Здавалка
Главная | Обратная связь

Виды интеллектуальной собственности



Конвенция об учреждении Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), принятая в Стокгольме в июле 1967 года, предусматривает, что объектом права интеллектуальной собственности являются:

Литературные, художественные произведения и научные труды;

Исполнительская деятельность артистов, фонограммы и радиопередачи;

Изобретения во всех областях человеческой деятельности;

Научные открытия;

Промышленные образцы;

Товарные знаки, знаки обслуживания и коммерческие наименования и обозначения;

Пресечение недобросовестной конкуренции.

Существующие сегодня объекты интеллектуальной собственности можно дифференцировать и другими способами. По одному из них совокупность данных объектов в их правовой и «материальной» выраженности можно представить следующим образом:

1.Объекты промышленной собственности:

· Патенты на изобретения,

· Свидетельства на полезные модели,

· Патенты на промышленные образцы,

· Свидетельства на товарные знаки (знаки обслуживания),

· Фирменные наименования (свидетельства о регистрации юридического лица),

· Свидетельство на право пользования наименованием места происхождения,

· Пресечение недобросовестной конкуренции.

2.Объекты авторского права.

· Научные публикации, в том числе диссертации, монографии, статьи, отчеты о научно – исследовательских, конструкторско-технологических и проектных работах,

· Литературные произведения,

· Драматические и музыкально – драматические произведения; сценарные произведения,

· Хореографические произведения и пантомимы,

· Музыкальные произведения с текстом и без,

· Аудиовизуальные произведения,

· Произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и др. произведения изобразительного искусства,

· Произведения декоративно – прикладного и стенографического искусства,

· Произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства,

· Фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии,

· Географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам, программы для ЭВМ,

· Базы данных,

· Топологии интегральных микросхем,

· Другие произведения.

3. Ноу-хау.

· Коммерческие секреты,

· Технологические секреты,

· Технические секреты,

· Финансовые секреты,

· Организационные секреты,

· Медицинские секреты,

· Биотехнологические секреты,

· Другие ноу-хау [66, с.16-30].

В настоящее время особо, на наш взгляд, надо выделить такой вид интеллектуальной собственности как компьютерные программы и разработки, применяемые в разных сферах промышленности, бизнеса, предпринимательства. Их классификация может быть самой различной. Рассмотреть все представленное многообразие форм интеллектуальной собственности не представляется возможным из-за их объемности и психолого-экономических целей нашей работы, поэтому остановимся лишь на наиболее значимых из них.

В экономической сфере наиболее значимыми объектами интеллектуальной собственности являются те их них, которые так или иначе связаны с производством товаров и услуг и их сбытом (обеспечением), включая операции по упаковке полезных вещей и продуктов и их рекламе. Типичными «представителями» этого вида собственности являются различного рода изобретения - новые решения технических задач, промышленные образцы как дизайнерские решения, определяющие внешний вид выпускаемой предприятиями продукции, товарные знаки (брэнды) и т.п.

Изобретения

Изобретения выступают в качестве продуктов мыслительной деятельности, которые отличаются своей новизной и оригинальностью в решении каких-то практических вопросов. В экономической сфере, как и в ряде других, изобретения могут быть двух основных видов:

1) Изобретения в виде продукта: например, новое химическое вещество, используемое для производства шампуней;

2) Изобретения в виде способа: если использовать только что приведенный пример, то разработка новой технологии по созданию нового химического вещества будет изобретением, относящимся к способу;

Полезный эффект от изобретения целесообразно расчленить на две составляющие:

· Непосредственная материальная отдача, выраженная либо в снижении уровня затрат труда на производство, либо в достижении определенного положительного результата по удовлетворению той или иной потребности,

· Получение новой информации, знаний, умений, которые вносят вклад в научно – технический прогресс, осуществляя обратную связь.

Как правило, внедряется в практику и приносит немедленную материальную отдачу лишь часть изобретений, в связи с чем эффект от изобретательской деятельности в значительной доле представляет вторая составляющая. Поэтому прямая экономическая невыгодность внедрения той или иной научной или технической мысли не может служить причиной для их отклонения (с точки зрения фиксации авторского права).

В этом плане гораздо проще рассчитывать экономическую целесообразность внедрения рационализаторских предложений. Под рационализацией понимаются меры, направленные на то, чтобы выпускать данный объем продукции с меньшими расходами ресурсов или увеличить выпуск продукции при неизменных ресурсах (капитале и затратах). В отличие от изобретательской работы, рационализация практически всегда имеет непосредственный осязаемый результат и в связи с этим упрощается и принцип вознаграждения. Базой для определения премии является полученный эффект.

Психолого-экономическая целесообразность изобретений состоит не только и не столько в более эффективном удовлетворении запросов потребителя. Не менее важна их функция стимулирования новых потребностей людей. На данное обстоятельство обратил внимание уже Г. Тард. Он считал, что многие промышленные изобретения, «понижая цену, по какой они дают возможность предлагать уже известные предметы, удовлетворяющие старинные потребности, делают эти предметы более доступными многим людям, которые в противном случае никогда не стали бы думать об их приобретении. Следовательно, они порождают у этих людей соответствующие желания, не существовавшие у них раньше. Мы видим, что тем или другим способом первичной причиной экономического желания бывает изобретение».

Можно привести две небольших, но знаменательных иллюстрации к мыслям Г. Тарда. Во-первых, изобретение конвейера на заводах Г. Форда позволило для многих людей воплотить в реальность известное выражение: «Автомобиль не роскошь, а средство передвижения». Автомобильный бум сегодняшнего времени – конкретный отзвук тогдашних изобретений. Во-вторых, изобретенные способы создания компьютеров, телевизоров, бытовой техники и т.п., сделали возможной их массовую востребованность. Удовлетворение многих наших желаний становится следствием изобретений.

Изобретения в сегодняшнем потребительском обществе практически бесконечны. Верно говорят, что сегодня технология предприятий может создавать любые товары и услуги – и это не проблема. Гораздо труднее обеспечить реализацию сделанного. И это уже разговор об одном из следующих объектов интеллектуальной собственности.

Любой человек вправе считать какой-либо продукт своей деятельности изобретением, если он до этого ничего подобного не видел в практике. Но общепризнанным изобретением, а значит объектом интеллектуальной собственности, становится лишь то, которое закрепляется официальным документом, выдаваемым правительственным учреждением страны, - патентом. В связи с этим считается, что изобретения могут быть патентоспособными и непатентоспособными (отличие первых от вторых заключается в том, что они обеспечивают юридическую защиту изобретений). Для того, чтобы быть патентоспособным, изобретение должно отвечать трем основным критериям:

· Оно должно быть новым, т.е. ранее не встречавшимся в общем употреблении продуктом или способом (технологией);

· Оно должно содержать определенный уровень изобретательного творчества, т.е. представлять собой неочевидный продукт оригинального мышления;

· Оно должно быть применимым на производстве, т.е. допускать массовое изготовление (использование).

Здесь нужны разные средства помощи: маркетинг, реклама, другие средства достойного представления товаров. Пока же, по словам академика Е. Велихова, российский патент – это издевательство над идеей патента: наше государство пока научилось выполнять свои вторичные функции - фискальные и полицейские, но с их помощью нельзя добиться, чтобы поле начало плодоносить. А ведь только для того, чтобы защитить свои разработки действительно работающими патентами, надо вложить сотни тысяч долларов. Затем наступает следующий этап коммерциализации идеи, который обходится еще на порядок дороже. Поэтому, хотя в России потенциально интеллектуальные продукты можно оценить в громадные деньги, сейчас основная задача состоит в том, чтобы сохранить ту интеллектуальную собственность, что уже создана.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.