Техника 5. Общественное значение Упражнение
1. Научите клиента делать различие между воспринимаемым событием и его мыслями об этом событии. 2. Помогите клиенту посмотреть на событие с позиций общественной и личной значимости. Событие должно быть объективировано. Его общественное значение можно увидеть, если клиент потренируется воспринимать ситуацию с точки зрения других людей. Напомните клиенту, что у них уже есть общесш венный взгляд, так как в течение всей своей жизни они могли наблюдать за другими в тысяче различных ситуаций. Терапевт: помогает клиенту перенести его восприятие других людей на-себя. 3. Для того чтобы перевести значение событий из разряда личного в общественное, клиент должен научиться отстранять от собственного восприятия следующее: эмоциональные пере-меннЫе, интенсивное самонаблюдение и определенные мета-физические предположения. Очевидно, что это невозможно осуществить в полной мере, но чем больше клиенты смогут к этому приблизиться, тем более объективным будет их взгляд на происходящее. 4. После того как понятие общественного значения было раскрыто клиенту, помогите ему составить список основных ситуаций, с которыми он сталкивался, а также общественных и личных значений для каждой из них. Сначала клиентам ну** но будет проинтерпретировать событие с позиций общественности, после того как они автоматически восприняли его с личной точки зрения. По мере постепенного развития клиент* смогут все больше и больше приближать объективный взгляд на событие ко времени его совершения и в конце концов зам щать персональное восприятие общественным во время само события. Техника 6. Диспут по поводу иррациональных идей Упражнение 1 Попросите клиента при проверке своего убеждения отве- I, на следующие вопросы в предложенном порядке. ) Какая идея вас волнует? ) Можете ли вы дать ей рациональное подтверждение? ) Какие существуют доказательства ее ложности? ) Существуют ли какие-либо доказательства ее истинности? ) Если судить реалистично и объективно, что произойдет Ее всего, если вы будете придерживаться подобного обра-iмыслей? 6) Что произойдет, если вы не будете думать подобным образом? 2. Пусть ваш клиент практикуется в приложении этой серии вопросов к каждому своему убеждению. Он может выполнять это дома, но на следующий сеанс он должен прийти готовым изложить результаты своего анализа. Примените дополнительные когнитивные техники к тем проблемам, с которыми возникли затруднения. Техника 7. Логический анализ Кроцесс логического анализа включает пять шагов, каждый Вторых дополняется множеством различных техник. Шаг 1. Обращение чувств В суждения относительно идеи Упражнение 1. Пусть клиент предоставит вам список своих чувств касательно проблемы и констатирует эти чувства настолько полно, иасколько это возможно. 2- Ищите обвинение или суждение, подразумеваемое в каж- Д°м выражении, и переведите императивные и оценочные ут- еРЖдения в эмпирические или аналитические (утверждения, истинность или ложность которых может быть подтверждена). Пример Утверждение клиента: «Я напуган». Подразумеваемое суждение: «Есть что-то опасное во внеш- 1 мире, и мне лучше страшиться этого». Утверждение клиента: «Ненавижу мужчин». Подразумеваемое суждение: «Мужской пол заслуживает ппр зрения». Шаг2. Определение убеждений Упражнение 1. Перечислите центральные убеждения. Попросите клиента написать список своих центральных убеждений, выраженных в форме удобных для анализа суждений. 2. Уточните. Рассматривая по одному суждению за раз, внимательно изучите каждое важное слово. Попросите клиента как можно больше конкретизировать и уточнить его. 3. Определите понятия. Сформулируйте серию вопросов, которые помогут..клиенту установить понятия. Например, терапевт может задать относительно убеждения «Я неполноценен» такой вопрос: «Что в вас неполноценно? Всегда ли это было так? Откуда вы знаете, что навсегда останетесь неполноценным? Неполноценный по сравнению с кем? Когда? Все время или только иногда? Во всем или только в отдельных вещах? Что в вашем предложении обозначает Я? О каком уровне неполноценности вы говорите? Вы совсем на дне или только отчасти неполноценны? Какую шкалу вы используете, чтобы оценить свою неполноценность? Эта шкала обоснована, или вы сами это придумали, потому что вам было плохо?» 4. Перепишите убеждения. После того как вы с клиентом конкретизировали, насколько это возможно, каждое слово в предложении, перепишите предложение, включая в него новые определения. 5. Практика. Попросите клиента тренироваться в уточнении предложений, пока он не поймет необходимость в конкретных определениях. Шаг 3. Нахождение значения понятий Упражнение 1. Эталонный случай. Вы и ваш клиент выбираете пример корректного использования ключевого понятия, взятого прямо из анализируемого суждения. Пример должен быть идеальным таким, чтобы фактически каждый мог бы считать его обосно ванным. о Контрастная модель. Выберите пример противоположно-' учая. Подберите идеальную ситуацию, как можно более '° ожУЮ на первую, но в которой понятие несомненно (по мне-П°до большинства людей) не употребляется. 9 Сравнение эталонного случая с противоположным. Опре-»лите,какие ключевые принципы присутствовали в первой одели, и каких не было во второй. Какие между двумя случаями есть сходства и различия? Перечислите их. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|