Здавалка
Главная | Обратная связь

Краткий конспект лекции



 

1. История Древнего Рима подразделяется на три периода:

- царский период – 753-510 гг. до н. э.

- период республики – 509-27 гг. до н. э.

- период империи – 27 г. до н. э.- 476 г. н. э.

2. Во время царского периода Римом последовательно правили семь царей: Ромул, Нума Помпилий, Тулл Гостилий, Анк Марций, Тарквиний Приск, Сервий Туллий, Тарквиний Гордый.

Время основания города Рима (753 г. до н. э.) характеризуется процессами разложения первобытнообщинного строя у племен, обосновавшихся у реки Тибр. Объединение путем войн трех племен (древних латинян, сабинян и этрусков) привело к образованию в Риме общины. Экономической основой ранней римской общины было сельское хозяйство. Все полноправное население Рима – римский народ, populus romanus, – делилось на три племени, племена делились на роды (по сто в каждом племени, всего триста), курии (объединение из десяти родов, всего их было тридцать) и трибы (объединение десяти курий, всего три). Первоначально в определенные дни роды, курии, племена, а затем и весь союз племен сходились на собрания для рассмотрения дел о спорных наследствах и судебных спорах вообще, приговорах к смертной казни и т. д. Старейшины родов входили в сенат – совет старейшин, составленный, по преданию, Ромулом из трехсот сенаторов. В компетенцию сената входило предварительное обсуждение всех дел, которые выносились на решение Народного собрания, а также ведение текущих дел по управлению Римом. Постепенно он сделался главной правительственной властью. Главой римской общины, ее гражданским правителем и верховным военачальником был рекс – царь. Он избирался на комициях (народных собраниях, проходивших по куриям, – куриатных комициях), участвовать в которых могли только патриции, члены старейших римских родов. Первоначально к полноправному населению относились лишь они. Патриции (члены старейших римских родов) обладали следующими правами:

- правом на земельный надел, закрепленный за ним и его семьей (будучи, таким образом, участником общей земельной собственности);

- правом на наследование этого надела и родового имущества вообще;

- правом на получение от рода помощи и защиты;

- правом на участие в религиозных обрядах и празднествах и т. д.

Часть населения, стоявшая вне родовой организации, называлась плебеями. Плебеи были лично свободными, несли военную службу наряду с патрициями, но получали неравную с ними долю военной добычи и должны были довольствоваться лишь подачками.

С имущественной дифференциацией усложняется социальная структура общины. В родах выделяются отдельные богатые аристократические семьи. Из их среды выходят военачальники, городские магистры. Постепенно патриции составили господствующее сословие, владевшее крупными наделами земли и рабами, а также обзавелись клиентами. Клиенты – обедневшие сородичи, бесправные завоеванные или пришлые жители, – будучи лично свободными, но ограниченными в правах, находились под покровительством патронов из патрициев, получали от них земельные наделы, а также их родовое имя, за что должны были нести в их пользу разные повинности, прежде всего воинскую. Плебеи этого времени могут быть отождествлены с мелкими и средними землевладельцами, а также ремесленниками. С течением времени численность плебса увеличилась, и он превратился в политическую и экономическую силу, противостоявшую патрициату. Политическая история Рима нескольких веков отмечена борьбой плебеев за уравнение своих прав с патрициями.

Традиция приписывает царю Сервию Туллию (середина VI в. до н. э.) реформу общественного устройства, в результате которой плебеи были введены в состав populus romanus (римского народа). Реформа основывалась на имущественном различии и территориальном делении, что усилило процесс ослабления кровнородственных связей, лежавших в основе первобытнообщинной организации.

Первая часть реформы – деление всего свободного населения Рима на шесть имущественных разрядов и на сотни – центурии. В основу деления был положен размер земельного надела, которым владел человек. Позднее, с появлением в IV в. до н. э. денег, была введена денежная оценка имущества на ассы. Обладавшие полным наделом входили в первый разряд, тремя четвертями надела – во второй и т. д. Кроме того, из первого разряда была выделена особая группа граждан – всадники, а безземельные – пролетарии – объединялись в шестой разряд. Общее число центурий равнялось 193. Из них 18 центурий всадников и 80 центурий первого разряда составляли больше половины всех центурий. Поскольку каждая центурия имела один голос, то голоса богатых и самых богатых центурий составляли большинство – 98 голосов из 193. Центурии стали не только военной, но и политической силой. Наряду с куриатными народными собраниями стали созываться народные собрания по центуриям. Решение народного собрания по центуриям получало силу закона, и это собрание оттесняло на вторые роли народное собрание по куриям.

Вторая часть реформы – деление свободного населения по территориальному принципу. В Риме было образовано 4 городских и 17 сельских территориальных округов, за которыми сохранили старое название племен – трибы. Триба объединяла и патрициев, и плебеев, живших в ней. Они подчинялись старосте, в обязанности которого входил также сбор налогов. Позднее по территориальным трибам также стали созываться свои собрания, в которых каждая триба имела один голос. Реформа завершила процесс ломки родового строя. Включив плебеев в состав римского народа, допустив их к участию в центуриатном и трибутном народных собраниях, она способствовала консолидации свободных, обеспечивала их господство над рабами.

3. Республиканский образ правления установился в Древнем Риме в 509 г. до н. э., после изгнания рекса Тарквиния Гордого. Республиканский период принято делить на периоды ранней республики и поздней республики. В этот период интенсивно развивалось производство, что привело к значительным социальным сдвигам. В Римской республике сочетались аристократические и демократические черты, обеспечивавшие привилегированное положение знатной богатой верхушки рабовладельцев.

Полную правоспособность в Риме имело только лицо, обладавшее тремя статусами – свободы, гражданства, семьи. Иначе говоря, полноправным мог быть только домовладыка, свободный и свободнорожденный римский гражданин. В публичном праве полная правоспособность означала разрешение участвовать в народном собрании и занимать государственные должности, в частном праве – разрешение вступать в римский брак и участвовать в имущественных правоотношениях. По статусу свободы все население Рима делилось на свободных и рабов. Свободные распадались на две социально-классовые группы: имущую верхушку рабовладельцев (землевладельцев, торговцев) и мелких производителей (землевладельцев и ремесленников), составлявших большинство общества. К последним примыкала городская беднота. Рабы в Римской республике были государственные и частные. Они превращаются в основной эксплуатируемый класс. Главным источником рабства был военный плен, а к концу республиканского периода получила распространение самопродажа в рабство. Независимо от того, какое место занимал раб в производстве, он являлся собственностью своего хозяина и рассматривался как часть его имущества. Власть хозяина над рабом была неограниченной.

По статусу гражданства свободное население Рима делилось на граждан и иностранцев (перегринов). Вольноотпущенники также относились к гражданам, но они оставались клиентами бывших хозяев и были ограничены в правах. Полную правоспособность могли иметь только свободнорожденные римские граждане. К перегринам относились свободные жители провинций – завоеванных Римом стран вне Италии, а также свободные жители иностранных государств. Для защиты своих прав они должны были избирать себе покровителей – патронов, в отношении которых находились в положении клиентов. Перегрины несли налоговые повинности. С развитием имущественной дифференциации возрастает роль богатства в определении положения римского гражданина. В конце III-II вв. до н. э. возникают привилегированные сословия – нобилей и всадников. Высшее сословие – сословие нобилей – образовалось в результате слияния самых знатных и богатых патрицианских родов с верхушкой плебса. Экономической базой нобилитета было крупное землевладение. Сословие всадников образовалось из торгово-финансовой знати и средних землевладельцев.

Статус семьи означал, что полной политической и гражданской правоспособностью пользовались только главы римских семей – домовладыки. Остальные члены семьи считались находящимися под властью домовладыки.

Высшими государственными органами Римской республики являлись народное собрание, сенат и магистратуры.

Народные собрания были центуриатные, трибутные и куриатные. Главную роль играли центуриатные собрания, обеспечивавшие принятие решений преобладавших аристократических и богатых кругов рабовладельцев. К середине III в. до н. э. расширением государства и увеличением числа свободных изменилась структура собрания: каждый из пяти разрядов имущих граждан стал выставлять равное количество центурий – по 70, а общее число центурий было доведено до 373. В компетенцию центуриатного собрания входило принятие законов, избрание высших должностных лиц республики (консулов, преторов, цензоров), объявление войны и рассмотрение жалоб на приговоры к смертной казни. Трибутные собрания в зависимости от состава жителей триб делились на плебейские и патрицианско-плебейские. Их компетенция была ограниченной. Они избирали низших должностных лиц (квесторов, эдилов и др.) и рассматривали жалобы о взыскании штрафа. Кроме того, плебейские собрания избирали плебейского трибуна, а с III в. до н. э. получили право принятия законов, что привело к росту их значения в политической жизни Рима. Куриатные собрания потеряли свое значение. Они лишь формально вводили в должность лиц, избранных другими собраниями, и впоследствии были заменены собранием тридцати представителей курии – ликторов.

Сенат имел важнейшее значение в государственном механизме Римской республики. Раз в пять лет цензоры (должностные лица, распределявшие граждан по центуриям и трибам) составляли списки сенаторов из представителей знатных и богатых семей, то есть сенаторы не избирались, а назначались, что делало сенат независимым от воли большинства свободных граждан. Хотя сенат формально был совещательным органом, в его полномочия входили функции: законодательные – он контролировал законодательную деятельность центуриатных и плебейских собраний, утверждая их решения, а впоследствии предварительно рассматривая законопроекты; финансовые – в распоряжении сената находилась казна государства, он устанавливал налоги и определял необходимые финансовые расходы; по общественной безопасности, благоустройству и религиозному культу; внешнеполитические – если войну объявляло центуриатное собрание, то мирный договор, а также договор о союзе утверждал сенат. Он же разрешал набор в армию и распределял легионы между командующими армиями.

Магистратурами именовались государственные должности в Римской республике. Магистратуры были: ординарные (обычные), к которым относились должности консулов, преторов, цензоров, квесторов, эдилов и др., и экстраординарные (чрезвычайные), которые создавались в чрезвычайных обстоятельствах – тяжелая война, восстание рабов, серьезные внутренние беспорядки. В таких обстоятельствах сенат мог принять решение об установлении диктатуры. Диктатором назначался по предложению сената один из консулов. Он обладал неограниченной властью, которой подчинялись все магистраты. Срок диктатуры не должен был превышать шести месяцев.

Магистратуры замещались по следующим принципам: выборность – все магистратуры, кроме диктатора, избирались центуриатными или трибутными собраниями; срочность – один год (за исключением диктатора); коллегиальность; безвозмездность; ответственность.

Армия в Древнем Риме играла весьма важную роль, поскольку внешняя политика этого государства характеризуется почти непрерывными войнами. Уже в царский период общее собрание римского народа было и войсковым собранием, смотром военной силы Рима; оно строилось и голосовало по подразделениям – куриатным комициям. Воинскую повинность обязаны были нести все граждане с 18 до 60 лет, как патриции, так и плебеи. Правда, вместо патрона выполнять военные обязанности мог клиент. В республиканский период, когда римский народ был разделен на имущественные разряды, каждый разряд выставлял определенное число вооруженных мужчин, из которых формировались сотни – центурии. Всадники составляли центурии конницы; первый, второй и третий разряды – центурии тяжеловооруженной пехоты; четвертый и пятый разряды – центурии легковооруженной пехоты. Пролетарии выставляли одну невооруженную центурию. Командование армией вручалось сенатом одному из двух консулов. В 107 г. до н. э. консул Гай Марий провел военную реформу, после которой армия стала постоянной профессиональной организацией. Была ограничена воинская повинность римских граждан, производился набор добровольцев, получавших вооружение и жалованье от государства. Легионеры награждались частью военной добычи, а ветераны – земельными наделами из числа конфискованных и свободных земель. Армия сделалась инструментом политики, наемной силой, содержавшейся за счет завоеванных народов.

Распаду Римской республики послужили следующие причины:

- развитие рабовладельческого общества привело к обострению всех его классовых и социальных противоречий;

- важнейшим явлением социально-экономической и политической жизни Древнего Рима во II в. до н. э. следует считать кризис полисной организации, когда старые республиканские учреждения, приспособленные к нуждам небольшой римской общины, оказались в новых условиях недостаточно действенными.

Сопутствовали распаду Римской республики политические события:

- восстания рабов – два восстания в Сицилии (138 г. и 104-99 гг. до н. э.) и восстание под руководством Спартака (74-70 гг. до н. э.);

-борьба между мелким и крупным землевладением, широкое революционное движение сельского плебса, которое едва не привело к гражданской войне и возглавлялось братьями Гракхами, пытавшимися провести аграрную реформу (20-е - 30-е гг. II в. до н.э.);

-Союзническая война (91-88 гг. до н. э.), общеиталийское восстание против власти Рима, в результате чего наступила эпоха диктатур – вначале Суллы, а затем Цезаря.

4. Периоды Римской империи:

- период принципата (27 г. до н. э.-193 г. н. э.);

- кризисный период (193-284 гг. н. э.);

- период домината (284-476 гг. н.э.).

Принципат – форма правления, созданная Гаем Юлием Цезарем и окончательно установленная его преемником Октавианом Августом в 27 г. до н. э. Принципат сохраняет видимость республиканской формы правления и почти все учреждения республики. Но все это только прикрытие постреспубликанского государственного строя. Фактически принципат был монархией, поскольку при сохранении старых республиканских учреждений власть была сосредоточена в руках одного человека – первого сенатора, то есть принцепса. Переход управления государством к принцепсу произошел вследствие наделения его высшей властью, избрания на важнейшие должности, создания им отдельного чиновничьего аппарата и командования всеми армиями. Император-принцепс соединял в своих руках полномочия всех главных республиканских магистратур: диктатора, консула, претора, народного трибуна. Права сената были лишь почетными, а его полномочия – ограниченными. Законопроекты, поступавшие на одобрение в сенат, исходили от принцепса, их принятие обеспечивалось его авторитетом. Народные собрания, главный орган власти старой республики, пришли в упадок. Обыкновенными явлениями стали подкуп, разгон собраний, насилие над их участниками. В эпоху принципата завершился процесс превращения государства из органа римской аристократии в орган всего класса рабовладельцев. Верхушку рабовладельческого класса составляли сословия нобилей и всадников. Сословие нобилей сформировалось в III-II вв. до н. э. из патрицианско-плебейской поместной знати. В Римской империи нобили занимали доминирующее положение, как в обществе, так и в государстве. При императоре Августе (63 г. до н. э. - 14 г. н. э.) нобилитет превратился в сенаторское сословие, пополняемое за счет сановников, выдвинувшихся на государственной службе. Сословие всадников образовалось из торгово-финансовой знати и средних землевладельцев. Из их среды выходили ответственные чиновники и офицеры. Декурионы, состоявшие из средних землевладельцев, осуществляли управление городами империи. Представителями низших социальных слоев в империи были колоны и рабы. В результате постоянного грабежа крестьян со стороны латифундий, а также из-за уменьшения притока рабов свободные крестьяне начинают превращаться в колонов – арендаторов-издольщиков. Колоны становятся людьми, зависимыми от землевладельцев, навечно прикрепляются к земле и теряют возможность освободиться. Экономическая ситуация свидетельствовала о невыгодности труда рабов в силу их незаинтересованности в конечном результате.


 

БЛОК 2. ПРАКТИЧЕСКИЙ

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.