Деятельность ОВД по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков
Предотвращение, пресечение и ликвидация массовых беспорядков – это целостный, сложный, проводимый под контролем органов власти и управления комплекс различных взаимосвязанных мероприятий, осуществляемых ОВД, КГБ, прокуратурой, другими взаимодействующими силами и общественными формированиями. Анализ практики позволяет выделить следующие основные стадии деятельности правоохранительных органов по борьбе с массовыми беспорядками: – ранняя профилактика; – предотвращение массовых беспорядков во время возникновения и распространения ложных и провокационных слухов; – пресечение массовых беспорядков в период образования толпы, призывов подстрекателей к насильственным действиям и отдельных конфликтов локального характера между правонарушителями и представителями сил правопорядка; – ликвидация массовых беспорядков на этапе активных действий их участников; – завершающий этап восстановления общественного порядка. При осуществлении подготовки к действиям в условиях групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков в ОВД: – создается штаб; – разрабатываются мероприятия на случай возникновения групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков; – разрабатывается схема оповещения и сбора личного состава по тревоге; – осуществляется предварительная подготовка личного состава к действиям в условиях беспорядков; – определяется режим работы личного состава всех подразделений и служб ОВД; – решается вопрос о привлечении дополнительных сил и средств к охране общественного порядка. Дополнительные силы и средства привлекаются ОВД для охраны важнейших объектов; оцепления места, где происходят беспорядки; рассеивания собравшейся толпы; документирования действий участников беспорядков; задержания организаторов и активных участников беспорядков; разбирательства с задержанными; патрулирования районов, прилегающих к месту конфликта и других целей. Получив сообщение о групповых нарушениях общественного порядка или массовых беспорядках, начальник ОВД уточняет это сообщение; дает указание о приведении в готовность оперативных сил и средств; высылает к месту события усиленный наряд милиции; выезжает лично на место происшествия; оценивает обстановку; предупреждает граждан о возможном использовании спецсредств против лиц, оказывающих сопротивление представителям власти; принимает решение о проведении операции по ликвидации беспорядков; обращается к нарушителям с требованиями о прекращении конфликта, разъясняет несостоятельность провокационных слухов; отдает соответствующие распоряжения личному составу. Для ликвидации групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков в ОВД создаются специальные подразделения. Группа оцепления изолирует район действий органов внутренних дел, запрещает проезд транспортных средств, задерживает правонарушителей, пытающихся проникнуть через рубеж оцепления, и направляет их на фильтрационный пункт. Задачами группы блокирования являются изоляция правонарушителей в районе (месте) их нахождения, задержание их при попытке скрыться из блокированного района, направление на фильтрационный пункт лиц, пытающихся проникнуть через рубеж блокирования, недопущение въезда в блокированный район посторонних транспортных средств. Группа разъяснения законов ведет разъяснительную работу среди участников массовых беспорядков. Группа рассредоточения служит для рассеивания участников беспорядков на отдельные группы в целях обеспечения задержания организаторов и восстановления порядка. Группа применения специальных средств предназначена для применения специальных средств «Черемуха» различного назначения. Группа изъятия служит для изъятия организаторов и активных участников нарушения правопорядка и их задержания. Группа конвоирования доставляет правонарушителей из района (места) возникновения экстремальной ситуации на фильтрационный пункт. Группа пожаротушения предотвращает и ликвидирует пожары, оказывает помощь лицам в эвакуации из горящих зданий, а также из помещений, опасность загорания которых существует. Задача группы охраны объектов – охрана особо важных объектов, государственного имущества, ценностей и обеспечение имущественной безопасности граждан. Оперативно-следственная группа ведет документирование преступной деятельности правонарушителей и разбирательство с задержанными; розыск лиц, совершивших преступления в особых (экстремальных) условиях; решает вопросы о возбуждении уголовных дел и проведении следственных действий. Группа ограничения движения организует дорожное движение в районе (месте) возникновения беспорядков и на подступах к нему с целью создания благоприятных условий органам внутренних дел и другим взаимодействующим с ними силам для выполнения поставленных задач. Фильтрационный пункт предназначен для разбирательства с задержанными в районе (месте) возникновения экстремальной ситуации и на подступах к нему с целью выявления правонарушителей для последующей передачи их следственно-оперативной группе. Группа связи обеспечивает устойчивую проводную и радиосвязь оперативного штаба со всеми элементами группировки оперативных сил и средств. Группа сбора и анализа информации предназначена для сбора и анализа данных об оперативной обстановке и подготовки проектов управленческих решений; доведения задач до исполнителей и организации контроля за исполнением; подготовки проектов документов об обстановке в вышестоящие органы внутренних дел, взаимодействующие части, учреждения, учебные заведения; ведения рабочей карты и журнала действий. Группа медицинского и тылового обеспечения налаживает бесперебойную работу транспортных средств, экипировку личного состава по сезону, обеспечивает дополнительным вооружением и защитными средствами, организует питание и решает вопросы расквартирования и бытового обеспечения (при необходимости), оказывает медицинскую помощь пострадавшим работникам органов внутренних дел и взаимодействующих сил, членам общественных формирований, гражданам, а также правонарушителям. Резервная группа предназначена для решения внезапно возникающих задач. Количество групп и число сотрудников в них зависят от размаха нарушений общественного порядка и массовых беспорядков. Учитывая имеющийся опыт, представляется, что в целях обеспечения нормальной деятельности ОВД и внутренних войск необходимо: – во-первых, принять единую систему эшелонированных резервов; – во-вторых, четко определить права на задействование резервов, выработать целесообразную тактику их применения и действий при выполнении задач по ликвидации массовых беспорядков; –в-третьих, оперативные начальники (старшие оперативные начальники), командиры воинских частей и соединений при решении задач по пресечению массовых беспорядков должны руководствоваться едиными представлениями и методами применения имеющихся в их распоряжении сил и средств. При этом организация деятельности ОВД и внутренних войск должна включать: принятие решения; постановку задач ОВД и внутренним войскам; всестороннюю подготовку подразделений к решению поставленных задач; организацию взаимодействия, воспитательной работы, всестороннего обеспечения и управления; сосредоточение сил и средств в районе специальной операции и занятие назначенных рубежей. Обеспечение подготовки, организации, управления силами и средствами, привлекаемыми к выполнению задач по предотвращению и пресечению массовых беспорядков, осуществляет оперативный штаб, основными функциями которого являются: – оповещение и сбор членов оперативного штаба и личного состава по установленным сигналам, выдача оружия, боеприпасов, спецсредств, средств связи, приведение в готовность транспортных средств; – сбор и анализ информации о складывающейся обстановке, ее обобщение и доклад руководителю оперативного штаба, внесение предложений по организации пресечения массовых беспорядков; – подготовка расчетов по расстановке, выдвижению и развертыванию группировки сил и средств, формированию резервов; принятие решений на пресечение массовых беспорядков, постановка задач по использованию задействованных сил и средств, направлений их действий и тактики, использование резервов; – контроль за выполнением данной группировкой поставленных задач; – ведение журнала действий, карты (схемы) и другой оперативной документации. При выборе тактики применения сил и средств в условиях социальных конфликтов целесообразно руководствоваться следующими основополагающими принципами: – строгое соблюдение законности; – своевременность выявления причин возникновения массовых беспорядков; – поддержание в постоянной готовности сил и средств, предназначенных для пресечения массовых беспорядков; – гибкость в выборе тактических способов действий при выполнении внезапно возникающих задач; – своевременность маневра силами и средствами с целью создания достаточной группировки для пресечения противоправных действий в районах со сложной оперативной обстановкой; – своевременность приема под охрану особо важных объектов; – обеспечение четкого взаимодействия, устойчивого управления, решительных действий всех имеющихся сил и средств для пресечения массовых беспорядков; – постоянная взаимосвязь с органами государственной власти и управления, общественными организациями; – своевременность принятия мер по обеспечению безопасности граждан, сотрудников милиции, военнослужащих внутренних войск. К способам реализации решения по пресечению массовых беспорядков и обеспечения безопасности граждан можно отнести: – быстрое развертывание необходимых сил и средств с целью пресечения массовых беспорядков еще в начальной стадии (разрозненная толпа), полное восстановление положения, установление и задержание организаторов, подстрекателей и активных участников массовых беспорядков; – применение тактики сдерживания. Такая тактика используется в случае скоротечности развития событий, их масштабности, стремительного разрастания беспорядков и невозможности в короткие сроки создать достаточную группировку сил и средств для нормализации положения (агитационная работа, широкое использование сил общественности при одновременном полном применении тактических и оперативных резервов для оцепления района беспорядков с целью его локализации); – комбинированный способ: применяется при недостаточном количестве сил и средств и является промежуточным стратегическим решением. В данной период часть сил тактического и оперативного резерва демонстрирует свое присутствие, передвигаясь в районе беспорядков на БТР, БМП, вертолетах и других защищенных видах транспорта, наблюдая за происходящими событиями, а другая часть сосредоточивается для охраны особо важных объектов и блокирования основных подступов к району беспорядков; – массированное использование всех сил и средств, имеющихся в распоряжении старшего оперативного начальника. Этот способ применяется в том случае, когда ни одним из первых трех способов локализовать массовые беспорядки не удалось. Данный способ реализуется, как правило, проведением специальной операции и введением в регионе чрезвычайного положения. Пресечение нарушений общественного порядка и массовых беспорядков может осуществляться путем применения общих тактических приемов: – ведения агитации и переговоров; – вытеснения и рассредоточения участников беспорядков с места событий; – применения специальных средств; – комбинированным способом. Основными тактическими способами действий при реализации стратегических решений могут быть: – принятие оперативных мер по дезорганизации толпы и затягивание переговоров с участниками беспорядков; – усиление охраны объектов от возможного нападения; – оцепление района беспорядков посредством перекрытия соседних улиц инженерными и транспортными средствами, а также отдельными нарядами; – блокирование рубежей района беспорядков; – рассредоточение (разделение толпы на части); – изъятие и задержание зачинщиков беспорядков; – обеспечение контроля за ситуацией действиями усиленных подвижных нарядов (маневренных групп); – выделение мобильных резервов и их рассредоточение. Порядок привлечения сил и средств в каждом конкретном случае зависит от сложившейся оперативной обстановки. При переходе кризисной ситуации на второй этап развития возникает необходимость организационно-тактической перестройки (резкое наращивание сил и средств, приведение их в повышенную степень готовности и сосредоточение их на основном направлении, постоянный контроль за ходом развития событий). При осложнении ситуации и невозможности силами тактического резерва локализовать массовые беспорядки в начальной стадии, старший оперативный начальник принимает решение на применение сил оперативного резерва. В соответствии с замыслом этого решения развертывается группировка сил и средств, уточняются задачи начальникам (командирам) элементов боевого порядка и проводятся специальные мероприятия по пресечению массовых беспорядков. В соответствии с ранее разработанными планами, в зависимости от масштабов происходящих событий, осуществляется наращивание группировки сил и средств за счет подразделений ОВД других городов. С началом третьего этапа массовых беспорядков и переходом толпы к четко выраженным агрессивным и насильственным действиям принимается решение на проведение специальной операции. В этих условиях, при необходимости, предполагается применение специальных средств направленного и общего воздействия, бронетехники, оружия в установленном законом порядке. Осуществляется ввод в действие частей внутренних войск в составе групп рассредоточения (вытеснения), изъятия, охраны и конвоирования. Накопленный опыт пресечения (ликвидации) массовых беспорядков в условиях межнациональных конфликтов, которые происходили в Средней Азии и Закавказье, предполагает следующую последовательность действий органов внутренних дел и внутренних войск: – оцепление основного района массовых беспорядков, блокирование соседних районов, а при недостаточном количестве сил и средств перекрытие основных направлений притока людей в районы проведения операции; – удаление женщин и детей из района массовых беспорядков; – ликвидация завалов и баррикад, устроенных экстремистами и создание необходимых инженерных заграждений; – усиление охраны объектов и прикрытие районов возможных бесчинств; – организация документирования событий, предупреждение участников беспорядков о применении к ним силы; – массированное применение специальных средств направленного и общего воздействия, в том числе с вертолетов; – рассредоточение и вытеснение толпы нарушителей с применением боевой и специальной техники; – организация целенаправленного "отхода" преступных групп по заранее намеченным улицам и сопровождение их специально выделенными отрядами (нарядами) из состава группы рассредоточения с целью изъятия и задержания активных участников беспорядков и рассеивания преступных групп; – активное ведение разведки за отходящими группами, своевременное пресечение бесчинств действиями оперативно-подвижных отрядов. По мере рассредоточения толпы и ее вытеснения силы, выделенные в группировку оцепления, осуществляют перегруппировку и обеспечивают надежную изоляцию района массовых беспорядков. Одновременно организуется усиленное патрулирование в районе возможных бесчинств. Массовые беспорядки следует считать пресеченными, если сотрудники ОВД, сочетая меры убеждения и принуждения (разъяснительную работу и задержание активных участников), предупредили возникновение погромов, поджогов и иных противоправных действий.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|