Здавалка
Главная | Обратная связь

Нетрадиционные жизненные циклы товаров и их характеристика



Помимо классической формы кривой жизненного цикла товара, когда четко определяются стадии внедрения товара на рынок, роста, зрелости и спада, можно выделить примеры специфических ее видоизменений (рис.9.2).

Кривая, носящая название «бум», описывает чрезвычайно популяр­ный товар со стабильным сбытом на протяжении длительного времени. «Продолжительное увлечение» предлагает быстрый рост сбыта изделий, затем быстрое падение, но с остаточным средним уровнем продаж. Сезонная кривая, или кривая моды относится к жизненному циклу товаров, переживающих на рынке периодические, разнесенные по времени взлеты и падения спроса. По отношению к таким товарам принято выделять две главные стадии: резкий рост продажи в первой стадии и столь же резкое ее снижение во второй. Это связано с тем, что «пик» моды продолжается обычно долго и внезапно заканчивается. Так же внезапно падает и спрос. Неслучайно введение остромодных изделий на рынок сопряжено с большим коммерческим риском, а цены на них на первой стадии весьма высоки, чтобы можно было окупить затраты и в определенной мере компенсировать падение прибыли во второй стадии.

 

Таблица 9.1.

Факторы маркетинга, учитываемые на различных стадиях жизненного цикла товара

Стадии Маркетинговые факторы
  товар и его изменения маркетинговая деятельность производство и распределение конкуренция доля розницы в цене товара и прибыли покупатель и его поведение
Стадия внедре-ния Ключевое значение для успеха имеют конструкция (дизайн), потребительские свойства товар, а также обратная связь с потребите-лями. На рынке множество разных товаров Очень высокие затраты на рекламу по отношению к объему реализации товара. Максимальное использование возможностей цен. Большие расходы на мероприятия по маркетингу Избыток и незагруженность производствен-ных мощностей. Выпуск товаров малыми и средними партиями. Высокая себестоимость. Специально выделенные каналы товарораспреде-ления Лишь очень немногие фирмы являются конкурентами Высокие цены, высокая доля розницы. Низкая прибыльность. Эластичность цен, доступная отдельной розничной фирме, не столь велика, как в фазе зрелости Покупатель инертен. Покупателя необходимо убедить попробовать испытать товар
Стадия роста Товары имеют технические и функциональ-ные различия. Качество товаров высокое. Появляются конкурирую-щие товары Высокие расходы на рекламу, но все е составляющие меньшую долю оборота, чем в фазе внедрения. Для товаров, не имеющих технического характера, ключевыми задачами являются реклама и товарораспределе-ние Производствен-ных мощностей не хватает. Сдвиг в сторону массового производства. Товарораспреде-ление осуществляется по каналам массового оборота Многие фирмы вступают в конкурентную борьбу. Численность конкурентов становится значительной Высокие прибыли. Весьма высокие цены, однако ниже, чем в фазе внедрения. Доля розницы в цене и прибыли устойчива к воздействию экономического спада Контингенты покупателей расширяются. Потребители принимают товары даже нестабильного и неодинакового качества
Стадия зрелости Превосходное качество. Замедление изменений товаров Сегментация рынка: его разделение на отдельные сегменты. Усилия, направленные на продление жизненного цикла. Углубление ассортимента. Конкуренция рекламных кампаний Некоторый избыток производствен-ных мощностей. Применяются стабильные, отработанные технологии. Товар выпускается крупными партиями. Высокие затраты на физическое распределение вследствие углубления ассортимента Конкуренция цен. Увеличение количества фирменных торговых марок Цены падают. Доля розницы в цене товара и прибыли уменьшается. Структура цен и распределение долей рынка между конкурирую-щими фирмами устоялась Массовый рынок. Насыщение. Повторные и многократные покупки. Как правило, покупатель выбирает из нескольких фирменных марок товара
Стадия спада Малая дифференциа-ция между товарами. Качество товара нестабильное Низкое отношение расходов на рекламу к объему и реализации. Малые прочие расходы по маркетингу Значительный избыток производствен-ных мощностей. Использование лишь некоторых каналов товарораспреде-ления Фирмы начинают выходить из конкурентной борьбы, количество конкурентов уменьшается Низкая цена, низкая доля розницы в этой цене. В самом конце фазы цены могут повыситься Покупатели опытны, хорошо знают товар

 

Рис.9.2. Разновидности жизненных циклов товаров

 

Для ряда товаров характерен удлиненный жизненный цикл (кривая возобновления или ностальгии). В этом случае постоянный рост спроса прерывается на непродолжительное время стабилизацией со спадом, после чего вновь наблюдается его очередное увеличение. Причины продления жизненного цикла могут быть разные: новые области применения изделия, новые сегменты рынка, снижение цен и др Жизненный цикл товара может выразиться в кривой «вспышка». В этом случае продажа товара вначале стремительно возрастает, а затем столь же резко падает.

Кривая «провал» характерна для товаров, которые вообще не имели успеха на рынке.

Продолжительность всего жизненного цикла и отдельных его стадий для различных товаров неодинакова: от нескольких дней до нескольких десятков лет. Одна продолжительность для такого товара, как кубик-рубика, и совершенно другая — для мебельного гарнитура. Общей тенденцией для товаров как потребительского, так и производственного назначения, является сокращение цикла жизни.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.