Здавалка
Главная | Обратная связь

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ГАЗОДЫМОЗАЩИТНИКА



Газодымозащитники пожарной охраны обеспечивают выполнение боевой задачи личным составом пожарных подразделений в непригодной для дыхания среде. Основными функциями газо-дымозащитной службы на пожаре (аварии) являются спасение людей, проведение разведки и тушение пожара (работа со стволами, генераторами высокократной пены, вскрытие отдельных конструкций, эвакуация особо ценного имущества и взрывоопасных материалов) в помещениях с непригодной для дыхания средой, а также создание нормальных условий для подразделений, осуществляющих тушение пожара путем выпуска дыма, изменения направления газовых потоков, удаления веществ и сосудов, перекрытия аппаратов и трубопроводов; из которых при горении выделяются отравляющие газы или пары горючих и легковоспламеняющихся жидкостей, которые могут создать взрывоопасную концентрацию в зоне действия личного состава пожарной охраны и других служб. Таким образом, на газодымозащитников возлагаются особо трудные и ответственные боевые задачи.

Специфическая особенность деятельности газодымозащитника характеризуется тем, что работы ведутся в условиях, опасных для жизни из-за возможности взрывов и обвалов, ограниченной видимости или полного ее отсутствия, высокой температуры (выше 60° С), большой физической нагрузки, ограниченного пространства и т. д. Все эти факторы затрудняют боевую деятельность газодымозащитников и требуют их особой психологической подготовки. .

Психологическая подготовка газодымозащитника осуществляется на учебно-тренировочных занятиях, учениях, при тушении пожара. Уровень нервно-психологического напряжения газодымозащитника в боевой обстановке зависит от индивидуальных особенностей его личности, профессионального мастерства.

Для повышения профессионального мастерства газодымозащитника целесообразно проводить тренировки в среде, близкой к боевой. Такая среда, например, может создаваться в тепло-дымокамере (рис. 11).

Теплодымокамера, построенная в Перми, представляет собой отдельно стоящее одноэтажное кирпичное здание с подвальным помещением размером 8х9 м. Она состоит из двух рабочих помещений (залов тренировок) —звуко-теплодымокамеры со всевозможными препятствиями на путях передвижения и пенокамеры, а также двух вспомогательных помещений — матичного отделения и пульта управления работой камер и контроля за действиями газодымозащитников (рис. 12). Зал тренировок в зависимости от задач и целей подготовки личного состава может использоваться как дымовая, тепловая, звукодымовая и звукотепловая камеры.

Внутренняя планировка помещений в зале тренировок сменная. Для этого имеется 10 комплектов металлических перегородок, позволяющих производить не менее 16 вариантов перепланировки помещений, 8 металлических перегородок имеют вращающиеся двери для прохода пожарных из одного помещения в другое. В качестве звукового раздражителя применяется специальная сирена, которая создает звуковые раздражители, схожие со звуковыми раздражителями, возникающими при тушении пожара на объектах химической и газо-нефтяной промышленности. Для этих же целей используют маппггофоп, который воспроизводит шумы, записанные на местах тушения действительных пожаров, и с помощью усилителя передает их в зал тренировок.

Рис 11. Теплодымокамера

/—пенокамера; 2—воздуховод; 3—вентилятор; 4—электрокалорифер; 5 — печь; 6 — кладовая; 7 — машинное отделение; 8 — раздевалка; Я — аппаратная; 10 — коридор; 11 — помещение пульта управления; 12 — пульт управления; 13 — зал тренировок

В звукотеплодымокамере проходит воздуховод, соединенный с электрокалорифером. По воздуховоду в помещение нагнетаются горячий воздух и дым. Горячий воздух имеет температуру не выше 60° С при относительной влажности 25—30%. Температура воздуха устанавливается в зависимости от степени адаптации организма тренирующихся лиц. Контроль за температурой в зале тренировок осуществляется термометром, датчики которого с помощью специального переключателя контролируют температуру в различных точках помещения. Дым подается вентилятором в зал тренировок из печи, установленной в машинном отделении, или образуется сжиганием специальных шашек в зале тренировок. Подвальное помещение используется как пенокамера, где создается среда, по влажности тождественная со средой, которая возникает в реальной обстановке тушения пожаров в подвалах жилых домов или промышленных туннелях.

Для имитации пожара используются проблесковый маяк и электрофонари, которые устанавливаются в различных местах зала тренировок в зависимости от цели пожарно-тактическои задачи. При тренировках на отыскание и спасение пострадавшего используют манекен массой 70—80 кг.

Для безопасности учебно-тренировочных занятии с помощью переговорного устройства устанавливается двусторонняя связь между руководителем занятий и обучающимися. Контроль за действиями тренирующихся осуществляется датчиками специальной установки, вмонтированными в пол зала . тренировок. Датчики показывают путь и место нахождения тренирующихся. Для оперативого руководства тренировкой всей группы используется громко-говорящая установка. На случай аварийной ситуации в период занятий зал тренировок оснащен аварийным электроосвещением и вентиляционным каналом принудительного удаления дыма и тепла.

Тренировка в теплодымокамерс обеспечивает адаптпрование организма пожарного к условиям среды, близкой к боевой. Уровень подготовки газодьшозащитника зависит от последовательности и системности проведения тренировок. Установлено, что оптимальный уровень адаптирования организма пожарного к боевой среде поддерживается при периодичности проведения тренировок не менее одного раза в 2.0—30 дней.

Как правило, на первом этапе тренировок физиологические показатели состояния газодымозащитника очень высоки. Так, частота пульса может достигать 180—190 ударов в 1 мин, давление— 190/110 мм рт. ст., температура тела 39° С, расход кислорода составляет 4—5 л/мин. В процессе последующих тренировок эти показатели приходят к норме. Стабильность физиологических показателей в предбоевом состоянии свидетельствует о психологической готовности газодымозащитника к выполнению боевых заданий.

Руководителям пожарных подразделений, прежде чем начинать проведение занятий с личным составом газодымозащитной службы, надо иметь данные о индивидуально-психологических качествах бойцов. Знание черт темперамента, особенностей ха-

Рис.1. Пульт управления теплодымокакеры

рактера пожарных помогает правильно выбрать методы обучения.

На первых занятиях уместно рассказать о боевых традициях газодымозащитников части или гарнизона. Целесообразно сообщить обучаемым основные сведения из курса общей психологии, анатомии, физиологии.

Теоретические вопросы необходимо иллюстрировать примерами из практики. Так, рассказывая об особенностях эмоциональных состояний газодымозащитника перед первыми практическими занятиями и выходом на боевую работу, полезно обратить внимание бойцов на пассивно-оборонительный рефлекс, характеризующий это состояние. Пассивно-оборонительный рефлекс выражается в возникновении испуга, страха, сопровождающегося изменением частоты пульса и заметным тремором (дрожанием) рук. Эти показатели у одних газодымозащитников будут проявляться более ярко, у других они малозаметны. Различия объясняются индивидуальными особенностями людей, их психологической подготовкой к работе в необычных условиях. Личному составу нужно разъяснить, что пассивно-оборонительный рефлекс подчиняется сознанию и может быть преодолен усилием воли. Такое объяснение позволит личному составу критически относится к своим эмоциональным переживаниям, сознательно их контролировать и управлять ими. Необходимо приучить газодымозащитников контролировать свой пульс на всех стадиях работы: перед началом, в процессе и после окончания. Контроль за своим состоянием позволяет начинающим газоды-мозащитникам проявить высокую активность на занятиях, вырабатывает сознательное отношение к эмоциональным переживаниям, приучает контролировать и подчинять эмоции волевым стремлениям. Кроме того, руководитель занятий получает очень ценные данные, характеризующие конкретные особенности газодымозащитника, в частности его эмоционально-волевую устойчивость и физическую усталость. Эти данные подскажут руководителю занятий пути дальнейшей индивидуальной работы с начинающим газодымозащитником. Замечено, что пожарные обычно проявляют большую нервозность в тех случаях, когда они не уверены в своих действиях, не привыкли к среде повышенной опасности, не умеют обращаться с кислородно-изолирующим противогазом, сомневаются в надежности его работы и т. д. Поэтому, прежде чем начинать тренировки газодымозащитников в кислородно-изолирующих противогазах, надо добиться, чтобы личный состав хорошо знал их устройство и правила эксплуатации. Твердая уверенность в высокой эффективности и безотказности кислородно-изолирующих противогазов устраняет отрицательные эмоциональные переживания во время практических занятий и в боевой обстановке.

Положительно воздействует на психическое состояние газодымозащитника хорошо налаженная двусторонняя радиоте-

лефонная связь руководителя занятий с газодымозащитниками. Связь с «внешним миром», слово командира подбадривают га-зодымозащитника (особенно в боевой обстановке). Плохая связь или ее отсутствие снижают работоспособность, нарушают нормальную психическую деятельность. Дружеская шутка, одобрение или порицание, а в необходимых случаях и приказ руководителя занятий или РТП помогают устранить чрезмерное эмоциональное напряжение у обучаемого.

На всех видах занятий в' изолирующих противогазах руководитель занятий и обучающиеся обязаны строго соблюдать методические указания по организации и проведению занятий в изолирующих противогазах с личным составом газодымозащит-ной службы пожарной охраны МВД СССР, наставления по га-зодымозащитной службе пожарной охраны и правила техники безопасности в пожарной охране МВД СССР.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.