Здавалка
Главная | Обратная связь

Через фактуру к ладу



 

Какой же звуковой рельеф хотим мы вырезать из богатого материала фортепианной клавиа­туры? Ведь известно, что существует бесчисленное множество тембро-динамических ладов, что даже каждый регистр органа (регистр — в смысле «голос») имеет свой тембро-динамический лад, что каждый инструмент наделен им, что каждая историче­ская эпоха строила свои особенные тембро-динамические лады и что каждый старинный инструментальный мастер наделял их специфической характеристикой.

Какой же из этих ладов должен стремиться извлечь из фортепианной клавиатуры исполнитель, играя старинную музыку? Любой? Или каждый раз другой для иной пьесы? А может быть, все постоянные тембро-динамические лады, вместе взятые, име­ют какую-то общую закономерность, и эта общая закономер­ность осуществляется сама по себе, когда слишком не задумы­ваешься о выборе определенного решения?

Оказывается, что можно продвинуться еще дальше в поис­ках руководящих принципов, если только стремиться не к вос­произведению «неопровержимых фактов», а к выражению зако­номерностей.

В клавесинной игре тембро-динамический лад живет в фак­туре. Желая воссоздать образ клавесина на фортепианной кла­виатуре, следует начать с обратного: мы должны начать с осу­ществления фактурного рельефа; и только через фактурный рельеф можно вызвать в воображении образ постоянного тембро-динамического лада.

 

 

{64}Указанная связь иллюстрируется двумя приводимыми чер­тежами. На первом (см. с. 63) видим, как тембро-динамическое освещение мелодии возникает из различно окрашенных клави­шей, вернее струн клавесина; на втором (см. ниже) — как по­следовательно-закономерное динамическое освещение мелодии средствами фортепианных клавишей воссоздает образ некоего постоянного тембро-динамического лада.

Итак, мы продвинулись дальше: мы не ищем в фортепиано ни тембра клавесинной струны, ни постоянства клавесинной клавиши, ни даже подражания какому-то определенному, зара­нее заданному тембро-динамическому ладу, мы начинаем непосредственно с последнего звена, с осуществления того фактур­ного рельефа, который выявляется клавесинной клавиатурой.

­

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.