Список практических заданий.
1. Ознакомиться с содержанием темы № 10 по данному учебному пособию. 2. Ответить на контрольные вопросы, указанные в конце темы. 3. Пройти тестирование по теме. Вопросы для обсуждения на форуме: 1. Массовое сознание, общественное мнение и социальные конфликты. 2. Понятие и функции социального управления. 3. Законы и принципы социального управления. 4. Управленческое воздействие и управленческое решение. 5. Социальное управление и социальное прогнозирование, проектирование, планирование. 6. Содержание социальной политики и ее место в социальном управлении.
Семинар № 13. Социальные процессы и социальные изменения Цель семинара. Целью семинара является изучение социальных процессов и изменений, происходящих в мировом (глобальном) и региональном (российском) масштабах, получение представления об основных концепциях социальных перемен, социальных изменений в условиях глобализации. Список практических заданий. 1. Ознакомиться с содержанием темы № 11 по данному учебному пособию. 2. Ответить на контрольные вопросы, указанные в конце темы. 3. Пройти тестирование по теме. 4. Проработать содержание глоссария. 5. Подготовиться к итоговому тестированию по всему курсу. Вопросы для обсуждения на форуме: 1. Социальное пространство и социальное время. 2. Социальные процессы и социальные изменения. 3. Социальные движения. 4. Социальные революции и социальные реформы. 5. Социальный прогресс. 6. Общее и специфическое в развитии конкретных обществ. 7. Мировая система и процессы глобализации. 8. Место России в мировом сообществе. Глоссарий
Агенты (акторы) –действующие социальные субъекты, а иногда также организации и институты. Адаптация социальная – процесс приспособления личности или социальной группы к обстоятельствам, требованиям, условиям конкретной социальной среды. Аксиология(от греч. axios – ценность и logos – учение) – учение о человеческих ценностях, в том числе духовных, материальных, политических, правовых, религиозных ценностях определенных социальных групп (классов, наций и др.) и отдельных личностей. Альтернативные вопросы анкеты – вопросы, предполагающие выбор респондентом только одного варианта ответа из набора предлагаемых. Типичными альтернативными вопросами являются вопросы о социально-демографических характеристиках опрашиваемых (пол, возраст, образование, социально-профессиональный статус, размер среднедушевого дохода за конкретный период времени). Анализ – процедура мысленного, а часто также и реального расчленения предмета (явления, процесса), свойства предмета (предметов) или отношения между предметами на части (признаки, свойства, отношения); процедурой, обратной анализу, является синтез, с которым анализ часто сочетается в практической или познавательной деятельности. Анализ документов – один из основных методов сбора данных в социологическом исследовании, который предполагает использование информации, содержащейся в любых документах: протоколах, докладах, резолюциях и решениях, публикациях газет, журналов, в письмах, художественных произведениях, иллюстрациях и фиксированной в рукописном или печатном тексте, а также на магнитной ленте, фото-, видео- или кинопленке и т. д. Анализ пропаганды – вид контент-анализа используемый в том случае, когда необходимо установить основную идею массива информации в целом. Довольно часто совокупность документов посвящена одной теме и преследует какую-то скрытую цель, раскрыть эту цель можно только путем содержательного анализа всего массива информации. В данном виде контент-анализа также необходимо строить модель каждого документа, выявляется их общая направленность, система причинно-следственных связей между документами и темами документов, тенденции и способы представления информации в выявленном направлении. Аналитические исследования – исследования, выходящие на выявление причинно-следственных связей, факторные модели, а также на проверку объяснительных гипотез. Анкета(от фр. enquete – расследование) – опросный лист, самостоятельно заполняемый опрашиваемым по указанным в нем правилам. Анкетные опросы широко используются для получения информации о фактическом положении вещей в изучаемой области, их оценке, о мнениях, интересах и мотивах деятельности опрашиваемых (респондентов). Анкетирование – разновидность метода опроса, при котором общение между социологом-исследователем и респондентом, являющимся источником необходимой информации, опосредуется анкетой. Анкетные вопросы – все адресованные респондентам речевые сообщения в вопросительной, утвердительной и / или отрицательной формулировках, а также и предлагаемые варианты ответов. Аномия(от греч. a – отрицательная частица и nomos – закон) – 1) ценностно-нормативный вакуум в обществе, социальной группе, своего рода «отсутствие» норм; 2) низкая степень воздействия социальных норм на индивидов, неэффективность их влияния в качестве средства социальной регуляции поведения; 3) неустойчивость, расплывчатость и противоречивость нормативных предписаний; 4) противоречие между нормами, определяющими цели деятельности, и нормами, регулирующими средства достижения этих целей (особая разновидность предыдущего вида аномии) Понятие «аномия» было введено Э. Дюркгеймом (1858-1917), связавшим аномию с отсутствием «органической» социальной солидарности и широким распространением самоубийств в современном ему обществе. Артефакт – искусственный, созданный людьми, культурный объект; выделяются следующие классы таких объектов: вещи, идеи, образы, технологии, регулятивные образования, оценочные критерии. Ассимиляция – форма приспособления этнической группы к иноэтничной среде, которая предполагает поглощение этнического меньшинства большинством, утрату, по крайней мере, частичную, меньшинством собственной этничности в процессе усвоения языка, культуры, образа жизни другого этноса. Ассоциативный эксперимент – эксперимент, предназначенный для исследования мотивации личности. Испытуемому предлагается как можно быстрее отвечать на набор слов-стимулов любым словом, которое приходит ему в голову. При этом возникающие ассоциации регистрируются по их типу, частоте однородных ассоциаций, времени между словом-стимулом и ответом испытуемого. На основании полученных данных делается вывод о скрытых влечениях и аффективных комплексах испытуемого. Базис и надстройка – сферы социальной жизни, входящие в структуру общественно-экономической формации и выражающие причинную взаимосвязь общественных явлений. С помощью категорий базиса и надстройки конкретизируется основной принцип материалистического понимания истории об определяющей роли общественного бытия по отношению к общественному сознанию. Базис – это экономический строй общества, образуемый совокупностью производственных отношений, лежащих в основе всей его социальной структуры. Надстройка – это идеологические отношения между людьми, складывающиеся под влиянием общественного сознания, совокупность связанных с ними идей, представлений и закрепляющих, распространяющих их политико-правовых и идеологических учреждений и организаций. Базовые исследования – исследования «первые в своем роде». Банк социологической информации – совокупность информации, используемой и получаемой в процессе социологических исследований, а также средства для ее получения, хранения, переработки и распространения. К особенностям информационного банка в социологии относят, во-первых, большое разнообразие самой информации по форме и содержанию, во-вторых, множество форм и методов работы с этой информацией и, в-третьих, множество самых различных ее пользователей. Бедность абсолютная – это состояние людей, получающих доход ниже прожиточного минимума (порога бедности). Бедность относительная – невозможность поддерживать стандарты жизни, принятые в данном обществе. Брак – исторически меняющаяся форма социальных отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности. Валидность – основная характеристика качества измерения в социологии, отражающая степень соответствия измеренного показателя тому, что подлежало измерению. Вариация – разброс в значениях переменной. Верификация – подтверждение научной теории всем множеством эмпирических фактов, которые к ней относятся. Вероятность – числовая характеристика степени возможности появления какого-либо случайного события при тех или иных, могущих повторяться неограниченное число раз условиях. Включенное наблюдение – способ наблюдения, при котором наблюдатель становится членом исследуемой группы. Здесь от наблюдателя потребуются умение быстро и эффективно налаживать контакты с незнакомыми людьми, общительность, доброжелательность, тактичность, сдержанность и толерантность. Власть –1) особое отношение между людьми, способность осуществлять свою волю (Платон, Аристотель, М. Вебер); 2) средство сдерживания эгоистической природы человека, определяемое тактическими соображениями в отношениях «государь – подданные» (Н. Макиавелли); 3) дискурсивные стратегии, на службе которых оказывается индивид в силу самого факта употребления языка, и которые в совокупности образуют первичный уровень принуждения. Вопросы-фильтры – вид дополнительных (функциональных) вопросов анкеты, их цель – установление основного адресата вопроса и отсеивание «чужих», не относящихся к данному вопросу или анкете в целом респондентов. Воспитание – 1) функция общества, обеспечивающая его развитие посредством передачи новым поколениям людей социально-исторического опыта предшествующих поколений в соответствии с целями и интересами тех или иных классов, социальных групп; 2) процесс сознательного, целенаправленного и систематического формирования личности, осуществляемый в рамках и под воздействием социальных институтов (семьи, воспитательных и учебных заведений, учреждений культуры, общественных организаций, средств массовой информации и др.). Вторичная социологическая информация – информация, обработанная и представленная в виде таблиц, графиков, уравнений, коэффициентов и других результатов обработки первичной информации. На ее основе делаются выводы, имеющие значение для науки и практики. Выборка – совокупность элементов объекта социологического исследования, подлежащая непосредственному изучению. Понятие выборки в статистике и социологии рассматривается в двух значениях: выборка (как результат действия) – представительная часть генеральной совокупности, в которой закон распределения признака соответствует закону распределения этого признака в генеральной совокупности; выборка (как способ или процесс действия) – способ отбора объектов генеральной совокупности в выборочную. Выборочная совокупность – уменьшенная модель генеральной совокупности; часть элементов генеральной совокупности, отобранная с помощью специальных методов; эти элементы и являются непосредственными объектами исследования. Выборочные исследования – исследования, изучающие определенную часть генеральной совокупности. Как и повторные, выборочные исследования имеют несколько подвидов в зависимости от способов и принципов отбора (построения) выборочной совокупности. Здесь имеется и несколько классификаций, и множество порой несовпадающих терминов, а потому сошлемся лишь на один вариант их перечисления: по принципу добровольности; по принципу доступности; типологические; квотные; стохастические – те, при которых создается одинаковая возможность для каждой «единицы» попасть из генеральной совокупности в выборочную. Выборочный метод – метод исследования, позволяющий делать заключения о характере распределения изучаемых признаков генеральной совокупности на основании рассмотрения некоторой ее части, называемой выборочной совокупностью, или выборкой. Гало-эффект – ситуация, в которой наблюдатель приписывает наблюдаемому какие-то качества, не наблюдая их, а основываясь на собственных установках. Гендер – совокупность социальных характеристик пола. Генеральная совокупность – все множество социальных объектов, которые являются предметом изучения в пределах, очерченных программой социологического исследования и территориально-временными границами. Иными словами это все население или та его часть, которую предстоит изучить; совокупность людей, обладающих одним или несколькими свойствами, подлежащими изучению. Генетический метод – это способ исследования специальных явлений, основанный на анализе их происхождения и развития. Этот метод предполагает сведение многообразия явлений к функциональным, исходным элементам и выведения из них исследуемого явления. Гипотеза(от греч. hypothesis – основание, предположение) –1) это предвидение ожидаемых от исследования результатов; 2) обоснованные предположения о структуре социальных объектов, характере связей между изучаемыми социальными явлениями и возможных подходах к решению социальных проблем; 3) научное предположение, выдвигаемое для объяснения изучаемых явлений и процессов, которое надо подтвердить или опровергнуть. Гистограмма – графическое изображение интервального вариационного ряда. При ее построении по горизонтальной оси откладываются границы интервалов, а по вертикальной – соответствующие частоты. Глобализация – термин для обозначения ситуации изменения всех сторон жизни общества под влиянием общемировой тенденции к взаимозависимости и открытости. Глобализация – это признание растущей взаимомозависимости современного мира, главным следствием которой является значительное ослабление (а по мнению некоторых исследователей даже разрушение) национального государственного суверенитета под напором иных субъектов современного мирового процесса – прежде всего транснациональных образований, например, международных компаний, финансовых институтов, этнических диаспор, религиозных движений, мафиозных групп и т.д. Глубинное интервью – интервью, в котором предполагается свобода в способе ведения беседы и в форме ответов; гипотеза отсутствует. Город – конкретная, социально-пространственная форма существования общества, в основе функционирования которой лежит механизм городского устройства, выражающий способ взаимосвязи подсистем – социальной инфраструктуры, социальной морфологии, городского населения, социальной стратификации, городской культуры, городского образа жизни и др. Государство – социальный институт и совокупность социальных организаций, осуществляющих управление обществом и распределяющих общественные ресурсы. Группировка данных – один из основных методов обработки статистической информации, представляющий собой процесс образования групп единиц совокупности, однородных в каком-либо отношении, а также имеющих одинаковые или близкие значения изучаемого признака. Групповое интервью – беседа одного интервьюера, который в этом случае называется модератором, с несколькими людьми для выяснения коллективного мнения, установления общей точки зрения на предмет. Главные разновидности – фокус-группа и мозговая атака. Данные – 1) первичная информация, полученная в результате социологического исследования; ответы респондентов, оценки экспертов, результаты наблюдения и т. п.; 2) информация, представленная в формализованном виде, позволяющем передавать или обрабатывать ее при помощи средств вычислительной техники. Двойной слепой опыт – эксперимент, в котором смысл и особенности проведения процедур остаются неведомыми как испытуемому, так и экспериментатору. За счет таких условий достигаются исключение возможности влияния экспериментатора на результаты эксперимента и повышение показателей его объективности. В частности, подобные условия могут моделироваться с помощью компьютера. Демографические группы – группы населения, выделенные по признакам пола (мужчины, женщины) и возраста (молодежь, люди среднего возраста, пожилые люди). Дескриптивная интерпретация понятий – четкое, ясное и однозначное описание тех понятий, которые используются при построении теоретической модели. Дескриптивные исследования (descriptive research) – исследования, построенные на простом описании изучаемого объекта. Диалоговое интервью – форма глубинного интервью, протекающего в форме свободного диалога исследователя и исследуемого, в котором оба занимают одинаково активную позицию и равноправно обмениваются мнениями относительно обсуждаемых проблем. Дискриминация – социальное подавление, ущемление в правах или несправедливое обращение с членами групп общественных меньшинств или непривилегированного большинства. Дисперсия – средняя из квадратов отклонений значений признака от их средней величины. Дихотомические вопросы анкеты – вопросы, предполагающие учет наиболее общих, полярных реакций респондента: «да, нет, не знаю (или затрудняюсь ответить)». Возможные варианты ответов могут представлять собой оценочную шкалу, изменяющую степень проявления какой-либо характеристики респондента (интенсивности мнения, уровня информированности, активности участия в каком-либо виде деятельности). Дихотомические вопросы хороши при изучении фактов. Дневник наблюдения – методический документ, где в закодированной или общепонятной форме записываются: ход наблюдения, результаты наблюдения, действия наблюдателя, оценка инструментария и процедур, реакция наблюдаемых. Дневниковые исследования – изучение изменения настроений, потребностей и поведения респондентов путем заполнения опрашиваемыми дневников, куда они регулярно записывают интересующую информацию. Доверительная вероятность – вероятность того, что оцениваемый параметр в генеральной совокупности будет находиться в установленном интервале. Документ (от лат. documentum – доказательство) – 1) материальный объект, содержащий в зафиксированном виде по установленным формам и правилам информацию, необходимую для научно-исследовательских и практических целей; 2) специально созданный человеком предмет, предназначенный для передачи или хранения информации. Долговременное наблюдение – вид сбора информации, длящийся многие месяцы и годы, призванный отследить протекание крупномасштабных либо сложно организованных социальных процессов. Достоверность – знание как обоснованное, доказательное и бесспорное, как синоним истины. Достоверность социологической информации – свойство, характеризующее степень адекватного отражения особенностей изученных социальных явлений и процессов. Единицы наблюдения – 1) элементарные, эмпирически фиксируемые акты поведения людей, через которые распознается категория наблюдения; 2) элементы сформированной выборочной совокупности, с которых непосредственно ведется сбор социальной информации. Обычно единица наблюдения – это отдельный человек. Отбор из списка обычно производят, нумеруя единицы и используя таблицу случайных чисел, либо применяют квазислучайный метод, когда из перечня простого берется каждый n-й элемент. Единицы отбора – элементы выборочной совокупности, которые выступают единицами счета в различных процедурах отбора, формирующих выборку. Зависимые переменные – переменные, на изменение которых влияют другие переменные. Задачи – конкретные требования, предъявляемые к анализу и решению сформулированной проблемы. Они служат средством реализации цели и носят инструментальный характер. Закон – 1) выражение существенной, устойчивой, повторяющейся и необходимой связи между явлениями; 2) необходимая, существенная, постоянно повторяющаяся взаимосвязь явлений реального мира, определяющая этапы и формы процесса становления, изменения, развития явлений природы, общества и духовной культуры. Различают законы общие, специфические, универсальные. Закон больших чисел – утверждение, гласящее, что совокупное действие большого числа случайных факторов приводит, при некоторых весьма общих условиях, к результату, почти не зависящему от случая. Закон культурного отставания – (по У. Огборну) закон, согласно которому, изменения в области материальной культуры происходят более быстрыми темпами, чем в области нематериальной культуры. Нарушение равновесия в развитии культуры приводит к социальной дезорганизации, конфликтам, разрушению экологической среды и т.д. Закон распределения вероятностей случайной величины – соответствие между возможными значениями случайной величины и их вероятностями. Различают теоретические и эмпирические вероятностные распределения; одно из наиболее используемых видов теоретического распределения называется нормальным. Закон социальной гравитации – закон, согласно которому сплоченность группы прямо пропорциональна влечению участников друг к другу и обратно пропорциональна пространственной дистанции между ними. Поэтому повысить эффективность групповой деятельности можно за счет приближения официальной формальной структуры группы к неформальной структуре взаимных симпатий. Закономерность – мера вероятности наступления какого-то события или явления либо их взаимосвязи. Закрытый вопрос анкеты – вопрос, предполагающий наличие готовых вариантов ответов, которые социолог разрабатывает до начала опроса, используя свои теоретические знания. Идеализированный объект – теоретическая модель исследуемого объекта, вводимая на теоретическом уровне анализа. Идеографический метод – это способ познания, суть которого в изображении объекта исследования в его единственности и неповторимости, как единого уникального целого. Идея научного познания – форма постижения в мысли явлений реального мира, включающая в себя осознание цели и перспективы его дальнейшего познания и преобразования. Измерение – это процедура, с помощью которой измеряемый объект сравнивается с некоторым эталоном и получает числовое выражение в определенном масштабе или шкале. Измерение включает в себя три главных момента: выбор единицы измерения и получение набора соответствующих мер; установление правила сравнения измеряемой величины с мерой и правила сложения мер; описание процедуры сравнения. Индивид(от лат. individuum – неделимое, особь) – отдельный, обособленный член социальной общности: народа, общества, класса, данной социальной группы. В социологии понятие «индивид» употребляется в тех случаях, когда рассматриваются отдельные представители социальных общностей, выборочной совокупности (в эмпирическом анализе), которые описываются по принадлежности к данной совокупности. Индивидуальное интервью – беседа тет-а-тет интервьюера с одним опрашиваемым в доверительной обстановке при отсутствии посторонних наблюдателей. Индивидуальность – выражение уникального своеобразия человека, какого-либо существа или явления, форма преодоления индивидом своей «атомарности», трансформирование общественного бытия в форму самореализации человека и самоактуализации личности. В классической социологии понятие «индивидуальность» служит для описания индивидуализации как процесса и результата совмещения индивидуальных требований, ценностных императивов и предписаний, необходимых для эффективного выполнения социальных ролей, со спецификой поведения и мышления конкретных индивидов. Институционализация –процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему, способную действовать в направлении удовлетворения некоторой общественной потребности. Инструментарий социологического исследования – набор специальных документов (анкеты, опросные листы, карточка наблюдений, социометрические карточки, таблицы экспертных оценок и т.д.), с помощью которых реализуются основные методы социологического исследования (наблюдение, анализ документов, опрос) и осуществляется сбор эмпирических данных об изучаемом объекте. Интеракция – процесс и отдельные акты взаимодействия людей друг с другом. Интервальная шкала – определяет отношения «равенства – неравенства» между различиями в числах. Она представляет собой полностью упорядоченный ряд с измеренными интервалами между пунктами, причем отсчет начинается с произвольно избранной величины. При оценке центральной тенденции используют расчеты моды, медианы, среднеарифметической, стандартного (квадратического) отклонения, дисперсии. Интервенционистская социология – научное исследование социальной проблемы методом активного вмешательства исследователя в изучаемый процесс. Интервью (от англ. interview) – 1) способ научного исследования, который использует процесс вербальной коммуникации, чтобы получить информацию в зависимости от намеченной цели; 2) проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом, причем запись ответов последнего производится либо интервьюером (его ассистентом), либо механически (на пленку). Интериоризация –процесс включения социальных норм и ценностей во внутренний мир человека. Интерпретация( от лат. interpretatio) –многоступенчатая процедура истолкования, разъяснения (конкретизации и обобщения) предпосылок и результатов социологического анализа. История жизни – тактика исследования, использующая биографические данные, а также другие источники. Карточки наблюдения – методический документ, предназначенный для регистрации единиц наблюдения в строго формализованном и закодированном виде (карточек должно быть ровно столько, сколько единиц наблюдения). Категории анализа – смысловые единицы, обозначающие эмпирические признаки текстовой информации, которые являются результатом операционализации опорных теоретических понятий в концепции исследования. Категории наблюдения – показатели либо конкретные признаки, которые отвечают определенным требованиям (они значимы для решения поставленной задачи, операционализированы и доведены до уровня наблюдаемых признаков, имеют количественный характер), они более конкретны, чем исходные понятия наблюдения, но более абстрактны, чем единицы наблюдения; наблюдаемые ситуации, т.е. реальные обстоятельства, при которых могут проявиться категории наблюдения. Качественные методы – методы, нацеленные на изучение субъективных аспектов реальной практики и включают анализ случаев (case-study), этнографические исследования, устную историю, историю жизни, историю семьи, метод фокус-групп. Качественный анализ – 1) такой характер осуществления социологического исследования и изложения его результатов, при котором основной акцент делается на теоретических ресурсах социологии, индивидуальном опыте, наблюдении и интуиции, традиционных средствах философского и логического анализа категорий и понятий, исторических сопоставлениях, использовании отдельных личных и официальных документов, приемов публицистического и художественного обоснования утверждений, выводов и рекомендаций; 2) осознанный поиск особых приемов и методов фиксирования и анализа качественных сторон социальных явлений, процессов и систем. Квазиэксперимент – крупномасштабное социальное нововведение без предварительного тестирования объекта. Квотная выборка – выборка для получения модели, пропорциональной генеральной совокупности. Иными словами это микромодель объекта социологического исследования, формируемая на основе статистических сведений (параметров квот) преимущественно о социально-демографических характеристиках элементов генеральной совокупности. Нужные данные обычно берут из статистических справочников. Классификатор контент-анализа – общая таблица, в которую сведены все категории (и подкатегории) анализа и единицы анализа. Ее основное предназначение – предельно четко зафиксировать то, в каких единицах выражается каждая категория, используемая в исследовании. Классификатор уподобляется социологической анкете, где категории анализа играют роль вопросов, а единицы анализа – ответов, и считается основным методическим документом контент-анализа, предопределяющим содержание других документов. Классификационный контент-анализ – процесс выделения единиц анализа, которые не только отражают наличие искомой информации, но и позволяют выявить отношение этих единиц к объекту исследования. Классификация – 1) процесс организации эмпирических данных и приведения их к обобщенным понятиям (категории, классы, субкатегории) для последующего выявления формальных связей между ними; 2) разбиение множества (класса) объектов на подмножества (подклассы) по определенным признакам. Кластерный анализ – группа технических процедур, используемых для объединения объектов или людей, похожих между собой по двум и более классификационным признакам. Кодирование – присвоение числовых кодов позициям в социологической анкете. Количественные методы сбора информации – методы, направленные преимущественно на изучение проблем взаимодействия между социальными структурами, институтами и организациями. К ним относят следующие принципиально различающиеся классы методов: прямое наблюдение, анализ документов, опросы, эксперименты и психологические тесты. Конвергенция – возрастание сходства в развитии разных социальных объектов или возбуждение реализации поведенческих предрасположенностей. Конкретизация – перевод категорий в понятия (эмпирическая интерпретация). Конкретное социологическое исследование – измерение конкретных социальных процессов на основе подходов, принципов, понятий, показателей, которые дают общая и специальная социологические теории; система целенаправленных, связанных между собой действий, ориентированных на получение знания о каких-либо конкретных социальных процессах, явлениях, фактах с возможной перспективой его дальнейшего использования на практике. Контент-анализ – количественный анализ текстов и текстовых массивов с целью последующей содержательной интерпретации выявленных числовых закономерностей. Контент-анализ по единицам анализа – тип анализа документов, выделяющий главные и второстепенные единицы анализа с позиций проводимого исследования. Контркультура – 1) совокупность мировоззренческих установок, поведенческих нормативов и форм духовно-практического освоения мира, альтернативная общепринятому официальному миропониманию; 2) специфическая субкультура, порожденная «молодежным бунтом» 1960-х – начала 1970-х, основанная на утопическом стремлении вернуть человека западной цивилизации к его «естественному состоянию». Контролирование репрезентативности – сравнение средних генеральной и выборочной совокупностей с целью определения ошибки выборки и ее уменьшения. Контроль выборки – процесс научного сравнения генеральной и выборочной совокупностей, выявление степени их расхождения, обнаружение причин отклонения и разработку возможных способов устранения погрешностей. В узком смысле – это уравнивание выборочных и генеральных распределений социально-демографических характеристик респондентов. Конфликт(от лат. conflictus – столкновение) – 1) в широком смысле направленное на преодоление противоречия столкновение, противостояние двух начал, проявляющееся в активности сторон; 2) процесс или ситуация, в которой одна из сторон находится в состоянии противостояния или открытой борьбы с другой, поскольку ее цели воспринимаются как противостоящие собственным. Конформность(от лат. conformis – подобный, сходный) – психологическая характеристика поведения человека, выражающаяся в его податливости «давлению» группы, т.е. в ситуации конфликта между своим мнением и мнением группы он формирует мнение, совпадающее с мнением большинства. Противоположным конформизму качеством является независимость, которая проявляется в самостоятельной выработке собственной позиции и отстаивании ее. Корреляция – показатель степени статистической взаимосвязи признаков. Коэффициент вариации – отношение среднего квадратического отклонения к величине соответствующей ему средней. Коэффициент взаимной сопряженности Пирсона – оценка степени тесноты связи между качественными, но не альтернативными признаками. Коэффициент корреляции – числовая характеристика совместного распределения двух случайных величин, выражающая их взаимосвязь. Коэффициент корреляции рангов Спирмэна – непараметрическая оценка, позволяющая измерить тесноту связи как между количественными, так и между качественными признаками. Коэффициент надежности наблюдения – показатель, характеризующий совпадение данных, полученных разными наблюдателями в различное время. Коэффициент согласия наблюдателей – показатель, характеризующий совпадение данных, полученных одновременно различными наблюдателями. Коэффициент устойчивости наблюдений – показатель, характеризующий совпадение данных, полученных одним и тем же наблюдателем в различное время. Кратковременное наблюдение – вид сбора информации на первой стадии исследования для формулировки гипотез или контроля и пополнения данных, полученных другими методами. Ксенофобия – страх и ненависть ко всему чуждому для образа жизни данного общества. Культура(от лат. cultura – возделывание, воспитание, образование)– система исторически развивающихся надбиологических программ деятельности, поведения и общения, выступающих условием воспроизводства и изменения социальной жизни во всех ее основных проявлениях. Термин «культура» употребляется в нескольких смыслах, как: 1) личностная система осознаваемых как ценности самим индивидом и ценимых в обществе качеств ума, характера, воображения, памяти, полученных в процессе воспитания и образования; 2) социальная система организованных при помощи норм и ценностей, функционально полезных, закрепившихся в общественной практике и сознании общества форм деятельности; 3) целостный исторический феномен (культурно-исторический тип, локальная культура, цивилизация), возникающий на базе территориальной, этнической, языковой, политической, экономической и психологической общности, развивающейся во времени, проходящей этапы зарождения, расцвета и упадка. Кумулята – это кривая накопленных частот; она применима и к дискретному, и к интервальному вариационным рядам. В первом случае на оси абсцисс откладываются значения дискретного признака, а во втором – границы интервалов; и в том, и в другом случаях по оси ординат откладываются накопленные частоты. Лабораторное наблюдение – вид сбора информации, при котором условия окружающей среды определяются исследователем, то есть наблюдение осуществляется в условиях, искусственно созданных для наблюдаемых и контролируемых исследователем. Лабораторный эксперимент – методическая стратегия, направленная на моделирование деятельности индивидов в специальных условиях. Он предполагает «перенос» объекта в искусственно созданную среду, позволяющую изменять контролируемые переменные и следить за сопутствующими изменениями зависимых переменных Лидер(от англ. lieder – ведущий) – авторитетный член организации или малой группы, личностное влияние которого позволяет ему играть главную роль в социальных процессах, ситуациях. Авторитет и повседневное влияние лидера имеют неформальный характер, складываются стихийно и поддерживаются неофициальными средствами группового контроля. Линейные распределения – перечисление всех значений одной переменной. Личность – показатель социальных аспектов человеческого бытия, означающий, что человек не может поддерживать свою жизнь и удовлетворять свои потребности иначе, чем в определенной общественной структуре, адаптироваться к среде иначе, чем создавая и изменяя социальную структуру, находить свое место в жизни и реализовывать себя иначе, чем в общении с себе подобными в интерсубъективном пространстве сложившихся и регулируемых социальными институтами социальных связей и отношений. Логический анализ понятий – логическое структурирование исходных понятий, определяющих предмет исследования, точное объяснение их содержания и структуры. Логический контроль – соотнесение каждого вопроса анкеты, ее композиции и организационных решений по проведению опроса со списком нормативных требований. Лонгитюдные исследования (от англ. longitude – долгота) – длительное изучение одной совокупности лиц. Макросоциология – область социологического знания, изучающая крупные элементы социальных структур, их состояния и взаимодействия. Манипулирование(от лат. manipulus – пригоршня, горсть)– система способов идеологического и социально-психологического воздействия с целью изменения мышления и поведения людей вопреки их интересам. При этом люди часто не осознают, что их мировоззрение, потребности, интересы и в целом образ жизни во многом зависят от тех, кто ими манипулирует. Маргинальность(от лат. marginalis – находящийся на краю)– 1) характеристика относительно устойчивых социальных явлений, возникающих в результате расшатывания нормативно-ценностных систем под воздействием межкультурных контактов, социальных и технологических сдвигов и др. факторов; 2) понятие, традиционно используемое в социальной философии и социологии для анализа пограничного положения личности по отношению к какой-либо социальной общности, накладывающего при этом отпечаток на ее психику и образ жизни. Массовое сознание – 1) совокупность идей, представлений, иллюзий, чувств, настроений, отражающих все без исключения стороны жизни общества, принципиально доступные массам и способные вызвать их интерес; 2) термин, используемый в социальной философии для обозначения шаблонного, деперсонализированного сознания граждан развитого индустриального общества, формирующегося под массированным воздействием средств массовой информации и стереотипов массовой культуры, а также для обозначения одной из форм до теоретического миропонимания, основанной на сходном жизненном опыте людей, включенных в однотипные структуры практической деятельности и занимающих одинаковое место в социальной иерархии. Медиана – величина варьирующего признака, делящая совокупность на две равные части, со значениями больше и меньше медианы. Межэтническая интеграция – освоение этническим меньшинством языка и культуры большинства при одновременном сохранении своих культурно-языковых особенностей. Межэтнические отношения – это отношения между представителями различных этнических групп на основе их этнических статусов. Метод – 1) способ познания, исследования явлений природы и общества с целью построения и обоснования системы знания; 2) основной способ сбора, обработки или анализа данных; правила и процедуры, с помощью которых устанавливается связь между фактами, гипотезами и теориями; 3) концепция, план, координирующий отдельные технические приемы в последовательную систему познавательных действий. Метод «снежного кома» (snowball sampling) – разновидность целенаправленного выбора, при котором отбор последующих респондентов производится после ссылки на них первоначально отобранных. Такая процедура используется при изучении особенных, редких, неслучайных совокупностей (обычно применяется для отбора экспертов и редко встречающихся групп респондентов, например потребителей, обладающих очень высокими доходами, или представителей элитных групп). Метод основного массива – представляет опрос 60-70% генеральной совокупности. Метод равных интервалов Л. Тернстоуна – этот метод состоит из следующих процедур: сбор множества различных мнений (суждений), связанных с объектом измерения; отобранная часть суждений равномерно распределяется по континууму (от крайне положительного до крайне отрицательного отношения); подбирается достаточно многочисленная группа экспертов; эксперты размещают отобранные суждения по 7-11 «равноудаленных» (по оценкам экспертов) друг от друга групп; суждениям, попавшим в одну группу, приписывается определенный и одинаковый балл («вес» суждения по шкале); при массовом опросе каждый респондент получает оценку в соответствии с балльными значениями отмеченных им суждений. Метод семантического дифференциала Ч. Осгуда – метод измерения смысла понятий и слов. Отношение респондентов к какому-либо явлению определяется набором шкал, каждая из которых – континуум, имеющий 7 градаций и пары антонимичных прилагательных в качестве полюсов. Оценки каждого респондента по каждой шкале суммируются и подвергаются дальнейшей статической и графической обработке. Метод суммарных оценок, или шкала Р. Лайкерта – это метод измерения установки. Группе респондентов даются вопросы, оцениваемые по 5-балльной системе в зависимости от степени согласия/несогласия с этими вопросами (суждениями). Респонденты ранжируются по их суммарным баллам. Метод типичных представителей – отбор типичных объектов может в достаточной мере обеспечить репрезентативность полученных данных только в том случае, если приняты меры по обоснованию выбора объектов; необходимо иметь дополнительную информацию по ряду признаков, которые могут рассматриваться в качестве контрольных. Метод экспертизы – по сути, модифицированная разновидность опросных методов. Выделение их в особую группу основано, прежде всего, на специфичности выделяемой группы респондентов-экспертов, являющихся «поставщиками» особой информации – экспертных оценок. Отличие экспертных опросов от массовых заключается в более высокой сложности реализации (от проектирования до обработки) экспертизы. Методика – 1) организационный документ, основанный на совокупности методов, связанных общностью решаемой задачи, выполняет функцию методической инструкции; 2) совокупность способов выявления конкретных социальных фактов и средств получения и обработки первичной социологической информации; 3) технические приемы реализации метода с целью уточнения и верификации знаний об изучаемом объекте. Методика социологического исследования – средство адаптации общих теоретических и методологических принципов социологического исследования к уникальным особенностям конкретной исследовательской ситуации или какому-либо классу таких ситуаций, к специфике решаемых исследователем задач, к особенностям изучаемого предмета и объекта, к организационно-экономическим особенностям исследовательского коллектива. Методология – 1) система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе; 2) учение, теория, наука о методе и методах. Методология не включает методы, а превращает их в предмет исследования. Метод является предметом интерпретации в методологии; 3) совокупность научных положений, которые имеют характер предписания в процессе научного исследования; 4) вся совокупность как философских, так и нефилософских методов; 5) всеобщий метод познания и преобразования действительности; 6) внутренне дифференцированная и специализированная область знания, система социального апробирования правил и нормативов познания и действия, которые соотносятся со свойствами и законами действительности; 7) совокупность исследовательских процедур, техники и методов. Методы когнитивного интервью – вовлечение респондента в процесс тестирования, критики и улучшения вопросника. Микросоциология – область социологического знания, изучающая преимущественно межличностные, внутригрупповые и повседневные взаимодействия людей. Мода(лат. modus – мера, правило, образ) – 1) массовое следование каким-либо временным образцам, стандартам, не носящим обязательного характера, но поддерживаемым силой общественного мнения. Мода есть обычно непродолжительное господство определенного типа стандартизированного массового поведения, в основе которого лежит относительно быстрое и масштабное изменение внешнего (прежде всего предметного) окружения людей. И. Кант определял моду как «непостоянный образ жизни»; 2) величина признака, которая встречается в изучаемой совокупности чаще, чем другие величины данного признака. Моделирование – воспроизведение определенных свойств и связей исследуемого объекта в другом, специально созданном объекте – в модели с целью их более тщательного изучения. Важнейшей особенностью модели является сходство с оригиналом в тех свойствах, связях, которые подлежат исследованию. Модераторы – интервьюеры, подготовленные для проведения глубинных и фокус-групповых опросов. Модернизация – общественно-исторический процесс, в ходе которого традиционные общества становятся прогрессивными, индустриально развитыми. Решающим фактором модернизации выступает преодоление, а также замена традиционных ценностей, препятствующих социальному изменению и экономическому росту, на ценности, мотивирующие хозяйствующих субъектов на инновационную деятельность – разработку, создание и распространение новых технологий и генерирование новых организационно-экономических отношений. Монографические исследования – типологический отбор и изучение только одной единицы какого-либо класса явлений; применительно к данному виду исследований в зарубежной литературе часто используется термин «case study» («анализ случаев»), от которого он отличается целью – не получение нового знания, а постановка точного социального диагноза. Монографический метод – это способ познания объекта или группы объектов на одном специальном объекте. Наблюдение – 1) целенаправленное, преднамеренное восприятие явлений, касающихся исследуемого объекта, предполагающее предварительную постановку цели, определение способов его осуществления и контроля за поведением объекта; 2) метод сбора первичной информации путем прямой и непосредственной регистрации исследователем событий и условий на местах. Наводящий вопрос – вопрос, в котором содержится скрытая подсказка или расшифровка того, в каком направлении пойдет в дальнейшем беседа между исследователем и респондентом, дополнительная информация, необходимые пояснения. Нарративное интервью (narrative – рассказ, повествование) – произвольное повествование о жизни рассказчика без всякого вмешательства со стороны интервьюера, кроме возможных междометий удивления или одобрения, которые стимулируют и поддерживают нить рассказа. Научная гипотеза – научное допущение или предположение, истинное значение которого неопределенно. Научная проблема – 1) существенный эмпирический или теоретический вопрос, формулируемый в имеющемся языке науки, ответ на который требует получения новой, неочевидной эмпирической и/или теоретической информации, являющейся не только познавательной, но и лежащей в основе инновационной деятельности; 2) объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес. Научные законы – это особый вид отношений между событиями, состояниями и свойствами, для которых характерно временное или пространственное постоянство (мерность). Научные факты – воспринятые и зафиксированные человеком те или иные элементы действительности, выступающие начальной ступенью и формой эмпирического (по-) знания. Нация(лат. natio – племя, народ)– полисемантическое понятие, применяемое для характеристики крупных социокультурных общностей индустриальной эпохи. Существуют два основных подхода к пониманию нации: как политической общности граждан определенного государства и как этнической общности с единым языком и самосознанием. Неальтернативные вопросы анкеты – эти вопросы, иногда называемые «вопросы-меню», предусматривают возможность выбора нескольких вариантов ответов. Чаще всего закрытые неальтернативные вопросы используются при изучении ценностных ориентаций, характеризующих нацию, сообщество или социальную группу, читательских предпочтений (список читаемых газет и журналов), видов досуговой деятельности и т. д. Невключенное наблюдение – наблюдение, при котором исследователь выполняет функцию наблюдателя, не взаимодействуя с участниками ситуации, оставаясь вне их поля зрения, не включаясь в ход событий и не задавая вопросов. Недирективность интервью (франц. directive от лат. dirigere – направлять) – мастерство нейтрального (несуггестивного) опроса, нацеленного на минимизацию «эффекта интервьюера». Независимые переменные – переменные, на изменение которых не влияют другие переменные. Неструктурированное наблюдение - вид сбора информации, при котором элементы процесса, подлежащего изучению, заранее не определяются. Нефокусированное интервью – интервью, где нет предметного единства, общей темы или исследовательского замысла. Здесь царствует тематическая солянка, вопросы на самые разные темы перемежают друг друга, не образуя логической последовательности. Неформализованное интервью – длительная беседа по общей программе, но без уточнения конкретных вопросов с минимальной детализацией поведения интервьюера. Номинальная шкала (шкала наименований) – допускает преобразования, определяющие отношения равенства или неравенства. Данные, полученные по номинальной шкале, обычно резюмируются с помощью простого частотного распределения. Обработка социологической информации – математико-статистическое преобразование данных, которое делает их компактными, пригодными для анализа и интерпретации. Образование – 1) понятие, описывающее взаимодействие между людьми (субъект-субъектное отношение) и характеризующее базовую потребность человека – быть включенным в социум и культуру. В отличие от деятельности (по терминологии Ю. Хабермаса, «стратегического поведения») образование (как «коммуникативное поведение») не предполагает внешней по отношению к себе цели и обретает смысл в собственной процессуальности. Однако в отличие от коммуникации образование предполагает не только информационную, но и личностно-эксистенциальную связь между людьми, что обеспечивает нелинейное движение информационных потоков в системе образования и прирост личностно значимой информации, конституирующей членов образования как общность; 2) функция социума, обеспечивающая воспроизводство и развитие самого социума и систем деятельности. Эта функция реализуется через процессы трансляции культуры и реализации культурных норм в изменяющихся исторических ситуациях, на новом материале социальных отношений, непрерывно замещающими друг друга поколениями людей. Обучающий эксперимент – форма естественного эксперимента, который характеризуется тем, что изучение тех или иных психических процессов происходит при их целенаправленном формировании. С помощью данного метода выявляется не столько наличное состояние знаний, умений, навыков, сколько особенности их становления. Общая социологическая теория – представления об обществе как целостном организме, системе социальных механизмов, раскрывающих место и роль основных элементов общества. Общественное мнение – 1) состояние массового сознания, заключающее в себя скрытые или явные отношения различных социальных общностей к проблемным событиям и фактам действительности; 2) одобрение или неодобрение публично наблюдаемых позиций и поведения, которые выражаются определенной частью общества или обществом в целом. Общественно-экономическая формация(от лат. formatio – образование, вид) – исторически определенная ступень развития общества, сущность которой составляет совокупность исторически определенных производственных отношений. Каждая общественно-экономическая формация имеет свой способ производства, составляющий материальную основу ее развития как целого, свой экономический базис и соответствующую ему надстройку. Категория общественно-экономической формации обозначает наряду с определенной ступенью развития человеческого общества также и исторический тип социального организма – конкретного общества, отражает его наиболее глубокие сущностные черты. Общество – исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместной деятельности. В широком смысле общество трактуется как выделившееся из природы системное образование, представляющее собой исторически изменяющуюся форму жизнедеятельности людей, которая проявляется в функционировании и развитии социальных институтов, организаций, общностей и групп, отдельных индивидов; в узком смысле под обществом понимается исторически конкретный тип социальной системы (например, индустриальное общество) или отдельный социальный организм (например, российское общество). Объект – носитель проблемной ситуации, конкретная область социальной реальности, сфера деятельности субъекта общественной жизни, включенная в процесс научного познания. Иными словами объект социологического исследования - это то, на что направлен процесс познания. Объем выборки – общее число единиц наблюдения, включенных в выборочную совокупность. Объем выборки определяется в каждом конкретном случае в зависимости от задач исследования, степенью однородности генеральной совокупности по изучаемым признакам, величиной доверительной вероятности и требуемой точности. При прочих равных условиях принято утверждать, что большая выборка дает меньшую ошибку. Оперативные исследования – исследования, проводимые обычно с практическими целями, в короткие сроки и по сокращенной научной программе (например, экспресс-опрос общественного мнения). Операционализация – перевод понятий в термины либо наделение терминов эмпирическими признаками; установление количественных контуров изучаемого явления, которые выражены в цифрах или наблюдаемых признаках. Операциональная интерпретация – совокупность операций, с помощью которых может быть произведен замер эмпирических признаков. Описание – фиксация результатов эмпирического исследования в соответствующих терминах. В процессе описания данные наблюдения, эксперимента, измерения подвергаются определенному уплотнению, сжатию, упорядочению, в результате чего они подготавливаются к последующему описанию, которое ограничивается перечислением некоторых свойств объектов, группировкой по их внешним признакам, установлением наблюдаемых зависимостей. Описательные исследования – исследования, не выявляющие причинных связей, но создающие целостное видение анализируемого объекта и проверяющие гипотезы описательного характера. Организационный план исследования – описание распределения во времени выполнения этапов и отдельных процедур исследования. Ординальная шкала – (порядковая, ранговая) шкала допускает монотонно возрастающие образования «равенства – неравенства», «больше – меньше». Основа выборки – перечень элементов генеральной совокупности (например, списки избирателей, сотрудников организации, жильцов населенного пункта и т.п.). К подобным перечням предъявляются требования полноты, отсутствия дублирования, точности, адекватности (соответствия) решаемым исследовательским задачам, а также удобства работы с подобными данными. Отклоняющееся (девиантное) поведение – поведение, нарушающее социальные нормы определенного общества. Выражается в поступках, поведении (действиях или бездействии) как отдельных индивидов, так и социальных групп, отступающих от установленных законодательно или сложившихся в конкретно-историческом социуме общепринятых норм, правил, принципов, образцов, обычаев, традиций. Открытое наблюдение – вид наблюдения, при котором исследователь сообщает участникам о своих намерениях. Открытые вопросы анкеты – вопросы, дающие респонденту возможность самостоятельно сформулировать ответ, выявить всю неповторимость своего индивидуального сознания, языка, стиля. Ошибка репрезентативности – мера отклонения статистической структуры выборки от структуры соответствующей генеральной совокупности. Ошибки выборки – 1) ошибки, допускаемые исследователем при составлении выборочной совокупности; 2) отклонение средних характеристик выборочной совокупности от средних характеристик генеральной совокупности. Панель – совокупность одних и тех же респондентов, опрошенная в базовом и повторном исследовании (например, через 20 лет). Панельные повторные исследования – исследования, проводимые по единой программе на той же самой выборке с единой методикой и процедурой сбора данных. Их цель – анализ динамики изменений в изучаемых социальных процессах и явлениях. Паспортичка – совокупность демографических, экономических и профессиональных сведений, находящихся в конце анкеты. Первичная социологическая информация – это все те сведения об объектах социологического исследования, которые могут быть получены с помощью анкетного опроса, интервью, наблюдения, социального эксперимента и других аналогичных методов, а также из личных документов обследуемых и первичной документации учреждений и предприятий. Характерная особенность этого вида информации состоит в том, что она получена в форме, не приспособленной для непосредственного ее использования. Поведение девиантное– 1) поступок, действия человека, которые не отвечают официально установленным или фактически сформированным, признанным в данном обществе нормам (шаблонам, стандартам); 2) социальное явление, выражающее в массовых формах человеческую деятельность, которая не отвечает официально установленным или фактически сформированным, признанным в данном обществе нормам (шаблонам, стандартам). Поведенческая концепция личности– социологическая теория личности, согласно которой личность формируется как система реакций на задаваемые обществом стимулы. Повторные когортные исследования – исследования, характеризующиеся тем, что выборочный объект – возрастная группа (поколение), изучается достаточно длительное время. Цель – анализ изменений в образе жизни, ориентация людей одного поколения. Повторные трендовые исследования – исследования, проводимые на аналогичных выборках с интервалом во времени и с относительно единой системой процедур. Цель – установление тенденций (трендов) социальных изменений (пример – перепись населения). Полевое наблюдение – вид сбора информации, осуществляемый в естественных наблюдаемых условиях, в реальной жизненной ситуации. Полевой эксперимент – эксперимент, который проходит в естественных для изучаемого процесса условиях. Полевые эксперименты подразделяются, в свою очередь на естественные (когда экспериментатор выступает в роли пассивного наблюдателя) и контролируемые (когда экспериментатор вводит в действие переменные, изменяющие объект наблюдения). Полевые исследования – изучение социальных явлений методом непосредственного наблюдения за поведением людей в реальных жизненных ситуациях. Политическое устройство – совокупность институтов и идеологий, регулирующих политическую деятельность внутри общества. Полустандартизованное интервью – то же самое, что и фокусированное интервью. Понимающая социология – теоретико-методологическое направление в современной социологии, подчеркивающее важность субъективного смысла действия, т.е. смысла, который вкладывается в действие самим действующим индивидом, для познания социальной жизни. Основоположником понимающей социологии и автором самого термина «понимающая социология» является немецкий социолог М. Вебер. В большей или меньшей степени позиции понимающей социологии разделяли Г. Зиммель, П.А. Сорокин, Ф. Знанецкий, У. Томас и др. Понятие – форма мышления и форма выражения научных знаний. Понятие-индикатор – понятие, обозначающее регистрируемые признаки. Предмет исследования – наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению. Предмет наблюдения – совокупность интересующих наблюдателя свойств (признаков) объекта (факторов его поведения). Предмет научной деятельности – имеющаяся эмпирическая и теоретическая информация, релевантная подлежащей разрешению научной проблеме. Предмет социологии – это совокупность основных понятий и проблем, при помощи которых описывается социальная реальность и которые выступают темами эмпирических исследований; в отличие от предмета объект исследования представлен живыми людьми, реальными явлениями и процессами. Принцип – элемент теории, связывающий все другие ее элементы в единое целое. Принцип научного познания – основополагающее первоначало, исходный пункт научной концепции. Проблема исследования – это различие между существующим, чаще всего нежелательным состоянием объекта или явления (например, чрезмерно высокий уровень текучести кадров) и желательным положением дел (стабильный, хорошо работающий коллектив). Проблемная ситуация – состояние в развитии социального объекта, характеризующееся неустойчивостью, несоответствием его функционирования потребностям дальнейшего развития. Программа – стратегический документ научного исследования, цель которого представить общую схему или план будущего ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|