Здавалка
Главная | Обратная связь

Упражнение 6. Сформированное скрытое угасание



Попросите клиента представить составляющие условный Имул компоненты таким образом, чтобы условная реакция не Зникала. Например, тревожный водитель представляет себя Дящим на водительском сиденье или держащим руль. По-

скольку условный стимул предъявлен не в полном объеме и сила не превышает пороговых значений, то условная реакци° не происходит. Постепенно увеличивайте силу условного ст" мула, не выходя за пределы пороговых значений, пока стим? в целом не будет вызывать никакой реакции. В частности:

1. Составьте список иррациональных мыслей клиента.

2. Разбейте мысли логически на составные части. Например клиент думает: «Я никчемный человек, если у меня ничего не получается». Вы можете разделить «ничего» на множество различных оплошностей, например, поломанный карандаш, не выгулянная собака, пропущенная при вязании петля и т. д.

3. Пусть клиент представит составные части своей мысли много раз. Убедитесь, что такое сосредоточение не вызывает никакого дискомфорта. Вы можете использовать биологическую обратную связь или самоотчет клиента, чтобы определить, появляется у клиента условная реакция или нет. Если появляется, разбейте мысль еще больше.

4. Добившись отсутствия эмоциональной реакции, продолжайте достраивать мысль, приближаясь к ее первоначальной форме. Делайте это до тех пор, пока исходная мысль в целом не будет вызывать ни одной негативной эмоции.

5. Еще один тип сформированного скрытого угасания варьирует не мысли, а вызывающие страх образы. Например, боязнь ездить в лифте можно расчленить на образы большего лифта, стеклянного, пустого, такого, что поднимает только на один этаж вверх, и такого, что поднимает на сорок. Могут меняться и сами образы, если клиент посмотрит на себя в фобической ситуации с разных сторон. Клиент может вообразить, что он видит себя едущим в лифте по телевизору, смотрящим на себя из будущего, в обществе друзей, наблюдающих его поведение в лифте, и т. д. Во всех случаях составные части образа преподносятся так, что эмоциональная реакция клиента не выходит за пределы пороговых значений.

Техника 5. Непатологическое мышление Упражнение

1. Составьте основной список центральных убеждений кл* ента, которые связаны с его негативными эмоциями.

2. Пройдите по каждому убеждению и идентифицируй1"6 в признаки, которые клиент определяет как психологичес расстройство.

о Подробно объясните неправомерность ярлыка «болезнь» каждом убеждении подставьте понятия теории научения.

4 На протяжении всех терапевтических сеансов помогайте

центу изменять мысли или слова, которые подразумевают за-'очевание. Обращайте внимание на такие выражения, как «ненормальный», «психически больной», «сумасшедший», «разба-яансированный», «разваливающийся на части», «нервный срыв», «странное поведение», «слабый», «больной», «нездоровый», «неустойчивый» и т. д.

5. Замените медицинскую модель моделью социального научения. Обращайтесь с клиентами как со студентами, находящимися под вашим руководством, а не как с пациентами, которых вы лечите. Покажите клиентам, что вы ожидаете от них выполнения домашних заданий, изучения ваших принципов и того, что они будут спорить с вами, если в чем-то не согласны. Поясните, что вы рассматриваете консультации как совместный проект, пятьдесят на пятьдесят. Вы даете инструкции — они учатся.

Техника 6. Скрытое подкрепление







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.