Здавалка
Главная | Обратная связь

ПОСКОЛЬКУ Я ВАС ЛЮБЛЮ 5 страница



Ответ:Он просто видит сон и ты тоже.

Вопрос:Если человек практикует шесть парамит и проходит десять стадий, ведущих к состоянию бодхисаттвы, и приобретает 10000 добродетелей, он должен знать, что все вещи не рождены, и что поэтому они не погибнут. Такая реализация (постижение) не является ни интуитивной, ни интеллектуальной. Ему ничего не нужно получать и ничего не нужно отдавать. Имеет ли такой человек реализацию дзэна?

Ответ:Он просто видит сон и ты тоже.

Вопрос:Если человек обладает десятью могуществами, завершил четыре формы бесстрашия и приобрел знание 18-ти систем учения, он является таким же, как Будда, который достиг просветления под деревом пиппала. Он может спасти чувствующих существ и потом войти в нирвану. Не является ли он подлинным Буддой?

Ответ:Он просто видит сон и ты тоже.

Самый важный вопрос, с каким когда-либо сталкивался человек, это «Что такое медитация?» Европейское слово «медитация» не содержит такого богатого значения, как исходное санскритское слово «дхьяна».

Слово «Медитация» имеет ошибочный смысловой нюанс. Как только вы говорите «медитация» (букв, «размышление»), немедленно возникает идея «о чем?». В европейском смысле слова медитация .всегда имеет некоторый объект. Но в сан-

­ Конец страницы 48 ­

¯ Начало страницы 49 ¯

скритском слове «дхьяна» объекта нет как такового; напротив, «дхьяна» означает абсолютную безобъектность, полную лишенность всякого содержания.

Поэтому когда весть Будды достигла Китая, это слово осталось непереведенным, потому что в китайском языке для него не нашлось эквивалента. А китайский язык гораздо богаче, чем любой другой язык мира. Тем не менее в нем не оказалось слова, которое могло бы служить синонимом слова «дхьяна», по простой причине: такое слово отсутствовало потому, что дхьяну не практиковали нигде, кроме этой страны. Эта страна принесла миру только одну вещь, а именно — искусство дхьяны. И этого одного вклада достаточно, вполне достаточно.

Всю науку можно собрать вместе по одну сторону, и все же она не перевесит это одно слово «дхьяна». Все знание мира можно собрать вместе, но слово «дхьяна» все же будет весить больше. Оно имеет бесконечное значение, оно представляет совершенно новое видение сознания: сознание без содержания, сознание без мысли, без желания; океан без ряби, без волн, совершенно спокойный и тихий, отражающий все небо вместе со всеми звездами. Вот что такое дхьяна.

В Китае это слово осталось непереведенным, но когда вы переносите слово из одного языка в другой, даже если вы не переводите его, оно меняет свою окраску, свою форму. Это естественно, это случалось много раз.

Например, вы знаете слово «Индия»; это просто иное произношение слова «Синду» — большой реки, которая теперь ІЄ-чет по территории Пакистана. Когда персы впервые пересекли эту реку, они произносили ее название «Инду», а не «Синду». Слово «Инду» превратилось в «Индус», а «Индус» — в «Индия». А затем ее пересекли люди другой языковой группы и произносили ее не «Синду», а «Хинду»; отсюда пришли слова «Хинду», «Хиндуизм», «Хиндустан». Но все они возникли из наименования «Синду». Теперь они разошлись так далеко, что кажется, будто между «Хинду» и «Индия» вообще нет никакой связи.

Когда была подготовлена индийская конституция, разгорелась большая дискуссия вокруг того, как называть эту страну: Индия или Хиндустан? Большие споры вокруг одного и того же слова! — так как оба они возникли из одного и того же слова, наименования большой реки, «Синду», которая сейчас течет по территории Пакистана. Ее пересекли в одном направлении, и она стала «Хинду» и «Хиндустан», пересекли в другом — и стала «Индус», «Индия».

То же случилось со словом дхьяна. Будда никогда не говорил по-санскритски; это тоже было одним из его оригинальных новшеств. В Индии санскрит всегда был языком священнослужителей, культурных, утонченных людей. Будда первым осуществил радикальную перемену: он начал говорить на языке народа.

­ Конец страницы 49 ­

¯ Начало страницы 50 ¯

Санскрит никогда не был народным языком, он всегда был языком высших слоев общества. И они охраняли его с большой тщательностью, чтобы он никогда не попал в руки простого народа. Это было одной из стратегических уловок всех священнослужителей во всем мире, а именно, что их язык не должен быть понятен простому народу, потому что если их язык будет понятен простому народу, тогда они будут у всех на виду,— потому что то, что они говорят, просто, очень ординарно, однако, поскольку это говорится на языке, которого вы не понимаете, кажется, будто они говорят нечто возвышенное, нечто весьма сверхъестественное.

Если вы прочитаете Веды на своем языке, вы будете удивлены: в них нет ничего особенного — значительных сутр не более одного процента, а 99 % — просто чушь. Но если вы слушаете, как их декламируют на санскрите, вы будете очарованы, вы будете просто загипнотизированы. То же самое и в случае Корана. Если вы слушаете его на арабском, то это будет нечто магическое. Если его перевести на ваш язык, вы будете сбиты с толку: он будет выглядеть очень ординарно. Священнослужители всегда понимали, что их писания будут цениться, высоко ставиться, уважаться и почитаться только в том случае, если они не будут переведены на язык обычного народа

Будда в этом смысле также является одним из революционеров. Он начал говорить на языке народа. Языком народа, окружавшего Будду, был пали; на пали слово «дхьяна» стало звучать «джхана» — более закругленно, более употребительно. Когда слово часто используется, оно становится округленным, оно теряет свои углы. Это подобно камню в текущей реке, мало-помалу он становится круглее, мягче, он приобретает красоту, он приобретает восхитительную форму. «Дхьяна» — жесткое слово, «джхана» — округлое, мягкое, легкое для произношения. Так что когда буддийские миссионеры проникли в Китай, слово «джхана» стало по-китайски звучать «чань». А когда то же самое слово проникло из Китая в Японию, оно стало произноситься «дзэн». Однако корнем является «дхьяна».

В европейских языках тоже нет эквивалентного слова. Можно воспользоваться словом «медитация», потому что оно наиболее близкое по смыслу, однако его следует использовать с большой осторожностью, потому что «медитация» сама по себе означает медитирование (размышление) над чем-либо, а дхьяна означает пребывание в состоянии медитации, а не медитирсвания над чем-либо. Это не связь с каким-либо объектом, а абсолютная пустота; нет никакого объекта, даже Бога. Простая безобъектность, зеркало, не отражающее ничего, просто зеркало само но себе, каково оно есть. Когда вы приходите к этой простоте, к этой невидности, вы находитесь в медитации.

Вы не можете делать медитацию, вы можете только нахо-

­ Конец страницы 50 ­

¯ Начало страницы 51 ¯

диться в медитации. Это не вопрос делания чего-либо, это вопрос бытия. Это не действие, а состояние.

Ученик спрашивает Бодхидхарму, мастера: «Что такое медитация в пустоте?»

Он, должно быть, был сбит с толку. Многие люди спрашивают меня: «На чем мы должны медитировать??» На какой форме? Что мы должны визуализировать? Какие мантры мы должны произносить или какую мыслеформу мы должны создавать в своем уме, чтобы фокусироваться на ней?» Они спрашивают о концентрации, но думают, что спрашивают о медитации. Существуют тысячи книг о концентрации, но во всех них используется слово «медитация». Это одно из наиболее ложно интерпретируемых слов, а опыт медитации столь редок, что вы никогда не поймете, что кто-то использует это слово в совершенно ошибочном смысле.

Я прочел сотни книг, в которых используется слово медитация так, будто это высшая стадия концентрации. В действительности же она не имеет ничего общего с концентрацией, она прямо противоположна концентрации. При концентрации имеется объект. Вы должны фокусироваться на объекте, вы должны быть абсолютно сконцентрированы на нем, причем все ваше сознание должно быть направлено на объект, не теряя его ни на секунду. Это и есть концентрация. Концентрация имеет свою собственную ценность, она является великим методом в руках науки, но она не имеет вообще никакой религиозной ценности. Она имеет научную ценность, она имеет художественную ценность, но не имеет никакой религиозной ценности. Наука не может сделать ни шагу без концентрации. Искусство не может творить без концентрации.

Человек искусства так концентрируется на своей картине, скульптуре или музыке, что забывает весь мир. В его концентрации все остальное исключается, отсеивается; только одна вещь остается в его уме, как если бы весь мир состоял из одной этой вещи. Эта вещь и есть весь мир в данный момент; ничто другое не существует.

Есть старая история.

Существует очень знаменитая книга, одна из величайших когда-либо написанных — комментарий на Брахмасутры, написанный Врихаспати. Название этого комментария очень странное: он называется «Бхамати». Это название является очень странным потому, что оно не имеет ничего общего с Брахмасутрами, одним из величайших изложений философии адвайты, не-дуализма.

Бхамати — имя жены Врихаспати. Какая может быть связь между комментарием к Брахмасутрам и женой Врихаспати? В этом кроется некая тайна. Врихаспати был человеком глубокой

­ Конец страницы 51 ­

¯ Начало страницы 52 ¯

концентрации — он был великим философом. Он женился по-тому, что его отец состарился и пожелал, чтобы Врихаспати женился. А в старые времена послушание было простой вещью; оно было вполне естественным — люди привыкли выполнять пожелания своих родителей. Вопрос об отказе даже не поднимался, поэтому Врихаспати согласился.

Он женился на Бхамати, однако он был не из числа тех людей, которые нуждаются в жене или в семье. Вся его концентрация была направлена на большой комментарий к Брахмасутре, который он писал. Он был так поглощен им, что привел жену домой и совершенно забыл о ней.

Жена всячески заботилась о Врихаспати. Такие вещи больше невозможны — какая женщина захочет заботиться о таком муже, который полностью забыл ее? Он не имел никакого представления о том, кто она такая и как ее зовут. Он никогда даже не спрашивал ее имя. Она служила ему, как тень. Она никогда не появлялась перед ним, потому что это могло отвлечь, рассеять его.

А он непрерывно писал свой комментарий. Он спешил, потому, что в своем сердце принял обет, что в тот же день, когда закончит комментарий, он отречется от мира. И он хотел отречься от мира как можно скорее. День за днем он писал. Он продолжал писать и поздно ночью. Иногда свеча выгорала, тогда жена подходила сзади и меняла свечу. Иногда он замечал руку жены, которая подносила еду, убирала тхали и тарелки, он же был так сконцентрирован на своей работе, что никогда не интересовался: «Что это за женщина?»

Это прекрасная история; не имеет значения, случилась она на самом деле или нет. Но я не думаю, что жены могли быть такими заботливыми даже в те старые времена. Можно надеяться... но надежды никогда не исполняются.

Прошли годы и наступила ночь, когда комментарий был закончен. Брихаспати закрыл книгу, пришла жена и убрала свечу. Теперь он не был поглощен комментарием и его внимание было свободно. Он спросил женщину: «Кто ты такая? И почему ты прислуживаешь мне?»

Женщина сказала: «Я очень счастлива, что вы, наконец, спросили мое имя. Это больше того, на что я осмеливалась рассчитывать. Вы, должно быть, забыли... прошло гак много дней. И вы были так поглощены своей работой, как вы можете помнить, как можно рассчитывать на то, что вы помните? Я Бхамати, вы женились на мне несколько лет тому назад. С тех пор я служила вам».

По щекам Врихаспати покатились слезы, и он сказал: «Теперь уже слишком поздно, потому что я принял обет, что в тот же день, когда закончу комментарий, я отрекусь от мира. Слишком поздно, я больше не могу быть тебе мужем. Я отрек-

­ Конец страницы 52 ­

¯ Начало страницы 53 ¯

ся от мира. Окончив книгу, я окончил эту главу моей жизни. Теперь я санньясин. Но я ощущаю огромную благодарность к тебе. Ты редкая женщина. Из благодарности я назову свой комментарий «Бхамати».

Поэтому его комментарий к Брахмасутрам и называется «Бхамати». С поверхностной точки зрения нет никакой связи между Бхамати и Брахмасутрами, но именно так Врихаспати назвал свой комментарий. И он сказал своей жене: «Таким путем эта история останется навеки». Да, много веков прошло, . и я помню ее, а теперь вы будете помнить ее. Редкая женщина, и редкий человек, и редкая история...

Это и есть концентрация, абсолютная концентрация. Можно быть таким сконцентрированным на чем-либо, что все остальное будет исключено. Так говорят о Томасе Альва Эдисоне, великом ученом, величайшем, потому что он один открыл по крайней мере тысячу вещей... Никто другой не сделал так много. Многие вещи, которыми вы пользуетесь, являются изобретением Эдисона: электрическая лампочка, граммофон, радио — множество вещей.

Он обычно так погружался в свою работу, что однажды он забыл свое собственное имя. Очень трудно забыть свое имя, даже если вы захотите. Оно так врезается, так глубоко уходит в память, что становится частью вашего подсознания. Даже во сне вы помните свое имя. Если вы все здесь уснете — что может случиться, если я буду продолжать говорить и говорить о медитации... Что вы сделаете? Куда вы ускользнете? Вы начнете засыпать. Если вы все уснете и вдруг я позову кого-нибудь по имени,—я позову: «Мукта!» — тогда никто другой не услышит; услышит только Мукта. Мукта откроет глаза и спросит: «Что случилось? И почему я?» Даже в глубоком сне вы помните свое имя. Очень трудно забыть его. Но Эдисон однажды забыл свое собственное имя. И другому человеку пришлось напомнить ему его.

Во время первой мировой войны он стоял в одной очереди; когда назвали его имя, он стал озираться в различные стороны. Клерк снова назвал его имя, и тогда человек, стоявший за ним, сказал ему: «Насколько мне известно из газет — я видел вашу фотографию — вы, по-видимому, и есть Томас Альва Эдисон». Он сказал: «Да, вы правы! Я как раз думал, кто этот человек; его имя показалось мне знакомым. Я узнал имя, но совершенно забыл, что это мое собственное имя». Он сказал: «Я очень извиняюсь».

Это может случиться с ученым.

Он имел привычку делать заметки, потому что работал сразу над множеством вещей, но потом забывал, куда он положил заметки. И он обычно пользовался клочками бумаги — это была его привычка, нечто эксцентричное — просто маленькие

­ Конец страницы 53 ­

¯ Начало страницы 54 ¯

клочки бумаги, на которых он записывал великие вещи. Вся его студия была полна клочков бумаги и каждый клочок бумаги следовало сохранить, потому что никто не знал, что он написал на нем. Его жене приходилось специально заботиться о том, чтобы ни один клочок не потерялся, потому что он обычно спрашивал: «Где тот клочок бумаги?» и потом целыми часами разыскивал его, потому что этих клочков было великое множество. Его жена говорила ему: «Почему ты не пользуешься записной книжкой?» Он говорил: «Это такая великая идея, почему ты не сказала мне об этом раньше?» Поэтому он начинал носить записную книжку, но потом забывал, куда положил ее. Такой полной была его концентрация на том, над чем он работал.

Это не медитация, запомните.

Наука нуждается в концентрации. Медитация — это нечто противоположное концентрации. Концентрация означает исключение всего мира и направление вашего сознания на один-единственный объект. Медитация означает отсутствие какого бы то ни было объекта; никто не исключается, ничто не отсеивается. Вы просто расслабляетесь, становитесь открытым, внимательным, доступным — доступным всему происходящему. Отдаленный зов кукушки, шум поезда, звук чьего-то рожка, смех ребенка. Вы доступны всему и тем не менее вы находитесь далеко от всего, в трансцендентальном.

Первый вопрос ученика гласит: «Что такое медитация в пустоте?»

Он может понять, что такое медитация, потому что под ней он подразумевает концентрацию. Но здесь поставлено условие; «в пустоте»; это создает проблему. «Медитация в пустоте» — здесь вы должны быть совершенно пустым, без мыслей, без желания, без объекта, без содержания ума. Вы являетесь просто пустотой; все проходит через вас без препятствия, без блока. Ветры приходят в пустой храм и проходят через него, солнечные лучи приходят и проходят через пустой храм, люди приходят и проходят через пустой храм, а храм остается пустым. Все приходит и уходит, как проходящие мимо тени, и ничто не отвлекает вас. Этот момент следует запомнить.

При концентрации все отвлекает вас. Если вы сконцентрированно работаете над чем-либо и ваша жена начинает разговаривать с вами, это отвлекает вас. Если ваш ребенок хочет задать вопрос, это отвлекает. Если неподалеку начинает лаять собака, это отвлекает. Если вы пытаетесь сконцентрироваться, то все отвлекает вас, потому что концентрация—неестественное, вынужденное состояние; поэтому любая вещь может отвлечь вас.

Но медитация — это естественное, спонтанное течение; никто и ничего не может отвлечь вас. В этом состоит красота меди-

­ Конец страницы 54 ­

¯ Начало страницы 55 ¯

тации: отвлечение невозможно. Собака может лаять, ребенок может прийти с вопросом, самолеты могут пролетать в небе, производя всевозможные шумы — и ничто не отвлекает вас, потому что вы вообще не концентрируетесь. От чего вы можете отвлечься? Если вы фокусируетесь, то вы можете отвлечься. Если вы не фокусируетесь, то как вы можете отвлечься? Обратите внимание на этот момент.

Медитация не знает никакого отвлечения. В этом ее грация, ее красота, ее величие: ничто не может расстроить вас. Если ваша медитация может быть расстроена, то это просто означает, что вы концентрируетесь и еще не вкусили медитации. Медитация так обширна, что она может содержать все, поглотить все, и тем не менее остаться пустой.

Ученик спрашивает: «Что такое медитация в пустоте?»

Ученик, должно быть, думал о медитации в терминах концентрации. Так всегда получается: мастер говорит одно, а ученик понимает что-то другое. Эго тоже естественный процесс. Я не жалуюсь на это. Это неизбежно должно происходить, потому что мастер говорит из одного плана, а ученик понимает на другом плане. Нечто, приходящее с высот, должно опуститься в тьму долины, и долина неизбежно модифицирует это.

Что сказать о диалоге мастера и ученика, когда даже в диалоге между обычными людьми, когда вы говорите с людьми, вы постоянно чувствуете, что вас не понимают? Иногда, чем больше вы пытаетесь, тем невозможнее это становится, особенно если вы интимно связаны с вашим собеседником. Муж разговаривает с женой, жена разговаривает с мужем; родители разговаривают с детьми, дети разговаривают с родителями. Кажется, будто нет вообще никакой возможности коммуникации. Муж говорит одно, а жена немедленно делает прыжок к какому-то другому заключению. Жена о чем-то говорит, а муж начинает отвечать о чем-то другом. Их умы заняты. Они постоянно понимают друг друга неправильно. Поэтому происходит так много споров, не приводящих абсолютно ни к какому пониманию.

 

Он позвонил своему доктору и стал истерически кричать: «Моё пятилетнее дитя только что проглотило противозачаточное средство!»

«Не беспокойтесь. Сию минуту буду».

Когда доктор выходил из своего кабинета, телефон снова зазвонил и тот же самый человек сказал: «Забудьте об этом, док. Я нашел другое!»

 

Трудно понять, что он подразумевал под этим другим.

 

Грант приехал во Францию на каникулы, встретил прелестную французскую девушку, женился на ней и вернулся с ново-

­ Конец страницы 55 ­

¯ Начало страницы 56 ¯

брачной домой в Кливленд. Спустя всего три недели пребывания в этой стране бедной маленькой парижанке пришлось лечь в клинику на операцию.

Очнувшись после наркоза, она спросила доктора: «Когда мой муж и я сможем возобновить нашу обычную половую жизнь?»

«Я должен посмотреть в свои медицинские книги,— буркнул врач.— Вы первый пациент, который спрашивает меня об этом после удаления миндалин».

Вы просто ничего не знаете о французах и об их способах заниматься любовью!

Я слышал одну историю.

Французский профессор сексологии беседовал с американским профессором того же профиля, которого он встретил на конференции. Француз сказал: «Существует сто способов заниматься любовью*. Американец был ошеломлен: «Сто?» А когда француз стал перечислять все эти способы, он удивлялся все больше и больше. Сотый способ был такой: муж занимается любовью со своей женой, висящей на люстре.

Американец сказал: «Существует сто один способ заниматься любовью». Француз не мог поверить в это, он сказал: «Это невозможно, потому что никто не знает о любви больше, чем мы». Но американец настаивал, что имеется сто один способ. Тогда француз сказал: «Ладно, о'кей, рассказывайте». Американец ответил: «Первый способ такой: жена лежит на спине, а муж на ней».

Француз воскликнул: «Черт возьми! Мне это не приходило в голову!»

 

Разные люди, разные умы, разные обусловленности, разные пристрастия, разные предубеждения. Поэтому когда вы говорите, слова могут не иметь одно и то же значение. Когда вы говорите что-то, вы говорите это в одном значении, а когда это слышит другой человек, оно имеет то значение, которое он придает вашим словам. Так происходит в обычном разговоре. Что же тогда сказать о беседе Будды с учеником?

Будда стоит на том берегу, а ученик—на этом. Будда пробудился, а ученик слушает как спящий. В своих снах он искажает смысл, он добавляет свои собственные идеи, вкладывает свои концепции, философские взгляды, свои собственные выводы в слова Будды.

Поэтому пока мастер и ученик не установили взаимное отношение глубокого любовного акта, коммуникация между ними невозможна; она неосуществима. Только при очень глубоком любовном взаимоотношении, при глубокой интимной связи, в которой ученик полностью открыт, в которой он не пускает в ход свой ум и слушает все без вмешательства, не вкладывая

­ Конец страницы 56 ­

¯ Начало страницы 57 ¯

свое значение, а просто внимательно слушая, не беспокоясь о том, правильно или неправильно говоримое, или что оно означает,— тогда только он способен слушать и это слушание может явиться трансформирующим опытом. Со стороны ученика требуется глубокое молчание,— только тогда он сможет понять то, что говорит мастер.

Ученик спрашивает: «Что такое медитация в пустоте?» Должно быть, он слышал, как Бодхидхарма часто говорит о медитации, потому что на Востоке мастера говорят только о медитации. Вы можете задать любой вопрос, и они рано и ти поздно сведут тему беседы к медитации — это обязательно произойдет рано или поздно. Вы можете спросить о Боге, а они будут говорить о медитации. Вы можете спросить: «Кто я есть?», а они будут говорить о медитации. Вы можете спросить: «Кто сотворил мир?», а они будут говорить о медитации — потому что Восток знает ключ.

Медитация — ключ ко всем тайнам жизни и существования. Поэтому бесполезно вести разговоры на какие-либо другие темы. Если мы сумели заставить ученика понять, что такое медитация, тогда он обязательно сам отопрет и откроет все двери и будет способен сам видеть и испытывать. А только ваш личный опыт приносит избавление, потому что только в этом случае он является действительно вашейистиной.

Иисус говорит: «Истина приносит избавление». Безусловно, истина приносит избавление. Абсолютно верно, что истина приносит избавление Я согласен с ним, но его утверждение, как мне кажется, является неполным. полнор утверждение должно гласить- «Истина приносит избавление, но эта истина должна быть вашей собственной». Если это истина какого-то другого человека, тогда она не принесет вам избавление, а свяжет вас, опутает вас цепями, возьмет вас в плен.

Бодхидхарма говорит: «Вы наблюдаете предметы феноменального мира, но постоянно пребываете в пустоте. Это и есть медитация в пустоте».

Это простой ответ, ответ непосредственно по существу, но если вы сможете понять его экзистенциально, вы никогда не будете тем же самым. Это простые слова, но они могут стать лестницей к другому миру

«Вы наблюдаете предметы феноменального мира, но постоянно пребываете в пустоте. Это и есть медитация...»

Смотрите на весь мир так, будто он состоит из теней. Он действительно состоит из теней. Он соткан из субстанции сновидений. Поскольку мы верим в него, он приобретает реальность — в той самой мере, в какой мы верим в него Когда ваша вера исчезает, то вешь, в которую вы верили, также исчезает.

­ Конец страницы 57 ­

¯ Начало страницы 58 ¯

Вы видите женщину и проецируете на нее красоту — и она выглядит такой прекрасной, такой ослепительной, не от мира сего, и вы влюбляетесь в нее Но вы влюбляетесь в вашу собственную грезу, помните это; женщина не имеет к этому никакого отношения. Вот поэтому влюбленные и считаются такими слепыми и сумасшедшими, что никто другой не разделяет их взглядов.

Маджну сходил с ума по одной женщине — Лайле, так, сходил с ума, что никогда еще не было такого сумасшедшего влюбленного; он венчает список. Царь той страны позвал его. потому что он стал испытывать жалость к этому юноше. И поскольку он так сильно любил Лайлу, даже сам царь заинтересовался: «Кто эта женщина?» Он тоже интересовался красивыми женщинами, поэтому он стал выяснять, кто она такая. Он увидел эту женщину и был шокирован — она была очень некрасивой, обыденной, очень заурядной. Тогда он ощутил еще большую жалость к этому юноше. «Он просто дурак, или сумасшедший, или ослеп. Что с ним случилось?» А он был очень интеллигентным столичным юношей, красивым и богатым; и он потерял свое здоровье и разум ради этой заурядной женщины.

Царь призвал его к себе Он сказал: «Ты, должно быть, сошел с ума, потому что я видел Лайлу и она оказалась просто заурядной женщиной. Но я испытываю жалость к тебе. Мы возлагали на тебя большие надежды, мы думали, что ты станешь великим человеком, а ты погубил себя. Я дам тебе одну из наилучших женщин из моей семьи. У меня много красивых женщин».

Он позвал дюжину девушек и сказал Маджну: «Можешь выбирать любую. Она станет твоей».

Маджну оглядел девушек одну за другой, покачал головой и сказал: «Нет. Это не Лайла, это тоже не Лайла». Он отверг всех 12 девушек. Он сказал: «Среди них нет Лайлы». Царь воскликнул: «Ты действительно сумасшедший. Лайла — ничто в сравнении с этими прекрасными девушками. Они являются членами царской семьи!»

Маджну ответил: «Господин, я могу понять твое сочувствие ко мне, но осмелюсь сказать, что ты не в состоянии увидеть Лайлу, если не посмотришь на нее моими глазами».

Это значительное утверждение — правда, оно исходит от сумасшедшего, но сумасшедшие иногда делают очень здравые заявления. «Если ты не посмотришь моими глазами,— говорит Маджну,— ты не будешь в состоянии увидеть красоту Лайлы». В каком-то отношении он прав, потому что красота содержится не в Лайле, а проецируется на нее через его глаза. Лайла — просто экран, на который он проецирует определенное представление.

­ Конец страницы 58 ­

¯ Начало страницы 59 ¯

Каждый влюбленный делает это. Вы влюбляетесь в свою собственную проекцию. Вот почему любовь всегда кончается разочарованием.

Если вам удается получить вашу женщину или мужчину, то вы испытываете разочарование. Благословенны те, кто никогда не получают своего мужчину или свою женщину, ибо они никогда не испытывают разочарования. Они продолжают любить, продолжают надеяться. Прокляты те, кто добились успеха, ибо тогда очень трудно продолжать поддерживать старую проекцию. Когда вы подходите к экрану и касаетесь его, то разве у вас может сохраниться впечатление присутствия красоты? Рано или поздно вы увидите, что есть только бесцветный экран, на который вы проецировали. Поэтому влюбленные, добившись, успеха, становятся очень разочарованными.

Этот мир состоит из наших проекций. Когда Бодхидхарма говорит о мире, он фактически говорит только о ваших проекциях. Он не говорит о деревьях, о скалах, о горах и звездах — он говорит о ваших проекциях. Роза есть роза — она ни прекрасна, ни безобразна. Она просто является самой собой; это выпроецируете на нее ваше представление.

Какую-то сотню лет тому назад, никто не считал кактусы красивыми Однако теперь кактусы в моде, а розы вышли из моды. Теперь говорить о розах считается немножко старомодным. Если вы скажете своей женщине: «Твое лицо подобно розе», — она посчитает вас старым лопухом. Скажи ей: «Ты выглядишь как кактус», и она подумает: «Да, он современны'! человек, вполне на уровне. Он понимает Пикассо, Дали и современное искусство».

Люди теперь держат кактусы в гостиных, а раньше они пользовались кактусами только для того, чтобы устраивать из них изгороди своих полей и садов. Теперь кактус вошел в гостиную. Внезапно открыли, что он красив. В течение веков никому и в голову не приходило — ни Шекспиру, ни Калидасе, ни Мильтону, ни Теннисону — никто ничего не говорил о кактусе и не молился на кактус. Но сейчас мы стали проецировать на кактус красоту. Мы устали от роз; мы сыты ими по горло. За прошедшие тысячелетия мы сказали все о розах; мы покончили с ними. Больше о розах ничего нового сказать нельзя. Все, что можно было сказать, уже сказано —и сказано так прекрасно, что нет никакой возможности сказать еще лучше. А мы очень нуждаемся в том, чтобы проецировать. Моды потому и меняются, что каждый человек имеет потребность проецировать свои представления. Поэтому нам и нужны новые экраны.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.