Здавалка
Главная | Обратная связь

Контейнеризация перевозок



Контейнерные перевозки, как новая прогрессивная технология доставки груза, берут свое начало с шестидесятых годов, когда был разработан первый морской унифицированный контейнер.

Известно, что тарно-штучные грузы, которые в первую оче­редь тяготеют к системе контейнерных перевозок в обычных условиях перерабатываются как минимум 6 раз. Если учесть промежуточные сортировки этих грузов при следовании их в вагонах со сборными отправками, а также завоз на базы хранения и передачи на другие магистральные виды транспорта, то количество грузовых операций с ними увеличивается до 8-12, а в отдельных слу­чаях и более. Неудобные для механизированной перегрузки тарно-штучные грузы перерабатываются, как правило, вручную, вызывая затраты живого труда, простои подвижного состава, замедляя доставку продукции.

Контейнерная система перевозок грузов снимает многие из названных не­достатков и позволяет:

- исключить тяжелый физический труд на грузовых операциях;

- значительно ускорить производство грузовых работ;

- сократить простои подвижного состава и время занятия им постоянных сооружений: железнодорожных путей, портовых мощностей на причалах и складах,

- почти полностью исключить утрату и повреждения грузов;

- существенно снизить затраты материалов и труда на изготовление тары;

- значительно сократить себестоимость перевозок;

- ускорить доставку грузов в пункты назначения и сократить объем грузо­вой массы, находящейся в процессе транспортировки.

Развитие контенеризации началось с территории США, вначале с внутренних перевозок между городами страны. Впоследствии контейнер «вышел» на морские пути и положил начало развитию целой отрасли. Столь широкое распространение эта технология получила благодаря неоспоримым преимуществам унифицированной тары — скорость доставки, удобство, высокую сохранность груза при относительной дешевизне транспортного цикла.

Однако, низкие цены дались транспортникам нелегко и далеко не сразу. Нужно было создать цельные логистические системы, разработать и построить специализированный флот, контейнерные терминалы, сами контейнеры, создать огромную автотранспортную сеть специализированных машин и прицепов, разработать перегрузочное оборудование для подъема тяжелых (до 40 тонн) контейнеров, создать сложную систему слежения за каждым «ящиком» на всем пути, продумать систему прохождения грузовой документации и т. д.

Вскоре после создания большегрузного контейнера его размеры и характеристика приспособлений для запора дверей, устройств для закрепления контейнера на подвес­ке кранов-фиттингов (fittings) и др. были стандартизиро­ваны Международной организацией по стандартизации ИСО (ISO). При стандартной ширине и высоте в 2,44 м в отношении длины используется модульный принцип кон-структирования контейнеров на основе применения 20-и 40-футового эквивалентов (ТЭУ и ФЭУ — TEU и FEU). Кроме того, допускаются отклонения по высоте до 8,5 и 9 футов (highcubic — «хайкьюбы»).

Во всех индустриаль­ных странах с начала 60-х гг. было развернуто контей­нерное строительство. При неуклонном следовании стандартам ИСО происхо­дил процесс непрерывного приспособления обычных кон­тейнеров под грузы, перевозимые на особых условиях, а так­же создания типов контейнеров, отвечающих специфике грузопотоков на отдельных географических направлениях. Созданы специальные контейнеры, соответствующие стан­дарту ИСО: складывающиеся (collapsable), разборные (demountable), разовые (expandable), контейнеры для пере­возки сыпучих грузов (bulk), наливных (tank containers), скоропортящихся («риферов» — insulated and refrigerated) и других грузов. Таким образом, «контейнер» («ящик») стал выражать унифицированную единицу грузовой массы и единицу транспортной работы в интермодальных перевоз­ках. Соотношение контейнеров, соответствующих стандар­там ИСО, к прочим — 86% к 14%.

Достоинства системы контейнерных перевозок перекрывают дополни­тельные затраты на создание и содержание парка контейнеров и специализи­рованного подвижного состава, а также на перевозку самих контейнеров особенно в порожнем состоянии и содержание обслуживающего персонала контейнерной индустрии.

Система контейнерных перевозок основана на строгой стандартизации и унификации технических средств, что обусловило ее международный харак­тер.

В основу стандартизации и унификации технических средств положена модульная система, устанавливающая взаимоувязку размеров контейнеров и подвижного состава.

Техническую базу системы контейнерных перевозок со­ставляют: парк контейнеров, подвижной состав, используемый для перевозки контейнеров, перегрузочное оборудование и постоянные сооружения, сосре­доточенные в пунктах первоначального отправления, перегрузки и выгрузки контейнеров.

Для перевозки контейнеров на всех видах транспорта применяется под­вижной состав, который позволяет обеспечивать максимальную загрузку транспортного средства, сокращение времени простоя под грузовыми опера­циями.

Для грузовых операций в пунктах перевалки контейнеров предназначены специальные районы - контейнерные терминалы.

На железно­дорожном транспорте контейнерные терминалы представляют собой специа­лизированные станции, на морском и речном - комплексы устройств, вклю­чающие открытые площадки для накопления под группировки мелких отправок контейнеров, сортировочные площадки, железнодорожные подъезд­ные пути, автопроезды, склады затарки и растарки контейнеров, весовые Устройства.

Для выполнения перегрузочных и складских операций с контейнерами используется комплекс специализированного оборудования.

Применение контейнеров позволяет повысить производительность труда в среднем в 4-6 раз, а на морском транспорте - до 30 раз по сравнению с про­изводительностью труда при ручной обработке грузов, комплексно механизи­ровать и автоматизировать погрузочно-разгрузочные и складские операции, полностью исключить тяжелые ручные работы, в 7-10 раз снизить себестои­мость перегрузочных работ, в 1,5-2 раза сократить затраты на тару и упаков­ку, повысить сохранность перевозимой продукции, ускорить на 25-30 % дос­тавку грузов.

Замена крытых складов открытыми, лучшее использование складских площадей в результате многоярусного складирования контейнеров сокращает капиталовложения в складское хозяйство с учетом необходимых средств на механизацию в 2-3 раза.

Таким образом, основные преимущества контейнеризации грузов сводятся к слдующему:

· доставка грузов от "двери до двери" без промежуточной перегрузки;

· малый риск повреждения гру­зов;

· более быстрая доставка грузов;

· экономия рабочей силы и складских помещений.

Анализ тенденции мирового товарооборота и транспортно-экономических преимуществ перевозки унифицированных укрупненных грузовых единиц в координированном взаимодействии разных видов транспорта дает основание для уверенного прогноза дальнейшего развития контейнерных перевозок практически на всех основных направлениях, где имеются потоки генеральных, рефрижераторных и ряда других грузов.

Контейнерные перевозки становятся все выгоднее из-за совершенствования перевозочного процесса, снижения транспортных расходов и устранения тяжелого физического труда в пунктах перевалки грузов, повышение сохранности перевозимых грузов от отправителя до грузополучателя.

Укрупнение грузовых единиц дает возможность перевозить большие объемы грузов с минимальными затратами и высокой скоростью доставки грузов на специализированном транспорте

Система контейнерных перевозок является в настоящее время самым распространенным видом организации интермодальных перевозок грузов.

В странах Западной Европы широко известна английская система контей­нерных перевозок "Freigt & Liner". Она начала функционировать с 1956 г. и в настоящее время включает около 100 маршрутов, связывающих более 50 специализированных пунктов, которые имеют обменные парки большегруз­ных контейнеров, складские площадки, средства механизации погрузочно-разгрузочных работ, парки тягачей, полуприцепов, автомобильных шасси, оборудования для быстрого крепления контейнеров. В целом система харак­теризуется высокоорганизованным взаимодействием разных видов транспор­та и жесткой маршрутизацией перевозок, что позволяет реализовать цели ее создания: осуществлять быструю доставку грузов от отправителя к потреби­телю, добиваться снижения простоя подвижного состава и оборудования, обеспечивать конкурентоспособность железнодорожного транспорта.

В Германии с 1969 г. получила широкое распространение система контейнерных перевозок "Pa"(Porter Amenge), которая функционирует по методу американской контейнерной системы "COFC" (container он flet car - контейнер на платформе), где автомобильный транспорт доставляет контейнер ИСО от отправителя на железнодорожную станцию, оборудованную специализиро­ванной перегрузочной техникой. На железнодорожной станции контейнеры перегружаются на железнодорожные платформы состава, следующего до станции назначения и представляющего собой маршрутный поезд постоянно­го обращения. Используемые в системе "Ра" контейнеры, как правило, спе­циализированные и предназначены для перевозки пищевых продуктов, сыпу­чих и жидких грузов. Особенностью "Pa''-контейнеров является наличие ро­ликов, при помощи которых контейнеры перекатываются по специальным рельсам на железнодорожную платформу и обратно. Доставка грузов по системе "Ра" осуществляется непрерывным процессом "от двери до двери" на отдельных экономически выгодных направления.

В современный период рост объемов контейнерных перевозок обуславли­вая, в первую очередь, увеличением объемов внешней торговли, поэтому приоритетную роль в транспортировке контейнеров играет морской транс­порт, на долю которого приходится до 80 "/о мировых отправок контейнеров.

В результате широкого развития контейнерных перевозок в портах изме­нился весь технологический процесс обработки генеральных грузов. Была создана сложная инфраструктура, обеспечивающая контейнерные перевозки (терминалы, погрузочно-разгрузочное и складское оборудование и т.д.), поя­вись специализированные суда контейнеровозы, был создан специальный парк автомобильных прицепов и железнодорожных платформ.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.