ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА'РУКОВОДИТЕЛЯ ТУШЕНИЯ ПОЖАРА
Боевая обстановка на пожаре предъявляет исключительно высокие требования к РТП. Для успешного руководства личным составом пожарных подразделений ему необходимы обширные знания пожарного дела, умение применять их на практике.. Он должен обладать высокими морально-боевыми и психологическими качествами РТП подчиняются все подразделения пожарной охраны и другие силы, прибывшие на пожар. Он несет ответственность за организацию спасательных работ и действий по тушению пожара, безопасность личного состава, сохранность техники и пожарного оборудования. Успех тушения пожара во многом зависит от правильной оценки РТП обстановки и принятых им решений. Оценка обстановки включает в себя осмысливание нескольких боевых факторов, способствующих или препятствующих развитию пожара, эффективности выполнения поставленной задачи подразделениями пожарной охраны. В соответствии со статьей 78 Боевого устава пожарной охраны РТП обязан произвести разведку и оценить обстановку на пожаре; определить решающее направление, необходимое количество сил и средств, способы и приемы боевых действий; принять решение и поставить боевые задачи перед подразделениями, организовать их взаимодействие и обеспечить выполнение поставленных задач; непрерывно следить за изменениями обстановки на пожаре и принимать соответствующие решения. В ходе разведки РТП должен установить наличие угрозы людям, их местонахождение, пути и способы спасения; место и размер пожара, что горит, пути распространения .огня; опасность взрыва, отравления, обрушения, наличие легковоспламеняющихся и ядовитых веществ, электроустановок и электросети под напряжением; необходимость эвакуации имущества и материалов, а также защиты их от огня, воды и дыма; необходимость и места вскрытия и разборки конструкций здания; возможные пути и направления введения сил и средств. Таков далеко не полный перечень обязанностей РТП. В зависимости от конкретной обстановки (например, при сильном задымлении, низких температурах, в зданиях повышенной этажности, на объектах с наличием ядовитых, радиоактивных или взрывчатых веществ) круг обязанностей РТП может расширяться. Работа в сложных, ответственных и неожиданных ситуациях требует наличия у РТП высокоразвитого самообладания, умения противостоять действию различных объективных и субъективных стресс-факторов, способности быстро оценить обстановку и принять правильное решение. В непрерывно меняющихся условиях тушения пожара важную роль играют эмоционально-волевые качества РТП, выражающиеся в его умении в нужный момент сохранять высокую работоспособность и, не теряясь, находить выход из трудных условий. Г Таким образом, среди психологических факторов, определяющих качество, надежность и боевую эффективностьРТП,интеллектуальным и эмоционально-волевым его свойствам принадлежит решающая роль. Это определяет особенности психологической подготовки РТП, заключающиеся в развитии качеств, имеющих для него первостепенное значение: способности оценивать обстановку, предвидеть ее изменения в зависимости от характера и условий тушения пожара; командирского мышления и умения принимать в экстремальных условиях правильное решение; выработку правильного представления о психологии поведения людей на пожаре и умелого управления ими; эмоционально-волевой устойчивости, способности влиять на личный состав пожарных подразделений в критические минуты, заражать их энергией, оптимизмом, уверенностью; склонности к оправданному' риску, умению взять на себя ответственность за принятое решение; быстроты и правильности ориентировки, чувства пространства, и времени; навыков командной речи, точности и эмоционально-волевой насыщенности устных приказов, распоряжений, умения использовать личный пример и слово для положительного воздействия на психическое состояние и боевую деятельность личного состава пожарных подразделений в различных боевых условиях и .ситуациях. Развитие мышления. Основные методы выработки тактического мышления — проведение занятий групповых упражнений, учений, исследование и разбор пожаров. Цель групповых упражнений—углубить знания по теории и практике тушения крупных и сложных пожаров; совершенствовать навыки в управлении пожарными подразделениями при тушении пожара; выработать умение подавать команды, приказы и распоряжения; совершенствовать знания и умения в оценке обстановки на пожаре. Для повышения эффективности таких занятий необходимо, чтобы вводные имели комплексный Характер, т. е. чтобы проблемы ставились не по очереди, а так, как они могут возникнуть на реальном пожаре. Не следует навязывать обучаемым общепринятых решений, нужно поощрять их инициативу. Самостоятельная работа начальствующего состава пожарных подразделений, выступающего в роли РТП, над решением пожарно-тактических задач является эффективным средством развития мышления. В процессе самостоятельных решений происходит накопление определенного количества знаний и приемов действий, необходимых для успешного тушения пожаров. Психологи отмечают, что для умственного развития наиболее характерной чертой является не только накопление фонда знаний, но и своего рода умственных операций, приемов, хорошо «.отработанных» и прочно закрепленных, которые можно отнести к интеллектуальным умениям. Развитию мышления у начальствующего состава пожарных подразделений способствует умелое применение во время обучения определенных методических приемов, в частности умения поставить обучаемого в условия проблемной ситуации. «В обучении необходимо создавать модели проблемных ситуации с помощью различных средств. Если речь идет о лекции или беседе, то обучающий обязан не просто сообщить слушателям какую-то сумму знаний, а в процессе изложения материала раскрывать его внутренние противоречия, формулировать вытекающие из них задачи и предлагать слушателям попытаться самим найти их решение. В данном случае в отличие от реальной проблемной ситуации в творческой деятельности существует решение задачи, но оно на какой-то период неизвестно обучаемым и тем самым вызывает подъем творческой активности, попытки решения задачи. Поставленная обучаемым задача формирует определенную установку мышления на активность, поиск. Включаются творческие «механизмы» сознания, психики, и прежде всего волевые усилия, память, аналитическая деятельность» [4]. Для развития способностей РТП оценивать обстановку, воспитания волевых качеств, умения управлять своим поведением и поведением подчиненных занятия должны проводится в условиях, максимально приближенных к боевым. Для этих целей могут служить полигоны, где необходимо создавать сложную учебную обстановку. К моменту прибытия дежурного караула на полигон горел нефтепродукт в технологическом лотке, огнем охватило газосепаратор и ректификационную колонну. РТП—начальник .караула пожарной части, оценив обстановку по внешним признакам, передал на центральный пункт пожарной связи вызов «Пожар № З», по которому были дополнительно высланы 10 отделений пяти пожарных частей гарнизона (по плану учений). Для тушения нефтепродукта в технологических лотках по указанию РТП были введены два генератора высокократной пены ГВП-600, а на охлаждение охваченных пламенем газосепаратора и колонны поданы два водяных ствола. Это решение РТП в основном отвечало сложившейся обстановке, но руководитель пожарно-тактического учения усложнил ее. Загорелся рядом стоящий с технологическими колоннами резервуар РВС-2000. К этому времени прибыли еще шесть отделений и начальник пожарной части, охраняющей изучаемый объект. Начальник караула доложил обстановку начальнику части, который•взял на себя руководство тушением «полигонного пожара» и дал распоряжение организовать работу оперативного штаба. Он разбил пожар на три боевых участка и начал подготовку к пенной атаке. На пожар были направлены один автомобиль пенного тушения и механизированный пеноподъемник. РТП приказал подать четыре ствола А на охлаждение, а с помощью механизированного пеноподъемника — пену в горящий резервуар. Руководитель учения вновь усложнил задачу, дав вводну в горящий резервуар продолжает поступать нефть». РТП, оценив обстановку, принял решение о перекрытии задвижек на трубопроводе, по которому в резервуар поступала нефть. На пожар прибыли начальник отряда и еще четыре отделения. Начальник отряда принял руководство тушением на себя. Оценив обстановку и учитывая, что газосепаратор длительное время находится в зоне огня и может произойти взрыв, РТП дал указание штабу пожаротушения открыть аварийную задвижку для сброса газа в атмосферу и снизить давление в колонне. Руководитель пожарно-тактического учения снова усложняет обстановку: с помощью специального устройства он поджигает нефтепродукт в обваловании резервуара. Создастся угроза перелива воды с горящим нефтепродуктом через обвалование на площадку технологической насосной. РТП принимает решение снизить уровень нефти в резервуаре и предотвратить таким образом сё утечку в обвалование. Но поступает новая вводная от руководителя учений: «Дренажная задвижка для сбрасывания подтоварной воды находится в зоне горения». РТП принимает решение ликвидировать горение в обваловании и под прикрытием водяных струй открыть дренажную задвижку. Пожар ликвидирован. Руководитель пожарно-тактических учений проводит их разбор, отмечает положительные и отрицательные моменты в действиях РТП, обращает особое внимание на оправданный риск, допущенный РТП в конце занятий. Опасность и риск—это не только угроза жизни и здоровью, но и ответственность за самостоятельные и инициативные решения, возможность утраты в случае неуспеха авторитета в глазах подчиненных, товарищей, старших начальников. Поэтому приближение условий обучения к максимально боевым полезно не только для психологической закалки РТП, но и для развития у него склонности к риску. Чтобы у начальствующего состава пожарных подразделений, выступающего в роли РТП, формировались и развивались способности быстро оценивать обстановку на пожаре, выработались наблюдательность, умение анализировать и синтезировать поступающую информацию, на пожарно-тактических занятиях им не сообщают сведения о предстоящем пожаре заранее. Нецелесообразно также сообщать сведения о вводных до начала занятий. Соблюдая требования о приближении условий, в которых действует начальствующий состав на занятиях и учениях, к реальной боевой действительности надо иметь в виду, что обучение — это еще не пожар, а подготовка к нему. Поэтому на занятиях в отдельных случаях полезно обучаемым давать противоречивые вводные. Это необходимо для выработки у руководителей подразделений критичности в подходе к оценке тех факторов, с которыми они могут встретиться на пожаре. Необходимо требовать от обучаемых исследовательского подхода, глубокого анализа и синтеза, сопоставления и сравнения, умения по вводным делать обоснованные выводы и умозаключения. Очень важно отрабатывать на занятиях ситуации, которые могут встретиться в период тушения настоящего пожара. Особого внимания заслуживает опыт тех начальников пожарных подразделений, которые строят занятия или проводят пожарно-тактические учения с учетом анализа тушения пожаров за определенный промежуток времени, т. е. с учетом допущенных РТП ошибок в реальной боевой обстановке. Немаловажное значение в системе психологической подготовки РТП придается своевременности и качеству проведения разбора пожаров. Основное внимание при этом сосредоточивается на изучении и анализе факторов, определяющих эффективность тушения пожара: качестве разведки и оценке обстановки на пожаре, своевременности и правильности принятых РТП решений, постановке задач штабу, начальникам боевых участков и пожарным подразделениям, четкости взаимодействия между подразделениями в процессе тушения пожара и т. д. Цель разбора пожара—повысить профессиональное мастерство не только РТП, но и всего личного состава подразделения. Поэтому его следует начинать с момента поступления сообщения о пожаре, т. е. с действий диспетчера части. Затем рассматривают действия первого прибывшего на пожар РТП. При докладе о своих действиях РТП должен -обосновать принятые им решения, дать оценку своим действиям и действиям подчиненных ему подразделений. Если при тушении пожара происходила смена РТП, то каждый из них должен проанализировать свои действия и дать оценку действию предыдущих РТП и всех участвующих в тушении пожара подразделений и их начальников. Особое внимание следует уделить РТП действиям лиц, проявивших инициативу и разумный риск, а также показавших мужество и отвагу при спасении людей и тушении пожара. В период разбора пожара нужно добиваться единства взглядов начальствующего состава в оценке действий РТП. Для повышения качества проведения разбора действий по тушению пожара целесообразно использовать иллюстративный материал (кинолепты, фотографии,, видеомагнитофонную запись), доказывающий или подтверждающий какой-либо факт. В результате грозового разряда вспыхнул газ пропан над горловиной железнодорожной цистерны, которая стояла под разгрузкой. К моменту прибытия дежурных караулов и оперативной группы областного штаба пожаротушения высота пламени над горловиной достигала 5—7 м. Первоначально по указанию РТП—заместителя начальника штаба пожаротушения А. Кильячснкова на охлаждение цистерны был подан ствол Л. Двумя другими стволами А тушили огонь. Однако выходивший из цистерны газ продолжал гореть. По приказу РТП число стволов было удвоено, но и это не принесло результатов. Тогда начальник тыла штаба пожаротушения. Н. Ямщиков под прикрытием мощных водяных .струй поднялся на цистерну и перекрыл вентили газопровода. Через некоторое время пожар был ликвидирован. Весь ход тушения записывался на видеомагнитофон. На другой день начальник УПО УВД Свердловского облисполкома Г. Гуляев проводил разбор пожара. В процессе демонстрации видеозаписи Гуляев отметил, что в начальный момент, тушения РТП была допущена ошибка: на охлаждение цистерн подавалась пена, хотя необходимо было подать большое количество воды. Дальнейший ход борьбы с огнем признан правильным, особенно отмечались решительные действия Н. Ямщикова. Разбор тушения пожара на газораздаточной станции, проведенной с помощью видеомагнитофоннои записи, прочно остался в памяти начальствующего состава гарнизона. Во всяком случае, когда в январе 1977 г. загорелась, цистерна, наполненная трансформаторным маслом, организация тушения была более четкой и горение ликвидировали в течение 8 мин. • Развитие эмоционально-волевых качеств. Известный советский психолог Б. М. Теплов в работе «Ум полководца» убедительно показал, 'что практическое мышление, типичное для командира, требует одинаково хорошо развитых умственных и волевых качеств [31]. Сильная воля позволяет РТП управлять подчиненными в самых кризисных ситуациях, быть для них примером, воодушевлять их на выполнение боевой задачи. Отсутствие воли у РТП приводит к недооценке сил и возможностей, несвоевременной и нерешительной отдаче приказов и распоряжений, отрицательно влияет на боевую готовность подчиненных. Одним из главных условий воспитания волевых качеств является максимальное приближение условий обучения к боевой действительности. Нельзя воспитать мужественного РТП, не поставив его в сложные условия тушения пожара. Как уже неоднократно указывалось, для этого служат полигоны, полосы психологической подготовки и т. д. В процессе занятий надо учитывать, как РТП преодолевает отрицательные черты характера (трусость, растерянность и т. д.), потому что тот, кто хочет исправить недостатки человека, должен искать и его достоинства, хотя бы потенциальные, те его свойства, которые могут быть обращены в достоинства. На них надо опираться в борьбе с недостатками человека, надо искать себе союзника в нем самом. Для воспитания воли большое значение имеют боевые традиции частей пожарной охраны, специально созданные фильмы о героических поступках пожарных, физическая подготовка, пожарно-прикладной спорт. .В развитии воли велика и роль самовоспитания. Каждый командир пожарного подразделения должен предъявлять к себе самые высокие требования, не бросать на полпути начатое дело', не оправдывать своих плохих поступков, выполнять все добросовестно и аккуратно. -< ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|