К вопросу о логике баховского языка
Печатается по изданию: Музыкознание. Временник отделения музыки (ГИИИ), вып. 4. Л, 1928, с. 13—39. С. 13. Праут Эбенезер (1835—1909)—английский музыковед и композитор. См.: Э. П p а у т. Фуга М., 1900. С. 15. Курт Эрнст (1886—1946)—швейцарский музыковед. К положениям его труда «Основы линеарного контрапункта» ("Grundlagen des linearen Kontrapunkts. Bachs melodische Polyphonie", 1917, русский перевод— 1931) И. А. Браудо неоднократно обращается в своих статьях (см. также с. 19, 29, 31, 58, 105 данного сборника). С. 19. Очевидно, имеются в виду немецкие музыковеды H а у м а н Эмиль (1827—1888) и Беккер Пауль (1882—1937). С. 22. Под мужским мотивом понимается мотив с акцентированным окончанием, ямбический; женский мотив — хореический, со слабым окончанием. С. 24. Очевидно, имеется в виду арочное строение темы.
Единство звучности
Доклад на расширенном заседании кафедры фортепиано и органа Ленинградской консерватории в 1939/40 учебном году. В дальнейшем неоднократно повторялся. Печатается по отредактированной машинописной копии. С. 40. Имеется в виду II том органных произведений И. С. Баха под редакцией Фр. К. Грипенкерля и Ф. Ройтцша (изд. Петере). С. 43. Ландовская (Ландовска) Ванда (1879-1959)—польская клавесинистка и пианистка. См.: В. Ландовская. Старинная музыка. Пб., 1909 (переиздание — Л., 1929). С. 49. Шнитгер Арп (1648-1720) — немецкий органный мастер. З и л ь б е p м а н — семья немецких органных и клавесинных мастеров, из которых наиболее известны современники И. С. Баха братья Андреас (1678-1734) и Готфрид (1683-1753). С. 50. Микстура — органный регистр, в котором соединяются несколько труб различной высоты (первоначально от 3 до 8, впоследствии до 18 и более), что придает звучанию блеск. Язычковые — группа органных труб или регистров, вспомогательным механизмом возбуждения звука в которых служит металлический язычок в стенке трубы (применяется с XV века). С. 55. Швейцер Альберт (1875-1965) — философ, теолог, врач, музыкант (органист и музыковед). Имеется в виду его книга "J. S. Bach, le musicien-poète" (Paris, 1905; дополненное немецкое издание под названием „Johann Sebastian Bach" — 1908, полный русский перевод: А. Швейцер. Иоганн Себастьян Бах. М., «Музыка», 1964). Пирро Андре (1809—1943) — французский музыковед. Имеется в виду его труд "L'estétique de J. S. Bach" (Paris, 1907). С. 59. Иоффе Иеремия Исаевич (1891-1947) — советский искусствовед. Имеется в виду его труд «Мистерия и опера (немецкое искусство XVI—XVIII веков)». Л., 1937. С. 60.Блюме Фридрих (род. 1893) — немецкий музыковед.
С. 70.Назаров Иван Тимофеевич (1880-1951) — ученик Н. А. Римского-Корсакова, посвятивший свою творческую жизнь работе в области психофизиологии исполнительской деятельности. См. И. Назаров. Основы музыкально-исполнительской техники и метод ее совершенствования. Л., «Музыка»,1970.
Возрождение органа
Печатается по изданию: «Новая музыка», сб. III. Л., 1927, с. 15-23. С. 78. Шеринг Арнольд (1877-1941) — немецкий музыковед. Из его многочисленных трудов, посвященных старинной музыке, вероятно, в первую очередь имеется в виду книга "Aufführungspraxis alter Musik" (Leipzig, 1931). Псалтериум — старинный щипковый инструмент; портатив — небольшой переносный орган. С. 79.В немецком курортном городе Донауэшингене в 20-е годы проходили фестивали новой музыки. См.: М. Буттинг. История музыки, пережитая мной. М„ 1959, с. 159-164. Пирапделло Луиджи Джирдженти (1867-1936) — итальянский писатель, драматург. Имеется в виду его драма «Шесть персонажей в поисках автора» (1921). С. 80.В пункте 5 утверждение чрезмерно категорично, оно отражает конструктивистские тенденции в музыкальном искусстве, распространенные в годы, когда писалась статья. С. 82. Jugendbewegung — так называемое «молодежное движение» в Германии 20-х годов, возглавлявшееся Фр. Йеде, которое стремилось возродить интерес к принципам народного и старинного музицирования в любительской юношеской среде. Это движение носило противоречивый характер. См.: М. Друскин. Берлин начала 30-х годов. В кн.: М. Друскин. О западноевропейской музыке XX века. М., «Советский композитор», 1973; Т. Левая, О. Л е о н т ь е в а. Пауль Хиндемит. М., «Музыка», 1974. С. 83. О произведениях X. Кушнарева и М. Юдина см. статью «Заметки о советской органной музыке» в данном сборнике.
Вопросы обучения игре на органе
Статья представляет собой основной раздел программы органного класса, написанной в 1930-е годы. Печатается по отредактированной машинописной копии. С. 86.Сабанеев Борис Леонидович (1880—1918)—органист и музыковед. С. 88. Здесь имеется в виду противопоставление ходов по тонам аккорда и поступенного движения. С. 92. Имеются в виду «50 упражнений». А. Гедике, «51 упражнение» И. Брамса, «Школа легато и стаккато», ор. 335 К. Черни. Карл-Эллерт Зигфрид (1877-1933)—немецкий композитор, музыковед и исполнитель на Kunstharmonium. Вероятно, имеется в виду его "Die Harmoniumtechnik (Gradus ad Parnassum)", ор. 95. С. 97.Коробка (швеллерный ящик) — приспособление современного органа, позволяющее получить постепенное усиление или ослабление звучности.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|