Здавалка
Главная | Обратная связь

Индивидуально-личностные характеристики, оказывающие влияние на формирование механизмов защиты



В подростковом возрасте на фоне гормонального дисбаланса, перестройки организма и изменения социально-психологических характеристик происходит заострение характера подростков. Отдельные черты характера начинают приобретать гипертрофированные черты, в то время как другие особенности практически исчезают из наблюдаемого поведения. Эти характерологические особенности, проявляющиеся в подростковом возрасте, А. Е. Личко (1985. С. 33) назвал «преходящие подростковые акцентуации характера» [39, с. 33].

Типы акцентуаций характера весьма сходны и частично совпадают с типами психопатий. Проблема же отграничения психопатий от крайних вариантов нормы возникла еще на заре учения о психопатиях. В. М. Бехтерев упоминал о переходных состояниях между психопатией и нормальным состоянием, П. Б. Ганнушкин подобные случаи обозначил как «латентную психопатию», О. В. Кебриков как «предпсихопатию», Г. К. Ушаков — как крайние варианты нормального характера, Л. И. Спивак и другие — как нервно-психическую неустойчивость [39, с. 33](там же).

Понятие «акцентуация» впервые ввел немецкий психиатр и психолог, профессор неврологической клиники Берлинского университета Карл Леонгард (1981)[38]. Им же разработана и описана классификация акцентуаций личности. В работах К. Леонгарда используется как сочетание «акцентуированная личность», так и «акцентуированные черты характера» К. Леонгард заменил термин «психопат» на термин «акцентуированная личность». Акцентуация характера, по Леонгарду, это нечто промежуточное между психопатией и нормой. По его мнению, акцентуированные личности — это не больные люди, это здоровые индивиды со своими индивидуальными особенностями. К. Леонгард специально подчеркивал, что акцентуированные люди не являются ненормальными. В противном случае нормой следовало бы считать только среднюю посредственность, а любое отклонение от нее рассматривать как патологию. Он полагал, что человек без намека на акцентуацию, конечно, не склонен развиваться в неблагоприятную сторону, но столь же маловероятно, что он как-нибудь отличается в положительную сторону. Акцентуированным личностям, напротив, присуща готовность к особенному, то есть как к социально положительному, так и социально отрицательному развитию. Обобщая все сказанное, очевидно, можно заключить, что акцентуация является не патологией, а крайним вариантом нормы.

В нашей стране получила распространение иная классификация акцентуаций характера, которая была предложена детским психиатром профессором А. Е. Личко. Он дает следующее определение акцентуации характера: «Акцентуации характера — это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствии чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим» [Личко39,А.Е. 1985с. С. 34].

Природа акцентуаций характера двояка, с одной стороны, чем ярче выражен тип акцентуации характера, тем скорее среди близких кровных родственников можно встретить лиц, наделенных теми же чертами характера. Роль среды как фактора, заостряющего эти черты, несомненна, особенно когда неблагоприятные влияния адресуются к месту наименьшего сопротивления данного типа акцентуации. Можно допустить, что под влиянием среды могут взращиваться, культивироваться определенные черты акцентуации, и даже создаваться ее тип. Наличие выраженного типа акцентуации характера может влиять на формирование отклоняющегося поведения при определенных ситуациях, в которых проявляются слабые стороны характера подростков, и при особенностях взаимодействия и воспитания подростка родителями.

Особенности характера при акцентуациях могут проявляться не постоянно, а лишь в некоторых случаях, в определенной обстановке, и почти не обнаруживаются в обычных условиях. При акцентуациях нарушения возникают только при определенного рода психических травмах, лишь в некоторых трудных ситуациях, а именно тогда, когда они адресуются к месту «наименьшего сопротивления», к «слабому звену» данного типа характера. При каждом типе акцентуаций имеются свойственные только ему, отличные от других типов, «слабые места». Это так называемое «место наименьшего сопротивления», которое подразумевает наличие таких особенностей характера подростка, благодаря которым он чувствует себя особенно неприспособленным к определенным ситуациям или условиям. Эти специфические черты проявляются лишь в определенных ситуациях, отличающихся для разных характеров. В этих ситуациях подросток ведет себя неадекватно, не разумно, не так как другие.

В зависимости от степени выраженности выделят две степени акцентуаций характера — явная (крайний вариант нормы, черты определенного типа акцентуации ярко выражены и проявляются и проявляются в повседневной жизни); и скрытая акцентуация (обычный вариант нормы, черты определенного характера выражены слабо, проявляются в стрессовых ситуациях, которые предъявляют повышенные требования к «месту наименьшего сопротивления»).

Динамика акцентуаций характера может идти по двум путям: акцентуация может быть проходящей, несущий транзисторный характер. Второй путь динамических изменений при акцентуациях характера, подразумевает его стойкие изменения и может быть нескольких видов:

· переход явной акцентуации в скрытую. При повзрослении и под влиянием накопленного жизненного опыта акцентуированные черты характера сглаживаются или компенсируются. Без знания анамнеза особенностей поведения в подростковом возрасте и без специального патохарактерологического обследования в таких случаях становится трудно составить четкое представление о типе акцентуации. Однако под влиянием некоторых психогенных факторов, а именно тех, которые адресуются к «месту наименьшего сопротивления», присущему данному типу акцентуации, черты этого типа, до этого уже замаскированные, раскрываются во всей полноте и порою внезапно;

· формирование на почве акцентуации характера психопатического развития под действием неблагоприятных условий среды. В этих случаях динамические изменения выходят за рамки вариантов нормы;

· трансформация типов акцентуаций характера является одним из кардинальных явлений в их возрастной динамике. Суть этих трансформаций состоит обычно в присоединении черт близкого, совместимого с первоначальным типа, причем черты нового типа могут делаться доминирующими.

В некоторых случаях акцентуации характера являются необходимым модулятором человеческой деятельности, позволяющим преодолевать препятствия и трудности, не замечать в некоторых случаях помехи отвлеченно- эстетического свойства. В то же время, излишняя конформность и слепое подчинение «нормам» могут стеснять человека в выборе решения и мешать ему в достижении цели.

Ниже мы приводим описание типов акцентуации характера у подростков (по А. Е. Личко), выделяя наиболее важные ключевые моменты, опираясь на которые социальный работник, педагог или психолог может дать объективную оценку характерологических особенностей, распознать наличие акцентуации и разработать приемы и методы индивидуальных превентивных или коррекционных мер. В схеме описания приводятся:

· основные признаки акцентуации характера, проявляющиеся с детства;

· наиболее частая причина дезадаптации, «слабое место», факторы, провоцирующие возникновение поведенческих или эмоциональных нарушений;

· наиболее частые формы проявления дезадаптации или декомпенсации;

· характерные возрастные поведенческие реакции и возможные формы нарушения поведения, свойственные данному типу акцентуации;

· индивидуально-дифференцированный подход, применяемый к данному типу акцентированной личности.

Гипертимный тип

Основные признаки.Почти всегда очень хорошее, приподнятое настроение. С раннего детства подвижность, общительность, чрезмерная самостоятельность, склонность к озорству, легкость общения и быстрота усвоения учебного материала.

Провоцирующие факторы, «слабое место». Ограничение возможностей контактирования с окружающими по его собственному выбору. Попытки строгого направления деятельности подростка и выбора его контактов. Строго регламентированный режим. Неблагоприятным типом воспитания является доминирующая гиперпротекция с жестким контролем, которая усиливает подростковую реакцию эмансипации. В то же время воспитание по типу эмоционального отвержения провоцирует появление поведенческих нарушений.

Форма проявления дезадаптации.С первых лет обучения в школе неусидчивость, отвлекаемость, недисциплинированность. Прогулы, конфликты с родителями и учителями.

Возрастные реакции и формы нарушения поведения.У данного типа выражена реакция эмансипации, проявляющаяся в конфликтах с родителями и учителями и особенно усиливающаяся при гиперопеке и авторитарном стиле обращения с подростком. Выражена реакция группирования, причем в группе часто подростки этого типа становятся лидерами. Увлечения нестойки, часто меняются. Данному типу свойственно раннее начало половой жизни вследствие рано созревающего полового влечения, возможны беспорядочные сексуальные связи. Делинквентное поведение проявляется в форме мелких асоциальных поступков и правонарушении, обычно для показа сверстникам своей смелости. Как следствие реакции эмансипации для избегания излишнего контроля и для самоутверждения могут случаться побеги, чаще в форме самовольных отлучек. Имеется склонность к алкоголизации, частые выпивки в группе с целью развлечения. Истинный алкоголизм в подростковом возрасте не формируется.

Индивидуально-дифференцированный подход. Подростки этого типа легко идут на контакт вследствие своей общительности. Влияние на подростка может оказать педагог, который сам является самостоятельной личностью и проявляет к подростку уважение, интерес, благожелательность. Рекомендуется обеспечить возможность широких контактов, хорошо действует помещение в группу молодежи, слегка старшей по возрасту. Среда должна быть разнообразной, с богатыми возможностями для проявления собственной активности подростка. Учебная или трудовая деятельность должна осуществляться в коллективе, с возможностями смены обстановки, характер труда — не монотонный, разнообразный, со сменой видов деятельности.

Циклоидный тип

Основные признаки.Чаще это скрытый тип. В детстве обычно не, проявляется. Признаками являются негрубо выраженные колебания настроения, периоды подъема сменяются периодами спада, вплоть до депрессии. В период подъема напоминают подростков с гипертимной акцентуацией. Первая субдепрессивная фаза обычно совпадает с началом подросткового кризиса, проявляется в снижении настроения, утомляемости, вялости.

Провоцирующие факторы, «слабое место».Факторы, провоцирующие дезадаптацию, в период подъема таковы же, как у гипертимов. В депрессивную фазу отрицательно влияет коренная ломка испытанного стереотипа, то есть известного порядка занятий, отношений или обязательств. Чувствителен к коллективной проработке на собраниях.

Форма проявления дезадаптации.Субдепрессия или депрессия с раздражительностью и придирчивостью не только к старшим, но и к сверстникам, с утомляемостью, вялостью, ипохондрическими жалобами, стремлением к «домоседству», ощущением собственной несостоятельности и неуверенностью. Такое состояние может смениться эмоциональным подъемом, напоминающим гипертимный с повышенной активностью, неусидчивостью, возбудимостью. При перегрузках возникает повышенная утомляемость с идеями самообвинения.

Возрастные реакции и формы нарушения поведения.Реакции эмансипации и группирования обычно проявляются в период подъема настроения. Увлечения нестойкие, возникают в период подъема, а в период спада настроения забрасываются на время.

Этому типу не свойственны грубые формы нарушения поведения. Делинквентное поведение может появиться в период подъема настроения. Склонность к приему алкоголя проявляется также в период подъема, а в депрессивную фазу отсутствует. В период спада настроения под влиянием идей самообвинения могут совершать попытки самоубийства, носящие аффективный характер.

Индивидуально-дифференцированный подход.При контакте требуется гибкая тактика в зависимости от фазы, в которой находится подросток. При подъеме — как с гипертимными; при спаде — ровное, теплое отношение, избегать критики и наказания, не фиксировать внимание на неудачах. Напоминание о том, что вскоре наступит подъем настроения, может облегчить состояние.

Лабильный (эмотивный + экзальтированный) тип

Основные признаки.Частая, кажущаяся немотированной смена настроения по нескольку раз в день. Чувствительность к чужому мнению о себе, обостренная ранимость. На «пустяковые», с точки зрения другого человека, раздражители может реагировать несообразно сильно. Акцентуация лабильного типа встречается у 20% подростков.

Провоцирующие факторы, «слабое место».Неловкая шутка, замечание в адрес подростка, грубость в присутствии сверстников, неудача, даже оторвавшаяся от костюма пуговица. Особо значимы для подростков этого типа отвержение со стороны близких значимых людей, разлука и утрата близких.

Форма проявления дезадаптации.Переживания самого пессимистического характера по мелким поводам, унылое и мрачное расположение духа в ответ на неловкую шутку, которую взрослые забудут мгновенно. Возможны острые аффективные реакции, депрессии, неврозы. Лабильному подростку свойственна способность к сильным, глубоким чувствам, искренняя привязанность и дружба к родным и близким. На почве эмоциональных переживаний в аффективном состоянии возможно совершение самоубийства.

Возрастные реакции и формы нарушения поведения.Реакции эмансипации и группирования нестойкие, подчинены перепадаем настроения. Увлечения, в основном, информативно-коммуникативного характера — музыка, общение в компаниях, могут увлекаться заботой о домашних животных. Хобби могут носить и эгоцентрический характер, проявляющийся в стремлении понравиться окружающим, заслужить одобрение старших и сверстников. Грубые нарушения поведения данному типу не свойственны. Алкоголь могут принимать в компаниях, в небольших дозах. Побеги совершают, в основном, вследствие избегания трудной ситуации, эмоционального отвержения; при побегах обычно не совершают правонарушений. Иногда побеги могут носить и демонстративный характер. Сексуальная активность проявляется, в основном, в форме флирта и ухаживаний. Поскольку в подростковом возрасте сексуальное влечение обычно мало дифференцировано, могут быть вовлечены более старшими в преходящий подростковый гомосексуализм.

Индивидуально-дифференцированный подход.Нуждаются в эмоциональной поддержке, близком друге-утешителе. Таким может стать психолог, педагог, социальный работник. Среда и трудовая деятельность должны быть ровными, не создавать излишнего эмоционального напряжения. Избегать насмешек, подчеркивания недостатков и неудач. Напротив, почаще хвалить, ободрять подростка.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.