Здавалка
Главная | Обратная связь

Предприниматель Плательщик (налогов, сборов)



Рис.4. Комплекс отношений исполнителей экономических ролей

Потребители -отдельные люди, их группы, а также организации различного масштаба и профиля, использующие различные вещи, продукты, товары, услуги, идеи в целях их потребления, удовлетворения каких-то интересов и потребностей, независимо от того, приобретают ли они объекты потребления, изготавливают сами или находят готовыми в природе. Потребитель весьма редко бывает неимущим, бездеятельным и безынициативным лицом. В данном случае он – просто иждивенец. Чаще всего потребитель – это собственник разных уровней и масштабов, который на средства от своей собственности или (и) за счет заработков удовлетворяет свои нужды, прихоти, капризы.

Говоря об индивидуальных потребителях, надо отметить, что их поведение все больше сегодня становится основой основ экономики и политики. В середине ХХ века Э. Фромм говорил, что современному обществу «нужны люди, которые объединяются в группы независимо от различия взглядов, которые хотят иметь все больше и вкус которых стандартизирован. По мере того, как наша экономическая организация все более прочно опирается на постоянно растущее потребление, у человека нашего времени, живущего в индустриальном обществе, разрастаются потребительские инстинкты. Не имея особых пристрастий, он нуждается в напитках, блюдах, сигаретах, спектаклях, лекциях, книгах, фильмах, телевидении и массе различных новинок. Мир превратился в кормилицу, а человек – в вечного младенца, который все чего-то ждет и постоянно разочаровывается». В последующем Э. Фромм еще более заострил психологические последствия подобной ориентации: «Суть установки, присущей потребительству, состоит в стремлении поглотить весь мир. Потребитель – это вечный младенец, требующий соски» (97, с.56).

Несмотря на подчеркивание негативных моральных последствий подобной устремленности потребительского поведения, экономика не может не следовать по пути его стимулирования, оставляя нравственную ответственность за его результаты на совести самого индивида – потребителя. Возникшее в последнее время не только за рубежом, но и в России научно - практическое направление «Поведение потребителей» полностью нацелено работать на интересы тех, кому постоянно нужны товары и услуги (см., например, 1).

Покупатель – любой индивид или организация, приобретающие товары и услуги для удовлетворения своих потребностей, ради удовольствия (своего и близких людей), для организации производства других товаров и т.п. Чтобы быть покупателем, надо обладать какой-либо собственностью, которая или сама служит оплатой за товар (деньги), или является эквивалентным средством обмена (бартер). Каждый покупатель – так или иначе потребитель, но не всякий потребитель становится покупателем: если он, к примеру, обеспечивается большинством товаров через свое натуральное хозяйство или «дары» природы (охота, рыболовство и т.п.). Кроме того, человек может не покупать одежду, пищу, другие товары, приобретая их другими способами: мошенничеством, воровством, поборами, грабежом и т.п.

Наиболее емкими сферами, в которых современный российский собственник выступает в ипостасях и потребителя, и покупателя, кроме пищевого, вещевого, бытового (домашняя техника) и медицинского «рынков», сегодня также являются автосервис, туризм, строительство жилых домов и квартир, жилищно-коммунальное хозяйство. Но сразу надо сказать, что, к примеру, быть собственником своего жилья и бороться за качество предоставляемых услуг строителей и «коммунальщиков» российские граждане в своем большинстве еще не приучены, и в этом им предстоит социализироваться.

Производители –отдельные лица или группы людей, непосредственно через свой труд участвующие в производстве (создании, изготовлении, выработке, собирании и т.п.) предметов, продуктов, услуг, предназначенных удовлетворять разнообразные потребности людей, в том числе собственные. Производимые предметы могут также являться компонентами (ингредиентами) изготовления (выпуска) других товаров и (или) услуг. Производители создают материальные и интеллектуальные ценности и осуществляют свою сознательную цель. Цель эта может быть сугубо индивидуальной или наполняться общественным содержанием. Сегодня немалое количество производителей одновременно являются мелкими собственниками: фермеры, владельцы «семейных» гостиниц, кафе и баров, учреждений по интеллектуальным услугам.

Особо необходимо выделить проблему «производства» интеллектуальной собственности (ИС). Она на сегодня в российском обществе стоит наиболее остро. Дело не только во многовековой недооценке значения и роли созидателей ИС и её самой со стороны государства и общества: этот недостаток сегодня преодолевается быстрыми темпами. Не менее актуальна защита «плодов труда» производителей интеллектуальной собственности от всевозможных прохиндеев и мошенников, бизнесом которых становится незаконное и несанкционированное использование результатов деятельности одарённых и талантливых людей, продукции их индивидуального и (или) коллективного разума. Социализироваться в плане ИС для человека – это значит учиться использовать свой ум и таланты на благо себя и общества, овладевать умениями не растрачивать свои интеллектуальные капиталы понапрасну и без ложной скромности пускать их в дело, уметь в случае необходимости защищать их от любых необоснованных посягательств. Придерживаясь личных и социальных интересов они живут по простой схеме: потребитель – продукт – прибыль.

Предприниматель – человек, использующий определенное сочетание средств (материальных, технических, информационных), являющихся личной и (или) коллективной собственностью для производства товаров или (и) услуг и получающий определенный доход от их реализации. А. Смит характеризовал предпринимателя как собственника, идущего на экономический риск ради осуществления коммерческой идеи и получения прибыли. Предприниматель и производитель не всегда одно и то же лицо: во-первых, можно производить только для себя, не получая от этого выгоды, во-вторых, можно вкладывать в производство свои средства (деньги), самолично не участвуя в изготовлении предметов и продуктов.

Интересную и заслуживающую внимания идею о трёх волнах предпринимательства в современной России высказывает В.В.Спасенников. Мы приводим её ещё и потому, что она перекликается с некоторыми нашими взглядами на типологию собственников, приведённую выше (см.86, с.289).

1. «Прирождённые предприниматели». Это - «цеховики», «теневики». Они начали заниматься предпринимательской деятельностью давно, ещё при социализме, в форме спекуляции, нелегального производства.

2. «Начальство». Представители этой волны предпринимательства основные капиталы сколотили в ходе незаконной, грабительской приватизации. Для этого они пользовались близостью к распределительной кормушке, поскольку занимали ключевые позиции в структурах власти и производства.

3. «Массовые предприниматели». Большая часть населения, оставшись в ходе реформ без работы, зарплаты и средств к существованию, вынуждена была заняться предпринимательством, чтобы выжить и прокормить семью. К «массовым предпринимателям» относятся и бабушки, распространяющие газеты, и широко известные «челноки».

Читатель пособия понимает, что наиболее трудно социализироваться предпринимателям третьей волны. Но их массовая адаптация в мире бизнеса имеет для современной России архиважное значение.

Продавец (поставщик)конкретных товаров и услуг – человек, совершающий через различные рыночные механизмы удовлетворение потребностей и запросов потребителей и поэтому заинтересованный в изучении и создании спроса (маркетинге) и рекламе. Разноуровневость и разновидность «продавцов» хорошо иллюстрируют такие понятия, как «оптовая» или «розничная» торговля, продавцы промышленных, продовольственных, спортивных товаров, книг, косметики и т.д. и т.п. Кроме того, к «продавцам» можно уверено отнести различных перекупциков, которые не дают заработать торговлей «мелкому» производителю товаров. Продавец, даже являющийся посредником в торговых и производственных сделках, обычно обладает какой-либо частной собственностью, которая даёт ему возможность пользоваться оборотными средствами для оптовых покупок товара. Продавцами зачастую бывают и непосредственно производители и предприниматели.

Человек в своей жизни рано становится плательщиком налогов, сборов, акцизов, т.е. не только установленных государством и (или) добровольно осуществляемых выплат за владение определёнными недвижимостью и имуществом, из получаемых доходов, заработной платы, но так же он платит за покупки определенного рода. Например, при приобретении алкогольных напитков, табака и т.п. выплачивает часть своих средств не за сам товар, а в качестве оплаты государственных расходов. В этом плане его собственность тратится на общественные нужды: налоги и сборы необходимы, прежде всего, для нормального функционирования социальных институтов общества: административных структур, учреждений образования и здравоохранения, социальной защиты и т.п.

На скрытый, но неизбежный характер, так сказать, косвенных налогов, т.е. налогов, выплачиваемых вместе с любыми покупками, в свое время обратил внимание Ш. Монтескье: «Налоги на товары менее всего ощутительны для народа, потому что они не связаны с формальным требованием уплаты. Они могут быть так благоразумно распределены, что народ почти и знать не будет, что уплачивает их. Для этого особенно важно, чтобы уплата налога была возложена на того, кто продает товары. Последний прекрасно знает, что он платит не из своих средств; а в представлении покупателя, который в сущности уплачивает этот налог, он сливается в одно целое с ценой товара» [53, с. 341]. Рациональному собственнику все же стоит знать и характер и размер таких налогов, поскольку это так или иначе затрагивает его интересы.

Сегодня в российской действительности все более широко распространяются не только налоги на собственность, доходы, заработки и т.п., но и различного рода сборы иного характера. К таковым надо прежде всего отнести страховые сборы, поскольку услуги страховых организаций сегодня все шире вторгаются во все сферы нашей жизни. Они могут осуществляться как на добровольной основе, так и на добровольно-принудительной (пример: обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств). В любом случае, правильно организованное и надежное страхование выполняет очень важную психологическую функцию: формирует у собственника чувство гарантированности, сохранности части стоимости имущества (или даже их полной стоимости) при разного рода природных и социальных коллизиях (наводнения, пожары, землетрясения, транспортные аварии, дефолты и т.п.). Гражданин из цивилизованной страны настолько приучен к страховым услугам, что считает любое дело невыгодным и ненадежным, если он в нем не застрахован от риска. Российскому же гражданину еще необходимо учиться правильному взаимодействию со страховыми организациями, умению находить среди них наиболее надежные и эффективные.

Осуществляя любую из перечисленных выплат, каждый человек (какую бы из названных выше ролей он не выполнял) с раннего детства подключается не только к экономической деятельности государства и общества, но и к политической жизни, хотя многие не задумываются о данном аспекте. Это неизбежно, поскольку его средства должны использоваться на благо людей, на благо его самого; их расходование по линии государства и его структур должно проходить под контролем, в том числе и самого плательщика (учитывая значимость этих моментов, рассмотрим их в отдельном разделе).

Обращаясь к психологическим, социальным и, отчасти, политическим аспектам экономических ролей (функциональной матрице экономического поведения) каждого гражданина общества, следует отметить ряд моментов.

Во – первых, выступая в качестве собственника разных уровней каждый человек даже в конкретный временной период обычно исполняет не одну роль, а, по меньшей мере, три или четыре: любой из нас когда-то является производителем, когда-то - покупателем, всегда – потребителем и, в определенном возрасте, становится непосредственным плательщиком налогов, акцизов, сборов. Отсюда отдельный человек так или иначе, в тех или иных условиях вникает в «тонкости» каждой роли, осмысливает основные права, обязанности, льготы при ее исполнении и при необходимости пользуется ими, в необходимых случаях через различные социальные и политические институты борется за их защиту.

Во – вторых, профессиональное исполнение некоторых ролей (предприниматель, производитель, продавец) ставит человека в позицию, когда его интересы в качестве конкретного собственника могут (хотя бы формально) противоречить позициям исполнителей других ролей: продавец – покупатель, производитель - потребитель. Отсюда во многих случаях неизбежны различия как в экономическом мышлении разных людей, так и внутренняя борьба мотивов при реализации неодинаковых ролей одним человеком: «купил бы, но нужно экономить «средства для дела», «продал бы объект собственности, но выгоднее использовать самому». Соответственно, несходные ожидания в реализации ролей со стороны разных исполнителей вызывают и коллизии собственников с государством и его представителям: например, предприниматель считает, что размер налогов у него завышен и из-за этого негативно относится к депутатам, принявшим соответствующие законы, и к фискальным органам.

В – третьих, как мы показали выше, основной детерминантой различий при исполнении людьми одних и тех же ролей чаще всего выступает уровень материального обеспечения или, точнее, обладание собственностью, которая предопределяет возможности каждого человека участвовать в реализации таких «активных» функций, как производство, предпринимательство и торговля. А внесение «собственнической окраски» в любую деятельность, не может не политизировать последнюю: человек осознанно идёт в политику, чтобы защищать свои собственные интересы. Такова, по-видимому, общая динамика развития человека: социализация экономическая зачастую предполагает и социализацию политическую.

О том, что освоение каждой из названных экономических ролей можно и нужно рассматривать, как специфический процесс, говорят следующие причины:

а) наличие внутренних конфликтов личности при единовременной реализации собственных «разнонаправленных» ролей: «купил бы (покупатель и потребитель), но надо экономить для развития бизнеса» (предприниматель), «продал бы (продавец), но самому нужно для дела» (производитель);

б) существующие объемные научные и практические учебные курсы «поведение потребителя», «психология предпринимателя», «взаимоотношения в диаде продавец – покупатель», «мотивация налогоплательщиков» и т.п. показывают, что каждую из ролей можно рассматривать отдельно, всякий раз вычленяя в любой из них специфические слагаемые;

в) формируемые качества для реализации ролей могут быть не только общими, но и своеобразными и даже противоречивыми (например, бережливость, скупость, полезные для потребителя, могут стать тормозом для предпринимательских потенциалов).

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.