Здавалка
Главная | Обратная связь

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА .



Общая психологическая подготовка пожарного неразрывно связана с идейно-политической, моралько-волевой, физической, пожарно-тактической, пожарно-строевой подготовкой. Задачами общей психологической подготовки являются:

формирование коммунистической направленности личности бойца — воспитание важнейших нравственных качеств: любви к своему народу, государственного отношения к народному достоянию, любви к своей профессии, чувства долга,, ответственности, чести;

формирование характера, его стержневых черт—-трудолюбия и добросовестности, чувства коллективизма, скромности и аккуратности, чуткости и отзывчивости по отношению к своим товарищам по службе и другим людям;

повышение интеллекта (развитие потребности постоянно приобретать и совершенствовать общие и специальные знания, выработка таких качеств, как самостоятельность, критичность, быстрота и гибкость мышления);

развитие профессиональных ощущений и восприятии (быстроты и правильности ориентировки в задымленной среде, чувства пространства и времени, температурных ощущений и т.д.);

развитие волевых качеств (целеустремленности и инициативности, решительности и смелости, выдержки и самообладания, настойчивости и упорства);

совершенствование профессиональных качеств: физических (силы, быстроты, выносливости, ловкости) и психологических (готовности к опасности, риску);

выработка способности в нужный момент мобилизовать все силы для выполнения поставленной задачи; обучение приемам саморегуляции эмоциональных психических состояний.

Рассмотрим основные формы и содержание общей психологической подготовки пожарных к действиям в боевой обстановке.

Идейно-политическое воспитание. Цель идейно-политического воспитания пожарных — формирование у них высокой политической сознательности, идейной убежденности, беспредельной преданности партии и народу, воспитание чувства долга и ответственности, готовности выполнить боевую задачу, невзирая ни на какие трудности и даже угрозу жизни.

Глубокая идейная убежденность и политическая сознательность являются основой для формирования у пожарного необходимых волевых и моральных качеств (смелости, мужества, стойкости, активности и т. д.).

Важная роль в процессе идейно-политического воспитания пожарных отводится .системе партийно-политической работы, обеспечивающей воспитание личного состава в духе марксистоско-ленинского мировоззрения и понимания государственных интересов, а также готовность выполнения задач по охране социалистической собственности и личного имущества граждан от огня. Главная роль в идейном воспитании личного 'состава пожарных подразделений отводится основным формам политической учебы: марксистско-ленинской подготовке, партийному образованию, политическим занятиям.

В формировании идейно убежденных работников пожарной охраны большую роль играет их воспитание на революционных, трудовых и боевых традициях совметского народа, Коммунистической партии, советской пожарной охраны. Для этого в частях пожарной охраны создаются уголки боевой славы, которые, оформляются стендами о подвигах пожарных, ведется летопип части, организуются встречи с ветеранами пожарной охрань т. д. Однако воспитание пожарных на боевых традициях — 1г. простое ознакомление их с историческими фактами и событиями. Это активный процесс формирования у личного состава высокой политической сознательности, повышения ответственности каждого пожарного за постоянную боевую готовность подразделения, за успехи коллектива.

Пропаганда примеров героизма, взаимовыручки, дисциплинированности, бдительности способствует созданию у пожарных. уверенности в успешном выполнении порученного им дела. Хорошие результаты дают беседы с отличниками боевой и политической подготовки, лучшими по профессии. Важное место в идейно-политическом воспитании пожарных занимает организация социалистического соревнования по выполнению нормативов по пожарно-строевой подготовке, борьбе за звания отличника, лучшего по профессии и т. д. Все это способствует неустанному росту боевой подготовки.

В поддержании боевого духа личного состава важную роль играют средства наглядной агитации — лозунги, плакаты и т. и Задача наглядной агитации — воздействовать на мысли и чувства человека, поэтому плакаты, стенды, диаграммы должны притягивать внимание своим оформлением, яркостью и эмоциональностью. Серые, небрежно сделанные средства наглядной агитации не выполняют своей задачи.

Одновременно с целенаправленной политико-воспитательной работой необходимо постоянно поддерживать строгие требования ,к соблюдению уставного порядка. Обстановка боевых дежурств не должна допускать никаких условностей. Жесткий контроль за выполнением устава позволяет пожарным сохранить собранность, высокую активность, т. е. находиться в постоянной готовности к боевым действиям.

Большое значение в идейно-политическом воспитании пожарных имеют коллектив, его традиции и стремление. Хорошо известно, что уровень развития каждой личности зависит от уровня развитая всего коллектива и определяется требованиями, которые коллектив предъявляет к каждому своему члену. Под влиянием коллектива человек вырабатывает свои убеждения и взгляды. Вот почему воспитание коллектива — одна из главных задач начальствующего состава пожарной охраны.

Воспитательную работу в пожарном подразделении необходимо организовать так, чтобы выработать у бойцов убеждение, что ценность каждого из них определяется не его личными успехами и достоинствами, а тем, насколько он полезен для подразделения, для всего коллектива. Поэтому ни один значительный (плохой или хороший) поступок не должен оставаться без коллективного обсуждения. Это не значит, что по малейшему поводу нужно собирать собрание. Надо, чтобы любое событие в подразделении получало общественную оценку, чтобы каждый пожарный знал, одобряют его действия товарищи или осуждают. Сближению пожарных способствуют многие обстоятельства: совместное выполнение ответственных заданий на пожарно-тактических занятиях и учениях, а также на занятиях по пожарно-строевой и физической подготовке, коллективные поощрения за успехи в боевой подготовке, участие в общественной работе, взаимная помощь в ходе социалистического соревнования, совместное проведение досуга и т. д. Важным условием сплочения личного состава отделения, караула является взаимозаменяемость. Она позволяет добиться единства действий и высоких показателей в выполнении боевых задач на пожаре.

Немаловажная роль в идейно-политическом воспитании пожарных принадлежит самовоспитанию. Заниматься самовоспитанием—значит требовать от себя повседневного проявления настойчивости, принципиальности, решительности, смелости, поэтому самовоспитание подразумевает прежде всего критический анализ собственной деятельности, постоянный контроль над своими мыслями, чувствами, поступками. Бойцы должны научиться анализировать и оценивать свое поведение, свои решения, находить причины успехов и закреплять их, выяснять причины неудач, чтобы не повторять их в будущем.

Формы самовоспитания могут быть самыми различными: самокритика, самоубеждение (самооценка), самопринуждение. Однако какая бы большая роль в системе психологической подготовки пожарных не отводилась самовоспитанию, руководители отделений, караулов, частей должен помнить, что формирование коммунистических убеждений и высоких моральных качеств пожарных определяется прежде всего проводимой ими воспитательной работой.

Морально-волевая подготовка. Важной задачей психологической подготовки личного состава пожарных подразделений является развитие и совершенствование морально-волевых качеств. Начальствующий состав должен заботиться, чтобы морально-волевые качества пожарных развивались на основе высокой сознательности, идейной убежденности и коммунистической нравственности, чтобы их проявление всегда было подчинено высоким общественно значимым мотивам, а не эгоистическим стремлениям отдельных лиц.

Волевая подготовка в профессии пожарного имеет свои особенности, так как работа на большой высоте, в условиях повышенной температуры и сильной концентрации дыма, обрушений и взрывов связана с большим эмоциональным возбуждением. Управлять своим поведением в такой обстановке значительно труднее, чем в обычной. Вот почему пожарным необходимо развитие прежде всего таких волевых качеств, как настойчивость и упорство, смелость и решительность, самообладание и выдержка.

Настойчивость и упорство — волевые качества, проявляющиеся в способности человека к волевому усилию, направленному на достижение намеченной цели в условиях длительно или повторно возникающих трудностей. Эти качества необходимы пожарному для успешного осуществления любых боевых задач в условиях тушения пожара.

Смелость и решительность выражаются в способности при трудных обстоятельствах принимать обоснованные решения и без колебаний и задержек претворять их в жизнь. Эти волевые качества особенно необходимы руководителю тушения пожара, начальникам боевых участков. Нередко о решительности пожарного или командира судят только по тому, насколько быстро -он предпринимает какие-либо действия в критической ситуации. Такой подход позволяет оценить лишь временный фактор — насколько быстро принимаются решения, но не учитывает качество решений. Осмысленность, .обоснованность, наиболее полное соответствие решений обстановке на пожаре также должны приниматься во внимание при оценке решительности. В работе пожарных проявление решительности, пожалуй, больше, чем в работе других профессий, связано с профессиональным мастерством. Если пожарный последним не обладает, то он и не сможет быстро и правильно принять решение по ликвидации пожара или спасанию людей, попавших в беду.

Самообладание и выдержка характеризуют способность человека управлять своим поведением. В процессе тушения пожаров бойцы пожарных подразделений сталкиваются с условиями, которые могут вызвать растерянность, чрезмерное волнение, несдержанность, подавленность. Справиться с отрицательными эмоциями, регулировать свое поведение пожарным помогают выдержка и самообладание.

Пожарные, умеющие контролировать свои действия и поступки, всегда проявляют выдержку, хладнокровие, стойкость, они находят правильный выход из самого трудного положения.

Волевые качества не являются врожденными. Они проявляются и развиваются только в процессе преодоления трудностей. При подготовке пожарных такие трудности могут быть созданы на занятиях по пожарно-строевой и тактической подготовке (рис. 1.

При организации процесса развития волевых качеств у бойцов пожарной охраны необходимо прежде всего соблюдать следующие условия:

постепенно наращивать и усложнять трудности, доводя их до предела возможностей пожарного и подразделения в целом (по принципу от простого к сложному); проводить занятия в неблагоприятных условиях — при высокой концентрации дыма, повышенной температуре, на большой высоте (рис. 2, 3);

применять разнообразные и неожиданно возникающие трудности.

Создавая трудности, необходимо побуждать пожарных к активному их преодолению. Практика показывает, что нередко бойцы, особенно молодые, на занятиях боятся выполнять те пли иные упражнения, проявляют пассивность, стремятся уклониться от трудностей. Помочь преодолеть им эти трудности должен руководитель, старший опытный товарищ. Для стимулирования активных действий пожарных на учебно-тренировочных занятиях можно применить правила проф. А. Ц. Пуки, предлагаемые им для, развития волевых качеств:

всегда 'владей собой, делай не то, что хочешь, а то, что необходимо;

постоянно следи за собой и ищи причины промахов иногда прежде всего в самом себе;

знай свои недостатки (слабые стороны волн, дурные привычки, отрицательные черты характера) и имей программу действий для их устранения.

Приближение условий учебных занятий к реальным условиям боевой обстановки. Психологическая подготовка пожарных идет более успешно, если обучение их осуществляется в условиях, максимально приближенных к реальным (рис. 4). Нельзя подготовить личный состав пожарных подразделений к эффективным боевым действиям одними разъяснениями, не дав бойцам на себе прочувствовать особенности действия стресс-факторов, возникающих на пожаре. Каждому бойцу и командиру необходимо привыкнуть к высокой температуре, дыму, шуму или другим типичным для боевой обстановки условиям.

Ценность пожарно-тактических занятий и учений на местности лишь с условным обозначением пожара для психологической подготовки личного состава пожарных подразделений невелика. Когда обучение слишком просто, интерес к нему падает. Иное дело, когда на учениях пожарные ощущают значительное нервно-психическое напряжение. Поэтому очень важно, чтобы занятия были насыщены элементами внезапности, непрерывной динамики, высокой скорости, неясности, новизны, опасности и риска, предельной сложности, длительных максимальных нагрузок. Эти факторы требуют от пожарных на занятиях и учениях активной работы мысли, напряжения ума, воли.

Приблизить занятия и учения к реальным условиям позволяют пожарные полигоны.

Полигон Пермского гарнизона включает два комплекса: огневой и спортивный. Огневой комплекс состоит из технологической установки и городка для психологической подготовки личного состава пожарных подразделений и противопожарных формирований гражданской обороны.

Технологическая установка размещена на площадке размером 40Х40 м с бетонным покрытием. В состав установки входят три основных блока: колонн и емкостей, открытой технологической насосной, технологической эстакады с узлом задвижек и трубопроводом для имитации пожаров при разрывах трубопроводов (рис. 5). На каждый блок по самостоятельному трубопроводу с задвижками на общем коллекторе подается нефтепродукт.

Блок технологических колонн и емкостей состоит из двух технологических колонн, вертикальной и горизонтальной емкостей. В состав блока входит теплообменник, в который, в отличие от всех аппаратов, нефтепродукт подается в трубное пространство, а межтрубное пространство заполняется водой.

Открытая технологическая насосная имеет общую площадь 170 м2, где размещены шесть технологических насосов с электродвигателями.

Эстакада технологических трубопроводов с узлом задвижек размещена на расстоянии 12 м от площадки технологических насосов и 15 м от блока вертикальных и горизонтальных аппаратов. Длина эстакады трубопроводов 10 м. На консолях железобетонных колонн укреплены шесть отрезков технологических трубопроводов, пять из которых последовательно соединены между собой системой перемычек и задвижек. На верху эстакады смонтирована проходная площадка шириной 0,7 м, с обеих сторон которой устроены маршевые лестницы. У границы технологической установки предусмотрен водопеноколлектор, дающий возможность подключать три пенных или водяных ствола. Площадь горения на площадке технологической установки может достигать 1600 м2.

Кроме учебно-тренировочной технологической установки на пожарном полигоне расположены:

вертикальный стальной резервуар объемом 2000 м3, предназначенный для отработки приемов тушения пожаров в резервуарах;

насосная станция, в которой установлены два центробежных насоса: один 1^ них служит для закачки нефтепродукта в резервуары и на технологическую установку, другой — для закачки воды и в резервуары и подачи воды в кольцо охлаждения резервуара. Около насосной размещены три емкости общим объемом 100 м3 для хранения нефтепродукта. Для обеспечения подои пожарной •техники, а также заполнения двух открытых пожарных водоемов объемом по 400 м" проложена сеть водопровода, на котором расположены четыре пожарных гидранта.

Полигон позволяет имитировать реальные пожары на технологических установках и в резервуарных парках, различные аварийные ситуации. Оборудование такого полигона дает возможность учить тому, что необходимо при тушения пожара (рис. 6). Занятия с пожарными в условиях полигона, создающих на учениях большое психическое напряжение, закаляют обучаемых, приучают не работать на предельных нагрузках.

Занятия на полигоне проводят в соответствии с годовым учебным планом, которым предусматриваются:

отработка приемов и способов тушения пожаров нефти и нефтепродуктов и вертикальных резервуарах, на технологических установках (ректификационных колоннах, насосной площадке, теплообменниках, эстакаде и др.);

работа со специальной пожарной техникой, обучение приемам работы с пожарным оборудованием в условиях, максимально приближенным к реальным;

проведение занятий по изучению возможностей пожарной техники.

Как правило, тренировочные занятия личного состава пожарных подразделений гарнизона проводят сотрудники, штаба пожаротушения управления пожарной охраны. В роли руководителей тушения «полигонного пожара» выступают начальники частей и их заместители, оперативные дежурные. Они оценивают обстановку на пожаре, определяют решающее направление, необходимое количество сил и средств, способы и приемы боевых действий. По окончании занятия сотрудники штаба пожаротушения проводят его разбор, дают оценку действиям того или иного командира, пожарного, указывают на положительные и отрицательные стороны в их работе.

»

Опыт обучения личного состава пожарных подразделений на полигонах показывает, что в условиях полигона не только осуществляется психологическая подготовка, но и вырабатывается профессиональное мастерство пожарных. Все это положительно сказывается на состоянии боевой готовности пожарных подразделений.

В результате аварии на нефтеперерабатывающем заводе в Перми загорелся пропан в насосной технологической установке. Рабочие не смогли перекрыть запорную арматуру, огонь угрожал распространению на другие насосы и объ-ьлты. Здесь и пригодились начальнику караула 30-й ВПЧ В. А. Сарамотину и его подчиненным навыки перекрытия запорно.й арматуры, которые они приобрели, тренируясь на вышеописанной технологической установке. Авария была быстро ликвидирована. На сотни тысяч рублей сохранено материальных ценностей.

Психическая готовность пожарных к работе в сложных условиях во многом определяется их физической подготовкой (рнс. 7). Чем выше физическая подготовка, тем увереннее чувствует себя пожарный, тем меньше его нервное напряжение в боевой обстановке. Наилучшим образом подготовка достигается на стандартных полосах препятствий, дополненных различными

преградами. Такие полосы или городки позволяют создавать на занятиях условия, требующие от личного состава пожарных подразделений значительных затрат физических сил и эмоционального напряжения.

Городок в Минском гарнизоне пожарной охраны включает семь снарядов (рис. 8).

На снаряде № 1, представляющем собой горизонтальную металлическую трубу диаметром 0,12 м, высотой 1 м, длиной 4 м, отрабатываются приемы работы со спасательной веревкой: закрепление за конструкцию, вязка узла для подъема пожарного оборудования на высоту.

Для тренировки вестибулярного аппарата предназначен снаряд № 2 — вибрирующий трап длиной 15 м, высотой 1,5 м, изготовленный из двух досок толщиной 0,66, шириной 0,2 м каждая. С обеих сторон трапа размещены противни, в которые заливается горючая жидкость.

Снаряд № 3 — тоннель из железобетонных лотков — служит для отработки упражнений «передвижение на четвереньках по горизонтальной поверхности» и «передвижение по-пластунски через узкий лаз». Длина тоннеля 9, высота 0,75, ширина 1,2 м. Во время занятий в верхней части выхода из тоннеля устанавливаются металлические желоба, в которые заливается горючая жидкость. При движении по тоннелю пожарный в кислородно-изолирующем противогазе встречает различные препятствия, находится в среде сильного задымления и высоких температур.

Упражнения по подъему и спуску по вертикальной лестнице выполняются на снаряде № 4. Лестницы (одна длиной 6 м, другая — 6,5 м, обе шириной 0,6 м) прикреплены к металлической раме высотой 5 и шириной 6 м. В верхней части снаряда имеется переходная площадка с поручнями. На расстоянии 3 м от снаряда находится высокая подставка для мяча. Выполняя упражнение, пожарный со стволом взбирается по одной из лестниц, затем, находясь на высоте, сбивает водяной струёй мяч.

Снаряд № 5 — фрагмент жилого дома — представляет собой стеновую панель с оконным проемом и двумя лестничными маршами с площадкой. Под площадкой размещена емкость с горючей жидкостью. На этом снаряде пожарные отрабатывают упражнения по транспортировке пострадавших вверх и вниз по маршевым лестницам, тренируются в проведении разведки с отысканием манекена и т. д. Эти упражнения тоже выполняются в задымленной атмосфере.

Физическая выносливость вырабатывается на участке, где размещена «песочница» (снаряд № 6) размером 6Х8, окаймленная бордюрным камнем или панелями высотой 0,6 м. Внутри нее на песке разбросаны тяжелые предметы, которые в ходе занятий пожарные перекантовывают с помощью немеханизированного инструмента.

Лабиринт (снаряд № 7) с трансформирующейся конфигурацией внутренних стен выполнен из трубчатых стоек высотой 2 м, скрепленных между собой сеткой. Он предназначен для приобретения навыков передвижения со стволом и рукавами, находящимися под напором, в помещениях с большим числом поворотов, а также для выработки умения определить пройденное расстояние. В общий комплекс городка входят башня и теплодьмокамера.

Опыт использования сооружений, установленных на пожарных полигонах или в городках, показывает, что профессиональное мастерство пожарными более эффективно приобретается и закрепляется тогда, когда сооружения отвечают следующим требованиям:.

позволяют создавать для обучаемых познавательные, волевые и эмоциональные трудности и проводить психологическую подготовку бойцов в условиях, максимально приближенных к сложной обстановке на пожаре;

моделируют как можно точнее и полнее те стороны боевой обстановки, которые встречаются на пожаре;

позволяют создавать условия формирования согласованных действий между номерами боевых расчетов, между командирами (начальниками) и подчиненными;

не дают формирования побочных навыков, вредных для профессии пожарного.

В связи с этим рекомендуется, прежде чем приступить к строительству сооружений пожарного полигона или городка, составить описание объема обучающей информации, подлежащей усвоению, и порядка приобретения навыков и умений, необходимых пожарным в реальной боевой обстановке.

В каждом случае при сооружении полигона или городка необходимо, чтобы его конструкции отвечали следующим требованиям:

психологическим — способствовали адаптации пожарных к условиям среды (температуре, звуковым и другим стресс-факторам) (рис. 9);

психолого-педагогическим — позволяли обучать пожарных способности мобилизовать себя для выполнения боевой задачи в любых условиях (рис. 10).

Конструкцией сооружений, устанавливаемых на полигоне, должна предусматриваться возможность создания аварийных ситуаций, такие ситуации позволяют развивать у пожарных способность принимать решения в сложных условиях. Очень важно также обеспечить контроль за действиями обучаемых, например регистрацию числа совершенных ошибок, времени, потраченного на выполнение отдельных операций и всей программы. Эти данные необходимы для анализа допущенных ошибок и для установления'. соответствующих нормативов. Нельзя забывать и о создании условий выработки согласованных действий между номерами боевых расчетов, отделений, так как на полигонах должны формироваться не только профессиональные знания, навыки и умения каждого в отдельности, но и «сработанность» между .номерами боевых расчетов, между командиром и подчиненным.

Психологическая подготовка пожарных осуществляется также на занятиях по пожарной тактике и пожарно-строевой подготовке.

Так, занятия по пожарной тактике должны быть нацелены на тренировку воображения пожарного, его памяти, мышления, проявление инициативы и т. п. При этом различные варианты действий личного состава разрабатываются в ситуациях, которые могут возникнуть в период действительного тушения пожара. Если обучаемый принимает неправильное решение, руководитель занятия сообщает ему новую вводную, которая форму-

цшруется с учетом слабых сторон познаний обучаемого. Поиски ^продолжаются до тех пор, пока не будет найден'способ действий, полностью соответствующий замыслу решения пожарно-так-тической задачи. Такая постановка вводных заставляет активизировать работу мышления обучаемого, развивает его умственные способности.

Обучение личного состава пожарных подразделений на занятиях и пожарно-та.ктических учениях происходит особенно успешно при доказательном изложении и осмысленном усвоении знаний, высокой активности обучаемых, самостоятельном решении ими пожарно-тактических задач. Только сложные задачи на пожарно-тактическом занятии или учении побуждают личный состав пожарных подразделений к творческому мышлению.

Занятия по пожарно-строевой подготовке предоставляют большие возможности для психологической подготовки, так как выполнение упражнений пожарно-строевой подготовки требует от пожарных максимального внимания. Необходимым условием психологической подготовки в процессе занятий по пожарно-строевой подготовке является систематическая тренировка пожарных в обстановке, приближенной к реальным условиям боевой работы. Поэтому занятия по пожарно-строевой подготовке следует, как правило, проводить на объектах района выезда.

Как и при любо.м виде обучения, на занятиях по пожарно-строевой подготовке должны соблюдаться последовательность и систематичность в приобретении знаний, равномерность психологической и физической нагрузки, целенаправленность выполнения упражнений, техника безопасности.

Насколько важно руководствоваться этими принципами в процессе обучения, рассмотрим на примере воспитания у пожарных чувства привыкания к высоте. Известно, что не все одинаково переносят высоту: одни не боятся ее, другие же не могут посмотреть вниз даже с балкона третьего этажа. Пожарный С. длительное время не мог подняться по выдвижной лестнице в окно третьего этажа учебной башни. После ряда целенаправленных тренировок он уже поднялся до уровня второго этажа, а потом—третьего. Однако не был преодолен еще один переход—с лестницы в окно третьего этажа. Пришлось прибегнуть к помощи страховой веревки. В дальнейшем, в результате систематических тренировок, надобность в страховой веревке отпала.

Боязнь высоты особенно характерна для пожарных, выполняющих какие-либо упражнения наверху и не имеющих устойчивых навыков. Спуск по веревке с четвертого этажа на первых занятиях действует на большинство пожарных угнетающе. Поэтому целесообразно начинать отрабатывать упражнение «самоспасение» спуском обучаемых сначала из окон второго, а затем третьего и четвертого этажей здания.

Немаловажный фактор в психологической подготовке пожарных—формирование и закрепление веры личного состава в технической надежности пожарного оборудования. Достичь эти качества можно привлечением пожарных к испытаниям, техническому обслуживанию и другим работам с пожарным оборудованием. Например, в описываемом нами случае пожарные . при первоначальной подготовке, отрабатывая упражнения «спасение» и «самоспасение» с высоты с помощью веревок, не верили в их надежность и отказывались выполнять упражнение. Тогда командир предложил им перед занятием провести испытания веревки и пояса. Уверенность в надежности пожарного оборудования способствует его успешному использованию на пожаре. Далее рассмотрим некоторые методы общей психологической подготовки пожарных.

Программирование предстоящей деятельности в боевой обстановке. Данный вид психологической подготовки пожарных осуществляется в ходе разработки тактического плана пожаротушения, навык закрепляется в период отработки оперативных планов и карточек пожаротушения. Составление оперативных планов и карточек тушения пожара способствует развитию тактического мышления начальствующего состава и психологической подготовке его к тушению пожаров на объектах, где требуются значительные силы и средства пожарной охраны.

В период составления оперативных планов и карточек тушения пожаров мысленно «проигрываются» возможные оптимальные решения боевой деятельности в зависимости от предполагаемых очагов возникновения пожара. «Проигрывание» осуществляется в целой цепи умственных действий, носящих характер умственного эксперимента. Для закрепления навыка умственный эксперимент необходимо дополнить практическими действиями, т. е. произвести отработку и корректировку оперативных планов и карточек тушения пожара во время -пожарно-тактических учений и занятий.

Идеомоторика. В основе идеомоторного действия лежат психические процессы, которые в виде мысленных образов рождают в сознании человека двигательные представления и реализуют их в движениях соответствующих мышц.

Нагляднее всего сущность идеомоторного действия можно показать на простом эксперименте. Берут нитку длиной 90 см, к ней привязывают какой-либо груз массой 5—15 г, например кольцо. Другой конец нитки наматывают на кончик указательного пальца руки (правой—у правшей, левой—у левшей) так, чтобы расстояние между пальцем и грузом было равно 70— 80 см.

После этого прямую руку вытягивают перед собой на уровне плеч и уравновешивают груз. Сосредоточив внимание на висящем предмете, мысленно воображают, что он начинает раскачиваться, как маятник, слева направо, справа налево-. Через несколько секунд груз приходит в движение. По ходу опыта на-правление подвешенного груза можно изменить—мысленно вообразить, что груз движется «вперед-назад» или вращается по кругу. И он, согласно новому мысленному образу, начнет двигаться по заданной мыслью траектории.

Так происходит потому, что мысленный образ движения порождает в соответствующих мышцах сокращения и расслабления, в результате которых эти мышцы начинают выполнять то движение, которое человек мысленно представляет.

Двигательные представления, лежащие в основе идеомоторного акта, имеют самое непосредственное отношение к подготовке пожарных к действиям в сложных ситуациях боевой обстановки. Чтобы применение идеомоторного действия было наиболее эффективным, пожарный должен отчетливо и правильно представлять себе какое-либо упражнение пожарно-строевой подготовки в целом и отдельные его элементы. Поэтому 'очень важно, чтобы пожарные уже на первых занятиях вырабатывали правильные навыки выполнения упражнений. Для этого перед выполнением упражнения начальник караула или другой руководитель занятия должен требовать от обучаемого рассказать усвоенный им порядок действий. Если пожарный правильно понял технику исполнения упражнения, ему целесообразно, прежде чем приступить к упражнению мысленно, закрыв глаза (идеомоторно), представить свои действия. Это позволяет пожарному уже с первых занятий правильно выполнять упражнения, тем самым формировать необходимый динамический стереотип—т. е. упрочившуюся систему временных нервных связей, закрепившуюся в результате повторений. В основе динамического стереотипа лежит устойчивое распределение очагов возбуждения и торможения в коре головного мозга. Неправильное выполнение элементов упражнения затягивает процесс обучения, так как всякое движение (правильное или неправильное) в период заучивания оставляет след-в памяти. Неверно заученное упражнение «засоряет» воображение, а особенно воед-ные следы в памяти легко «всплывают на поверхности сознания» в стрессовых ситуациях. Таким образом, разучивая новое упражнение, важно в первую очередь создать устойчивый идеомоторный образ. И лишь после этого переходить к физическому выполнению запрограммированного в сознании движения.

Степень точности выполнения упражнения или какого-либо действия зависит от следующих факторов:

движение тем точнее, чем точнее идеомоторный образ;

движение тем точнее, чем тренированнее мышцы, участвующие в выполнении данного упражнения, действия;

движение тем точнее, чем лучше развита связь между программирующей частью головного мозга и исполняющей частью опорно-двигательного аппарата.

Опыт применения идеомоторных действий (идеомоторики) в период обучения пожарных па занятиях по пожарно-строевой подготовке показал, что такие, например, упражнения, как «преодоление стометровой полосы с препятствиями», «подъем по штурмовой лестнице 6 окно четвертого этажа учебной башни», «установка трехколенной лестницы в окно третьего этажа учебной башни», усваиваются в три—пять раз быстрее, чем при обычном обучении.

Немаловажное значение имеет применение идеомоторики личным составом пожарных подразделений в пути следования к месту вызова дежурного караула пожарной части. Представляя свои действия на пожаре, пожарные или командир оживляют в коре головного мозга многообразные временные связи, накопленные на занятиях, учениях и предшествующим опытом тушения пожаров. Это способствует быстрому включению их в работу, правильному выполнению; необходимых действий. Идеоторика в какой-то степени позволяет снять у личного состава высокое нервно-психическое напряжение, что очень важно в экстремальных условиях боевой обстановки.

Для более эффективных боевых действий пожарных необходимо, чтобы мысленное выполнение действий постоянно подкреплялось практическими действиями в процессе учебно-тревировочных занятий, приближенных к реальным условиям боевой работы.

Общие приемы регуляции психического состояния. Неблагоприятные психические состояния у пожарных весьма многообразны и характеризуются чрезмерной взволнованностью, повышенной эмоциональной напряженностью, возникновением навязчивых мыслей: «А вдруг я погибну? Вдруг произойдет взрыв?» и т. д. В связи с этим очень важно, чтобы пожарный умел управлять своим психическим состоянием.

Психическое состояние пожарного накануне боевых действий будем называть предрабочим. Оно наблюдается у каждого пожарного и командира. Предрабочее психическое состояние у пожарных возникает в период нахождения их на службе в дежурном карауле и проявляется как условнорефлекторная реакция организма, мобилизующая его на выполнение ответственной деятельности на пожаре. Предрабочее состояние—эмоциональное психическое состояние. Оно связано с особенностями переживания пожарным своего будущего участия в тушении пожара, спасении людей, попавших в беду, и т. д. Предрабочее состояние по-разному отражается в сознании. Например, пожарный может в большей или меньшей степени быть уверенным в благоприятном исходе выполнения боевой задачи и в приподнятом настроении ожидать сигнала тревоги; он может и опасаться за исход своих действий и поэтому томиться неопределенностью;

может находиться в плену навязчивых мыслей о предстоящем напряжении и тревожиться в значительной степени. В различных условиях разными лицами Предрабочее состояние переживается неодинаково. Установлено, что психическое состояние пожарного перед выполнением им боевого задания вызывает целый ряд сдвигов различных функциональных систем организма: артериального давления крови, пульса, частоты дыхания и т. д. Эти изменения имеют условнорефлекторный характер и представляют собой приспособительную реакцию организма к предстоящей работе. Сдвиги различных функций, как показали специальные исследования, зависят от характера предстоящей деятельности.

Психическое состояние пожарного перед выполнением боевого задания может проявляться в трех основных формах, характеризующихся определенным уровнем эмоционального возбуждения и соответствующего нервно-психического напряжения. К ним условно (по аналогии со спортом) отнесем боевую готовность, лихорадку и апатию.

Боевая готовность характеризуется оптимальным уровнем нервно-психического напряжения. Ей соответствуют выраженные, но умеренные функциональные сдвиги! Психологический синдром: напряженное ожидание действий, возрастающее нетерпение (желание скорей включиться в работу), легкое или даже значительное эмоциональное возбуждение, трезвая уверенность в своих силах (реальная оценка своих сил и способностей), достаточно высокая мотивация деятельности, стремление активно, с полной отдачей сил и до самого конца бороться за выполнение боевой задачи (способность сознательно регулировать и управлять своими мыслями, чувствами, поведением), высокая помехоустойчивость, т. е. способность работать концентрированно в условиях побочных отвлекающих раздражителей. Боевая готовность—благоприятное психическое состояние пожарного перед боевыми действиями, оно положительно сказывается на его действиях в боевой обстановке, позволяя пожарному максимально полно реализовать свои двигательные, волевые, интеллектуальные возможности, т. е. эффективно работать.

Лихорадка—чрезмерный уровень нервно-психического напряжения. Ей соответствуют резко выраженные функциональные сдвиги—значительное учащение пульса и дыхания, усиленная потливость подмышечных впадин и ладоней, повышенное кровяное давление, значительное увеличение тремора} (дрожания конечностей) и т. д. Психологический синдром: чрезмерное волнение, тревога, повышенная нервозность (раздражительность), неустойчивость настроения, резкий переход от бурного веселья к угнетенному состоянию, беспричинная суетливость, рассеянность, ослабление памяти, снижение остроты восприятия, повышенная отвлекаемость внимания, снижение гибкости и логичности мышления, неадекватные реакции на обычные раздражители, неспособность полностью контролировать свои мысли, чувства, настроения и поведение, неоправданная торопливость. В период лихорадки снижается работоспособность мышц и притупляется мышечно-двигательное чувство, ухудшается способность к расслаблению, нарушается координация движений. -Предрабочая лихорадка—крайне неблагоприятное психического состояние. Она мешает пожарному максимально мобилизоваться, не позволяет ему реализовать свои возможности в условиях боевых действий, т. е. снижает эффективность в работе.!

Апатия характеризуется низким уровнем нервно-психического напряжения в связи с возникновением охранительного торможения и ослаблением возбуждения. Ей соответствуют незначительные функциональные сдвиги. Психологический синдром:

вялость, сонливость, отсутствие желания работать, угнетенное настроение, неуверенность в своих силах, страх перед опасностью, отсутствие интереса к боевой работе, малая помехоустойчивость к неблагоприятно действующим факторам, ослабление внимания, притупление остроты восприятия, снижение продуктивности памяти и мышления, ухудшение координации привычных действий, резкое снижение волевой активности. Предрабочая апатия, как и предрабочая лихорадка,—неблагоприятное психическое состояние, резко снижающее эффективность действий пожарного.

Перечисленные психические состояния характерны как для рядового, так и для начальствующего состава. Особенность предрабочих состояний начальствующего состава заключается в том, что они могут передаваться подчиненным. Например, ярко выраженная предрабочая лихорадка начальника караула (части) может вывести пожарного перед выполнением боевого задания из состояния «боевая готовность», и, наоборот, боевая готовность начальника караула (части) вселяет уверенность в подчиненных и способствует их лучшему состоянию перед боевыми действиями.

Таким образом, из предрабочих психических состояний лишь состояние «боевая готовность» является желательным, благоприятно действующим на психику пожарного и обеспечивающим высокие результаты при работе на пожаре. Задача начальствующего состава пожарной охраны заключается в том, чтобы непосредственно перед боевыми действиями привести подчиненных. в состояние «боевая готовность», т. е. либо снизить чрезмерное нервно-психическое напряжение, либо повысить его до оптимального уровня. Для этого служат специальные приемы регуляции и саморегуляции психического состояния. Некоторые из них несложны, и овладеть ими может любой человек.

Целенаправленное изменение направления мыслей. Данный прием нередко называют «отвлечение», или «переключение». Борьба человека с собственными нервами, с тревогой, возникающей накануне выполнения ответственной и опасной для жизни работы, с нарастающим волнением отнимает подчас больше нервной энергии, чем сама работа. Поэтому, если пожарный сумеет отвлечься от навязчивых мыслей о предстоящей работе на пожаре, нервный потенциал его сохраняется. Переключение мыс

ли достигается тем, что пожарный перед заступлением на службу в дежурный караул старается заняться делом, которое целиком поглощает его, полностью или почти полностью занимает его мысли. Он читает интересный роман, слушает любимую музыку, смотрит захватывающий фильм или спектакль, посещает картинную галерею или музей, перебирает любимую коллекцию (марок, значков и т. д.), совершает интересную экскурсию, едет на рыбалку и т. п. Для предупреждения переутомления нервной системы следует категорически отказаться от работ, связанных с дополнительным заработком, азартных игр.

Воздействие на психическое состояние через вторую сигнальную систему. Под второй сигнальной системой человека, как известно, понимают речь. Слово обладает большой регулирующей силой. Под воздействием слова или соответствующих сочетаний можно преодолеть ту или иную психологическую трудность. Для этого слова-приказы повторяют несколько раз про себя или вслух. Чаще всего пожарными произносятся слова в виде самоприказа («Спокойно», «Вперед», «Пошел», «Я должен преодолеть... (то-то)...», «Я могу выполнить эту задачу...» и т. д.). Важно слова или фразы повторять не механически, а осознанно, отчетливо представляя их содержание. Так как сила слова имеет условнорефлекторную природу, необходимо, чтобы воздействие слова многократно сочеталось с успешными волевыми усилиями, например, на тренировках и учениях. Только при этом условии слово будет вызывать стенические чувства, т.е. чувства, активизирующие человека, повышающие его жизнедеятельность, увеличивающие силу и энергию человека.

Использование физических упражнений для регулирования психического состояния. Разминка, проведенная во время несения службы в дежурном карауле, является довольно эффективным средством регулирования неблагоприятного состояния пожарных. Так, если пожарный находится в состоянии предрабочей лихорадки, то для понижения уровня возбуждения ему рекомендуется провести разминку с меньшей, чем обычно, интенсивностью при обычном объеме выполняемой нагрузки. Если пожарный недостаточно возбужден (предрабочая апатия), разминку 'следует проводить интенсивно, в быстром темпе, включая резкие движения, ускорения. Для разминки можно использовать любые упражнения по физической подготовке, в том числе упражнения пожарно-прикладного спорта.

Применение специальных дыхательных упражнений. Для снижения возбуждения можно использовать специальные дыхательные упражнения. Они базируются на длительной задержке дыхания, в результате чего усиливается тормозной процесс. Упражнения заимствованы из гимнастики йогов и предложены канадским ученым Л. Персивалем. Они могут выполняться в положении стоя, сидя и лежа. Наиболее легкодоступные из них приведены ниже [4].

1-е упражнение (выполняется сидя или лежа). Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, слегка напрячь мышцы всего тела: йог, ступней, живота, рук, плеч, шеи, челюсти. Задержать дыхание на все время, пока мышцы напряжены (примерно 5—б с), затем сделать медленный выдох, расслабляя как можно больше мышцы всего тела. Упражнение выполнять 9—10 раз, при этом каждый раз следует увеличивать время задержки дыхания, выдоха и степень расслабленность

2-е упражнение. Лечь на спину так, чтобы ступни полностью стояли на полу, колени раздвинуть. Сделать глубокий вдох, рывком соединить колени вместе. Задержаться в таком положении на несколько секунд и затем сделать медленный выдох, дав коленям свободно «упасть» в стороны. Необходимо, чтобы колени «падали» сами, а не опускались движением мышц. Упражнение повторять'9—10 раз.

3-е упражнение. Стоя, сидя или лежа сделать в определенном темпе несколько медленных, ненапряженных глубоких вдохов. При вдохе слегка напрягать все мышцы, при выдохе стремиться полностью расслабиться. Выполнять упражнение в течение 2—3 мин.

Самоконтроль за внешним проявлением эмоции. Этот метод предупреждения неблагоприятных эмоций заключается в том, что боец мысленно задает себе вопросы и мысленно же на них отвечает, предпринимая определенные действия. Рекомендуется применять метод самоконтроля на дежурстве, учебных занятиях, в пути следования на пожар и т. д. Он позволяет установить спокойный ритм дыхания, снизить частоту сердцебиения, успокоиться перед выполнением трудного задания.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.