Здавалка
Главная | Обратная связь

Перцептивные переменные.



Визуализация. То, что клиент рисует в воображаемой сцене, необходимо расчленить на мельчайшие компоненты. Например, это неподвижная или живая картинка? Цветная? Ясная или смутная? Двух- или трехмерная? Видит ли клиент в этой сцене себя? На чем сфокусировано внимание клиента, на каком элементе сцены он сосредоточен? Сцена яркая или тусклая? Каков ракурс? Каковы размеры клиента по отношению к объектам на фоне в этой сцене? Двигаются ли люди?

Другие ощущения. Слуховые — может ли клиент отчетливо различать звуки? Какова их продолжительность? Насколько они сильны? Ольфакторика — какие клиент ощущает запахи? Кинестетические какая температура? И так далее.

Понятийные переменные.Любая существенная мысль, которая возникает у клиента до, во время и после работы с воображением, должна записываться. Терапевт помогает клиенту точно установить эти мысли. Вот основные типы мыслей, на которые следует обратить внимание.

• Ожидание — предвосхищение клиентом того, что произойдет в ситуации.

• Оценивание — как клиент оценивает себя в течение сцены.

• Самоэффективность — как клиент оценивает свою способность эффективно выполнить задание.

• Выгода — предполагаемое вознаграждение или выгода, ко торую, как думает клиент, он сможет извлечь из ситуации.

• Наказание — неприятности, которые клиент предвидит-

• Я-коицепция — установки клиента относительно св«е ценности как человеческого существа.

• Атрибуции — мотивы и установки, которые клиент приписывает другим людям в сцене.

• Цель — почему клиент в этой сцене занимает ведущее место.

Терапевт вместе с клиентом находит логические ошибки, которые могут всплыть в его интерпретациях этих сцен. Каждая ошибка записывается. Наиболее распространенными являются: дихотомичное мышление, сверхобобщение, неэкономные рассуждения, перфекционизм, материализация абстрактного, ошибка субъективности, нападение на оппонента, апелляция к авторитетам, априорное мышление, поиски уважительной причины, эгоцентрическая ошибка, самореализующиеся пророчества, ошибочное принятие вероятности за возможность и т. д.

3. После того как вся информация о перцептивных и понятийных переменных будет записана, терапевт просит клиента представить сцену, связанную с новым убеждением, с тем, к которому он хочет проложить мост. Это должна быть модельная сцена, сцена, которая представляет новое убеждение идеальным образом. Чем ближе будет новая сцена к старой по своему содержанию, тем лучше. Как и первая сцена, эта тоже должна быть представлена живо, ярко и как можно более детально.

4. Как и во втором шаге, запишите все имеющиеся в новой сцене перцептивные переменные — визуальные, аудиальные, кинестетические. Когда список будет завершен, обратите внимание клиента па контраст между двумя различными точками зрения на образ.

5. Понятия, касающиеся новой сцены, тоже записываются. Терапевт должен сконцентрировать свое внимание на поиске атрибуций, ожиданий, Я-концепции и оценок, которые производит клиент в повой сцене. Терапевт записывает корректные рассуждения, имеющиеся в визуализации клиента.

6. В работе с воображением делается пауза. Терапевт и клиент обсуждают различия между перцептивными и понятийными представлениями в этих двух сценах.

7- Теперь терапевт готов к тому, чтобы провести обусловливание высшего порядка. Клиент воображает первоначальную сцену в течение двух минут. Терапевт постепенно, одно за другим, вводит перцептивные и понятийные представления из но-в°и сцены, в то время как клиент мысленно рисует изменения, пока они не станут отчетливыми. Процесс продолжается до тех Р^пока не будут внедрены все элементы новой сцены. Когда 0 будет успешно выполнено, клиент будет в состоянии пред-

I

ГЛАВА 6

ставить себе старую сцену, но вместе со всеми компонентами которые связаны с новой.

8. Зачастую вся процедура записывается на пленку, так, чтобы клиент мог работать над обусловливанием дома по два-три раза в неделю. При достаточном количестве связей эмоциональные валентности сцен изменяются, и клиент с большей вероятностью готов принять новое мышление.

Метод 11. РЕСИНТЕЗ ПРОШЛОГО

Техника 1. Ресинтезирование критических жизненных событий

Упражнение

1. Клиент должен расслабиться.

2. Используйте составленный вами список критических событий его жизни (метод 3, техника 2, упражнение 1).

3. Иногда вы можете предпочесть заменить обобщенный список на более конкретный. В таком списке перечислены события, связанные с симптоматикой клиента. После разговора с клиентом вы должны удостовериться, что убеждения, которые сформировались благодаря травмирующему событию, все еще вызывают у него проблемы в настоящем.

4. Обсудите с клиентом, как изменились его эмоции и поведение из-за сформированных во время критического события убеждений.

5. Помогите клиенту заново интерпретировать старые события, прибегнув к новым, более полезным убеждениям. Попросите его воспользоваться преимуществом отдаленности события во времени и пространстве и тщательно его исследовать, чтобы при помощи зрелых рассуждений можно было исправить прошлое ошибочное восприятие.

6. Прибегните к корректирующему воображению, чтобы клиент мог пересмотреть событие, представив, что он думал и вел себя разумно.

7. Пересмотрите все основные критические события, выявите убеждение и попросите клиента представить, что он исправляет ситуацию.

Техника 2. Ре синтезирование жизненных ориентиров

Упражнение

\ Используйте составленные вами когнитивные карты (см.. метод 3, техника 3), но сделайте их лонгитюдными, то есть простелите истоки каждой мысли — как она трансформировалась в другие убеждения и как ее репрезентации менялись на раз--ных стадиях жизни клиента.

2. Какие другие мысли, эмоции, поступки или внешние стимулы стали ассоциироваться с данным ориентиром, когда он сформировался? Как неверная интерпретация распространилась из одной сферы жизни клиента в другие?

3. Попросите клиента представить себе, какой была бы его жизнь, если бы у него было другое восприятие. Попросите его вообразить, как бы он себя вел, не будь у него этих извращенных жизненных ориентиров.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.