Здавалка
Главная | Обратная связь

ПОСКОЛЬКУ Я ВАС ЛЮБЛЮ 6 страница



И представления о красоте постоянно меняются. В каждой стране существует свое представление о красоте. То, что кажется красивым американцу, не кажется таковым индийцу; а то, что красиво для индийца, не красиво для африканца; и то,

­ Конец страницы 59 ­

¯ Начало страницы 60 ¯

что красиво для африканца, не красиво для китайца. Представления различаются.

В таком случае существует ли такая вещь, как объективная красота? Нет, не существует. Существование (экзистенция) просто есть, без всяких прилагательных, нет ни «хорошего», ни «плохого», ни «прекрасного», ни «безобразного». Поэтому Бодхидхарма и говорит: «Отбросьте симпатии и антипатии. Прекратите выбирать, прекратите проецировать, и мир исчезнет». Это не означает, что пропадут деревья и горы, не означает, что вы сможете проходить сквозь стены. Стены, деревья и горы останутся на своем месте; все вещи останутся в своем абсолютно истинном виде, но все ваши грезы, сновидения полностью исчезнут. А вы так привязались к своим грезам — вот почему медитация кажется вам такой трудной.

Пациент: «Доктор, мне всю ночь подряд снится бейсбол, и это тянется ночь за ночью».

Психиатр: «Хорошо, это можно легко излечить. У вас есть какая-нибудь любимая актриса?»

Пациент: «Да, Элизабет Тейлор».

Психиатр: «Ну, в таком случае думайте всю ночь о ней».

Пациент: «Как! И пропустить свою очередь бить битой?»

Я слышал следующее.

Мулла Насреддин однажды ночью в постели толкнул свою жену и сказал: «Принеси мне поскорее мои очки!»

Жена сказала: «Посреди ночи..! Зачем тебе понадобились очки?»

Он ответил: «Ты сейчас все испортишь! Мне только что приснился сон. Три красивые женщины: Элизабет Тейлор, Софи Лорен... Две из них я узнал, а третью, самую красивую, не смог распознать. Принеси мне мои очки! Ты знаешь, что я вижу не очень хорошо. Я старею и вижу хуже».

 

Люди живут в сновидениях. В мире есть только два типа людей: те, которые живут в сновидениях, и те, которые живут осознанно. Быть санньясином означает начать жить осознанно.

Бодхидхарма говорит: «Вы наблюдаете предметы феноменального мира, но постоянно пребываете в пустоте».

Вы продолжаете видеть тени, сновидения, проекции, но помните, что все это — просто субстанция сновидений. Помня это, вы глубоко внутри будете оставаться совершенно пустым. Зеркало никогда не цепляется ни за какое отражение; каким бы красивым ни было лицо, взглянувшее в зеркало, зеркало никогда не цепляется за него. Лицо отражается. Когда человек отодвигается, лицо исчезает. Зеркало остается пустым; то же самое делает и медитирующий: он отражает все предметы и вместе с тем остается пустым, так как он не цепляется.

­ Конец страницы 60 ­

¯ Начало страницы 61 ¯

Второй вопрос:«Как пребывать в дхарме?»

Бодхидхарма отвечает: «Вы не должны оставаться ни пребывающими в дхарме, ни непребывающими в дхарме. Вы должны естественно жить в дхарме. Это и есть то, что вы называете пребыванием в дхарме».

Выражения Бодхидхармы могут показаться вам странными, но с этим ничего поделать нельзя; он говорит так, как считает нужным.

Ученик спрашивает: «Как пребывать в дхарме?»

Учтите, что слово дхарма обычно переводят как «религия». Это неправильно.Дхарма — не религия. Религия —это позиция по отношению к реальности. Дхарма—это не позиция по отношению к реальности, а просто естественный, спонтанный образ жизни. Дхарма — это жизнь в согласии с природой.

Таков опыт Бодхидхармы, таков и мой опыт тоже: Дхарма — это значит жить естественно, не препятствуя своей спонтанности, жить момент за моментом, не находясь под гнетом прошлого или будущего Бодхидхарма говорит: Забудьте о пребывании в дхарме и о непребывании в дхарме. Это означает привнесение вашего ума, выдумывание категорий. Живите просто и естественно.

Говорят, что когда одного мастера дзэна спросили: "Что такое дхарма?», он ответил: «Когда я чувствую голод, я ем, а когда мне хочется спать, я сплю».

Какой потрясающе прекрасный ответ! Какая высота, какая глубина! Спрашивающий совсем не ожидал такого ответа — и такого простого, такого незатейливого: «Когда я голоден, я ем». Мастер говорит: Будьте естественны, это и есть дхарма.

Другого дзэнского мастера спросили: «Что вы обычно делали до того, как стали просветленным?»

Он сказал: «Я обычно рубил дрова и носил воду из колодца».

Затем его спросили: «А теперь, когда вы стали просветленным, Буддой, что вы делаете?»

Он сказал: «Что же еще я могу делать? Я рублю дрова и ношу воду из колодца».

Вопрошающий, естественно, был озадачен. Он спросил: «В чем же тогда разница? Перед просветлением вы делали это и после просветления вы делаете то же самое, в чем же тогда разница?»

Мастер засмеялся и сказал: «Разница большая. Раньше мне приходилось делать это, а теперь все это происходит естественно. Раньше мне надо было делать усилие; перед тем, как я стал просветленным, это была обязанность, которую мне приходилось выполнять, делать нехотя, заставляя себя. Я делал это потому, что мне приказывали это делать; мой учитель велел мне рубить дрова, поэтому я и рубил. Но в глубине души я злился:

­ Конец страницы 61 ­

¯ Начало страницы 62 ¯

«До каких пор этот старый дурак будет заставлять меня рубить дрова и носить воду из колодца? До каких пор?» — хотя внешне я ничего не говорил.

«Теперь я просто рублю дрова, потому что знаю сопряженную с этим красоту и радость. Я ношу воду из колодца потому, что это необходимо. Это уже не обязанность, а моя любовь, я люблю старика. Холодеет, зима уже стучится в двери, нам будут нужны дрова. Учитель с каждым днем все больше стареет; ему нужно больше тепла. Нам нужно будет отапливать его жилище. Именно из этой любви я рублю дрова. Из этой любви я ношу ему воду из колодца. Но теперь появилось большое различие. Нет неохоты, кет сопротивления; нет эго, и я не следую ничьим приказам, я не подчиняюсь чьим-либо указаниям, я просто откликаюсь на момент и на текущую необходимость».

Бодхидхарма говорит: Пребывать в дхарме — это значит жить естественно.

Вам нет нужды быть христианином, индуистом или буддистом, вам нужно только одно — быть естественным, таким же естественным, как ваше дыхание. Любите своюжизнь. Не живите согласно каким-то заповедям. Не живите согласно чужим идеям. Не живите так, как от вас требуют люди Прислушивайтесь к своему собственному сердцу. Станьте безмолвны, прислушайтесь к тихому, слабому голосу внутри вас и следуйте ему. Именно это и есть пребывание в дхарме.

Третий вопрос:«Как мужчина может жить как не-мужчина, а женщина —как не-женщина?»

Будда сказал: Чем глубже вы входите, тем больше вы осознаете, что вы — не тело, не ум и даже не сердце. Вы — только существо, сознание, чистый свидетель. Поэтому в медитации пег ни мужчины, ни женщины. В медитации вы так глубоко погружаетесь в свое существо, что с точки зрения этого пика все биологические и физиологические различия исчезают.

Бодхидхарма говорит: «В природе Будды нет различия между мужчиной и женщиной и нет сущности, обозначаемой как мужчина или женщина. Физическая материя порождает человеческие существа так же, как она порождает траву и деревья. Сравнивая, вы говорите «трава» или «деревья». Вы даете всевозможные наименования своим иллюзиям. Будда сказал: «Если человек увидит, что все существующее является иллюзией, он сможет жить в более высокой сфере по сравнению с обычным человеком».

Обычный человек живет в теле, думая, что он является телом, или в уме, думая, что он является умом. Как только вы начинаете трансцендировать телесно-умственный комплекс, вы начинаете становиться необычным человеком. Вы начинаете жить на более высоких планах, а с более высоких планов вещи выглядят совершенно иначе.

­ Конец страницы 62 ­

¯ Начало страницы 63 ¯

Существует история из жизни Будды...

Он медитировал под деревом ночью в полнолуние. В это время в лес на пикник пришла группа молодых людей. Они взяли с собой проститутку, много вина и изысканную пищу. Они пили, ели и танцевали. Они так упились, что совсем забыли о проститутке Проститутка убежала, но ей пришлось бежать нагой, так как они перед пьянкой сняли с нее одежду.

Когда ночь стала клониться к утру и подул холодный ветерок, они немного протрезвели и вспомнили: «А где же проститутка?» Ее одежда была там, а она отсутствовала. Тогда они пошли искать ее. Проститутка могла убежать в город только по одной дороге и они вспомнили, что видели у дороги какого-то человека, медитирующего под деревом. Так что они пошли к этому человеку, потому что она должна была пройти мимо него. Они не знали, что этот человек был Гаутама Будда.

Они спросили Будду: «Господин, ты видел обнаженную женщину, красивую женщину, шедшую в сторону города? — потому что это единственный возможный путь. Мы взяли с собой женщину; она убежала, и она была нагая».

Будда сказал: «Да, кто-то действительно прошел, однако, я не могу сказать, кто это был — мужчина или женщина. Да, кто-то действительно прошел, но мне трудно сказать, была эта личность одетой или нагой».

Молодые люди были ошеломлены; они сказали: «Если ты смотрел на эту личность, ты долженбыл увидеть... потому что женщина была действительно красивой. Ты должен был увидеть, что это женщина и что она была обнаженной».

Будда сказал: «Вы пришли немного поздно. Я видел мужчин и женщин раньше. И, конечно, когда вы смотрите на обнаженную женщину, то как вы можете не увидеть ее? Но эти дни прошли Я был в медитации, и поэтому когда кто-то проходит мимо, я не могу видеть его».

Будда обычно медитировал с полуприкрытыми глазами. Он всегда придерживался среднего пути.

Существуют три возможности. Вы можете медитировать с закрытыми глазами Будда говорил: не делайте этого, так как вы можете уснуть.

При закрытых глазах ум имеет тенденцию впадать в сон, уходить в забытье, в грезы, потому что на протяжении веков, на протяжении многих жизней закрытые глаза стали ассоциироваться со сном и сновидениями. Поэтому как только вы закрываете свои глаза, это немедленно вызывает в вас процесс засыпания. Очень трудно оставаться бодрствующим с закрытыми глазами, поэтому Будда сказал: не делайте этого.

Другая возможность состоит в том, чтобы концентрироваться с открытыми глазами. Но это концентрация. Концентрацию можно делать с открытыми глазами; вы можете на чем-нибудь

­ Конец страницы 63 ­

¯ Начало страницы 64 ¯

фокусировать свои глаза. Но медитация — это расслабленное состояние. С открытыми глазами, полностью открытыми глазами, в глазах будет некоторая напряженность.

Глаза являются частью вашего мозга; 80 % вашей мозговой энергии функционирует через глаза Если ваши глаза напряжены, то и ваш мозг будет напряжен Вот почему вы так устаете, если смотрите телевизор несколько часов подряд. Вы идете в кино и в течение нескольких часов смотрите на экран, не мигая глазами. Вот почему вы устаете: вы не мигаете — вы не имеете возможности мигнуть, потому что на экране происходит масса событий Вы не хотите пропустить ни одно из них, поэтому вы не мигаете. Глядя на экран в течение трех часов и не мигая, вы неизбежно утомляете свои глаза, а также свой мозг.

Недавно проведенные исследования показали, что люди, смотрящие телевизор в течение 4, 5, 6 часов в день, страдают некоторыми мозговыми расстройствами. Они вполне могут стать жертвой рака мозга. Такое большое напряжение неизбежно вызывает расстройство очень деликатной и хрупкой нервной системы вашего мозга.

Будда говорил: медитируйте с полуприкрытыми глазами; это создает наиболее расслабленное состояние.

Вы не сможете видеть ничего отчетливо; все вещи становятся расплывчатыми А это и есть то, что хочет Будда; чтобы вы узнали, что все вещи расплывчаты, тенеобразны, грёзоподобны. Вы не можете уснуть, потому что вы должны поддерживать ваши паза полуприкрытыми, и вы не можете стать усталым и напряженным, потому что вы не заставляете свои глаза быть полностью открытыми. Полуприкрытые глаза — это самое расслабленное состояние. Попробуйте это и вы увидите. Всякий раз, сидя с полуприкрытыми глазами, вы будете ощущать, как на вас нисходит большое расслабление.

Поэтому Будда сказал: «Я медитировал с полуприкрытыми глазами. Кто-то прошел, кто-то безусловно прошел, но я не мог различить, кто это был — мужчина или женщина. Поскольку я больше не отождествляю себя со своим телом, то других я тоже не рассматриваю с точки зрения тела. И меня совершенно не интересует, была эта личность обнаженной или одетой' Я не интересуюсь их телами!»

Обычно происходит прямо противоположное. Когда вы видите проходящую мимо красивую женщину, вы начинаете раздевать ее—по крайней мере в своем уме. Вы начинаете проникать под ее одежду, вы начинаете представлять себе, какой она будет выглядеть в обнаженном виде. Вот почему одетая женщина кажется гораздо более привлекательной, чем когда она обнаженная. По вполне определенной причине: когда она одета, то ваше воображение может воображать все что угодно; вы имеете полную свободу воображения. Но квгда она обнаже-

­ Конец страницы 64 ­

¯ Начало страницы 65 ¯

на то воображению уже не остается места. А мужская сексуальность коренится в воображении. Поэтому когда женщина скрывает свое тело, вы начинаете больше интересоваться ею, вы начинаете воображать... линии, которых может и не быть, пропорции, которых может и не быть.

Одежды очень обманчивы; было обнаружено, что одежды способствуют созданию большей сексуальности в мире. Именно благодаря одеждам люди одержимы сексуальностью. Если бы одежды исчезли из мира, то сексуальность уменьшилась бы до своих естественных пропорций. Если бы одежды исчезли из мира, то никто не интересовался бы порнографией. Порнографией интересуются из-за одежд. Если люди станут чуточку более естественными — я не говорю вам, чтобы вы ходили на работу обнаженными,но если люди станут естественными, тогда по крайней мере у себя дома они будут обнаженными. По крайней мере у себя в саду они будут играть с детьми в обнаженном виде.

Если дети с самого рождения видят своих родителей обнаженными, го они никогда не будут интересоваться журналами типа «Плей бой». Такие журналы будут казаться глупыми. Однако священнослужители против наготы. Создается впечатление, будто существует тайный сговор между священнослужителями и людьми, занимающимися сбытом неприличной продукции. Неприличие может существовать только благодаря тому и неприличные вещи могут интересовать людей только благодаря тому, что священнослужители проклинают наготу. Разрешите наготу на всех пляжах — и вы скоро увидите, что никто вообще не будет интересоваться наготой, в поскольку воображение больше не будет разыгрываться, то вы будете в большей степени видеть вещи такими, каковы они есть.

Вы постоянно воображаете, поэтому ваша соседка интересует вас больше, чем жена. А ваш сосед больше интересутся вашей женой, чем своей собственной. Кажется, что все интересуются чужими женами или чужими мужьями. Никто не интересуется своей женой или своим мужем Вы уже знаете всю географию женщины или мужчины. Вы знаете всю топографию. Вам нечего больше открывать; это известная территория. Воображение пропадает, а с воображением исчезает 99 % сексуальности. И это будет великой вещью для мира, если 99 % сексуальности исчезнет, потому что тогда 99 % вашей энергии высвободится для более высоких целей.

То, что я говорю, обычно понимают неправильно, и вы сейчас тожепонимаете меня неверно. В течение ряда лет я говорил эти вещи, но меня за них осуждали. Ирония в том, что если ко мне прислушаются, то я окажусь величайшим врагом сексуальности в мире. Если меня послушаются, то мир может

­ Конец страницы 65 ­

¯ Начало страницы 66 ¯

стать абсолютно несексуальным. Секс останется, а сексуальность исчезнет.

Секс — биологический феномен, а сексуальность — психологический. В первобытном обществе, где люди ходят обнаженными, секс есть, а сексуальности нет. А в окультуренных обществах есть сексуальность, а секса немного

Будда сказал: «Кто-то прошел, кто-то, безусловно, прошел но поскольку меня больше не интересует сексуальность, я Н( могу сказать с абсолютной уверенностью, я не могу гарантировать, что эта личность была женщиной».

Медитация означает, что вы идете все глубже и глубже, все ближе к вашему существу. Существо — это не «мужчина» и не «женщина», существо просто превосходит все категории.

 

Четвертый вопрос: «Если человек достигает нирваны архата имеет ли он реализацию Дзэна?»

Ученик все еще мыслит в терминах ума, в категориях. Если вы мыслите, вы всегда полны всяких «если» и «но». Если вы знаете, то нет никаких «если» и «но».

Ученик спрашивает: «Если человек достигает нирваны...»

Во-первых, нирвана никогда не достигается,— ведь это ваша природа,— она просто открывается, вернее, вспоминается. Она не достигается.

И «нирвана архата»...

Буддийские ученые делят нирвану на две категории. Ученые не могут жить без сочинения категорий; в этом состоит вся их работа, вся их функция. Согласно утверждениям ученых, существует два вида будд: один называется архат, другой — бодхисаттва. Архат — это тот, кто достигает состояния Будды и растворяется в беспредельности, кто не заботится о других, кто не дает себе труда разделить свой инсайт (прозрение) с другими. А бодхисаттва — это тот, кто достигает состояния Будды, но не поддается искушению раствориться в беспредельности и помогает людям; это тот, кто обладает состраданием. Итак, даже для нирваны ум ученого изобрел категории; он создал разделение, двойственность.

Бодхидхарма отвечает просто, в своей уникальной, неподражаемой манере. Он говорит: «Он просто видит сон и ты тоже».

Эти ученые видят сны. подлинный искатель не имеет ничего общего с «если» и «но». Подлинный искатель не заботится о том, что его ждет после нирваны; он сначала движется к ней узнает ее на своем опыте, а затем — что случается, то и случается. Он становится естественным и позволяет этому случаться, он пребывает в состоянии позволения. Он не продолжает мыслить и философствовать.

 

Пятый вопрос:«Если человек практикует шесть парамит и проходит ичерез десять стадий, ведущих к состоянию бодхисат-

­ Конец страницы 66 ­

¯ Начало страницы 67 ¯

твы, и приобретает десять тысяч добродетелей, он должен знать, что все вещи не рождены и что поэтому они не погибнут. Такая реализация не является ни интуитивной, ни интеллектуальной. Ему ничего не нужно получать и ничего не нужно отдавать. Имеет ли такой человек реализацию дзэна?»

Все спекулятивные вопросы, вопросы, идущие от ума, неуместны, незначительны, бессмысленны, абсурдны. Но они кажутся великими вопросами, и ученые посвящают им всю свою жизнь.

В средние века среди христианских богословов разгорелся горячий спор. Эта проблема так и осталась нерешенной, никакого решения не было найдено, но весь этот вопрос начал выглядеть таким глупым, что этот спор прекратили. Но в средние века в течение трех столетий спор был таким горячим, что в него включился весь христианский мир. Проблема состояла в следующем: сколько ангелов может поместиться на кончике иглы? Сейчас это кажется глупостью, но тогда людям это не казалось глупостью. А они были большими учеными, людьми, знавшими писания и тонкости логики Для них это был действительно серьезный вопрос, потому что ангелы были невесомыми и обладали способностью становиться большими или маленькими по желанию, поэтому было неясно, сколько ангелов можно было разместить на кончике иглы? Сейчас вы выбросите этот вопрос в мусорную корзинку, но тогда люди в течение трех столетий занимались им.

Эти вопросы того же сорта.

«Если человек практикует шесть парамит», т. е. шесть методов достижения совершенства...

Но будды говорят, что вы уже совершенны, поэтому нет никакого вопроса о практикований совершенства. А тот, кто практикует совершенство, останется несовершенным; его совершенство будет поверхностным, глубоко же внутри он будет несовершенным. Он будет подавлять свои несовершенства и культивировать какую-то разновидность совершенства и поэтому будет разделенным. Он не является подлинно совершенным. Вы не можете быть не таким, каковы вы есть. Вы уже совершенны. Вы — переодетые боги. Вы — спящие Будды. Пробудитесь, и не нужно будет ничего практиковать.

В своем сновидении вы можете продолжать практиковать тысячу и одну вещь и это ни к чему не приведет. Когда вы Пробудитесь, вы обнаружите, что все эти усилия были бесполезны.

Итак, эти шесть парамит...

«... и проходит через десять стадий, ведущих к состоянию бодхисаттвы...»

Нет никаких стадий вообще. Разве существуют стадии между сном и пробуждением? Нет таких стадий; вы либо спи-

­ Конец страницы 67 ­

¯ Начало страницы 68 ¯

те, либо бодрствуете. Это прыжок, квантовый скачок. Разве есть какие-нибудь стадии, когда кипит вода? Нет никаких стадий. При 90° вода остается водой. При 99° вода по-прежнему является водой, хотя и горячей. При 99,9° вода еще является водой, хотя и очень горячей. А стоит сделать еще один шаг, всего один шаг, один-единственный шаг, и вода кипит. При кипении нет никаких постепенных стадий. Человек либо жив, либо мертв,— вы никогда не найдете никого, кто наполовину мертв, или мертв на одну четверть или на одну десятую. Смерть наступает не по частям.

Я слышал одну историю.

 

Во время Второй мировой войны один английский генерал сбил немецкий самолет, и пилот был сильно ранен. Английский генерал побеседовал с пилотом — тот тоже был генералом, поэтому он оказал ему уважение, полагающееся генералу вражеской армии... Его поместили в госпиталь, лечили его, но одна его нога была так повреждена, что ее нужно было отнять, ампутировать. Английский генерал спросил немецкого: «Чем я могу быть вам полезен?»

Немец ответил: «Я буду очень обязан вам, если вы сможете послать мою ногу домой, потому что самое сильное мое желание — быть похороненным на своей родине».

Английский генерал сказал: «Ну, это не составит никакой проблемы».

Они упаковали ногу и послали ее в Германию, к нему домой. Но потом у него пришлось отрезать руку; ее также отослали. Потом другую ногу, потом другую руку.

Когда была послана последняя рука, английский генерал спросил: «Могу я задать вам вопрос? Вы что, пытаетесь убежать по частям?»

 

Вы не можете убежать по частям, и вы не можете стать просветленным по частям. Это не постепенный процесс, это внезапное просветление. Но ученым нужна умственная работа, поэтому они продолжают подразделять. Будды продолжают говорить, что это квантовый скачок, а ученые продолжают подразделять: есть десять стадий бодхисаттвоподобности и есть десять тысяч добродетелей. Вполне достаточно одной добродетели: осознания. Они говорят о десяти тысячах добродетелей; но существует только одна добродетель: пробужденность. Все остальное вытекает из нее само собой.

Ученик спрашивает: «...он должен знать, что все вещи не рождены, и что поэтому они не погибнут. Такая реализация не является ни интуитивной, ни интеллектуальной. Ему ничего не нужно получать и ничего не нужно отдавать. Имеет ли такой человек реализацию дзэна?»

­ Конец страницы 68 ­

¯ Начало страницы 69 ¯

Бодхидхарма говорит: «Он просто видит сон и ты тоже».

Бодхидхарма совсем не заботится о том, чтобы отвечать и объяснять. Он не философ, поэтому он просто отставляет вопрос в сторону. Он говорит: не мели чепуху. Ты грезишь, и не только ты; если есть человек, мнящий, что он находится на девятой стадии бодхисаттвоподобности, то он тоже грезит. Если кто-то считает, что он завершил все шесть парамит, все шесть совершенств, то он тоже грезит. Человек, который думает «Я достиг состояния Будды», в действительности просто видит сон, поскольку состояние Будды не есть что-то такое, что достигают.

Когда вы достигаете этой реализации, вы просто начинаете осознавать, что с самого начала не было ничего, что нужно было достигать. С самого начала вы являетесь Буддой — вы всегда были Буддой — вы просто уснули, вы просто забыли, кто вы такой. Это только вопрос вспоминания, распознавания, переоткрытия.

Последний вопрос: «Если человек обладает десятью могущетвами, завершил четыре формы бесстрашия и приобрел знание восемнадцати систем учения, он является таким же, как Будда, который достиг просветления под деревом пиппала. Он может спасти чувствующих существ и потом войти в нирвану. Не является ли он подлинным Буддой?»

Бодхидхарма, должно быть, ощущал большую жалость к этому человеку, так как он продолжал задавать один и тот же вопрос в различных формах. Это одна и та же глупость, именуемая «ученостью» (букв, «школярством»). Вновь и вновь он задает один и тот же вопрос в различной форме. Но мастера всегда терпеливы; они должны быть такими, иначе они не смогли бы работать с учениками.

Бодхидхарма снова отвечает: «Он просто видит сон и ты тоже».

Простое утверждение, но оно имеет большой потенциал. Как только вы начинаете думать, что стали просветленным,— берегитесь! Если вы считаете, что стали просветленным, то вы им еще не являетесь. Если вы считаете, что стали Буддой, и начинаете доказывать то, что вы стали Буддой, то будьте абсолютно уверены, что вы еще не Будда. Будда не нуждается в доказательстве; он не обосновывает это, он просто знает это. Да и не существует способа доказать это. Он знает, что он не совершил ничего великого; это небольшое дело. Это простой феномен; он просто посмотрел внутрь себя. Он мог посмотреть туда в любое время, в любой день, и нашел бы Будду внутри себя.

Когда Будда стал просветленным, первый вопрос, который ему задали, гласил: «Чего ты достиг?» Он засмеялся. Он сказал: «Ничего. Я не достиг ничего; напротив, я многое потерял».

­ Конец страницы 69 ­

¯ Начало страницы 70 ¯

Естественно, вопрошающий был сбит с толку. Он сказал: «Мы всегда слышали, что стать Буддой — это значит достичь совершенного, предельного, вечного, а ты говоришь, что ты не только ничего не достиг, но и многое потерял. Что ты имеешь в виду?»

Будда ответил: «Именно то, что я сказал. Я потерял свое •то, я потерял свое знание, я потерял свое неведение. Я перестал быть человеком, я потерял свое тело, свой ум, свое сердце. Я потерял тысячи вещей и ни одной не приобрел — потому что все, что я приобрел, уже было моим, это моя природа. Неестественное было утрачено, а естественное расцвело. Это вообще не достижение. Думать в терминах достижения — значит оставаться во сне».

 

Бодхидхарма совершенно прав: «Он просто видит сон и ты тоже».

 

Запомните эти слова Бодхидхармы, позвольте им отзвучать в своем существе, потому что вы будете грезить все эти вещи множество раз.

Многие люди продолжают писать мне: «Бхагаван, со мною случилось то-то. Является ли это первым сатори, или вторым или третьим? Я имел переживание великого света. Скоро ли я достигну состояния Будды?»

Каждый день люди задают такие вопросы.

 

Запомните слова Бодхидхармы. В следующий раз, когда у вас возникнет такой вопрос и вы начнете писать мне письмо, не посылайте мне его, а просто напишите вверху вашего письма

«Я вижу сон».

 
 

 

 


НАИВЫСШИЙ ПОЛЕТ

Первый вопрос:Бхагаван, кто такой поэт? Что такое поэзия?

Девапрем

Существует три способа смотреть на реальность: видеть ее, ощущать ее, быть ею. Первый способ — наука, второй — искусство, третий— религия.

­ Конец страницы 70 ­

¯ Начало страницы 71 ¯

Наука смотрит на вселенную объективно. Она смотрит на вселенную так, как будто ты находишься где-то там, вовне. Поэтому наука приходит к выводу, что существует только материя и больше ничего. Самый метод науки ограничивает ее; это большое ограничение. Если вы смотрите объективно, то вы сможете уловить только объективную сторону существования, т. е. материю. Материя — это объективная сторона существования.

Слово «объект» очень значительно; оно означает то, что препятствует вам, то, что создает вам помеху. (Примеч. перев.: здесь игра слов — англ, an object «объект, предмет, вещь», to object «препятствовать, возражать, протестовать»). Все, что препятствует вашему видению, является объектом. Поэтому наука становится антагонистичной миру, она начинает пытаться завоевать его, потому что объект является врагом и должен быть побежден. Именно благодаря научному подходу человек стал так отчужден от природы. И теперь он чувствует себя таким изолированным и одиноким, что кажется, будто самоубийство — единственный способ избавиться от жалкого положения, в которое он попал из-за этой изоляции.

Второй подход, второй способ — это путь искусства, эстетики, поэзии. Это субъективный подход к существованию. Искусство занимается не тем, что находится где-то там, а тем, что здесь, внутри вас. Оно интересуется не цветком розы самим по себе, а тем, какое он вызывает в вас ощущение. Что происходит в вашем внутреннем мире, когда вы видите цветок розы? Когда вы смотрите на восход солнца, как он отражается в вашем существе? Когда издалека доносится зов кукушки, как он отдается в глубине вашего существа?







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.