Здавалка
Главная | Обратная связь

Краткий конспект лекции



 

1. Государство франков.

а) Исходным этапом в образовании Франкского государствабыло завоевание в 486 г. части Галлии салическими франками во главе с королем Хлодвигом из династии Меровингов (481-511гг.). К 510 г. Хлодвиг становится властителем земель и повелителем единого королевства, простиравшегося от среднего течения Рейна до Пиренеев. Он приобретает право диктовать собственные законы, взимать налоги с местного населения и др. При нем была записана Салическая правда –запись обычного права салических франков.

Становление государства франков происходило сравнительно быстро.

Во многом этому способствовали победоносные войны и, как следствие, классовая дифференциация франкского общества. По своему типу государство франков является раннефеодальной монархией. Оно несет в себе элементы старой общинной организации и учреждений племенной демократии, поскольку возникло в обществе, вступавшем в эпоху феодализма в процессе разложения первобытнообщинного строя, минуя в своем развитии стадию рабовладения. Для такого общества характерны сочетание рабовладельческих, общинных, феодальных отношений и незавершенность процесса создания основных классов феодального общества.

В истории государства франков можно выделить два периода,каждый из которых связан с царствованием определенной династии:

· с конца V в. доVII в. – монархия Меровингов;

· с VIII в. по IX в. – монархия Каролингов.

б) Династия Меровинговправила во Франкском государстве с 457 по 751 гг. В период ее правления у франков зарождаются феодальные отношения.

В V в. общинные, родовые связи еще сохраняются, отношения эксплуатации среди самих франков не были развиты, немногочисленной была и франкская служилая знать, сформировавшаяся в правящую верхушку в ходе военных походов Хлодвига.

Салическая правда, записанная в начале VI в. по распоряжению Хлодвига, содержит указания на существование у франков следующих социальных групп: служилая знать – приближенные короля, свободные франки (общинники), полусвободные (литы), рабы. Основные различия между ними были связаны с происхождением и правовым статусом лица или той социальной группы, к которой оно принадлежало. С течением времени фактором, влияющим на правовые различия франков, стала принадлежность к королевской службе, королевской дружине, к складывающемуся государственному аппарату.

Особенностью V-VI вв. в Западной Европе является начало идеологи­ческого наступления христианской церкви. Возрастающая идеологическая и экономическая роль церкви стала проявляться в ее властных притязаниях. Церковь в это время еще не была политическим образованием и не имела единой организации, однако уже начала становиться крупным землевладельцем, получая многочисленные земельные пожертвования и от правителей, и от простых людей. Религиозная власть все более тесно переплетается со светской.

В ходе завоевательных войн VI-VII вв., когда в руки франкских королей, служилой аристократии и королевских дружинников переходит значительная часть галло-римских поместий в Северной Галлии, процессы феодализации у франков развиваются. Крупным собственником скота, рабов, колонов (мелких арендаторов земли) становится служилая знать, связанная вассальной зависимостью от короля, захватившего право распоряжения завоеванной землей.

Знать пополняется галло-римской аристократией, перешедшей на службу к франкским королям. При этом создание феодальных отношений ускорилось из-за столкновения общинных порядков франков и частнособственнических порядков галло-римлян. В середине VIIв. в Северной Галлии начинает складываться феодальная вотчина с характерным для нее разделением земли на господскую и крестьянскую.

Королевский земельный фонд уменьшался за счет раздачи земли королями, и государственная власть сосредоточилась в руках знати, захватившей все главные должности и, прежде всего, пост майордома. Майордом при Меровингах был высшим должностным лицом. Первоначально он назначался королем и возглавлял дворцовое управление. С ослаблением королевской власти его полномочия расширяются, и майордом становится фактическим главой государства. На рубеже VII-VIII вв. эта должность превратилась в наследственное достояние знатного и богатого рода, положившего начало династии Каролингов.

в) Королевская и императорская династия Каролинговсменила Меровингов в 751г., а прекратила свое существование в X в.

Переход королевской власти к Каролингам обеспечили успехи Карла Мартелла, одного из представителей этого рода, бывшего майордомом Франкского государства в 715-741 гг. Он восстановил политическое единство королевства и фактически сосредоточил в своих руках верховную власть.

Для упрочения государственной централизации и укрепления военного могущества королевства Карл Мартелл покончил с прежним порядком дарения земель в полную собственность. Вместо этого земли, конфискованные у непокорных магнатов и монастырей, вместе с жившими на них крестьянами передавались в условное пожизненное держание – бенефиций. Бенефициарий – держатель бенефиция – был обязан в пользу лица, вручившего землю, нести службу, преимущественно военную, иногда административную. Отказ от службы или измена королю лишали права на пожалование.

Реформа привела к росту феодального землевладения и обусловленного этим закабаления крестьян, а также дала толчок к образованию системы вассалитета –феодальной иерархической лестницы, особой системы соподчиненности: между бенефициаром (вассалом) и лицом, вручившим землю (сеньором), устанавливались договорные отношения.

С ростом феодального землевладения отдельные сеньоры, крупные зе­мельные собственники, получали иммунитет –привилегии, заключавшиеся в обладании правами военной, судебной и финансовой власти над крестьянами, жившими на их землях. На владения феодала, получившего грамоту короля, не распространялась деятельность государственных должностных лиц, а все государственные правомочия передавались владельцу имения.

В процессах установления власти крупных землевладельцев над крестьянами в Западной Европе огромную роль играла христианская церковь, ставшая сама крупным земельным собственником. Оплотом господствующего положения церкви были монастыри, а светской знати – укрепленные замки, которые становились вотчинными центрами, местом сбора ренты с крестьян, символом могущества сеньоров.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.