Здавалка
Главная | Обратная связь

Краткий конспект лекции



 

1.Общественный и государственный строй Франции в период феодальной раздробленности (IX-XIII вв.).

а) Франция существует как самостоятельное государство со времени раздела Франкской империи (843 г.) и выделения Западно-Франкского королевства, которому достались земли к западу от Рейна. Называться
Францией страна стала лишь в X в.

Периоды истории средневекового государства во Франции:

- период феодальной раздробленности – IX-XIII вв.;

- период сословно-представителъной монархии – XIV-XV вв.;

- период абсолютной монархии – XVI-XVIII вв.

б) В период феодальной раздробленности (IX-XIII вв.) номинальное единое королевство фактически делилось на многие почти независимые феодальные владения, причем в XI в. дробление продолжалось также внутри отдельных герцогств и графств.

Складывание двух основных классов феодального общества – сеньоров и зависимого крестьянства – в целом завершилось к X в. К этому времени сеньоры добились превращения бенефиция из пожизненного пожалования в наследственную феодальную собственность – феод. Оформилась феодальная иерархия, возглавляемая королем, с характерной для нее системой вассалитета.

Отношения вассалитета покоились на иерархической структуре земельной собственности: номинально верховным собственником всей земли в государстве считался король – верховный сеньор, или сюзерен, а крупные феодалы, получая от него земли, становились его вассалами. Они, в свою очередь, также имели вассалов, более мелких феодалов, которым жаловали земельные владения.

Развитие сельского хозяйства, отделение от него ремесла и рост населения способствовали, начиная с X в., возникновению новых и возрождению старых римских городов как центров ремесла и торговли, хотя правовое положение горожан еще мало отличалось от положения остальных феодально зависимых людей.

Иерархическая лестница системы вассалитета:

- на ее верху стоял король – сюзерен;

- далее – пэры, то есть "равные королю", герцоги и графы;

- вассалы и подвассалы разных ступеней – арьер–вассалы;

- в самом низу – простые рыцари, шевалье, своих вассалов не имевшие.

Зависимое крестьянство составляли сервы и вилланы. Первоначально положение сервов было еще близко к позднеантичному рабству – часть сервов использовалась в качестве безземельных дворовых работников, часть была посажена на мелкие земельные наделы.

Сервы наследственно подчинялись судебно-административной власти одного и того же сеньора, уплачивали ему поголовную (подушную) подать и оброк, исполняли барщину и были ограничены в следующих своих гражданских и хозяйственных правах:

- право перехода из сеньории в сеньорию;

- право отчуждения земельного держания;

- право свободы наследования;

- право выбора брачной партии.

Для вилланов, которые считались лично свободными держателями земли, принадлежавшей феодалу, характерны отсутствие наследственных личных повинностей (их повинности раскладывались не на личность, а на земельный надел), более широкие возможности отчуждения земельного держания, а также переселения в другую вотчину, на свободные земли или в город.

в) В период феодальной раздробленности король, номинальный глава государства, избирался крупными землевладельцами – вассалами короля и высшими иерархами церкви.

В органах центрального управления дворцово-вотчинная система ужива­лась с управлением, основанным на вассальных отношениях.

Дворцовую систему, как и прежде, представляли министериалы (сенешал – глава королевского двора, коннетабль, королевский казначей, канцлер);

Управление, основанное на вассальных отношениях, осуществлялось в виде съезда крупнейших феодалов страны, называемого Королевской курией или Великим советом.

Местное управление характеризуется тем, что власть короля признавалась только в его собственном домене, а в земельных владениях крупных феодалов были свои системы местного управления.

В судебной системе при сеньориальной монархии действовала сеньориальная юстиция – судебную власть между собой делили сеньоры, причем объем их судебных правомочий определялся ступенью иерархической лестницы, на которой они находились.

Армия состояла из рыцарского ополчения вассалов, исполнявших во­енную службу, которой они были обязаны сеньорам. Во время войн созывалось народное ополчение.

 

2.Общественный строй Франции в период сословно-представительной монархии (XIV-XV вв.).

а) Развитие городов и расширение межобластных экономических связей, а также установление прочных экономических связей между городом и деревней создали благоприятные условия для преодоления феодальной раздробленности, для формирования единого общенационального рынка и дальнейшего экономического и социального развития страны. Возникает специализация сельскохозяйственного и ремесленного производства в отдельных районах и городах, что приводит к упрочению торговых связей между различными областями королевства. В этих условиях увеличилась численность населения городов, и усилилось их влияние на положение дел в стране.

С завершением периода феодальной раздробленности государство при­обрело форму сословно-представительной монархии.

Это стало возможным ввиду того, что:

укрепились социально-экономические основы союза королевской власти и городов, благодаря росту городской промышленности и торговли города смогли оказывать монархии помощь;

вокруг королевской власти основные группы среднего и мелкого дворянства в надежде защитить свое привилегированное положение силами королевской армии, а также ради получения доходных должностей;

страна нуждалась в сильной королевской власти для борьбы с внешним врагом.

б) В XIV-XV вв. формирование наследственных сословий завершилось. Французское общество разделилось на три сословия:

· сословие духовенства;

· сословие дворянства;

· третье сословие, к которому относились купцы, ремесленники, сво­бодные.

Первые два сословия были привилегированными, освобождались от го-
сударственных налогов и повинностей, пользовались преимуществен-
ным правом доступа к государственным должностям. Сословие было податным.

Под влиянием развития товарно-денежных отношений произошли су­щественные изменения в правовом положении крестьян. Феодалы заменяют часть натуральных повинностей и платежей денежным оброком. К XIV в. меняется форма крестьянского землепользования – серваж вытесняется цензивой.

Цензивой называлось наследственное земельное держание, держатель
которого (цензитарий) ежегодно выплачивал своему господину ценз –
твердо фиксированную денежную, реже натуральную, ренту, а также
выполнял определенные повинности. При соблюдении этих условий цен-
зитарий имел право передавать по наследству свою закладывать, сдавать в аренду и продавать ее с согласия сеньора и с уплатой особой пошлины.

 

3. Государственное устройство Франции в период сословно-представительной монархии (XIV-XV вв.)

а) Началом периода сословно-представительной монархии во Франции (XIV-XV вв.) принято считать созыв в 1302 г. Генеральных штатов – высшего органа сословного представительства.

Предшественниками Генеральных штатов во Франции были расширенные заседания королевского совета (с привлечением городских верхов), а также провинциальные ассамблеи сословий, которые положили начало провинциальным штатам. Генеральные штаты являлись совещательным органом, созываемым по инициативе королевской власти в критические моменты для оказания помощи правительству; основной их функцией было вотирование налогов. Каждое сословие заседало отдельно от других:

· в первой палате – высшее духовенство;

· во второй – депутаты от дворянства;

· в третьей – выборные депутаты от верхушки горожан, "третьего сословия".

Каждая палата имела только один голос независимо от числа предста­вителей. Утверждение решения осуществлялось всеми палатами простым большинством

Значение Генеральных штатов возросло во время Столетней войны, когда королевская власть особенно нуждалась в деньгах.

Центральными органами управления:

Государственный совет, осуществлявший по указаниям короля руководство и контроль за отдельными звеньями управления;

Счетная палата, ведавшая финансами.

К наиболее значимым должностным лицам относились:

канцлер, в функции которого входили текущее управление и контроль за деятельностью должностных лиц; во время отсутствия короля он председательствовал в Государственном совете, под руководством составлялись проекты ордонансов;

коннетабль – командир конного рыцарского войска, впоследствии ко­мандир королевской армии;

камерарий – казначей;

палатины – королевские советники, выполнявшие отдельные поручения короля.

б) В системе судебных учреждений произошли следующие изменения:

королевская юстиция потеснила сеньориальную и церковную, значи­тельно расширилась юрисдикция королевских судов: они могли пере­смотреть любое решение сеньориального суда;

хотя судебные органы по-прежнему не были еще отделены от админи­стративных, наметилось их обособление и соответственно формирование судебной системы.

При Людовике IX был создан специальный судебный орган – Парламент, в дальнейшем ставший высшим апелляционным судом королевства, важнейшей апелляционной инстанцией. Парламент рассматривал наиболее важные уголовные и гражданские дела мог пересматривать решения и приговоры нижестоящих судов с новой проверкой всех ранее рассмотренных или вновь представленных доказательств, осуществляя, таким образом, контроль над местными судами. Правосудие на местах от имени короля вершили бальи, сенешали и прево, рассматривая основную массу уголовных и гражданских дел. Церковный суд превратился в специальный суд по делам особой предметной персональной подсудности и образовал инстанционную систему:

низшая инстанция – суд официалов, специальных уполномоченных епис­копа;

вторая инстанция – суд архиепископа;

следующая инстанция – суд кардинала;

высшая инстанция – суд римской курии, который рассматривал наиболее важные дела.

В XIV в. был создан специальный орган уголовного преследования и обвинения – прокуратура, члены которой именовались королевскими прокураторами и выступали в судах как обвинители по делам, затраги­вавшим интересы монархии ("интересы короны").

в) В ходе военных реформ второй половины XIV в. и первой половины XV в. королевская армия становится регулярной, значительной по численности, с централизованным руководством и четкой системой. К этому времени правительство после введения постоянных налогов имело в своем распоряжении значительные средства, которые использовались для вербовки наемников, по большей части иностранцев (немцев, шотландцев и т. д.). Офицерские должности занимало по преимуществу дворянство.

 

4. Общественный строй Франции в период абсолютной монархии (XVI-XVIII вв.).

а) В XVI в. во Франции стала складываться абсолютная монархия. Возникновение этой новой формы монархии вызвано тем, что с конца XV в. в стране началось формирование капиталистического уклада в промышленности и сельском хозяйстве:

в промышленности появилась мануфактура, а с ней – наемная рабочая сила, вербовавшаяся из разорившихся мелких ремесленников, подмастерьев и крестьян;

выросла внешняя торговля с другими европейскими странами, с Вос­током, а через Испанию – и с Америкой;

капиталистические и полукапиталистические отношения в сельском хо­зяйстве приняли форму срочной аренды.

Развитие капиталистического уклада ускоряло разложение феодальных отношений, но не уничтожало их:

в городах ремесло, мелкие цеховые и свободные ремесленники и торговцы существовали во всех отраслях, где не было мануфактур;

сохранялась собственность сеньора на крестьянские и, как следствие, феодальные платежи, церковная десятина и т. д.

б) К XVI в. французская монархия утратила существовавшие ранее представительные учреждения, но сохранила свою сословную природу.
Первые два сословия – духовенство и дворянство – полностью сохрани-
ли свое привилегированное положение. При 15 млн. чел. населения страны в XVI-XVII вв. к духовенству относилось примерно 130 тыс. человек, а к дворянству – около 400 тыс. человек, то есть подавляющую массу населения составляло третье сословие (в состав которого вошло крестьянство).

Духовенство, при своей традиционной иерархии, отличалось большой неоднородностью и проявляло единство только в своем стремлении удержать сословные, феодальные привилегии. Между верхушкой Церкви и приходскими священниками усилились противоречия. Дворянство занимало господствующее место в общественной и государственной жизни французского общества, однако в его составе произошли важные изменения. Значительная часть родовитого "дворянства шпаги" разорилась; их место в землевладении и во всех звеньях королевского аппарата заняли выходцы из городских верхов, которые покупали на правах собственности судебно-административные должности (дававшие дворянские привилегии), передавали их по наследству и становились так называемым "дворянством мантии". Дворянский статус предоставлялся также в результате пожалования специальным королевским актом.

Внутри третьего сословия усиливалась социальная и имущественная дифференциация:

на нижних его ступенях находились крестьяне, ремесленники, черно­рабочие, безработные;

на верхних – те, из которых формировался класс буржуазии: финансисты, торговцы, цеховые мастера, нотариусы, адвокаты.

5. Государственное устройство Франции в период абсолютной монархии (XVI-XVIII вв.).

а) Французский абсолютизм достиг высшей ступени своего развития в пери­од самостоятельного правления Людовика XIV (1661-1715 гг.). Особенностью абсолютизма во Франции являлось то, что король – наследный глава государства – обладал всей полнотой законодательной, исполнительной, военной и судебной власти. Ему подчинялись весь централизованный государственный механизм, административно-финансовый аппарат, армия, полиция, суд. Все жители страны были подданными короля, обязанными ему беспрекословно подчиняться. С XVI в. по первую половину XVII в. абсолютная монархия играла прогрессивную роль:

вела борьбу против раскола страны, создавая тем самым благоприятные условия для ее последующего социально-экономического развития;

нуждаясь в новых дополнительных средствах, содействовала росту капиталистической промышленности и торговли – поощряла строительство новых мануфактур, вводила высокие таможенные пошлины на иностранные товары, вела войны против иностранных держав – конкурентов в торговле, основывала колонии – новые рынки сбыта. Во второй половине XVII в., когда капитализм достиг такого уровня, что его дальнейшее благоприятное развитие в недрах феодализма стало невозможным, абсолютная монархия утратила все ранее присущие ей ограниченно прогрессивные черты, так как дальнейшему развитию производительных сил препятствовали сохранявшиеся абсолютизмом:

привилегии духовенства и дворянства;

феодальные порядки в деревне;

высокие вывозные пошлины на товары и т. д.

б) Центральные органы государственного управления в рассматриваемый период делились на две категории:

унаследованные от сословно-представителъной монархии учреждения, должности в которых продавались. Они частично контролировались знатью и постепенно оттеснялись во второстепенную сферу государственного управления;

учреждения, созданные абсолютизмом, в которых должности не продавались, а замещались чиновниками, назначаемыми правительством. Они со временем составили основу управления.

Органы местного управления:

утратившие значительную часть своих реальных правомочий бальи, прево, губернаторы, должности которых уходили своими корнями в прошлое и замещались знатью;

фактически руководившие местным административным управлением и судом интенданты юстиции, полиции и финансов – особые уполномоченные правительства на местах, на посты которых обычно назначались лица незнатного происхождения.

С укреплением абсолютизма вся государственная власть сконцентрировалась в руках короля.

Деятельность Генеральных штатов практически прекратилась, они со­бирались очень редко (последний раз в 1614 г.).

С начала XVI в. светская власть в лице короля усилила свой контроль над Церковью.

Рос бюрократический аппарат, его влияние усиливалось.

Государственный совет фактически превратился в высший совещатель­ный орган при короле.

В состав Государственного совета входило и "дворянство шпаги", и "дво­рянство мантии" – представители и старых, и новых учреждений.

К старым органам управления, должности в которых занимала знать и которые практически не функционировали, относились специальные советы – тайный совет, аппарат канцлера, совет депеш и т. д.

Органы, созданные во время абсолютизма, возглавляли генеральный контролер финансов (по сути, первый министр) и четыре государственных секретаря – по военным делам, иностранным делам, морским делам и делам двора.

Большое значение в финансовом управлении имели откупщики косвенных налогов, они же – государственные кредиторы.

Интендантства делились на округа, реальная власть в которых была вручена субделегатам, назначаемым интендантом и подчиненным ему.

в) Судебную систему возглавлял король, который принять к своему личному рассмотрению или поручить своему доверенному лицу любое дело любого суда.

В судопроизводстве сосуществовали:

королевские суды;

сеньориальные суды;

городские суды;

церковные суды и др.

Особенности и компетенция различных судов.

В период абсолютной монархии продолжалось усиление королевских су­дов. В соответствии с Орлеанским ордонансом (1560 г.) и Мулинским ордонансом (1566 г.) им стало подсудно большинство уголовных и граж­данских дел. Общие королевские суды состояли из трех инстанций: судов превотальных, бальяжных и судов парламентов.

Сеньориальным судам эдикт 1788 г. оставил в области уголовного судо­производства лишь функции органов предварительного дознания. В области гражданского судопроизводства им были подсудны только дела с небольшой суммой иска, но и эти дела могли по усмотрению сторон сразу же передаваться в королевские суды.

Функционировали суды специальные, где рассматривались дела, затра­гивавшие ведомственные интересы: свои суды имели счетная палата, палата косвенных налогов, управление монетного двора; были суды морские и таможенные. Особую значимость имели военные суды.

г) Создание постоянной армии при абсолютизме завершилось. От набора наемников-иностранцев постепенно отказались и перешли к комплектации вооруженных сил за счет вербовки в солдаты рекрутов из низших слоев "третьего сословия", в том числе и уголовных элементов. Офицерские должности по-прежнему занимало лишь дворянство, что придавало армии ярко выраженный сословный характер.

 

6. Право средневековой Франции.

а) К XI в. наиболее характерной формой земельной собственности во Франции становится феод.

Право феодальной собственности на землю сочеталось с элементами общинного землепользования. Свободная крестьянская собственность на землю полностью исчезла.

Феодальная собственность на землю была неразрывно связана с владельческими правами крестьян – для феодала земля представляла ценность не сама по себе, а в соединении с работником, ее возделывающим. Эти права были ограниченными, но постоянными. Крестьянин не мог отчуждать свой земельный надел без согласия сеньора, но и последний не мог произвольно сгонять с земли крестьянина. С XIII в. форма крестьянского землепользования меняется – серваж вытесняется цензивой. Крестьянин-цензитарий освобождался от личных повинностей и получил большую свободу распоряжения землей. С согласия феодального собственника и с уплатой особой пошлины он имел право продавать, дарить, закладывать и иным путем переуступать свою цензиву при условии, что ценз исправно выплачивается.

б) В период феодальной раздробленности договорные отношения во Франции развивались медленно.

При купле-продаже земли за сеньором всегда признавалось право преимущественной покупки продаваемого вассалом феода. Кроме того, он и родственники продавца в течение установленного срока имели право выкупа проданной земли.

В X-XI вв., когда купля-продажа имущества была редким явлением, получил развитие договор дарения. Часто этот договор маскировал сделку купли-продажи. Получатель подаренного имущества принимал на себя обязательство передать дарителю в знак благодарности определенное имущество. Договор дарения использовался также для обхода ограничений на завещания.

Крупные сделки купли-продажи с XII в. начинают составляться в пись­менном виде, а в последующем – утверждаться нотариусами.

С XIII в., с развитием торгового оборота, договор купли-продажи возникал с момента его заключения сторонами. Его объектом могли выступать вещи, которые еще не были изготовлены.

В период абсолютизма получает распространение договор найма (аренды) земли. Такая форма эксплуатации крестьян давала дворянству большую выгоду, так как размер арендной платы не был определен обычаем и мог повышаться. Кроме того, в отличие от цензивы земля, сданная в аренду, по окончании срока договора возвращалась в распоряжение сеньора.

в) Брак и семья во Франции до XVI в. регулировались исключительно церковными правилами. Лишь в XVI-XVII вв. королевская власть, стремясь усилить государственное воздействие на брачно-семейные отношения, отступила от церковных норм, относящихся к заключению брака. Брак стал рассматриваться как акт гражданского состояния. Было пересмотрено правило, согласно которому при вступлении в брак не требовалось согласия родителей. В XVII в. родители получили право обращаться в Парижский парламент с жалобой на действия кюре, заключившего брак без их согласия.

Личные отношения супругов определялись каноническим правом – гла­венство мужа, подчинение ему жены, совместное проживание и т. п. Дети не могли совершать юридические акты без согласия родителей. Отец имел право просить у королевской администрации заключения в тюрьму непокорных детей.

При наследовании по закону наиболее характерным институтом во Франции был майорат, то есть передача по наследству земельного имущества старшему сыну, позволявшая избегать дробления феодальных сеньорий и крестьянских хозяйств. На наследника возлагалась обязанность помогать своим несовершеннолетним братьям и выдавать замуж сестер.

Наследование но завещанию получило распространение сначала на юге Франции. Под воздействием церкви завещание стало проникать и в обычное право.

г) В начале периода феодальной раздробленности, в IX-XI вв., преступление во Франции рассматривалось как действие, затрагивающее интересы отдельных лиц. Наказания сводились к компенсации за вред, причиненный частным лицам.

К концу этого периода, в XI-XII вв., когда воцаряется сеньориальная юрисдикция, преступление перестает быть частным делом, а выступает как нарушение утвердившегося феодального правопорядка. Получают развитие такие качества уголовного права, как уголовная ответственность без вины, жестокость наказаний, неопределенность составов преступлений.

В период сословно–представительной монархии, в XIII-XV вв., с цен­трализацией государства и усилением королевской власти сеньориальная юрисдикция ослабляется и возрастает роль законодательства королей в развитии уголовного права.

В королевском законодательстве наказания не были четко определены, их применение во многом зависело от усмотрения суда, от сословного положения обвиняемого. Целью наказания стали возмездие и устрашение. Приговоры приводились в исполнение публично, с тем, чтобы страдания осужденного вызывали страх у всех присутствующих.

Видами наказания были:

смертная казнь в разнообразных формах (разрывание на части лошадьми, четвертование, сожжение и т. д.);

членовредительские и телесные наказания;

широко применялось тюремное заключение;

конфискация имущества – в качестве основного и дополнительного на­казания.

д) Судебный процесс до конца XII в. носил обвинительный характер. Боль­шое распространение имели ордалии, в том числе судебный поединок, который проводился при взаимном согласии на то сторон или же в случае, когда одна из них обвиняла противника во лжи.

С XIII в. утверждается розыскная, инквизиционная форма процесса. Судебное дело возбуждалось на основании обвинения королевского прокурора, а также доносов и жалоб. Первой стадией розыскного процесса было дознание, то есть сбор предварительной и тайной информации о преступлении и преступнике. Затем судебный следователь собирал письменные доказательства, допрашивал свидетелей и обвиняемого, проводил очные ставки.

Судебное рассмотрение дела проходило в закрытом заседании, решающее значение придавалось материалам, собранным в ходе следствия. Доказательством вины обвиняемого были, кроме собственного признания, показания свидетелей, письма обвиняемого, протоколы, составленные на месте преступления, и т. д.

При розыскном процессе виновность обвиняемого подразумевалась, поэтому показаний одного свидетеля было достаточно для применения пытки. Цель ее состояла в том, чтобы получить признание обвиняемого.


 

БЛОК 2. ПРАКТИЧЕСКИЙ

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.