Здавалка
Главная | Обратная связь

Чтение художественной литературы



Задачи психолого-педагогической работы:

Года

По формированию целостной картины мира (в том числе формирование первичных ценностных представлений):

· развивать желание узнавать из книг об окружающем мире, о существовании в нем добра и зла, о том, как вести себя и т.п. (Социализация, Познание);

· развивать желание выражать впечатления о прочитанном речевыми и неречевыми средствами (Коммуникация);

· формировать интерес к положительным героям произведений, эпизодам и ситуациям, в которых положительные герои «побеждают» отрицательных, помогают слабым, маленьким и т.п. (Социализация);

По развитию литературной речи (знакомству с языковыми средствами выразительности через погружение в богатейшую языковую среду художественной литературы):

· побуждать к заучиванию наизусть коротких стихотворных текстов (Коммуникация);

· развивать желание разговаривать о прочитанном (Коммуникация);

По приобщению к словесному искусству (развитию художественного восприятия в единстве содержания и формы, эстетического вкуса, формированию интереса и любви к художественной литературе):

· поощрять желание слушать произведение, рассматривать иллюстрации к нему, расспрашивать взрослого о прочитанном, проявлять желание «прочитать» произведение еще раз (Коммуникация);

· способствовать развитию эмоциональной отзывчивости на содержание прочитанного (радоваться хорошей концовке, «победе» положительного героя; сопереживать бедам и несчастьям персонажей, которых защищает положительный герой и т.п.);

 

Лет

По формированию целостной картины мира (в том числе формирование первичных ценностных представлений):

· расширять круг детского чтения за счёт включения произведений на новые темы, с большим количеством героев, развёрнутым сюжетом, в различных ситуациях (бытовых, волшебных, приключениях, путешествиях);

· формировать способность понимать причинно-следственные связи в прочитанном тексте (например, причины того или иного поступка героя и наступившие последствия) (Социализация, Познание);

· приобщать к разговору о книге, героях, их облике, поступках, отношениях (Социализация, Познание, Коммуникация);

· развивать творческие способности: дополнять прочитанные книги своими версиями сюжетов, эпизодов, образов (Познание, Коммуникация, Социализация);

По развитию литературной речи (знакомству с языковыми средствами выразительности через погружение в богатейшую языковую среду художественной литературы):

· акцентировать внимание детей на отдельных средствах художественной выразительности, которые наиболее полно и точно характеризуют героев (внешность, внутренние качества), а также окружающий мир (живой и неживой природы) (Социализация, Познание, Коммуникация);

· развивать желание использовать свой читательский опыт (отдельные средства художественной выразительности) в других видах детской деятельности (Социализация, Познание, Коммуникация, Художественное творчество, Музыка);

По приобщению к словесному искусству (развитию художественного восприятия в единстве содержания и формы, эстетического вкуса, формированию интереса и любви к художественной литературе):

· формировать устойчивый интерес к процессу чтения, запоминанию прочитанного, работе в книжном уголке;

· сочетать формирующиеся читательские предпочтения детей с развитием тематического и смыслового разнообразия художественной литературы и фольклора.

Лет

По формированию целостной картины мира (в том числе формирование первичных ценностных представлений):

· формировать интерес к многообразию проявлений человеческих отношений в разных обстоятельствах в книгах и в жизни, способность «видеть» в содержании прочитанного коллизии и конфликты персонажей, способы их разрешения (Познание, Социализация, Коммуникация);

· развивать способность самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи событий, поступков героев, их эмоциональных состояний (Познание, Социализация, Коммуникация);

· развивать способность использовать книжные знания (о человеке, его эмоциях, состояниях, поступках, характере взаимоотношений с другими людьми, об окружающем мире) в других видах детской деятельности (Здоровье, Социализация, Труд, Безопасность, Коммуникация, Познание, Музыка, Художественное творчество);

По развитию литературной речи (знакомству с языковыми средствами выразительности через погружение в богатейшую языковую среду художественной литературы):

· стимулировать желание описывать состояние героя, его настроение, своё отношение к событию в монологической форме (Социализация, Коммуникация, Познание);

· развивать способность к регулированию громкости голоса и темпа речи в зависимости от того, какого героя или ситуацию ребенок описывает (Коммуникация);

· способствовать развитию творческого потенциала: устного иллюстрирования отрывков из текста, додумывания эпизода, сочинения небольшого стихотворения (Познание, Коммуникация);

По приобщению к словесному искусству (развитию художественного восприятия в единстве содержания и формы, эстетического вкуса, формированию интереса и любви к художественной литературе):

· создавать условия для того, чтобы общение с книгой приносило удовольствие;

· начинать формировать интерес к чтению произведений больших форм (чтение с продолжением);

· развивать желание активного участия в процессе чтения, анализа, инсценировки прочитанных текстов, рассматривания книг и иллюстраций и др.;

· формировать контекстуальное восприятие книги путём включения сведений о писателе, истории создания произведения (Познание);

· формировать читательские предпочтения в русле жанрово-тематического многообразия литературных произведений (Познание).

Лет

По формированию целостной картины мира (в том числе формирование первичных ценностных представлений):

· формировать потребность в чтении как источнике новых знаний о себе, других людях, человеческих качествах, проявляющихся в обычных и необычных обстоятельствах, окружающем мире (Познание, Социализация, Коммуникация);

· развивать стремление общаться со взрослыми и сверстниками по содержанию прочитанного, высказывать своё отношение, оценку, делать обобщения и выводы (Познание, Коммуникация);

· развивать способность самостоятельно устанавливать временные и причинно-следственные связи событий (Познание);

· развивать способность устанавливать в содержании прочитанного коллизии и конфликты персонажей, способы их разрешения, соотнося с личным опытом (Познание, Социализация, Коммуникация);

· развивать стремление подражать положительным героям книг, соотносить содержание прочитанного с личным опытом (Социализация);

· формировать аналитические способности (сравнивать одинаковые темы, сюжеты в разных произведениях, делать несложные обобщения и выводы, соотносить содержание прочитанного с личным опытом) (Познание, Социализация, Коммуникация);

По развитию литературной речи (знакомству с языковыми средствами выразительности через погружение в богатейшую языковую среду художественной литературы):

· развивать восприимчивость к средствам художественной выразительности, с помощью которых автор характеризует и оценивает своих героев, описывает явления окружающего мира (Коммуникация, Музыка, Художественное творчество);

· развивать способность к решению творческих задач: сочинению небольших стихотворений, сказок, рассказов, загадок, употреблению при этом соответствующих приёмов художественной выразительности (Познание, Коммуникация);

По приобщению к словесному искусству (развитию художественного восприятия в единстве содержания и формы, эстетического вкуса, формированию интереса и любви к художественной литературе):

· стимулировать увлечение совместным со взрослыми и сверстниками чтением и общением по содержанию прочитанного;

· продолжать формировать интерес к чтению произведений больших форм (чтение с продолжением);

· развивать способность к эмоциональному отклику на прочитанное и увиденное в жизни.

Коммуникация[7]

Задачи психолого-педагогической работы:

Года

По развитию свободного общения со взрослыми и детьми:

· слышать речь взрослого, обращенную к группе детей;

· адекватно реагировать на обращение действием и доступными речевыми средствами;

· эмоционально-положительно реагировать на просьбы и требования взрослого (убрать игрушки, помочь родителям, воспитателю), на необходимость регулировать свое поведение;

· эмоционально-речевого общения со сверстниками в ходе выполнения гигиенических процедур (умывание, гигиена приема пищи), игр;

· распознавать контрастные эмоции собеседника (плачет-смеется), адекватно реагировать на них действием или словом («надо пожалеть, погладить, обнять»);

По развитию активной речи детей в различных видах деятельности и практическому овладению нормами русской речи:

· отвечать на вопросы, используя форму полного простого предложения;

· задавать вопросы в условиях наглядно представленной ситуации общения (Кто это? Как его зовут? Что делает? Во что одет? Какого цвета одежда? и т.п.);

· с помощью взрослого рассказывать о картинке или игрушке (3-4 предложения);

· воспроизводить ритм речи, звуковой образ слова: слышать специально выделяемый в речи взрослого звук и воспроизводить его;

· правильно пользоваться системой окончаний для согласования слов в предложении;

· обогащать словарь детей, необходимый для освоения ими всех образовательных модулей Программы, в т.ч. за счет названия предметов быта непосредственного окружения детей (посуды, мебели), предметов личного пользования (одежда, гигиенические принадлежности, игрушки), названия объектов природы, их действий, в процессе самообслуживания (одевание, на прогулку, подготовка к дневному сну, уборка игрушек), совместных игр и др.;

· развивать общеречевые навыки: ритм темп речи, правильное речевое дыхание, интонацию.

Лет

По развитию свободного общения со взрослыми и детьми:

· рассказывать о последовательности и необходимости выполнения процедур закаливания, культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания (одевания, приема пищи, пользования столовыми приборами, предметами личной гигиены);

· инициативности и самостоятельности в общении со взрослыми и сверстниками при решении бытовых и игровых задач (желание задавать вопросы, рассказывать о событиях, начинать разговор, приглашать к деятельности);

· желания и умения отгадывать и сочинять описательные загадки о предметах;

· осваивать элементарные правила речевого этикета: не перебивать взрослого, вежливо обращаться к нему;

· ориентироваться на ролевые высказывания партнеров, поддерживать их в процессе игрового общения, при разрешении конфликтов;

· использовать в речи слова-участия, эмоционального сочувствия, сострадания для поддержания сотрудничества со сверстниками и взрослыми; передавать с помощью образных средств языка эмоциональные состояния людей и животных;

· посредством общения со взрослыми и сверстниками узнавать новую информацию, выражать просьбу, жалобу, высказывать желания, избегать и разрешать конфликты;

· воспитывать потребность в сотрудничестве со сверстниками во всех видах деятельности;

По развитию активной речи детей в различных видах деятельности и практическому овладению нормами русской речи:

· рассказывать о впечатлениях и событиях из личного опыта, содержании сюжетной картины, знакомой игрушке, предмете, последовательности и необходимости выполнения культурно-гигиенических навыков: одевания на прогулку, приема пищи и пользовании столовыми приборами, пользовании предметами личной гигиены (расчески, зубной щетки, носового платка, полотенца), пользе процедуры закаливания;

· самостоятельно пересказывать небольшие литературные произведения в форме игры-драматизации, показа настольного театра;

· задавать вопросы причинно-следственного характера (почему? зачем?) по прочитанному произведению;

· использовать в речи сложноподчиненные предложения;

· выразительно читать стихи, используя средства интонационной речевой выразительности (силу голоса, интонацию, ритм и темп речи), передавая свое отношение к героям и событиям;

· чисто произносить звуки родного языка, воспроизводить фонетический и морфологический рисунок слова, дифференцировать на слух гласные и согласные звуки;

· обогащать словарь детей, необходимый для освоения ими всех образовательных модулей Программы, в т.ч. за счет названий свойств и качеств предметов (цвет, размер, форма, характер поверхности, способы использования), обследовательских действий (погладить, сжать, намочит, разрезать, насыпать и др.), характерных признаков предметов, объединенных в видовые категории (чашки и стакана, платья и юбки, стула и кресла и др.).

Лет

По развитию свободного общения со взрослыми и детьми:

· развивать умение строить деловой диалог в процессе самостоятельной деятельности детей;

· активно использовать в процессе общения форму описательного и повествовательного рассказа;

· использовать форму прямой и косвенной речи в общении;

· воспитывать интерес к социальным событиям, отражающимся в средствах массовой информации, разговаривать о них со взрослыми и сверстниками;

По развитию активной речи детей в различных видах деятельности и практическому овладению нормами русской речи:

· составлять описательные рассказы об игрушках, картинках, своей внешности, своих положительных качествах и умениях;

· составлять повествовательные рассказы по картине, схеме, серии сюжетных картин, по тематическому комплекту игрушек;

· анализировать простые трехзвуковые слова, определяя место звука в слове, гласные и согласные звуки;

· использовать в речи средства интонационной выразительности: регулировать громкость голоса, темп речи, интонацию;

· обогащать словарь детей, необходимый для освоения ими всех образовательных модулей Программы, в т.ч. за счет:

- отражения в речи представлений о разнообразных свойствах и качествах предметов: форме, цвете (оттенках цвета), размере, пространственном расположении, способах использования и изменения предмета, родо-видовых отношений объектов и явлений с указанием характерных и существенных признаков;

- употребления названий обследовательских действий;

- рассказов об участии в экспериментировании;

- комментирования своих действий в процессе деятельности и их оценки;

- обобщающих слов, синонимов, антонимов, оттенков значений слов, многозначных слов;

- названий профессий, социальных учреждений, трудовых действий, качеств действий, отношения людей к профессиональной деятельности;

- названий страны, города (села), символов государства и др.;

· отгадывать и сочинять описательные загадки и загадки со сравнением;

· использовать форму прямой и косвенной речи в общении, при пересказе литературных текстов;

· правильно использовать сложные случаи грамматики;

· чисто произносить все звуки родного языка;

· оценивать литературного героя с точки зрения соответствия его поступков общепринятым моральным нормам и правилам, использовать в речи слова и выражения, отражающие представления ребенка о нравственных качествах людей, их эмоциональных состояниях;

· использовать в речи средства интонационной выразительности: регулировать громкость голоса, темп речи, интонацию.

Лет

По развитию свободного общения со взрослыми и детьми, активной речи детей в различных видах деятельности и практическому овладению нормами русской речи:

· задавать вопросы взрослому, используя разнообразные формулировки;

· проявлять инициативу и обращаться к взрослому и сверстнику с предложениями по экспериментированию, используя адекватные речевые формы;

· высказывать предположения, давать советы;

· активно участвовать в обсуждении литературных произведений нравственного содержания, оценивая героя не только по его поступкам, но и учитывая мотивы поступков, его переживания;

· адекватно использовать в речи название нравственных качеств человека;

· рассказывать о собственном замысле, способе решения проблемы, используя форму описательного и повествовательного рассказа;

· использовать элементарные формы речи-рассуждения для планирования деятельности, доказательства объяснения;

· составлять словесный автопортрет и портреты знакомых людей, отражая особенности внешнего вида, половую принадлежность, личностные качества;

· свободно и адекватно использовать в речи слова, обозначающие названия стран и континентов, символы своей страны, города (села), объекты природы, профессии и социальные явления;

· составлять творческие рассказы, сказки, загадки (с использованием описаний и повествований);

· употреблять вежливые формы речи, следовать правилам речевого этикета;

· осуществлять звуковой анализ слов с определением места звука в слове и его характеристикой;

· развивать объяснительную речь (объяснять сверстникам и младшим детям правила поведения в общественных местах, способы выполнения основных гигиенических процедур, убеждать в необходимости ЗОЖ);

· использовать в процессе речевого общения слова, передающие эмоции, настроение и состояние людей, животных и др.;

· оценивать свое поведение, поведение других людей с позиций нравственных норм и выражать оценку в речи, используя адекватные речевые средства, в т.ч. названия нравственных качеств человека;

· способствовать использованию разнообразных конструктивных способов взаимодействия с детьми и взрослыми (договориться, обменяться предметами, распределить действия при сотрудничестве);

· развивать умение адекватно и осознанно выбирать стиль и разнообразные невербальные средства общения: мимику, жесты, действия;

· развивать способность планировать игровую деятельность, рассуждая о последовательности развертывания сюжета и организации игровой обстановки.

Познание

Задачи психолого-педагогической работы:

Года

· создавать условия для развития игровой воображаемой ситуации, включая принятие роли, сюжета, игровых действий, игровых предметов и предметов-заместителей; насыщать игровую деятельность игровыми действиями в пределах одной роли (Социализация);

· обогащать представления детей о свойствах предметов (форма, цвет, величина) (Художественное творчество);

· учить устанавливать связь между словом и свойством предмета (в ходе выполнения конкретных действий в различных ситуациях: «Дай мне красный кубик») (Коммуникация, Социализация);

· развивать наглядно-действенное мышление через развитие мыслительных действий, имеющих направленный характер с учетом достигаемого результата;

· начинать развивать детское экспериментирование и исследовательскую деятельность;

· развивать наглядно-образное мышление, знакомить с преобразованиями предметов (в том числе пластилиновых шариков, которые можно расплющивать или раскатывать в колбаски; переливать из одних сосудов в другие подкрашенную воду и наблюдать при этом изменение уровня жидкости в зависимости от формы и размера сосуда, и т.д.) (Художественное творчество);

· развивать воображение детей, используя опредмечивающие образы;

· развивать продуктивную (конструктивную) деятельность, на ее основе - образное предвосхищение: называть детали конструктора (кубик, кирпич) и соотносить с такими свойствами, как высота, ширина и длинна, применяя для этого адекватные словесные обозначения; конструировать по образцу, предлагаемому взрослым (Художественное творчество);

· развивать все компоненты устной речи детей (Коммуникация);

· создавать проблемные ситуации (Социализация, Безопасность, Коммуникация, Чтение).

Лет

· создавать условия для развития игровой воображаемой ситуации, включая принятие роли, сюжета, игровых действий, игровых предметов и предметов-заместителей; насыщать игровую деятельность игровыми смыслами, разнообразными сюжетами и ролями (Социализация);

· развивать конструирование из строительного материала по плану, предложенному взрослым, а также по собственному плану; поощрять постройку различных конструкций одного и того же объекта (например, дома) (Художественное творчество);

· развивать восприятие, обогащать представления детей о наглядных свойствах предметов, ставить перцептивные задачи на восприятие пространственных и временных отношений (Художественное творчество);

· развивать познавательное и эмоциональное воображение: использовать различные схематические изображения для их последующей детализации в процессе обсуждения с детьми, создавать условия для проживания различных ситуаций (Коммуникация);

· развивать наглядно-действенное мышление в процессе детского экспериментирования;

· развивать исследовательскую деятельность детей с использованием простейших наглядных схем; выявлять и анализировать такие отношения, как начало процесса, середина и окончание, для чего организовывать наблюдение за изменениями объектов живой и неживой природы с последующим их схематическим изображением (Труд, Художественное творчество, Социализация, Коммуникация);

· развивать наглядно-образное мышление, используя схематизированные изображения: ставить задачи, решение которых возможно на основе применения простых схем - ориентировка в пространстве, предвосхищение наступления тех или иных событий в результате взаимодействия объектов; осваивать использование простых схем наблюдаемых событий и историй (Чтение, Безопасность, Социализация, Труд, Художественное творчество, Коммуникация);

· развивать все компоненты устной речи детей, диалогическую форму речи, монологическую речь, используя наглядные модели (Коммуникация);

· создавать проблемные ситуации, которые могут быть решены с применением простых схем (Чтение, Социализация, Безопасность, Коммуникация).

Лет

· создавать условия для развития игровой воображаемой ситуации, включая принятие роли, сюжета, игровых действий, игровых предметов и предметов-заместителей; вводить нормы игровой деятельности (правила, по которым дети по очереди исполняют наиболее привлекательные роли); насыщать игровую деятельность игровыми смыслами, разнообразными сюжетами и ролями; развивать игровое пространство, проявляя в игре смысловой центр и периферии; насыщать игровыми действиями не только центр, но и периферию, так чтобы игровые действия детей были максимально разнообразны; вовлекать в игровую деятельность всех детей (Социализация);

· развивать конструирование из строительного материала по замыслу с его предварительным изображением; изображать варианты различных конструкций одного и того же объекта с последующей постройкой (Художественное творчество);

· продолжать систематизировать представления детей о свойствах объектов: анализировать устройство различных объектов с точки зрения их формы, расположения в пространстве, величины, цвета и т.д.; ставить перед детьми задачу на упорядочивание объектов по какому-либо основанию (например, сначала по высоте, а потом по ширине); развивать оценку длины непрямолинейного объекта; вводить понятие меры и действия измерения длины объектов с применением соответствующих средств; сравнивать расположение групп однородных объектов в пространстве (на плоскости) (Художественное творчество);

· активизировать развитие познавательного и эмоционального воображения: развивать детализацию и оригинальность образов воображения, механизм построения образа на основании какой-либо незначительной детали, построение наглядной модели текста с его последующим воспроизведением с помощью модели (Чтение, Коммуникация);

· продолжать развивать наглядно-действенное мышление в процессе детского экспериментирования;

· продолжать развивать исследовательскую деятельность детей: выявлять и анализировать начало процесса, середину и окончание в процессе наблюдений за изменениями объектов живой и неживой природы с последующим их схематическим изображением (Социализация, Труд, Безопасность);

· продолжать развивать наглядно-образное мышление: решать задачи в наглядном плане, совершать преобразования объектов, оценивать последовательность взаимодействия групп объектов, перемещающихся навстречу друг другу; строить и применять наглядные модели с целью ориентировки в различных ситуациях; передавать основные отношения между элементами ситуации с последующим анализом самой модели и возможными выводами на ее основе; развивать представления, которые отражают разнообразные свойства объекта, а также стадии его преобразования; прослеживать состояние одного и того же объекта в зависимости от стадии изменения; развивать у детей умения обобщать, классифицировать один и тот же набор предметов (до 20 объектов) по разным основаниям;

· развивать монологическую речь, используя в качестве наглядных моделей графические образы, создаваемые детьми, и специальные карточки; развивать смысловую сторону речи; разворачивать сюжет истории (Коммуникация, Чтение);

· ставить детей в различные проблемные ситуации, в том числе и перед противоречиями (Социализация, Безопасность, Здоровье, Чтение);

· создавать условия для развития проектной деятельности (Здоровье, Социализация, Труд, Безопасность, Художественное творчество, Чтение).

Лет

· создавать условия для развития длительных сюжетно-ролевых игр со сложной структурой игрового пространства; насыщать игровую деятельность игровыми смыслами, разнообразными сюжетами и ролями; развивать творческие игры; включать в игровую деятельность всех детей (Социализация);

· развивать конструирование из строительного материала по условиям с предварительным изображением постройки в схематическом виде; изображать варианты различных конструкций одного и того же объекта, меняя какой-либо из параметров условий (Художественное творчество);

· систематизировать представления детей о свойствах объектов: анализировать устройство различных объектов с точки зрения их формы, расположения в пространстве, величины, цвета и т.д.; ставить перед детьми задачу на упорядочивание объектов по каким-либо двум основаниям (например, по высоте, и по форме); сравнивать группы объектов по разным основаниям, объединять объекты в общую группу и выделять в группе объектов подгруппы; анализировать расположение групп объектов на плоскости с соответствующими словесными обозначениями и отдельных объектов в пространстве; развивать представление об осевой и центральной симметрии в расположении объектов(Художественное творчество);

· активизировать развитие познавательного и эмоционального воображения: развивать детализацию и оригинальность образов воображения, механизм построения образа на основании какой-либо незначительной детали, построение текста на основе наглядной модели (Чтение, Художественное творчество);

· продолжать развивать наглядно-действенное мышление в процессе детского экспериментирования с различными объектами, находящимися в разных агрегатных состояниях; создавать условия для развития детского экспериментирования; использовать графические образы для фиксирования результатов исследования и экспериментирования; изображать предвосхищающие образы наблюдаемых процессов и явлений;

· продолжать развивать исследовательскую деятельность детей: рассказывать о наблюдаемых процессах на основе схем; создавать условия для развития умения задавать вопросы (и отвечать на вопросы) по воспринимаемому содержанию (Чтение);

· продолжать развивать наглядно-образное мышление: решать задачи в наглядном плане, совершать преобразования объектов, оценивать последовательность взаимодействия групп объектов, перемещающихся навстречу друг другу; строить и применять наглядные модели с целью ориентировки в различных ситуациях; передавать основные отношения между элементами проблемной ситуации с помощью наглядной модели; делать выводы на основе анализа модели; развивать предвосхищающие представления, которые отражают разнообразные свойства объекта, а также стадии его преобразования; прослеживать состояние одного и того же объекта в зависимости от стадии изменения; сравнивать с изменениями, происходящими на этой стадии с другими объектами; развивать обобщения, устанавливать причинные зависимости; классифицировать один и тот же набор предметов по разным основаниям;

· сочинять истории и выступать с рассказами о результатах собственной деятельности (Коммуникация);

· создавать условия для предъявления собственной точки зрения и ее обсуждения (Социализация, Здоровье, Безопасность, Чтение, Художественное творчество, Музыка);

· развивать проектную деятельность: рассказывать о проекте и обсуждать его (Здоровье, Социализация, Коммуникация, Чтение, Труд, Безопасность, Художественное творчество).

Музыка

Года

Задачи психолого-педагогической работы:

Общие:

· развивать любознательность, активность, интерес к звуку, музыкальному звуку, манипулированию с музыкальными и немузыкальными звуками (Социализация, Познание);

· развивать эмоциональную отзывчивость на простые музыкальные образы, выраженные контрастными средствами (Социализация, Художественное творчество, Чтение);

· формировать первичные представления о свойствах музыкального звука, простейших средствах музыкальной выразительности, характере музыки (Познание);

· стимулировать развитие способностей решать интеллектуальные и личностные задачи, связанные с самостоятельным экспериментированием с музыкальными звуками, звукоизвлечением, созданием элементарных образов-звукоподражаний (Познание, Чтение);

· способствовать овладению средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками в элементарной совместной музыкальной деятельности (подвижные музыкальные игры) (Коммуникация);

· учить соблюдать элементарные правила поведения в коллективной деятельности, не отвлекаться во время музыкальных занятий (Социализация, Коммуникация);

Слушание:

· развитие и обогащение слушательского опыта, слуховой сосредоточенности, умения различать элементарный характер музыки, понимать простейшие музыкальные образы в процессе слушания соответствующей возрасту народной, классической, детской музыки, экспериментирования со звуками, музыкально-дидактических игр;

Исполнительство:

· развитие и обогащение звукового сенсорного опыта, опыта манипулирования с предметами, звукоизвлечения, умений сравнивать разные по звучанию предметы, двигательно-активных видов музыкальной деятельности: музыкально-ритмических движений и игры на шумовых музыкальных инструментах; элементарных вокальных певческих умений в процессе подпевания взрослому, экспериментирования со звуками, музыкально-дидактических игр, игры в шумовом оркестре, разучивания музыкальных игр и танцев, совместного пения:

Творчество:

· развитие и обогащение умений импровизировать простейшие музыкально-художественные образы в музыкальных играх и танцах в процессе совместной деятельности педагога и детей

Лет

Задачи психолого-педагогической работы:

Общие:

· продолжать развивать любознательность, активность, интерес к разным видам самостоятельной музыкальной деятельности (Познание, Художественное творчество);

· развивать эмоциональную отзывчивость на яркие «изобразительные» образы, способность понимать «значения» образа (это – лошадка) (Социализация, Чтение, Художественное творчество);

· развивать способности решать интеллектуальные и личностные задачи, связанные с самостоятельным выбором предпочитаемых видов музыкальной деятельности, творческими импровизациями в предпочитаемых видах музыкальной деятельности (Познание, Художественное творчество);

· формировать первичные представления о «изобразительных» возможностях музыки, богатстве музыкальных образов (Познание, Чтение);

· стимулировать к овладению средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками в совместной музыкальной деятельности (слушание, пение, танец, элементарное музицирование) (Социализация, Коммуникация);

· формировать умение соблюдать элементарные правила поведения в коллективной музыкальной деятельности (Социализация, Коммуникация);

· формировать умения следовать показу и объяснению при разучивании песен, танцев и т.д. (Социализация, Коммуникация);

Слушание:

· развитие и обогащение представлений о свойствах музыкального звука, опыта слушания музыки, музыкальных впечатлений, слушательской культуры, умений интерпретировать характер музыкальных образов, ориентируясь в средствах их выражения, понимать и интерпретировать выразительные средства музыки в процессе слушания соответствующей возрасту народной, классической, детской музыки, музыкально-дидактических игр, продуктивной интегративной деятельности (рисование под музыку);

Исполнительство:

· развитие и обогащение двигательного восприятия метроритмической основы музыкальных произведений, координации слуха и голоса, певческих навыков (чистоты интонирования, дыхания, дикции, слаженности), умений игры на детских музыкальных инструментах, освоение элементов танца и ритмопластики, умений общаться и сообщать о себе, своем настроении с помощью музыки в процессе совместного и индивидуального музыкального исполнительства, упражнений, попевок, распевок, двигательных, пластических, танцевальных этюдов;

Творчество:

· развитие и обогащение потребности и желания пробовать себя в попытках самостоятельного исполнительства, выбирать предпочитаемый вид исполнительства, переноса полученных знаний и умений в самостоятельную деятельность, импровизировать, проявляя творчество в процессе исполнения музыки в совместной деятельности педагога и детей, творческих заданиях, концертах-импровизациях.

Лет

Задачи психолого-педагогической работы:

Общие:

· развивать любознательность, активность, интерес к музыке как средству познания эмоций, чувств, настроений (Коммуникация, Социализация, Познание);

· развивать эмоциональную отзывчивость на настроение и характер музыки, способность понимать настроение образа (болезнь куклы) (Коммуникация, Социализация, Чтение, Художественное творчество);

· способствовать овладению средствами сообщения о своем настроении с помощью музыки (Коммуникация, Социализация);

· развивать способности решать интеллектуальные и личностные задачи, связанные с самостоятельным исполнением музыки разными способами (пение, танец, элементарное музицирование), творческой интерпретацией, придумыванием характеров музыкальных образов и средств выразительности (Познание, Художественное творчество);

· формировать первичные представления о «выразительных» возможностях музыки, богатстве музыкальных настроений и эмоций (Социализация, Познание);

· стимулировать стремление к достижению результата музыкальной деятельности (спеть хорошо песню, хорошо станцевать танец) (Социализация, Коммуникация);

· воспитывать культуру поведения в коллективной музыкальной деятельности (Социализация, Коммуникация);

Слушание:

· развитие и обогащение представлений об эмоциональных состояниях и чувствах, способах их выражения, опыта слушания музыки, музыкальных впечатлений, слушательской культуры, представлений о средствах музыкальной выразительности, жанрах и музыкальных направлениях, умений понимать характер музыки в процессе слушания соответствующей возрасту народной, классической, детской музыки, музыкально-дидактических игр, бесед элементарного музыковедческого содержания, продуктивной интегративной деятельности;

Исполнительство:

· развитие и обогащение умений использовать музыку для передачи собственного настроения, певческих навыков (чистоты интонирования, дыхания, дикции, слаженности), умений игры на детских музыкальных инструментах, танцевальных умений в процессе совместного и индивидуального музыкального исполнительства, упражнений, попевок, распевок, двигательных, пластических, танцевальных этюдов, танцев;

Творчество:

· развитие и обогащение самостоятельного, сольного исполнения, умений импровизировать, проявляя творчество в процессе изменения окончания музыкальных произведений, разворачивать игровые сюжеты по мотивам музыкальных произведений в процессе совместной деятельности педагога и детей, творческих заданиях, концертах-импровизациях, музыкальных сюжетных играх.

Лет

Задачи психолого-педагогической работы:

Общие:

· развивать любознательность, активность, интерес к музыке разных жанров и стилей, к музыке как средству самовыражения (Коммуникация, Социализация, Познание);

· развивать эмоциональную отзывчивость на непрограммную музыку, способность понимать настроение и характер музыки (Социализация, Чтение, Художественное творчество);

· воспитывать слушательскую культуру (культуру восприятия музыки) (Коммуникация, Художественное творчество, Чтение);

· формировать первичные представления об элементарных музыкальных формах, жанрах музыки, некоторых композиторах) (Познание);

· развивать способность решать интеллектуальные и личностные задачи, связанные с самостоятельным созданием музыкальных образов-импровизаций, попытками элементарного сочинительства музыки (Познание, Художественное творчество);

· формировать умения выразительно, исполнять музыкальные произведения (песни, танцы, инструментальные пьесы в оркестре) (ФК);

· инициировать стремление перенести полученные умения в самостоятельную музыкальную деятельность (Коммуникация, Социализация);

· стимулировать овладение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками в совместной музыкальной деятельности (слушание, совместное исполнение, совместное творчество) (Коммуникация, Социализация);

Слушание:

· развитие и обогащение представлений о многообразии музыкальных форм и жанров, опыта слушания музыки, музыкальных впечатлений, слушательской культуры, представлений о композиторах и их музыке, элементарного анализа форм в процессе слушания соответствующей возрасту народной, классической, детской музыки, музыкально-дидактических игр, бесед элементарного музыковедческого содержания, продуктивной интегративной деятельности;

Исполнительство:

· совершенствование певческих навыков (чистоты интонирования, дыхания, дикции, слаженности), умений игры на детских музыкальных инструментах, танцевальных умений, выразительного исполнения в процессе совместного и индивидуального музыкального исполнительства, упражнений, попевок, распевок, двигательных, пластических, танцевальных этюдов, танцев;

Творчество:

· развитие и обогащение умений организации самостоятельной деятельности по подготовке и исполнению задуманного музыкального образа, умений комбинировать и создавать элементарные оригинальные фрагменты мелодий, танцев в процессе совместной деятельности педагога и детей, творческих заданиях, концертах-импровизациях, музыкальных сюжетных играх.

 

Принципы формирования примерного перечня произведений

для слушания, исполнительства, детского творчества:

учета возрастных (физиологических, анатомо-физиологических и психологических) особенностей ребенка, или доступности репертуара для слушания, исполнительства, творчества.

учета детских музыкальных интересов, детской субкультуры, предполагающий, что каждый ребенок, вне зависимости от возраста уже обладает индивидуальным музыкальным опытом, имеет начальное избирательное отношение к музыке. Реализация этого принципа предусматривает дифференцированный подход – предложение разным детям разной музыки для восприятия, исполнения и творчества.

учета деятельностной природы ребенка предполагает, что музыкальный репертуар, предлагаемый детям, позволит им выразить доступными средствами результаты собственного восприятия – в рисунке, в слове, в игре. В исполнительской деятельности осуществляется:

- путем создания условий, обеспечивающих ребенку возможность реализации желания участвовать в том или ином виде деятельности вне зависимости от успешности результатов этой деятельности. Это предполагает подбор педагогом специального репертуара для ребенка, включение в ансамблевое исполнительство детей с разными возможностями;

- в процессе организации интегративных видов музыкального исполнительства, когда ребенок имеет возможность выбора того или иного вида музыкальной деятельности (например, постановка детской оперы позволяет соединить в коллективном исполнительстве любителей и петь, и танцевать, и драматизировать).

Реализация данного принципа в творчестве предусматривает в первую очередь создание в группе пространства, позволяющего ребенку импровизировать. Дошкольнику должны быть доступны и музыкальные записи, и музыкальные инструменты, и атрибуты музыкальных игр для того, чтобы пробовать себя, свои возможности в непосредственном взаимодействии с музыкой и носителями музыкальных звуков.

учета эмоционального опыта ребенка. Необходимо подбирать музыкальные произведения, учитывающие эмоциональное состояние и жизненный опыт ребенка, особенно песенный репертуар для исполнения. Помощь педагога в понимании ребенком значения и смысла музыкального песенного образа – основное условие выразительности пения. «Экспериментирование» в попытках сочинения музыки может помочь ребенку выразить себя, свое настроение в продуктах творчества.

учета индивидуальных особенностей, реализация которого возможна при условии хорошего знания педагогом особенностей музыкально-художественной деятельности детей.

При восприятии музыки встречаются дети, для которых главное – зрительный ряд, есть те, кого интересует в большей степени биография композитора и история произведения («музыковеды»), и те, кто воспринимает музыку только эмоционально. Поэтому и музыкальный репертуар, и технология организации восприятия музыки должны осуществляться с учетом данных особенностей. В исполнительстве встречаются дети, которые комфортно чувствуют себя на солирующих ролях, и дети, которые предпочитает коллективные танцы, или пение хором. Позиция ребенка в исполнительстве может не зависеть от его музыкальных способностей, поэтому педагогу важно знать, как сочетаются общие индивидуальные и музыкальные проявления ребенка, и в соответствии с этим подбирать репертуар. Аналогично - процесс детского творчества, который может организовываться как чрезвычайно многообразный, как деятельность ребенка-композитора, дирижера, музыкального актера, режиссера музыкальных игр.

разнообразия задач, решаемых в музыкально-художественной деятельности, определяется, с одной стороны, целостностью развития ребенка в дошкольный период, а с другой – многомерной природой музыки. В процессе восприятия, исполнения музыки и детского творчества реализация данного принципа предполагает расширение спектра задач, связанных с:

- процессом социализации ребенка, обогащением его эмоционального опыта;

- развитием психических процессов – мышления, воображения, креативных способностей дошкольника;

- развитием художественного восприятия музыки, формированием умений ребенка осуществлять анализ музыкальных произведений; приобретением знаний о музыке, расширением музыкального кругозора (Приложение…).

учета примерного календаря праздников (событий), обуславливающий определенную тематическую направленность репертуара.

Например, в процессе подготовки и проведения Всемирного дня животных педагоги могут использовать следующий музыкальный материал, содействующий накоплению опыта о «голосах» животных, разнообразии характеров музыкальных образов:

Русские народные попевки и песни: «Кот Васька», «Зайчик», «Сорока», «Про лису», «Петушок», «Ежонок», «Бычок», «Цветики», «Дождик», «Ходила младешенька по борочку», «Во саду ли, в огороде», «Ой, утушка моя луговая», «На зеленом лугу».

Классические произведения: К.Сен-Санс «Карнавал животных» (избранные произведения), А.Лядов «Детские песни», С.С. Прокофьев «Детская музыка» (избранные произведения), П.И. Чайковский «Детский альбом», Р.Шуман «Альбом для юношества» (избранные произведения), С.Майкапар «Бирюльки» (избранные произведения).

Песни для детей (рекомендуется использовать для инсценировок, образных упражнений): «Песенка о зверятах» муз. А.Филиппенко, слова Е.Д. Макшанцевой; мелодия украинской народной песни «Ой, лопнул обруч» слова Е.Д. Макшанцевой («Гав!»); мелодия русской народной песни «Я на горку шла…» слова Е.Д. Макшанцевой («Мяу!»); «Жук» мелодия и слова Е.Д. Макшанцевой, гармонизация Л.Кальбус; «Кап-кап!» мелодия и слова Е.Д. Макшанцевой, гармонизация Л.Кальбус; русская народная мелодия «Зайка», слова Т.Бабаджан, обработка Г.Лобачева; «Цыплята» слова Т.Волгиной, музыка А.Филиппенко; «Воробей» слова Т.Волгиной, музыка А.Филиппенко; «Бродят куры бережком» слова Т.Волгиной, музыка А.Филиппенко; «Зайки серые сидят» слова В.Антоновой, музыка Г.Финаровского; «Бобик», «Курочка», «Уточка», «Листопад» Т.Попатенко; «Хомячок» Л.Абелян; «Киска» Т.Кудриной; «Кошка» А. Александрова; «Воробышки» В.Витлина; «Собачка» М. Раухвергера; «Жук» В.Карасева; «Белые гуси», «Кукушка» М.Красева; русская народная прибаутка «Петушок» обработка М.Красева; «Бабочка» муз. Е.Тиличеевой сл. Н.Френкель; «Петушок» муз. Ю.Тугаринова сл. М.Павловой.

Музыкальные пьесы (рекомендуется использовать для образных упражнений): Е.Тиличеевой «Маленький, беленький», «Вся мохнатенька», «Пляшущий зайчик», «Березка»; «Зайчик» М.Старокадомского; «Зайчики» Ю.Рожавской; «Кукушка» А.Аренского; «Ежик» Д.Кабалевского, соч. 89; «Мышки» А.Жилинского; «Воробей» Т.Ломовой; «Утки» Д. Львова-Компанейца; «Лошадка» Л.Банниковой; «Медведи» В.Витлина; «Белки» М. Раухвергера; «Воробей» А.Руббахи.

интеграции, обуславливающий согласованность психолого-педагогической работы в ходе реализации различных образовательных модулей.

Например, интеграция модулей «Чтение детям художественной литературы» и «Музыка» предполагает в том числе согласованность круга детского чтения и репертуара для слушания музыкальных произведений:

 

Круг детского чтения Музыкальные иллюстрации
Русские народные сказки о животных А.Т. Гречанинов «Теремок», «Кот, петух и лиса» В.А. Успенский «Добрый заяц и другие обитатели леса» симфоническая сказка для детей А. Сен-Санс «Карнавал животных»
Русские волшебные сказки Н.А. Римский-Корсаков «Кащей бессмертный» (осенняя сказка) музыка оперы И.Ф. Стравинский «Жар-птица» музыка балета А.К. Лядов «Баба-Яга» симфоническая картинка к русской народной сказке «Кикимора» «Волшебное озеро» симфоническая сказочная картинка М.П. Мусоргский «Баба-Яга» из цикла «Картинки с выставки» С.С. Прокофьев «Сказки старой бабушки»
Русская народная сказка «Снегурочка» П.И. Чайковский «Снегурочка» музыка к пьесе Н.А. Римский-Корсаков «Снегурочка» музыка оперы
Русская былина «Садко» Н.А. Римский-Корсаков «Садко» музыка оперы и музыкальная картина
Ш. Перро «Красная шапочка», «Кот в сапогах», «Золушка», «Спящая красавица» Ц.А. Кюи «Красная шапочка», «Кот в сапогах» Дж. Россини «Золушка» музыка оперы С.С. Прокофьев «Золушка» музыка балета П.И. Чайковский «Спящая красавица» музыка балета О. Респиги «Спящая красавица»
Г.-К. Андерсен «Русалочка», «Гадкий утенок», «Соловей» А. Дворжак «Русалка» (лирическая сказка) музыка оперы С.С. Прокофьев «Гадкий утенок» сказка для голоса с оркестром И.Ф. Стравинский «Соловей» музыка оперы
Э.Т.А. Гофман «Песочный человек», «Советник Креспель», «История о потерянном отражении», «Щелкунчик и мышиный король» Ж. Оффенбах «Сказки Гофмана» музыка оперы Л. Делиб «Коппелия» музыка балета П.И. Чайковский «Щелкунчик» музыка балета
А.С. Пушкин «Золотой петушок», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» Н.А. Римский-Корсаков «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» музыка оперы
П.П. Ершов «Конек-Горбунок» Р.К. Щедрин «Конек-Горбунок» музыка балета Ц. Пуни «Конек-Горбунок» музыка балета
П.П. Бажов «Каменный цветок» (по мотивам уральских сказов «Малахитовая шкатулка») С.С. Прокофьев «Сказ о каменном цветке» музыка оперы
Р. Киплинг «Маугли» Ю.Н. Корнаков «Маугли» сюита из балета, музыка балета
Д.М. Барри «Питер Пэн» И.Е. Рогалев «Питер Пэн» музыка балета

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.