Здавалка
Главная | Обратная связь

НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА



Непосредственная психологическая подготовка пожарных направлена на подготовка к конкретной деятельности — тренировочному занятию, соревнованию, выполнению боевой задачи на пожаре. Она предусматривает:

осознание особенностей и условий будущей деятельности;

осознание задач, которые предстоит решать в-данной деятельности;

формирование уверенности в своих силах и готовности к волевым напряжениям в специфических условиях деятельности;

снятие излишнего нервно-психического напряжения перед работой и обеспечение состояния «боевая готовность'»;

организацию своего поведения в трудной обстановке;

мобилизацию физических и духовных сил на выполнение поставленной задачи.

Непосредственная психологическая подготовка базируется на общей психологической подготовке и может осуществляться только на ее основе.

Ниже будет рассмотрена лишь та непосредственная психологическая подготовка пожарных, которая связана с предстоящей работой на пожаре и в период его тушения. Этот, период непосредственной психологической подготовки разделен на два этапа: первый—с момента объявления тревоги и следования к месту пожара (вызова); второй—процесс боевой работы на пожаре.

На первом этапе непосредственной психологической подготовки пожарных важная роль принадлежит уточнению информации об объекте, на котором возник пожар. К такой информации относятся уточнение адреса, пути следования, пожарно-так-тическая характеристика объекта (этажность, строительные конструкции, система водоснабжения, пожарная опасность технологического процесса и т. п.). Большое значение на этом этапе имеет процесс сосредоточения внимания пожарных на предстоящих боевых действиях. Умение пожарных непосредственно перед выполнением боевых заданий заставить себя полностью отвлечься от навязчивых мыслей и переживаний, от разнообразных посторонних раздражителей — важнейшее условие успешного тушения пожара. Способность к этому зависит от многих факторов: индивидуально-психологических особенностей пожарных, размера предполагаемого пожара и масштаба действий, успехов или неудач на предыдущих пожарах, профессиональной и физической подготовки бойцов.

Важное место в непосредственной психологической подготовке принадлежит умению пожарных настроиться на выполнение предстоящих действий, восстанавливая в памяти идеомоторные образы, т. е. мысленно «проигрывая» работу, которую придется совершить на пожаре (проведение разведки, тушение и ликвидация пожара). Такое продумывание предстоящих действий целесообразно, так как, во-первых, еще до начала боевых действий создается ведущий очаг возбуждения в области тех двигательных центров, которые обеспечивают выполнение боевого развертывания и приемов работы с пожарным оборудованием и способов тушения пожара; во-вторых, мысленное выполнение пожарными задания помогает лучше сосредоточиться и отключиться от воздействия посторонних раздражителей; в-третьих, мысленное:

включение отдельных приемов и действий приводит к ожйвлению той системы условнорефлекторных связей, которые образовалась при формировании соответствующих умений и навыков.

Большое значение в непосредственной психологической подготовке имеет отвлечение пожарных от навязчивых мыслей о предстоящей опасности («боюсь огня», «вдруг взрыв», «погибну» и т. д.), так как этим предупреждается неблагоприятное психическое состояние перед боевыми действиями. Один из приемов, которым может воспользоваться начальник караула (начальник части),—помочь пожарному вспомнить самый яркий эпизод, связанный с успешным выполнением боевого задания, удачным тактическим приемом и т. д. Вызванные таким образом приятные воспоминания не только отвлекают от навязчивых мыслей о возможных трудностях, но и повышают настроение, вызывают желание выполнить боевую задачу еще лучше, вселяют уверенность в свои. силы, повышают волевую активность.

На втором этапе непосредственной психологической подготовки пожарных большое место занимают приемы регулирования эмоционального состояния, которыми пожарные должны заранее овладеть. Немалое значение для регуляции психического состояния пожарных во время выполнения боевой работы имеет внушение, сделанное командиром (начальником). В педагогической практике под внушением обычно понимают психическое воздействие или влияние (главным образом словесное) одного человека на другого, которое обусловливает определенное внутреннее состояние последнего. Внушение, сделанное пожарному перед выполнением боевой задачи на пожаре спокойным, уверенным голосом в благожелательном тоне, не только снимает у него излишнее нервно-психическое напряжение, но и повышает уверенность, вселяет надежду на успех, равно как и приказ, распоряжение, данное твердым, властным голосом, мобилизует пожарного.

Недопустима подача советов, приказов, распоряжений чрезмерно громким, раздражительным голосом, переходящим в пронзительные крики. Для эффективности педагогического внушения командира (начальника) большое значение и&ьеют его культура, авторитет, профессиональная интуиция, умение сдерживать внешнее проявление своих переживаний и чувств.

Таким образом, непосредственная психологическая подготовка личного состава пожарных подразделений имеет свои особенности и определяется конкретными условиями тушения пожара (на высоте, при выделении сильнодействующих ядовитых веществ, при сильном ветре и т. д.), пожарно-тактической характеристикой объекта (здания с массовым пребыванием людей, склады химикатов или взрывчатых веществ, предприятия нефтехимии и т. д.), индивидуально-психологическими особенностями пожарного, командира, уровнем профессионального мастерства, возрастом.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.