогресса законы эволюции. Г. Спенсер и другие сторонники социального дарвинизма рассматривали социальную эволюцию в качестве аналогии биологической эволюции. При этом эволюция трактовалась как однонаправленный переход общества от однородных и простых структур к все более разнообразным и взаимозависимым. Основными законами развития общества считались дарвиновские «борьба за существование» и «выживание наиболее приспособленных». Эти законы природы уподоблялись законам свободной конкуренции.

Итак, социальный прогресс означает восхождение к более сложным формам общественной жизни. В применении к обсуждаемой теме это означает нарастание прогрессивных социальных изменений: улучшение условий жизни, развитие науки, техники и образования, появление большего количества прав и свобод и т. д. Однако в отношении многих социальных явлений трудно говорить о прогрессе, так как развитие некоторых феноменов общественной жизни носит нелинейный характер. Например, в рамках искусства, религии и некоторых других социальных явлений высшие образцы развития были созданы уже несколько столетий или даже тысячелетий назад. Вместе с тем, в отношении таких явлений, как техника, технология и т. д. можно вполне однозначно говорить как о постоянно прогрессирующих явлениях. Поэтому о социальном прогрессе говорят как о триединстве нескольких тенденций (прогрессивность, регрессивность, движение по кругу). Все зависит от того, какая из этих тенденций (в применении к конкретному социальному явлению) преобладает.

Оценка прогрессивности или регрессивности того или иного явления должна основываться на объективных показателях. Отсюда встает вопрос о критериях прогресса. Например, в марксизме в качестве общеисторического критерия прогрессивного развития человечества был взят уровень развития производительных сил и характер производственных отношений. В технократических теориях уровень развития общества измеряется по критерию развития техники и технологий. В ряде других социальных учений в качестве критериев выступают уровень развития мышления человека, нравственности в обществе, религиозности и т. д.

В науке вопрос о критериях прогресса, т. е. о мериле того, что является высшим и лучшим крайне спорен.

В ходе дискуссии предлагаются следующие критерии прогресса:

1. Структурный:чем сложнее структура общества, чем больше в нем социальных институтов, социальных ролей, тем оно прогрессивнее. Однако этот критерий оспаривается. При этом говорится о том, что усложнение структуры общества часто ухудшает жизнь людей. В силу разделения труда, индивид становится исполнителем какой-то очень узкой функции. Из человека «полного» он превращается в человека «частичного». К тому же его может подавлять сложность общественной жизни.

2. Информационно-технологический:чем более развиты наука и техника, чем выше производительность труда, тем прогрессивнее общество. Однако, как утверждают критики подобного подхода, развитие науки и техники вызывает много отрицательных последствий, а именно: подчинение человека принудительному, изматывающему своей монотонностью и быстротой ритму общественного производства, загрязнение окружающей среды, угроза существованию человечества в силу появления новых видов оружия (в частности, ядерного) и др.

3. Экономический: здесь прогресс общества отождествляется с ростом благосостояния. Но опыт человечества показал, что благосостояние не всегда приводит к удовлетворенности человека своей жизнью. Так, удельный вес самоубийств в настоящее время в таких развитых странах как Швеция, Дания и т. п., выше, чем в тех странах, где уровень материального благосостояния ниже (страны Азии, Африки).

4. Гуманистический критерий прогресса:социальный прогресс определяется уровнем возможностей для удовлетворения потребностей людей и развития их способностей.Но при всей убедительности данной аргументацииостается открытым вопрос о приоритетности потребностей и способностей индивида, т. е. о том, на какие потребности и способности общество должно обращать внимание в первую очередь. В силу этого на основании гуманистического критерия прогресса, одни и те же социальные изменения могут быть оценены по-разному в зависимости от ценностной ориентации исследователя. Так, изменения в России за последние 15-20 лет одни политические силы оценивают как прогрессивные, другие как регрессивные, ведущие к социальной катастрофе.

Любой прогресс противоречив. Наряду с прогрессом в обществе всегда наблюдается и регресс. Рост благосостояния сопровождается снижением экологической безопасности, загрязнением окружающей среды; рост свободы общества связан с увеличением социального неравенства и т. д. Поэтому, можно говорить лишь о преобладающем направлении развития, характеризуя развитие общества как регрессивное или как прогрессивное. В силу неопределенности понятия «прогресс», неопределенности его критериев, многие исследователи предлагают отказаться от его использования в научном анализе и ограничиться таким нейтральным понятием, как социальные изменения.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.