Здавалка
Главная | Обратная связь

Вопрос 3. 3. Теорема Р. Коуза и ее применимость к устранению внешних эффектов



В предыдущем вопросе лекции предполагалось, что государство является арбитром в ситуации с внешними эффектами, устанавливая плату за право на внешний эффект, которая сделает распределение ресурсов Парето-эффективным. Но если предположить, что государство не может по каким-либо причинам вмешаться в ситуацию с внешними эффектами, то возникает вопрос, смогут ли участники этой ситуации разобраться без его участия и каким будет итог этого "разбирательства"? Таким образом, в данном вопросе лекции рассматривается способ устранения внешних эффектов без прямого участия государства.

Можно предположить два варианта разрешения проблемы внешних эффектов без участия государства:

1) сторона, которая терпит убытки от внешнего эффекта, согласится заплатить другой стороне за его устранение;

2) виновник внешнего эффекта должен заплатить за право его осуществления.

Эти варианты решение проблемы внешних эффектов возможны при наличии информации о том, кто обладает юридически оформленным правом на использование ресурса, через который действует внешний эффект:

- если правом на ресурс обладает виновник внешнего эффекта, то платить придется страдающей стороне;

- если правом на ресурс обладает сторона, которая терпит убытки от воздействия внешнего эффекта, то платить компенсацию за убытки будет создатель внешнего эффекта.

Вне зависимости от того, кому принадлежат права на ресурсы, в итоге будет достигнуто одно и то же парето-эффективное распределение ресурсов (при отсутствии трансакционных затрат). От распределения прав зависит только то, кто получит плату. Это утверждение получило название теоремы Коуза, в честь знаменитого первооткрывателя трансакционных затрат, продемонстрировавшего это положение в одной из своих статей[2].

Теорема Коуза. При отсутствии трансакционных издержек внешние эффекты могут быть интернализированы путем установления правительством прав собственности на ресурсы и разрешения свободно обменивать эти права.

Проанализируем сформулированную теорему Коуза на абстрактном примере. Пусть водным ресурсом из реки пользуются два предприятия:

- химическое предприятие – загрязняет реку;

- пищевое предприятие – терпит убытки от загрязненной реки.

Объем загрязнения прямо пропорционален объему выпуска химического предприятия.

 

Следовательно, затраты на производство пищевого предприятия зависят так же от объема выпуска химического предприятия.

Химическое предприятие будет устанавливать объем своего выпуска исходя из максимизации своей прибыли и не будет учитывать воздействия своего загрязнения на прибыль пищевого предприятия.

Допустим, что пищевое предприятие готово заплатить химическому предприятию за снижение загрязнения реки, т.к. это снизит издержки пищевого предприятия.

Однако это снизит прибыли химического предприятия, т.к. оно должно снизить объемы своего выпуска.

Если снижение издержек пищевого предприятия больше снижения прибыли химического предприятия, то существует потенциальная возможность для «торговли» уровнем загрязнения и установлению в итоге «эффективного» уровня загрязнения.

 

 

Продемонстрируем установление эффективного уровня загрязнения на графической модели (рис.8).

Р (Цена издержек и прибыли на единицу выбросов)

 

MPC (предельные индивидуальные

издержки пищевого предприятия)

 

a

d

 

b c МРВ(предельная индивидуальная прибыль

химического предприятия

X2 Х* Х1 Х

(количество выброса вредных

веществ)

 

 

Рис. 8. Графическая интерпретация теоремы Коуза

Пусть дополнительная прибыль химического предприятия прямо зависит от объема загрязнения реки (х) (т.к. загрязнение зависит от величины выпуска).

МРВ – это дополнительная полезность (прибыль) химического предприятия.

Пусть предельные издержки пищевого предприятия зависят от объема загрязнения (х).

МРС – это предельные издержки пищевого предприятия.

Тогда эффективный уровень загрязнения (Х*) достигается при: МРВ=МРС, т.е. при количестве выбросов вредных веществ Х* суммарная прибыль двух предприятий достигнет максимума.

 

Рассмотрим два варианта законодательных режимов установления прав собственности на загрязнение и соответствующие варианты решения проблемы установления эффективного уровня загрязнения:

1. Разрешительный законодательный режим

Химическое предприятие имеет законное право сбрасывать любое количество вредных веществ.

В этом случае:

- химическое предприятие выберет объем загрязнения на уровне Х1 (здесь предельная индивидуальная прибыль (МРВ) равна нулю, но общая прибыль достигает максимума);

- пищевому предприятию выгодно предложить химикам сократить уровень загрязнений до Х*.

При этом оно: а) компенсирует потери прибыли химикам в размере фигуры c;

б) сэкономит свои затраты в размере фигуры c+d;

в) получит чистый выигрыш в размере фигуры d.

В результате: возникает Парето-эффективное распределение водного ресурса и общая прибыль двух предприятий достигает максимума.

 

2. Запретительный законодательный режим

Химическое предприятие не имеет законного права на выбросы вредных веществ, а пищевое предприятие имеет право запретить загрязнение водных ресурсов.

В этом случае:

- пищевое предприятие - выберет уровень загрязнения Х2 = 0 (здесь предельные издержки минимизированы, за счет сведения издержек по ликвидации загрязнения воды к нулю).

- химическому предприятию – выгодно просить у пищевого предприятия разрешения на увеличение уровня загрязнений до Х*.

При этом оно: а) компенсирует пищевику потерю прибыли в размере фигуры b

б) увеличит свою прибыль в размере фигуры a+b

в) получит чистый выигрыш в размере фигуры a

В результате: достигается Парето-эффективное распределение ресурса и общая прибыль также достигнет максимума.

Общие выводы по теореме Коуза

1. Четкая спецификация (определение) и закрепление прав собственности дает возможность заключать хозяйственным агентам контракты по оплате внешних эффектов.

2. Закрепление прав собственности влияет на распределение дохода хозяйственных агентов:

- В соответствии с разрешительным законодательством увеличивается прибыль имеющего право на загрязнение (в примере – это химическое предприятие на С)

- В соответствии с запретительным законодательством увеличивается прибыль агента, имеющего право запретить загрязнение (в примере – это пищевое предприятие на b)

3. Главное следствие из теоремы – при нулевых трансакционных издержках перераспределение прав может происходить Парето-эффективным образом, без вмешательства государства. Роль государства здесь сводится лишь к фиксация прав собственности.

 

 


[1] Пигу - английский экономист, предложивший такой налог.

 

[2] Коуз Р. Проблема социальных издержек // Коуз Р. Фирма, рынок, право. М., 1993. С. 87-141.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.