Здавалка
Главная | Обратная связь

Основные итоги судебной реформы.



 

Спустя два десятилетия проведения реформы надо ответить на вопрос: что же уже сделано за прошедшие годы по реализации Концепции и переустройству отечественного правосудия? А сделано, несомненно, много, причем по разным направлениям многообразной деятельности суда: от строительства новой судебной системы до многих аспектов ее функционирования. Поэтому в познавательных целях выделим основные блоки реформирования: 1) юрисдикция суда; 2) судоустройство; 3) судопроизводство; 4) правовой статус судей; 5) исполнение судебных актов.

Основными достижениями проведенных за эти годы преобразований стали:

 

1. закрепление на самом высоком юридическом уровне человека, его прав и свобод высшей ценностью, законодательная легализация теории разделения властей и самостоятельного места суда в государственном механизме, четкое выделение главной - правозащитной функции суда, который к тому же получил статус власти.

Согласно общей теории, ключевым признаком любой, в том числе судебной, власти является её юрисдикция, то есть обладание таким объемом властных полномочий, который достаточен для полноценного выполнения поставленных перед ней задач. Как известно, в прежние – доперестроечные - годы многие по природе присущие суду полномочия принадлежали не судам, а партийным, административным структурам, а также органам прокуратуры. В недалеком прошлом прокуроры санкционировали избрание мер пресечения в виде содержания под стражей. Они же выдавали санкции на проведение оперативно-розыскных мероприятий и административное выселение граждан из занимаемых жилых помещений. Сотрудники ГАИ лишали автомобилистов водительских прав, а госпожнадзора - приостанавливали деятельность юридических лиц. Имелись списки целых отраслей народного хозяйства, работники которых не имели права на судебную защиту: они по вопросам увольнения и наложения дисциплинарных взысканий могли апеллировать только к органам в порядке подчиненности. И это далеко не полный перечень примеров ограничения компетенции суда.

В ходе современного реформирования названные полномочия были возвращены суду, поскольку только он призван разрешать юридические вопросы, существенно затрагивающие права, свободы и законные интересы человека. Произошедшие значительные изменения в судебной юрисдикции стали достаточным основанием полагать, что в базовых параметрах и юридически, и фактически судебная власть в Российской Федерации состоялась. Как следствие, кардинально изменились параметры её функционирования. Если в начале 90-х гг. прошлого столетия в судах общей юрисдикции ежегодно разрешался примерно 1 млн гражданско-правовых споров, то в 2010 г. - 14 млн. Кроме того, в арбитражных судах за этот год рассмотрено 1,3 млн дел. Конституционный Суд РФ за 20 лет работы разрешил свыше 230 тыс. обращений. Он дал толкование 33 статьям Конституции, проверил на соответствие Основному Закону 575 нормативных правовых актов.

Как видно, сейчас суд, кроме традиционной функции правосудия, выполняет другие, не менее значимые функции, например: судебного конституционного контроля; судебного контроля за действиями и решениями органов публичной власти и их должностных лиц, включая субъектов досудебного производства уголовных дел, и др.

2. К числу несомненных прогрессивных результатов реформы относится правовое закрепление основ обустройства судебной системы. Здесь имеется в виду такой компонент правосудия, как институциональный, или, иначе говоря, судоустройственный. Сразу же в первые годы преобразований были приняты Федеральные конституционные Законы: о Конституционном Суде, об арбитражных судах и судебной системе Российской Федерации. Они стали юридическим фундаментом организации и функционирования как уже существовавших судов общей юрисдикции, так и новых институтов судебной власти– органов конституционного и экономического правосудия; как федеральных судов, так и судов субъектов Федерации.

В результате реализации Федерального закона от 17 декабря 1998 г. о мировых судьях в Российской Федерации возрожден институтмировой юстиции. Он существенно разгрузил районные суды, которые явно не справлялись с увеличивающимся потоком судебных дел, и несколько приблизил правосудие к населению. В 2010 г. мировыми судьями разрешено 16 из 20 млн. правовых споров, что составляет 80 % от общего количества дел, рассмотренных в судах общей юрисдикции.

И наконец, недавно законодатель принял долгожданный Федеральный конституционный закон осудах общей юрисдикции.

3.Отчасти решена намеченная задача по обновлению процессуального законодательства: вступили в действие новые Арбитражный процессуальный, Гражданский процессуальный и Уголовно-процессуальный кодексы. В России на конституционном уровне возрожден такой социально значимый институт обеспечения народовластия и справедливости, как суд присяжных.

4.В ходе реформы осуществлены меры по повышению социального и правового положения носителей судебной власти. Вступивший в силу в 1992 г. Закон о статусе судей закрепил основы единого юридического состояния служителей Фемиды, предъявляемые к ним требования, способы наделения полномочиями, а также некоторые гарантии их деятельности.

Весьма значимым событием стало учреждение органов судейского сообщества – Советов и квалификационных коллегий судей, которые стали дополнительной гарантией утверждения самостоятельности судебной власти и независимости судей. Они оказывают заметное влияние на ход осуществляемых преобразований сферы правосудия.

Создание Судебного департамента при Верховном Суде РФ и его органов на местах, а также реализация Федеральных целевых программ «Развитие судебной системы» на 2002-2006, 2007-2011 гг. позволили снять остроту многих проблем, несколько укрепить финансовое, ресурсное, материально-техническое и кадровое обеспечение судов. В судебную систему внедрена государственная автоматизированная система «Правосудие», воплощается идея электронного документооборота. С 1 июля 2010 г. вступил в действие Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», закрепивший принцип публичности (открытости) судебной системы.

В определенной степени решены другие важные задачи, предусмотренные Концепцией.

Однако реформа далеко не завершена. Изучение законодательства и практики современного переходного периода свидетельствует о том, что обновления идут не так быстро и характеризуются противоречивыми тенденциями. Поэтому завершение начатой реформы еще потребует многие годы и значительных усилий юридического сообщества, научной общественности, всех органов государственной власти.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.