БАТАРЕЯ ТЕСТОВ ДЛЯ ОЦЕНКИ ЛОБНОЙ ДИСФУНЦИИ
(англ.:Frontal Assesment Battery – FAB), Dubois B. et al, 2000 [42]. 1. Концептуализация (функция обобщения). Пациента спрашивают: "Что общего между яблоком и грушей?" Правильным считают ответ, который содержит категориальное обобщение ("Это фрукты"). Если больной затрудняется или дает иной ответ, ему говорят правильный ответ. Потом спрашивают: "Что общего между столом и стулом?" .... "Что общего между пальто и курткой?" Каждое категориальное обобщение (т. е. фрукты, мебель, цветы) оценивается в 1 балл. Максимальный балл в данном субтесте - 3, минимальный - 0. 2. Беглость речи. Просят закрыть глаза и в течение минуты называть слова на букву "с". При этом имена собственные не засчитываются. Результат: более 9 слов за минуту - 3 балла, от 6 до 9 - 2 балла, от 3 до 5 - 1 балл, менее 3 - 0 баллов. 3. Динамический праксис. Больному предлагается повторить за врачом одной рукой серию из трех движений: кулак (ставится горизонтально, параллельно поверхности стола) - ребро (кисть ставится вертикально на медиальный край) - ладонь (кисть ставится горизонтально, ладонью вниз). При первых трех предъявлениях серии больной только следит за врачом, при вторых трех предъявлениях - повторяет движения врача, наконец последующие два раза по три серии делает самостоятельно. При самостоятельном выполнении подсказки больному недопустимы. Результат: правильное самостоятельное выполнение шести серий движений - 3 балла, трех серий - 2 балла; если сам пациент не справляется, но выполняет три серии совместно с врачом - 1 балл. 4. Простая реакция выбора. Дается инструкция: "Сейчас я проверю Ваше внимание. Мы будет выстукивать ритм. Если я ударю один раз, Вы должны ударить два раза подряд. Если я ударю два раза подряд, Вы должны ударить только один раз". Выстукивается следующий ритм: 1-1-2-1-2-2-2-1-1-2. Оценка результата: правильное выполнение - 3 балла, не более 2 ошибок - 2 балла, много ошибок - 1 балл, персеверативное повторение ритма за врачом - 0 баллов. 5. Усложненная реакция выбора. Дается инструкция: "Теперь если я ударю один раз, то Вы тоже один раз. Если я ударю два раза подряд, Вы ничего не должны делать". Выстукивается ритм: 1-1-2-1-2-2-2-1-1-2. Оценка результата аналогично п.4. 6. Исследование хватательных рефлексов. Больной сидит, его просят положить руки на колени ладонями вверх и проверяют хватательный рефлекс. Отсутствие хватательного рефлекса оценивается в 3 балла. Если больной спрашивает, должен ли он схватить, ставится оценка 2. Если больной хватает, ему дается инструкция не делать этого и хватательный рефлекс проверяется повторно. Если при повторном исследовании рефлекс отсутствует ставится 1, в противном случае - 0 баллов. Максимальный показатель данного теста – 18 баллов. Общепринятого подхода к интерпретации результатов БТЛД сегодня не существует. По опыту работы лаборатории памяти и Клиники нервных болезней им. А. Я. Кожевникова ММА им. И. М. Сеченова результат БТЛД в 16-18 баллов соответствует легким когнитивным нарушениям или нормальным когнитивным функциям; 12-15 баллов чаще свидетельствуют об умеренной лобной дисфункции в отсутствие деменции, а 11 баллов и ниже характерны для деменции лобного типа. Однако это разделение также условно, и у пациентов с Болезнью Альцгеймера в отсутствие симптомов лобной дисфункции также может наблюдаться достаточно высокий балл по данной шкале даже при наличии деменции. Результаты данного теста не следует рассматривать в отрыве от клинических и анамнестических данных. (англ.: Clock drawing test)[60]
Пациенту предлагается нарисовать на чистом нелинованном листе бумаги круглые часы с цифрами на циферблате и указать на них стрелками заданное время. Данная методика является одной из самых простых и, в тоже время, высокочувствительных. Одна из наиболее общеупотребительных методик интерпретации результатов теста приведена ниже. 10 баллов – норма, нарисован круг, цифры в правильных местах, стрелки показывают заданное время 9 баллов – незначительные неточности в расположении стрелок 8 баллов – более заметные ошибки в расположении стрелок 7 баллов – стрелки показывают совершенно неправильное время 6 баллов – стрелки не выполняют свою функцию (например, нужное время обведено кружком) 5 баллов – неправильное расположение чисел на циферблате: они следуют в обратном порядке (против часовой стрелки), или расстояние между числами неодинаковое 4 балла – утрачена целостность часов, при этом часть чисел отсутствует или расаположена вне круга 3 балла – числа и циферблат более не связаны друг с другом 1 балл – больной не делает попыток выполнить инструкцию
ТЕСТ “5 слов” (B. Dubois, 2002) При выполнении последнего теста пациенту дается для запоминания список из 5 слов, которые надо рассортировать по семантическим группам (напиток, посуда, транспорт, здание, насекомое). Исследуется непосредственное воспроизведение без подсказки, при затруднениях используют в качестве подсказок названия семантических групп. После интерферирующего задания (тест рисования часов) вновь исследуется воспроизведение, как свободное, так и с подсказкой. Рекомендованные слова приведены ниже.
ЛИМОНАД БЛЮДЦЕ ГРУЗОВИК КИНОТЕАТР КУЗНЕЧИК При интерпретации результатов теста необходимо учитывать, что для БА характерен специфический, “гиппокампальный” тип мнестических нарушений. При этом определяется значительная разница между непосредственным и отсроченным воспроизведением слов (за счет дефицита отсроченного воспроизведения), а подсказки при воспроизведении неэффективны. Для сосудистой мозговой недостаточности, заболеваний с преимущественным поражением подкорковых базальных ганглиев и нормального старения характерны нарушения памяти различной степени выраженности, но принципиально иного характера: непосредственное и отсроченное воспроизведение слов различаются незначительно, а подсказка семантической категории при воспроизведении помогает вспомнить слово. К сожалению, данный тест обладает низкой чувствительностью при недементных КР. Для повышения чувствительности возможно удлинение списка слов до семи или двенадцати. В то же время вероятность избыточной диагностики БА с помощью данного теста очень мала: низкий результат теста позволяет почти не сомневаться в данном диагнозе. Приложение 2 Инструкция ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|