Здавалка
Главная | Обратная связь

Отличия регулирования от директивного управления



 

директивное управление регулирование
· обязательный характер решений; · рекомендательный характер решений;
  · необходим центр власти; · власть может быть рассредоточена, как, например, в случае регулирования международных отношений;
· развитие предусмотренных элементов системы; · обеспечение гармонии между элементами;
· реализация целей по усмотрению субъекта управления; · раскрытие внутреннего потенциала объекта управления;
· принцип целенаправленности; · принцип целесообразности;
· контроль над всем процессом; · контроль ключевых точек;
· предзаданный результат; · желаемый результат;
· формальные организации; · неформальные организации;
· целостный подход; · поэлементный подход;
· направлено на сам объект. · направлено на внешнюю среду, в которой находится объект.

 

Регулирование подразделяется на следующие виды:

· нормативное;

· информационное;

· ценностное.

Выделяются следующие типы объектов регулирования:

1. Социальные процессы (социальная адаптация выпускников, миграция);

2. Социальные установки и отношения (отношения собственности, социально-трудовые отношения);

3. Социальные действия и взаимодействия (профилактика правонарушений);

4. Социально-психологические состояния и ситуации (урегулирование конфликта, улучшение психологического климата в трудовом коллективе).

С позиции динамики цикл регулирования включает четыре этапа:

1. Установление норм и эталонов поведения;

2. Профилактика − предохранение объекта от негативных воздействий, устранение причин социальных отклонений;

3. Контроль − последовательность операций установления текущего состояния объекта и его оценки;

4. Коррекция − изменение параметров нежелательных социальных процессов.

Разновидностью регулирования является курирование − общее руководство управленческими процессами.

Позиционирование.Первоначально термин «позиционирование» имел узкое применение в сфере техники; позднее стал активно использоваться в маркетинге. В обиход социальных наук термин «позиционирование субъекта» ввели представители структурализма. Согласно данному подходу, анализируемый субъект характеризуется позицией в некоторой структуре. Структурализм использует идею позиционирования по отношению к жизненным практикам субъекта, обусловленным его внутренними ценностными установками. Политологическая трактовка позиционирования, сводящаяся к анализу конструирования социальных позиций, основывается на теории социального поля П. Бурдье.

Понятие позиционирования связано с определением координат объекта в пространстве. Управленческая трактовка понятия позиционирования подчеркивает, во-первых, целенаправленность данного процесса, т. е. сознательное приближение объекта к заданным координатам, а во-вторых, метафоричное понимание пространства, распространяемое на широкую область структур и отношений.

Позиционирование как содержание регулятивного воздействия предполагает отступление от принципа развития, который традиционно считался необходимым для большинства систем. В соответствии с идеей самоорганизации, в основе которой лежит поддержание гармонии между элементами системы, посредством позиционирования может быть реализован принцип контролируемого развития.

Если пространство управленческих отношений рассматривать как систему координат, имеет смысл говорить о «вертикальном» и «горизонтальном» позиционировании.

Позиционирование некоторого ресурса позволяет встроить его в существующую управленческую систему.

Позиционирование позволяет четко обозначить границы объекта управления. Установление таких границ позволяет объекту функционировать более эффективно.

Процесс позиционирования актуализирует объект управления и способствует повышению к нему интереса.

Начальным этапом позиционирования некоторого структурного элемента системы управления является оценка его регулятивного потенциала.

Примером практического применения обозначенных теоретических положений является концепция позиционирования СМИ в регулировании религиозной ситуации. В данном случае проектирование технологии позиционирования объясняется нетипичной управленческой системой, особенности которой состоят в следующем:

· СМИ − самостоятельный субъект, а значит, ими можно управлять только посредством мягких методов, наиболее эффективным из которых является социальное партнерство;

· религиозная тематика для светских СМИ является периферийной, однако способ ее восприятия журналистами во многом определяет общественное сознание.

Также возможно исследование проблематики позиционирования местного самоуправления в системе государственного управления в Российской Федерации.

Таким образом, позиционирование − это стихийный либо целенаправленный процесс идентификации (самоопределения) субъекта в некоторой социальной системе с целью реализации его собственных интересов на основе принципов социального партнерства. Позиционировать объект в некоторой управленческой системе − значит обосновать оптимальный по интенсивности способ его включения в данную систему, раскрыть его потенциальные управленческие функции и предложить технологии осуществления целенаправленного воздействия.

Управленческое решение. Управленческое решение можно рассматривать в двух аспектах. Во-первых, это определенный документ, исходящий от специалистов и руководителей, который содержит задание, направление, шаги, сроки, ресурсы дальнейшей деятельности; во-вторых, это развернутый во времени логико-мыслительный, эмоционально-психологический, организационно-правовой процесс, осуществляемый в пределах компетенции управления. Этот процесс порождает проект изменений в организации, социальной системе в целом или отдельных его звеньях.

Для каждого, кто занимается управленческой деятельностью, важно понимать природу решения, типы решений, способы, методы, пути повышения эффективности этого процесса и факторы, которые следует учитывать при принятии управленческих решений.

Решение это всегда выбор альтернативы. Целью решения является обеспечение движения к намеченной цели. Поэтому самым эффективным решением будет тот выбор, который может быть реализован, а не иллюзорный, и который может сделать вклад в достижение конечной цели.

Организационные решения можно квалифицировать как запрограммированные и незапрограммированные. Запрограммированные решения − это результат организации определенной последовательности шагов и действий, подобные тем, которые предпринимаются при решении математических уравнений. Как правило, количество возможных альтернатив ограничено, поскольку выбор необходимо делать в границах направлений, заданных организацией. Программирование считается эффективным способом в принятии решений, оно снижает вероятность ошибок и экономит время, поскольку нет надобности каждый раз разрабатывать новую процедуру.

Незапрограммированные решения нужны в новых, внутренне не структурированных или связанных с неизвестными факторами ситуациях. К незапрограммированным можно отнести решения, например, такого типа: какими должны быть цели организации, как улучшить деятельность социального института в существующих конкретных условиях, как вытеснить негативные отношения, как изменить сформировавшуюся мотивацию людей и т. д.

На практике запрограммированные и незапрограммированные решения в чистом виде встречаются редко. Как правило, они бывают крайними вариантами.

Каким же образом принимаются решения? Способы, используемые субъектами управления (руководителями), варьируются от спонтанных к высоко логичным, поскольку человек одновременно пребывает под влиянием таких факторов, как объективное состояние дел, социальные установки, опыт, личные ценности.

Следующей характеристикой процесса принятия решения выступает интуитивный, основанный на восприятиях, или рациональный, в основе которого лежат суждения, его характер.

Интуитивное решение − это выбор, сделанный лишь на основе чувства, что он правильный. В подобных случаях решения очень часто бывают случайными, не очень эффективными, с невысокими шансами на правильность выбора.

Решения, основанные на суждениях, иногда кажутся интуитивными. На самом деле это выбор, обусловленный знаниями или накопленным опытом. Суждение как основа решения полезно, поскольку много социальных ситуаций имеют тенденцию к повторению. Такое решение более эффективно и имеет больше шансов быть правильным, поскольку опирается на здравый смысл.

Но настоящий здравый смысл случается не часто. Это, во-первых. Во-вторых, поскольку суждения всегда опираются больше всего на опыт, чрезмерная ориентация на него направляет решения на пути, известные человеку по прошедшим ситуациям и действиям. В этом случае можно не заметить и потерять новую альтернативу, которая могла бы стать более эффективной, чем знакомые варианты.

Самым эффективным процессом принятия решения является его рациональный выбор. Процесс рационального решения проблемы имеет несколько этапов.

1. Диагностика проблемы. Первым шагом на пути принятия решения является проведение социальной диагностики. Ведь правильно определить проблему − это значит почти на половину решить ее. Проблемой считается ситуация, когда поставленная цель не достигнута или когда существует возможность изменить что-либо на лучшее. Первой фазой диагностики сложной проблемы является осознание и установление симптомов трудностей или существующих возможностей, что позволит сформулировать проблему в общем виде. Второй фазой выступает сбор релевантной информации.

2. Формулирование ограничений и критериев принятия решения. Многие из возможных решений не будут реалистическими, поскольку у субъектов управления (организация, учреждение, общество в целом или государство) недостаточно ресурсов для реализации принимаемого решения. Поэтому на этом этапе необходимо представить сущность и размеры ограничений и только потом определять альтернативы. Если этого не сделать, может возникнуть нереалистическая направленность действий, что не решит, а углубит проблему. На этом этапе определяются стандарты, в соответствии с которыми будут оцениваться на следующем этапе альтернативные варианты. Эти стандарты выступают как критерии реалистичности принятого решения и как рекомендации относительно их оценки.

3. Определение альтернатив. На этом этапе формулируется набор альтернативных решений проблемы и осуществляется их углубленный анализ для разработки нескольких на самом деле отличающихся друг от друга альтернатив. При этом предусматривается и возможность бездействия. Отобранные альтернативы необходимо оценить.

4. Оценка альтернатив. Определившиеся альтернативы оцениваются по критериям их качества и количественных показателей и стандартов. Особо оцениваются возможные социальные последствия в случае их принятия. В соответствии с получившей распространение практикой все критерии оцениваются в определенных баллах, а потом все они суммируются. Решение, получившее самую высокую оценку в баллах, и представляет предпочтительную альтернативу.

5. Выбор альтернативы. Если проблема была правильно определена, а альтернативные решения тщательно взвешены и оценены, то выбираются альтернативы с наиболее благоприятными общими последствиями. Если же проблема очень сложная и при ее решении возникает много компромиссов или если информация и анализ субъективны, то может случиться, что ни одна альтернатива не будет лучшим выбором. Окончательный выбор будет правильным, если решение отвечает таким требованиям:

1) конкретность;

2) оптимальность;

3) адекватность;

4) органичность;

5) адресность;

6) всесторонность;

7) комплексность.

6. Реализация решения. Ценность решения становится очевидной только в процессе его осуществления. Для этого необходимо заручиться поддержкой всех причастных к выполнению решения, установить обратную связь, то есть иметь данные о том, что изменилось с начала реализации решения, чтобы своевременно скорректировать его. А дальше действует управленческий цикл в полном его объеме, о чем речь шла ранее.

Управленческое решение должно отвечать принципам конкретности, адресности, обоснованности, оптимальности, эффективности. Непродуманные относительно этих принципов решения не внесут положительного вклада в развитие общества и социальных отношений в нем.

 

10.5. Социальное управление и социальное прогнозирование, проектирование, планирование

 

В системе научного управления особое место занимает прогнозирование. Прогноз − это особая разновидность предвидения, он не предусматривает решение проблем в будущем, его предназначение другое − помочь научному обоснованию планов и предполагаемых мероприятий. Прогнозирование можно определить как процесс получения научно обоснованной информации о тенденциях развития и будущего состояния социальных процессов, отношений, явлений и событий в социальной практике.

Цель прогноза:на основе анализа состояния и поведения системы в прошлом и изучения возможных изменений факторов, влияющих на систему, правильно определить количественные и качественные параметры ее развития в перспективе и на этой основе раскрыть содержание ситуации, в которой окажется система.

Социальное прогнозирование не имеет директивного характера и отличается от планирования. Отличие от плана состоит в том, что прогнозирование дает информацию для обоснования решений и выбора методов планирования. Оно указывает на возможности и последствия того или иного развития в будущем, а план представляет решение о том, какие из возможностей общество будет реализовывать.

Специфической особенностью социального прогнозирования является тесная взаимосвязь между предвидением и предупреждением. Игнорирование этой взаимосвязи в некоторых случаях способно привести к саморазрешению ситуации, что редко ведет к позитивным последствиям.

Одним из главных условий научной корректности относительно осуществления социального прогнозирования выступает понимание того, что прогноз не предусматривает все детали будущего. Поэтому законы общественного развития, рассматриваемые как основа прогноза, могут иметь вероятностный характер, а прогностические выводы корректнее всего формулировать как тенденции или вариативные модели. Прогноз часто оперирует понятиями «предвидение» и «предсказание», но сам термин «прогноз» является научно опредмеченной формой их реализации.

В методологии прогнозирования выделяют прогнозы двух видов − поисковый и нормативный.

Поисковый прогноз − это определение возможных состояний исследуемого социального состояния в будущем. Он строится на основе определенной шкалы возможностей, в соответствии с которой потом определяется степень вероятности прогнозируемого явления (процесса) и путей его развития.

Нормативный прогноз − это определение путей, направлений, способов и сроков достижения таких возможных состояний явления, которые приняты как цель. Нормативное прогнозирование базируется на распределении вероятностей, но в обратном направлении − от предвиденного состояния к тенденциям движения.

По масштабам или объектам прогнозы бывают территориальными (государственные, региональные, местные); институциональными (государственные органы, политика); личностными (поведение, правосознание); общественными или гражданскими; интегрированными или дифференцированными.

По времени, на который рассчитан прогноз, различают оперативные (текущие), кратко-, средне-, долгосрочные и сверхсрочные прогнозы.

Социальные прогнозы строятся на принципах: системности, вариативности, логической согласованности, непрерывности и преемственности, верифицированности и рентабельности. Обоснование степени вероятности прогноза невозможно без оценки возможностей предшествующей (априорной) проверки надежности прогнозированных выводов.

Существует типовая методика прогностического исследования. Она включает в себя такие этапы: предпрогнозная ориентация (определение объекта, субъекта, предметной проблемы, цели и задач, рабочих гипотез, методов); определение прогнозируемого поля (сбор данных, влияющих на объект, оценка смежных отраслей прогноза); построение исходной (начальной) модели, то есть системы параметров и показателей, отражающих структуру и характер объекта; поисковый прогноз; нормативный прогноз; оценка степени вероятности (верификация) и уточнение прогностической модели путем опроса экспертов; разработка рекомендаций на основе оптимизации и сравнения прогностических моделей.

Прогнозирование имеет свои специфические методы. Самый распространенный − метод экспертных оценок. Его сущность состоит в создании объективной характеристики количественных и качественных аспектов объекта прогнозирования на основе обработки и анализа совокупности индивидуальных мнений эксперта. Надежность, качество и обоснованность экспертных оценок зависит от выбранной методики сбора и обработки экспертных заключений. Применение методики экспертных оценок имеет такие этапы:

а) формирование состава экспертов и оценка их компетентности;

б) составление анкет для опроса экспертов;

в) получение экспертных выводов;

г) оценка достоверности результатов;

д) создание программы для обработки экспертных выводов.

Метод экстраполяции. Экстраполяция − это распространение характеристик процесса в данный момент на его состояние в будущем. Экстраполировать сложно, ибо социальные процессы развиваются не линейно: до определенного момента процесс медленно нарастает, потом наступает период быстрого и бурного развития, который завершается периодом насыщения, после чего процесс снова стабилизируется. Часто применяемым путем проверки надежности этого метода является доведение экстраполяции кривых риска «до абсурда».

Метод математического моделирования, то есть поиска оптимальных решений, связанных с различными вариантами развития. Все математические модели и методы прогнозирования имеют вероятностный характер.

Опыт социального прогнозирования свидетельствует, что оно не всегда эффективно. Почему, например, оказались неэффективными прогнозы относительно развития СССР в 80-90 годы? Причина − в нарушении подходов к прогнозированию.

Во-первых, не всегда использовался комплексный подход, прогнозы строились, изолированно от процессов, происходивших вне социальной сферы. Во-вторых, не надежными оказались методы прогнозирования, чаще всего они имели вид умозрительных (или не апробированных) наблюдений. В-третьих, крайне слабой была информационная база, поскольку искажалось реальное состояние социальных процессов.

Прогнозирование как метод познания представляет основу особых форм реализации вариантов будущего. Это социальное проектирование и социальное планирование.

Социальное проектирование − это специфическая деятельность, связанная с научно обоснованным определением вариантов развития новых социальных процессов и явлений и с целенаправленным изменением на этой основе конкретных социальных институтов. Проектирование − это форма опережающего отражения действительности, создание прообраза предвидимого объекта, явления или процесса.

Существует ряд определенных требований к процессу подготовки проекта:

· ориентация на достижение конкретного результата, не упуская главных вопросов (принцип минимальных обязательств);

· концентрация внимания на основной цели;

· учет возможностей неудачного эксперимента при проверке идей;

· проект должен быть оригинальным.

Проектирование − ответственный этап социального управления, требующий знания законов общественного развития.

Избавиться от субъективизма в проектировании можно, лишь опираясь на определенные методы. К ним относятся:

Матрица идей. Этот метод состоит в следующем: на основе нескольких независимых переменных создаются разные варианты решений. Как правило, социальный проект зависит от сложности и первоочередности поставленных задач, от сроков, в пределах которых необходимо осуществить замысел, от ресурсов. Этот метод применяют, как правило, при ограниченных возможностях.

Вживание в роль. Это стремление вникнуть в суть социальных процессов при помощи личного подхода к проблемам мотивации деятельности, чтобы глубже понять, как будет реализовываться проект.

Аналогия. Суть ее состоит в том, что успешные эффективно функционирующие социальные институты при практическом подходе к решению дел в определенных границах выступают в качестве эталонов.

Ассоциация. Метод состоит в том, что решения социальных проблем, применяемые в других сферах общественной жизни, подсказывают более легкий путь к цели.

Реорганизация. Предыдущее состояние преобразуется сознательными усилиями путем соединения способов приспособления и модификации.

Мозговой штурм. Это конкурс идей, способных дать оптимальное решение проблем проекта путем предложения любых, даже необычных предложений.

Разработка социального проекта часто начинается в условиях неопределенности. Поэтому при его создании необходима определенная последовательность, а именно:

· анализ общественной проблемы (поиск и выявление ее сущности);

· определение цели;

· сбор информации;

· определение на основе полученной информации заданий проектирования и их параметров;

· проверка концепции;

· принятие решения, то есть составление конкретной программы действий.

Таким образом, социальный проект − это своеобразный документ или совокупность документов, характеризующий цели, способы и этапы реализации программы социальных изменений.

Социальное планирование.Социальное планирование представляет научно обоснованное определение целей, показателей, задач развития социальных процессов и основных способов их претворения в жизнь.

Впервые термин «социальное планирование» был использован в «Новом курсе» Рузвельта, который разработал путь выхода из кризиса 30-х годов XX века. Основным положением концепции социального планирования является соответствие социальных и экономических параметров развития общества.

Нелегкий путь теории и практики социального планирования, особенно в СССР, принес свои результаты:

· во-первых, стало очевидным, что объектами социального планирования должны быть все уровни социальной организации − от общества до конкретного предприятия;

· во-вторых, объектами социального планирования выступают функции общественной жизни в сфере труда, культуры, образования, семьи и т. д.;

· в-третьих, планового решения требуют процессы, которые раньше были вне внимания плановой деятельности: способ и качество жизни, поведение людей, социальные катастрофы и т. д.

Опыт свидетельствует, что социальное планирование всегда следует рассматривать как единство познавательной и общественно преобразующей функции.

Уровни социального планирования:

1)социальное развитие трудовых коллективов;

2) региональный уровень, то есть регулирование социальных процессов на уровне экономического района, области и других административных единиц;

3) уровень отдельных сфер общественной жизни связанных с профессиональным разделением труда.

Методы социального планирования. Учитывая, что планирование является и наукой, и способом практической деятельности, его метод следует понимать и как способ разработки программ или заданий и как способ осуществления.

К общим методам планирования относятся:

· аналитический метод, соединяющий анализ и обобщение;

· метод вариантов или определение нескольких путей, а далее − уточнение и выбор одного варианта;

· экономико-математический метод, то есть количественный анализ, осуществляемый при использовании предшествующих методов. Этот метод не может подменить социальный анализ, осуществляемый по определенным показателям.

Показатели социального развития − это количественные и качественные характеристики состояния, тенденций и направлений социального развития, применяемые в планировании для оценки соответствия реального состояния научно обоснованным требованиям.

При выявлении уровня развития используют два типа аналитических показателей:

а) общий, по которому можно определить: отстает, опережает или пребывает на оптимальном уровне процесс;

б) нормативный, то есть определяющий соответствие реального состояния плановым требованиям.

Проблемы и резервы социального планирования. Возможности, которые имело социальное планирование на этапе становления, практически исчерпано. Необходим следующий этап. На этом этапе должны быть определены социальные нормативы, показатели целей социального планирования, необходим системный подход к социальному планированию и согласование между собой его процессов.

 

Содержание социальной политики и ее место







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.