Здавалка
Главная | Обратная связь

В социальном управлении



 

Характер и направленность социального управления обеспечиваются социальной политикой. Социальная политика − это деятельность государства и самодеятельных организаций общества, направленная на создание системы мероприятий, обеспечивающих функционирование социальных институтов в направлении реализации гражданами своих социальных прав. Она включает в себя правовое регулирование социальных отношений и деятельности социальных учреждений и служб, их экономическое и кадровое обеспечение, отработку таких понятий, которые способствуют принятию управленческих решений, направленных на развитие социальной сферы общества и регулирование социальных отношений.

Объектом социальной политики является одна из подсистем общества − социальная сфера. При этом необходимо отличать понятия «социальная сфера» и «социальная инфраструктура». Под социальной инфраструктурой понимается совокупность отраслей, видов деятельности и организаций, призванных удовлетворять потребности людей и гарантировать общественно необходимый уровень жизни. Социальная инфраструктура − лишь составная часть социальной сферы. Последняя же представляет сферу воспроизводства отношений человека, семьи, трудовых коллективов и других социальных групп, она включает условия труда и отдыха людей, их быта и досуга, уровень материального благополучия, образование, воспитание, здравоохранение. Основным в социальной сфере следует считать широкий круг отношений между людьми и их объединениями. Эти отношения формируют разные социальные системы, которые в единстве с социальной инфраструктурой и представляют социальную сферу жизни общества.

Функциональная роль социальной сферы в жизни общества состоит в том, что в ее пределах осуществляются и изменяются социальные связи между людьми, условия жизнедеятельности, формирования и удовлетворения жизненных потребностей, в том числе и социальных. Предназначение социальной политики и ее роль состоят во влиянии на социальную сферу с целью обеспечения оптимального развития условий, качества и образа жизни членов общества, совершенствования социальных связей и отношений между ними.

Социальная политика государства, при наличии в ней внутренних демократически организованных процессов, охватывает такие основные моменты:

· гражданскую позицию членов общества, их потребности и отношение к существующим проблемам;

· возможность государства трансформировать социальные потребности граждан в виде мероприятий, направленных на реализацию их социальных прав;

· способность граждан и общества в целом использовать предоставленные государством возможности для формирования собственного социального благополучия.

Таким образом, целью социальной политики является обеспечение все более полного удовлетворения членами общества своих жизненных потребностей, поскольку именно в этом направлении в первую очередь складываются социальные отношения и на этой основе происходит социальное воспроизводство индивидов и социальных групп.

Реализация членами общества своих социальных прав, а также создание механизма этой реализации должна происходить на основе социального порядка, социальной справедливости и социальных приоритетов.

Социальный порядок − это сбалансированная система отношений между обществом и государством, создающих конкретные социальные структуры для упорядочения действий разных индивидов и социальных групп с целью достижения взаимной согласованности действий. На практике социальный порядок выступает, как способность государственных институтов определять и координировать баланс интересов между различными частями общества. Ключевую роль в этом играют отношения между работающими членами общества, создающими материальные и другие ценности и теми членами общества, которые такой возможности не имеют, но являются их потребителями.

Социальная справедливость − это создание для всех членов общества равных возможностей реализации своих способностей и удовлетворения жизненных потребностей, когда вознаграждение со стороны общества и его институтов отвечает делам, поступкам и характеру их жизнедеятельности. Этот принцип распространяется на социальные группы и слои. Таким образом, понятие «социальная справедливость» базируется на критерии распределения материальных ресурсов, на соотношении полученных материальных ценностей и социальных благ с вкладом, осуществленным индивидом или социальной группой в разных его формах, в развитие общества.

Однако существуют общности людей, жизнедеятельность которых не может регулироваться указанным выше типом. Это, прежде всего дети, подростки и молодежь. Они не создают материального или интеллектуального продукта, но требуют для своего содержания значительных затрат общества. Эти затраты необходимы для обеспечения будущей жизнедеятельности и развития общества. Другая общность людей, не создающих, но потребляющих материальные ценности, − люди, завершившие свою трудовую деятельность по различным объективным обстоятельствам. Третья общность, имеющая доступ к распределению материальных ресурсов и не принимающая участие в их создании − это индивиды, которые в связи с физическими и психическими ограничениями не могут заниматься трудовой деятельностью.

Помимо этого, существует еще один важнейший элемент, который необходимо учитывать при формировании концепции социальной политики. Это возможность общества адаптироваться к таким мероприятиям, которые государство предполагает реализовать в социальной сфере, учитывая потребности общественных трансформаций.

Принцип социальных приоритетов состоит в определении социальных задач, которые на определенном этапе своего развития обществом признаются наиболее значимыми, актуальными и неотложными. Этот принцип особое значение имеет в обществе, пребывающем в кризисном состоянии. На практике его реализация является необходимой, потому что в обществе в той или иной степени всегда существует ограниченность материальных и других ресурсов, что значительно уменьшает возможности полного использования принципа справедливости при распределении ресурсов. Ныне в России одними из важнейших социальных приоритетов являются обеспечение занятости населения, уменьшение бедности, защита социально наиболее уязвимых категорий граждан.

Процесс создания концепции социальной политики имеет несколько этапов:

· анализ ситуации, существующей в обществе в данное время;

· выявление и формулирование социальных проблем;

· определение уровня расхождения между оптимальными социальными требованиями, которые необходимо реализовать, и существующей на практике социальной моделью;

· определение стратегии действий, которые способны устранить эти расхождения.

Основой стратегии социальной политики в России является достижение таких целей: обеспечение роста реальных доходов населения, создание новых рабочих мест, определение мероприятий, направленных на социальную защиту населения. Особое влияние на социальную политику оказывает демографическая ситуация. Условия жизнедеятельности молодежи требуют существенных изменений, и причин этого несколько: старение населения; отток трудоспособных высокообразованных граждан из страны; проблемы экономического характера у молодых людей, связанных с получением высшего образования; инвалидизация детей вследствие тяжелого материального положения семей.

Реализация социальной политики предполагает определенные механизмы ее осуществления. Эти механизмы представляют собой поддержку со стороны государства и других социальных институтов, путем использования общественных средств, определенных категорий населения, а также учреждений и структур для удовлетворения потребностей тех, кто не может зарабатывать деньги. Такую же природу имеют механизмы использования общественных средств на создание и поддержание систем образования, здравоохранения, культуры. Создание, обеспечение нормального функционирования и развития этой инфраструктуры является важнейшей задачей социальной политики.

Среди конкретных механизмов социальной политики отличают социальную защиту, социальную помощь и социальную поддержку.

Социальная защита − это система мероприятий, направленных на ликвидацию препятствия по реализации гражданами своих социальных прав. Особенностью социальных прав человека является то, что их он получает при рождении, сам факт рождения человека налагает на государство обязанности по созданию условий реализации социальных прав. В соответствии с Общей Декларацией прав человека, провозглашенной Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, к социальным относятся права на труд, образование, охрану здоровья, обеспечение в старости и при потере трудоспособности, на пищу, жилище, то есть на все то, что обеспечивает достойный уровень жизни каждого человека и общества в целом.

Принципом, на основе которого государство обеспечивает социальную защиту гражданина, является наличие конкретного социального статуса. Элементами этого статуса выступают возраст, состояние здоровья, принадлежность к конкретной социальной группе. При этом обеспечение социального статуса по отношению к конкретному человеку осуществляется независимо от его имущественного состояния и уровня материальной обеспеченности.

Социальная помощь представляет совокупность мер, предусматривающих создание условий для реализации законов социальной направленности, социальных программ, а также обеспечение деятельности сети социальных учреждений, предназначенных для сохранения социального статуса тех граждан, которые в силу различных обстоятельств попали в неблагоприятную жизненную ситуацию. Социальная помощь направлена на сохранение качества их жизни. Принцип оказания социальной помощи состоит в том, что учитывается не только социальный статус, но, прежде всего материальное состояние людей, членов одной семьи или человека, если он живет один.

Социальная поддержка − это деятельность органов местного самоуправления, общественных фондов и организаций, направленная на конкретного человека или группу людей, требующих неотложной социальной помощи. Объектом социальной поддержки чаще всего является гражданин, который уже был объектом социальных усилий общества, но это не решило существовавших у него социальных проблем. Субъектами социальной поддержки могут быть не только и не столько государственные социальные структуры, но, прежде всего органы местного самоуправления, общественные организации и фонды. Деятельность этих организаций и фондов регулируются как на общегосударственном, так и на местном уровнях. Принципами деятельности субъектов социальной поддержки являются, во-первых, адресность их действий независимо от социального статуса объекта, во-вторых, публичность, используемая для создания общественного мнения и соответствующих форм контроля, и для воспитания человека.

Реализация социальной политики в любом случае, во всех ее аспектах, относительно любой категории граждан представляет осуществление их социальной защищенности. Социальная защищенность касается не только наименее обеспеченных категорий населения. Требуют социальной защищенности, но только по другим аспектам жизнедеятельности, и обеспеченные граждане. Например, в защищенности нуждаются граждане в случае заболевания, предприниматели, которым нужна защита от произвола чиновников и т. д.

Социальная защита, помощь и поддержка представляют собой реализацию деятельностных аспектов социальной политики.

Для социальной защиты, социальной помощи и социальной поддержки необходимо использование государством и другими институтами общества, прежде всего накопленных налоговой системой средств, которые взимаются у тех, кто имеет достаточные доходы, для поддержки людей в связи с объективными причинами не имеющих средств для существования.

Что касается потребностей, которые люди могут удовлетворить самостоятельно, то в этом случае роль социальной политики состоит в создании надлежащих условий, дающих возможность людям решать свои проблемы социального характера. Возьмем, например проблему заработной платы. Динамика ее изменения определяется не влиянием социальной политики, а представляет часть развития производственно-экономических процессов.

Иными словами, и зарплата, и социальная помощь − это источник средств к существованию. Но природа их различна.

В первом случае человек получает эти средства в обмен на затраченный труд и осуществляется это по законам рынка.

В другом случае средства представляются людям, как бесплатная помощь, обществом или отдельными его институтами. В то же время социальная политика имеет отношение к некоторым аспектам, связанным с реализацией принципов заработной платы. Это установление минимальных размеров заработной платы, обеспечения порядка, который исключает задержки ее выплаты, устранение социально неоправданных разрывов в размере доходов у высоко- и низкооплачиваемых работников.

Учитывая сказанное, можно определить основные черты социальной политики на начальном этапе существования рыночных отношений.

1. Главное внимание уделяется повышению жизненного уровня населения и возрастанию его доходов, сокращению масштабов бедности. Чтобы обеспечить эти меры, необходимо, во-первых, стимулировать активную, трудоспособную часть общества к эффективной деятельности во всех сферах общества; во-вторых, изменить социально-психологические ориентиры − от патерналистских к партнерским, имея в виду, что трудоспособный человек должен самостоятельно, своим трудом обеспечивать благополучие свое и своей семьи.

2. Гарантирование гражданам минимального дохода, а также медицинского и социального обслуживания, помощи в случае болезни, инвалидности и т. д., а также гарантии получения образования и культурного развития.

3. Сдерживание безработицы и ее тяжелых социальных последствий путем развития всех сфер деятельности, прежде всего производственной.

4. Развитие отраслей народного хозяйства, непосредственно занятых оказанием населению услуг социального характера (здравоохранение, образование, культура).

5. Рациональное использование естественных ресурсов и создание условий для экологической безопасности.

 

Вопросы для повторения и обсуждения

 

1.Какие функции выполняет общественное мнение?

2. Что подразумевается, когда речь идет о манипулировании общественным мнением?

3. Назовите формы массового поведения.

4. Что является причинами конфликтов?

5. Приведите примеры парных (противоположных) конфликтов?

6.Что Вы понимаете под социальным управлением?

7.Охарактеризуйте функции социального управления.

8. Как Вы понимаете фразу: «Социальное управление направлено на деятельность людей, иначе говоря, на людей лишь постольку, поскольку они − носители определенной деятельности и определенных отношений»?

9. Что такое закон и закономерности управления? Назовите их.

10. В чем состоит сходство и различие между понятиями «закон» и «принцип»?

11. Покажите связь между законами и принципами управления. Как она проявляется?

12. Объясните на примерах, в чем проявляется вероятностный характер социальных законов.

13. Раскройте на примерах следующее высказывание: возрастание роли управления в современном обществе проявляется в том, что «в тех сферах, в которых традиционно доминировали неуправленческие подходы к решению проблем, теперь все чаще используются управленческие технологии».

14. В какой мере соотносятся понятия «мягкое управление» и «регулирование»?

15. С какой целью в социальном управлении может быть использован термин «позиционирование»?

16. Что означает принцип контролируемого развития? В каких случаях данный принцип целесообразен?

17. Охарактеризуйте основные стадии принятия управленческого решения.

18.Раскройте на конкретных примерах содержание понятий «поисковый прогноз» и «нормативный прогноз».

19.Охарактеризуйте специфические для социального управления методы прогнозирования.

20.В чем отличие социального проектирования и социального планирования?

21. Приведите характеристику социальной политики современной России.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.