Здавалка
Главная | Обратная связь

Основы творческого созидания



Любое творчество, в результате которого «вызревают» объекты интеллектуальной собственности, зависят от способностей и одаренностей человека. Причем способности могут быть общими и специальными. Последние обеспечивают творчество в конкретных видах деятельности – музыкальной, художественной, организационной, педагогической и т.д. и т.п. Как много разных видов деятельностей, так и в десятки раз больше можно выделить способностей, обеспечивающих их эффективное протекание.

В связи с этим в психологических исследованиях и в практике стали выделять общие способности, которые так или иначе предопределяют успешность не одной, а нескольких деятельностей. В плане создания современных объектов интеллектуальной собственности из таких общих способностей можно выделить креативность.

Креативность,по Дж.Гилфорду– это уникальная творческая способность, предопределяющая нетрадиционность и самобытность идей и предложений человека. Среди «компонентов» креативности обычно называют:

· Способность к обнаружению и постановке проблем

· Способность к генерированию большого числа идей, исходящих от окружающих

· Способность к самостоятельному продуцированию идей, воспроизводству отдаленных ассоциаций

· Способность усовершенствовать объект, добавляя в него необычные детали или предлагая его новое использование

· Умение реагировать на привычные раздражители нестандартно, развитое чувство меры

· Способность решать проблемы, т.е. способность к анализу и синтезу

· Способность распознавать необычные, имеющие важное значение, зависимости

· Оригинальность – необычный взгляд на вещи

· Способность делать новые выводы, обобщая известные факты

· Способность найти новые области применения объекта или определить его новые функции

· Понимание уникальности и полезности даже самых неожиданных и нетрадиционных решений, имеющих рациональное зерно.

Сегодня в социальной практике все чаще используются различные методы развития креативности всех тех, кто занят разработкой новых видов интеллектуальной собственности, а также управленческих работников и специалистов.

И специальные, и креативные способности – не единственный козырь в творческом процессе человека и группы, и даже иногда эти «высокие материи» нуждаются «в приземлении», поскольку далеко не вся продукция творчества – т.е. «идеальная» интеллектуальная собственность может получить воплощение в конкретные предметы и услуги, которые – то и нужны конкретным людям. От замысла до воплощения много дорог и преград. Вот почему в цене были и остаются аналитические потенциалы человека и группы, их умение мыслить по – деловому. Житейское правило «Семь раз отмерь, и один раз – отрежь» весьма значимо во многих вопросах селекции новых и новейших нужных людям вещей, произведений, предметов, картин и т.п. Суть необходимых для этого качеств можно объединить в понятие «рационализм».

Рационализм – это, прежде всего, объективный беспристрастный анализ окружающей действительности, стремление выделить в ней общие закономерности. По своей сути он:

· нацелен в планах и разработках на достижение конкретных успешных результатов в заданные сроки и за счет имеющихся, а не предполагаемых экономически выгодных средств;

· нацелен на разумный риск в экономической деятельности, исключает авантюризм и надежду «на авось»;

· предполагает здравый подход к сложившейся обстановке, основываясь на логике ситуаций, объективном анализе фактов, в то же время не теряя из виду перспективы, возможность разного рода инноваций;

· основан на стремлении заранее рассчитать возможные последствия своих действий (знать каким образом подготовленные сегодня продукцию, услуги можно продолжать совершенствовать);

· базируется на уверенности в том, что чувствами можно руководствоваться лишь тогда, когда они основаны на знании дела, когда они созвучны с чувствами других людей и реально влияют на успех дела;

· предполагает склонность тщательно обдумывать каждый вариант изделия, произведения, научной статьи, «обсасывая» значимость в целом и отдельные преимущества предлагаемых новшеств;

· остро нуждается в вере и умении в случае неудачи смотреть вперед, бороться с разочарованиями, переходить к следующим вариантам.

Вполне понятно, что люди, органично сочетающие в себе все три названные особенности – развитые специальные способности, креативность и рационализм, встречаются довольно-таки редко, да и дать конкретный диагноз данным характеристикам личности зачастую трудно.

Поэтому на практике часто приходиться искать таких людей по их конкретным результатам, по «выраженности» в их личности конкретных возможностей «творить, выдумывать, пробовать». Интерес в этом плане представляют конкретные механизмы творческого мышления, которые становятся достоянием творческих людей. Они порой совершенно непредсказуемо «врываются» в создание новых объектов. Следует напомнить, что данные механизмы связаны не только с сознанием, но и с подсознательными процессами. Первыми можно назвать аналогию, ассоциацию, позволяющими подбирать варианты ожидаемых объектов из, казалось бы, совершенно не соответствующей области. Обоснованными доказательствами здесь послужат некоторые открытия, ставшие достоянием практики человечества:

Изобретатель карбюратора американский инженер Ч. Дюрейа понимал, что для успешной работы двигателя внутреннего сгорания нужна смесь бензина с воздухом. Эта идея навязчиво преследовала его. В 1891 году, увидев у жены пульверизатор для духов, он по аналогии создал распыляющий инжектор.

При изобретении электрического телеграфа американец С. Морзе столкнулся с проблемой затухания сигнала при передаче на большие расстояния. Увеличение энергии первоначального сигнала не приводило к успеху. Путешествуя на перекладных из Нью-Йорка в Балтимор, он наблюдал, как на почтовых станциях меняют лошадей. Так у него возникла идея строительства усиливающих подстанций вдоль телеграфной линии.

Шотландский врач Д. Данлоп был озадачен тем, что его сыну неудобно ездить на велосипеде с металлическими ободами по тряской булыжной мостовой. Поливая сад, он ощутил, как шланг пружинит под рукой. Никто не знает, пытался ли он наполнить свою первую шину водой или воздухом, но доподлинно известно, что первую шину Данлоп сделал из садового шланга.

Примеры показывают, насколько успешно аналогии могут способствовать эффективному решению практических вопросов, созданию интеллектуальных продуктов. Эффект вполне можно усилить, если научить человека целенаправленно вызывать и продуцировать аналогии.

Еще одним важным механизмом, способствующим решению сложных проблем, считается так называемый «инсайт» – озарение, т.е. неожиданное моментное появление в сознании догадки о правильном продуцировании нужных объектов. Внешне инсайт выглядит как логический скачок в мышлении, получение результата, не вытекающие однозначно из имеющихся посылок. В данном случае мы имеем дело с подсознательной или интуитивной деятельностью мозга. Она издавна ставилась в ряд мировых загадок и привлекала внимание своей таинственностью. Проявлению инсайта предшествует обычно продолжительная и кропотливая деятельность мышления по анализу проблемы. Известно, что с помощью такого «сюрпризного» просветления Д.И. Менделеев окончательно сформулировал периодическую таблицу химических элементов (причем, во сне), а известный химик К. Кеккуле открыл формулу бензолового кольца. Сегодня к данному феномену обращается эвристика – наука, изучающая закономерности продуктивного творческого мышления, методы управления творческими процессами. То, что данная наука имеет глубинную основу, доказывает тот факт, что при опросе 232 американских ученых 83% из них признались, что решение той или иной проблемы пришло к ним как неожиданная вспышка интуиции.

Как показывает жизнь, «на помощь» аналогии, ассоциации, озарению часто приходит «его величество случай». Марк Твен – американский писатель – говорил: «Имя величайшему из всех изобретателей: случайность». Стоит рассмотреть несколько примеров, ярко иллюстрирующих эти факты.

· А. Флеминг – английский микробиолог случайно уронил немного хлебной плесени в бактериальную культуру, загрязнив смесь. Проклиная свою неловкость, он все равно, из любопытства, посмотрел в микроскоп и увидел в море бактериальных волн чистые островки, куда не стремились бактерии. Так Флеминг установил, что плесень останавливает рост бактерий. В результате появилось известнейшее лекарство – пенициллин.

· В течение нескольких лет Ч. Гудер исследовал, как можно использовать резину в промышленности. Проблема заключалась в том, что резина была очень мягкой при нагревании и слишком хрупкой при охлаждении. Однажды ученый случайно разлил немного резины на плиту, и она запеклась в темное, твердое вещество, которое оказалось прочным и гибким. Так Гудер открыл процесс вулканизации резины.

· Изобретатель Шонбейн пытался сделать надежнее и безопаснее обращение с ружейным порохом. Работая на кухне, он случайно вылил на стол немного азотной кислоты и вытер ее фартуком своей жены. Несколько минут спустя он повесил фартук над плитой, чтобы подсушить его, тот вспыхнул и почти дотла сжег дом ученого. Этот случай в конце концов привел его к открытию нитроцеллюлозы, заменителя ружейного пороха.

Таким образом, можно уверенно говорить, что случайность, как и аналогия, – это один из мощных стимуляторов творчества, но, как и в примерах с инсайтом она должна быть заранее «настроенной» психологически: «к случаю надо быть готовым».

К «случаям» в творчестве примыкает и неожиданный взгляд на использование казалось бы совершенно неперспективной продукции. Проиллюстрируем это интересным современным примером. Много лет назад 3М Корпорэйшн разработала «бесполезный» клей. Приклеенные им предметы можно было отклеивать и приклеивать, при этом клей не терял своих свойств. Но разработчики решили, что как клей он был недостаточно липким. Поэтому его положили на полку. Только когда сотрудник компании, уставший оттого, что на занятиях в церковном хоре из его сборника гимнов всё время выпадали закладки, смазал этим клеем полоски бумаги, все поняли, что это полезный товар. Полоски бумаги, смазанные клеем и выпущенные под маркой Поуст-Ит-Ноутс, превзошли по популярности все остальные товары компании, даже знаменитый скотч. Разработчики были слишком ограничены своими представлениями о клее, чтобы осознать значение этого изобретения. Потребовался человек с «безумной» идеей, чтобы выявить подлинный потенциал товара.

Рассматривая все представленные выше психологические потенциалы, закономерности и механизмы создания объектов интеллектуальной собственности, можно уверенно говорить, что они лежат в фундаменте создания любого интеллектуального продукта. Но в ход, в дело идет не всякий результат творчества, а лишь тот, который выгоден экономически и нужен людям. И это уже неразрывная связь экономики и психологии в реализации интеллектуальной собственности. Кроме того, экономика стимулирует развитие творчества своими средствами. Об этом в следующем разделе.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.