Здавалка
Главная | Обратная связь

Корректирующие субсидии



Корректирующие субсидии вводятся при наличии положительных внешних эффектов. При положительных внешних эффектах товар недопроизводится (это рассмотрено в 1 вопросе лекции). Следовательно, необходимы субсидии, которые простимулируют производителей увеличить объем предоставления товара.

Корректирующие субсидии (S) – это государственные платежи создателям положительных внешних эффектов.

Цель введения корректирующих субсидий – выравнивание предельной частной полезности (МРВ) и предельной общественной полезности (MSB).

 

Рассмотрим рисунок 7, демонстрирующий влияние корректирующей субсидии на устранение положительного внешнего эффекта.

 

 

P

 

MSC – предельные общественные издержки

Корректирующая субсидия S = МЕВ(предельная внешняя полезность)

P* S E*

 

Pe Е

MSB – предельная общественная полезность

Рs MPB – предельная частная полезность

 

Qe Q* Q

Рис. 7. Влияние корректирующей субсидии

 

До введения субсидии рыночное равновесие было в точке Е. Пусть предельная внешняя полезность (МЕВ) постоянна. Государством вводится корректирующая субсидия S = MEB. Это приведет к увеличению спроса на благо, что в свою очередь вызовет рост объема производства и цены. Новое равновесие соответствует точке Е*, и количество производимого блага Q* будет эффективным, поскольку выполнено условие: MPB + MEB = MSB = MSC

Общая величина субсидии равна площади прямоугольника P*PsEsE*.

В результате введения субсидии эффективный объем продаж выше, однако одновременно это приводит к росту цен на товар. Это результат платы за внешние выгоды.

 

 

Проблемы использования корректирующих налогов и субсидий:

1. Внешние эффекты и объем выпуска продукции имеют неоднозначные функциональные связи: т.е. при одном и том же объеме выпуска величина внешнего эффекта может варьировать. Поэтому введение корректирующих налогов и субсидий может не повлиять на рыночное равновесие и не приводить к Парето-эффективному состоянию.

2. Существуют сложности измерения внешних эффектов. Эту проблему решать сложно на практике, т.к. необходимо назначать плату или субсидию на каждый вид внешнего эффекта (например на каждый вид загрязнения ОС). Но для этого надо уметь измерять размеры выбросов по каждому виду в любой момент времени, и соответственно быстро изменять величину корректирующего налога (в зависимости о размера загрязнения). Однако это технически осуществить сложно).

По этим причинам для уменьшения отрицательных внешних эффектов часто используются не корректирующие налоги и не штрафы, а государственная регламентация. Государство может устанавливать предельно допустимые нормы загрязнения или непосредственно контролировать производственный процесс, требуя от фирм, например, строительства определенных очистных сооружений.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.