Упражнение 3. Внешние вознаграждения
Рациональные убеждения клиентов могут подкрепляться при помощи внешних вознаграждений. Согласно принципу Премака (Premack, 1965), любые действия, которые выполняются достаточно часто (например, поедание конфет), могут выступать в ка-. честве положительного подкрепления для более редких поступков (рациональное мышление). Следовательно, клиент может вознаграждать себя каждый раз, когда он замещает иррациональную мысль рациональной. Клиенты могут намеренно связывать положительное поД-крепление с желаемой мыслью или действием всегда, когда по желают, и их нужно к этому поощрять. Необходимо поддержи' вать их в том, чтобы в своей практике они могли аккумулир0' вать маленькие вознаграждения в большие в зависимости ° значимости тех перцептивных и поведенческих барьеров, кото рые они захотели бы преодолеть. Таким образом, конфета М жет быть существенным подкреплением для преодоления я того препятствия, но в качестве вознаграждения за побе-°оЛЬ действительно крупной проблемой клиент может поста-^ себе целью взять большой отпуск. МЕТОД 6. ОБЪЕКТИВНЫЕ ТЕХНИКИ ОПРОВЕРЖЕНИЯ Ниже следуют отдельные ключевые принципы, лежащие в основе различных типов объективного опровержения. • Пусть клиент идентифицирует основные центральные убеждения, которые приводят к негативным эмоциям. • Помогите клиенту разбить каждое утверждение на его основные логические компоненты. Скрупулезно избегайте субъективных суждений как о самом убеждении, так и о составляющих его частях. • С помощью клиента исследуйте каждое убеждение с позиций индуктивной и дедуктивной логики. Вместе с клиентом решите, является ли убеждение логичным. • Если клиент оценивает суждение как ложное, пусть он запишет все логические доводы для такого опровержения. • Попросите клиента вспоминать все эти опровергающие доводы каждый раз, когда возникает ложное убеждение, пока оно не перестанет повторяться совсем. Техника 1. Альтернативная интерпретация Упражнение 1- Пусть клиент в течение недели делает записи о самых неприятных эмоциях, которые у него за это время возникнут, в од-яом-двух предложениях отмечая активирующее событие (ситуацию) и свою первую интерпретацию события (убеждение). *■■ Пусть клиент продолжит это упражнение и на следующей Неделе, но в этот раз попросите его придумать еще по крайней Мере четыре интерпретации для каждого события. Каждая ин- еРпретация должна отличаться от первой, но быть не менее пРавдопОдобной. «• На очередном сеансе помогите клиенту решить, какая из х четырех интерпретаций поддерживается наибольшим чис-°м °°ъективных доказательств. 4. Попросите клиента продолжать поиск альтернативных интерпретаций, временно откладывая первоначальные сужде. ния и принимая решение о корректной оценке только тогда когда время и расстояние обеспечат необходимую объективность. Продолжайте эту процедуру по меньшей мере в течение месяца, пока клиент не будет выполнять ее автоматически. Техника 2. Рациональные убеждения Упражнение 1. Составьте список ситуаций,, в которых клиент расстраивается. Это могут быть конкретные ситуации из прошлого или настоящего или общие жизненные ситуации, с которыми клиент чаще всего сталкивается. 2. Подготовьте рациональные убеждения или самовнушения, которые клиент в этих ситуациях сможет использовать. Эти убеждения должны преувеличивать положительные либо отрицательные стороны ситуации, но должны основываться на объективном взгляде на происходящее. Потратьте время на то, чтобы найти для каждой ситуации наиболее здравомыслящие интерпретации. 3. На одной стороне карточки 10 х 15 см запишите пусковые стимулы к каждой ситуации. На другой ее стороне — полное описание рационального восприятия, которого клиент хочет достичь. . 4. В течение как минимум шести недель по несколько раз в день клиент должен представлять себя в одной из ситуаций как можно отчетливее. 5. Когда визуализация будет достаточно ясной, клиент должен представить рациональную мысль и также сделать ее отчетливой. 6. Клиент должен выполнять это упражнение до тех пор, пока он не начнет рефлекторно воспроизводить рациональное убеждение каждый раз, как воображает событие. Если ирраии' ональные мысли внедряются в сознание клиента, он в тот *е момент должен использовать «остановку мысли» (Wolpe, 196") и снова попробовать воспроизвести рациональное убеждений Рациональные убеждения — это не обязательно самое позИ' тивное восприятие ситуации, но наиболее реалистичное. В боль' шинстве случаев терапевту нужно тщательно исследовать ситу j ацию, чтобы определить наиболее разумную точку зрения. Техника 3. Утилитарные доводы Упражнение 1 Подготовьте список иррациональных мыслей клиента. 2. Составьте список ситуаций, в которых обычно возникают эти мысли. 3. Помогите клиенту выбрать конкретную поведенческую цель, которую он должен достичь в каждой ситуации. Пусть он спросит себя: «Чего я хочу сейчас добиться?» Например, вы можете взять в качестве цели ассертивный ответ на несправедливую критику или открытое признание ошибки и т. д. 4. Пусть клиент спрашивает себя относительно каждой мысли: «Помогает мне эта мысль достичь своей цели или нет?» 5. Независимо от того, является ли мысль правдивой или нет, помогите клиенту найти такие самоутверждения, которые были бы наиболее полезны для него в плане достижения своих целей. 6. Попросите клиента заменять непрактичное убеждение на прагматичное при каждой возможности. 7. Вместе с клиентом проработайте все ситуации, двигаясь вверх по иерархии и заменяя невыгодные мысли на полезные. Техника 4. Деперсонализация Я Упражнение 1- Составьте список из 20 негативных событий, которые произошли с вашим клиентом не так давно. 2. Запишите предполагаемые им свои внутренние недостатки (убеждения, приводящие к гиперперсонализации), которые, на его взгляд, послужили причиной происшествий. 3. Научите клиента искать причины событий во внешней РеДе. Используйте научный метод: отыщите стимулы, под-Репление или сопутствующие элементы среды, которые по-лУжили пусковыми механизмами негативных событий. Переищите все проприоцептивные причины как внешние. 4- В случае, если причин слишком много, примените закон 1°номии: самое простое объяснение должно рассматриваться 4>вую очередь, чтобы определить наиболее вероятное. | Пусть клиент практикуется в определении внешних нУтренних причин тех событий, которые происходят с ним в течение дня. Научите его смотреть на себя и на других как на объекты, подверженные влиянию окружающей среды. 6. Как только клиенты научатся не брать на себя ответствен ность за эти влияния, расскажите им про различные методы решения проблем, которые могут использоваться для преобразования среды. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|